Грузовики ЗИЛ: модельный ряд
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Московский автомобильный завод имени Лихачёва работал почти сто лет: в 1916-2015 гг. За это время он сделал 8 миллионов грузовиков! Представляем Вашему вниманию обзор известных серийных моделей этого предприятия.
Изначально завод назывался АМО («Автомобильное московское общество»). С 1931 года стал заводом имени Сталина, а с 1956 года – заводом имени Лихачёва.
Fiat 15 Ter / АМО-Ф15 (1916-1931)
Всё началось в 1916-м с итальянского Fiat 15 Ter – грузовика грузоподъёмностью 1,5 тонны, который начал производиться в Италии тремя годами ранее. Этот грузовик оснащался четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 4,4 литра, мощностью 35 л.с. и четырёхступенчатой коробкой передач.
В 1917-1919 годах завод вёл сборку грузовиков из итальянских машинокомплектов. Итог этой деятельности – 1300 готовых автомобилей.
Осенью 1924-го завод собрал несколько АМО-Ф15 (всё тот же Fiat 15 Ter), которые и стало принято считать первыми советскими автомобилями.
7 ноября колонна из 10-ти таких автомобилей прошла на параде по Красной площади, а 25 ноября три грузовика отправились с Красной площади в первый для советского автопрома испытательный пробег по маршруту: Москва — Тверь — Новгород — Ленинград — Витебск — Смоленск — Москва.
С марта 1925 года началось серийное производство автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 году было выпущено 113 таких машин, а в 1926 году – 342. К 1931 году был сделан 6971 экземпляр АМО-Ф-15.
АМО-2 / АМО-3 / ЗИС-5 (1930-1948)
Запуск в массовое производство второй серийной модели завода – АМО-2 – стал результатом серьёзной модернизации и технического перевооружения предприятия, проведённых на рубеже 20-х / 30-х годов.
В 1930 году для выпуска на заводе АМО советским правительством была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собираемый первоначально из американских машинокомплектов грузовик получил название АМО-2. Автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т оснащался рядным шестицилиндровым мотором объемом 4,9 литра, мощностью 54 л.с., и четырёхступенчатой коробкой передач.
Когда провели локализацию производства и запустили первый в истории СССР конвейер (в 1931 году) и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3. Это уже был грузовик, полностью сделанный из отечественных комплектующих.
Мощность его двигателя была увеличена до 72 л. с. А в 1933 году на его основе была сделана следующая основная серийная модель – грузовик ЗИС-5, грузоподъёмностью 3 тонны. Но фактически это был всё тот же АМО-3.
В 1934 году, после завершения полной реконструкции предприятия (до 100 тыс. автомобилей в год), этот ставший легендарным в будущем грузовик пошёл в массовую серию. В сутки выпускалось свыше шестидесяти грузовиков ЗИС-5. На базе этой машины было создано 25 моделей и модификаций, 19 из которых тоже пошли в серию.
ЗИС-5, прозванный в шоферской среде «Захаром», выпускался до 1948-го года. Таких грузовиков было сделано более полумиллиона. А вместе с теми ЗИС-5, которые произвели ещё в Ульяновске и в Миассе – около миллиона штук. По сравнению с базовой моделью, АМО-3, ЗИС-5 имел 3000 кг грузоподъёмность, а его двигатель рабочим объёмом 5,6 л развивал уже 73 л.с.
На базе ЗИС-5 тоже делали много модификаций. В их числе – газогенераторные и газобаллонные грузовики, длиннобазные версии ЗИС-11 и ЗИС-12.
ЗИС-150 / ЗИС-151 (1947-1958)
Ещё 1937 году на заводе изготовили первый опытный образец грузовика нового поколения. Его грузоподъёмность была доведена до 5000 кг (на шоссе, по грунтовкам – 3500 кг). Автомобиль отличался цельнометаллической трёхместной кабиной, топливным баком на 100 л, форсированным до 82 л.с. мотором.
До войны запустить ЗИС-150 в серийное производство не успели, поэтому в серию новый современный на тот момент грузовик пошёл только в 1947 году. И в первые годы выпуска он ещё делался с деревянно-металлической кабиной.
С 1947-го по 1957-й год предприятие выпустило более 770 тысяч грузовиков ЗИС-150. Его 5,6-литровый мотор развивал мощность в 90, а затем 95 л.с.
На платформе ЗИС-150 был построен трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости ЗИС-151, с колёсной формулой 6х6. Он стал первым отечественным автомобилем серийного производства с тремя ведущими мостами.
ЗИС-151 широко использовался в Советской Армии – в качестве шасси для размещения систем залпового огня, топливозаправщиков, подвижных средств связи и так далее.
ЗИЛ-164 (1957-1964)
С октября 1957-го по декабрь 1964 года серийно выпускался грузовик ЗИЛ-164 – продукт глубокой модернизации ЗИС-150. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель рабочим объёмом 5560 см³ развивал мощность 100 л.с. при 2800 об/мин; крутящий момент – 33 кгс/м при 1100-1400 об/мин.
Автомобиль ЗИЛ-164 и его модификация ЗИЛ-164А долгие годы были «рабочими лошадками» большинства автохозяйств Советского Союза. Это были универсалы на все случаи жизни. На их базе специализированные заводы выпускали большими сериями фургоны и самосвалы, бензовозы-топливозаправщики и другие автоцистерны, пожарные машины и автокраны, другие типы специальной техники.
ЗИЛ-157 (1958-1978)
Это трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, созданный на базе ЗИС-151. Широко использовался в Советской Армии, а также в народном хозяйстве регионов со сложными природно-климатическими условиями.
В 1978 году производство ЗИЛ-157 было перенесено на УАМЗ (Уральский автомоторный завод), в то время один из филиалов ЗИЛа, где под индексом ЗИЛ-157КД эта машина производилась вплоть до 1991 года.
Автомобиль ЗИЛ-157, как и его предшественник ЗИС-151, имел сложную трансмиссию с 5-ю карданными валами: промежуточным (между раздаточной коробкой и КПП); на передний мост; на средний мост; к заднему мосту подходили два карданных вала с промежуточным подшипниковым узлом на среднем мосту. На ЗИЛ-157 применялись колёса и шины размером 12,00-18.
Впервые в советском автопроме на серийном грузовом автомобиле была применена система централизованного регулирования давления в автомобильных шинах. Водитель со своего места мог регулировать давление в шинах всех колёс, по выбору. Мощность двигателя ЗИЛ-157 составляла 109 л.с.
ЗИЛ-157 унаследовал от предшественников прозвище «Захар», а также его называли и по-другому: «Колун», «Мормон», «Крокодил».
ЗИЛ-130 (1963-1995, с 1986 г. – ЗИЛ-431410)
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика – ЗИЛ-130. Он получил новый 8-цилиндровый V-образный верхнеклапанный двигатель мощностью 150 л. с. при 3200 об/мин. (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 41 кГм при 1800 об/мин., степенью сжатия 6,5 и рабочим объёмом 5969 см³.
ЗИЛ-130 оснастили гидроусилителем руля, синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач, трёхместной кабиной ультра-современного на тот момент дизайна. Для выпуска этого нового семейства завод обновил многое своё оборудование.
Массовое серийное производство ЗИЛ-130 стартовало в 1963 году, а дожил этот грузовик, в немного модернизированном формате и уже под именем ЗИЛ-431410 (с 1986 года) до 1995-го! Общее количество автомобилей ЗИЛ-130, выпущенных заводом имени Лихачёва, превысило 3,4 миллиона экземпляров. За эти годы было сделано множество разнообразных модификаций самого массового грузовика в истории советского автопрома.
ЗИЛ-170 (модель, разработанная для нового завода КамАЗ)
В середине 60-х специалисты завода имени Лихачёва разработали новую модель бескапотного грузовика ЗИЛ-170, построили опытные образцы и провели их испытания. Но по решению советского правительства данная модель была передана на новый Камский автомобильный завод в Набережных Челнах, и стала основой для первой модели этого предприятия – КамАЗ-5320.
ЗИЛ-170 был оснащён дизельным двигателем ЯМЗ-740 (КамАЗ-740.10) мощностью 210 л.с., пятиступенчатой коробкой переключения передач с делителем, блокируемым межосевым дифференциалом.
ЗИЛ-131 (1966-1994)
Этот трёхосный грузовик повышенной проходимости, с колёсной формулой 6х6, выпускался в основном для нужд Советской Армии, а также для обслуживания нефтегазовой, железнодорожной и т.п. отраслей в труднодоступных регионах. На шасси ЗИЛ-131 массово монтировались буровые установки, бензовозы-топливозаправщики и другая специальная техника.
На Уральском автомоторном заводе производство ЗИЛ-131Н продолжалось вплоть до 2002 года, в том числе уже и с дизельным двигателем. А изначально двигатель на ЗИЛ-131 был тот же, что и на ЗИЛ-130: карбюраторный V-образный восьмицилиндровый.
ЗИЛ-133 (1975-2005)
Для трёхосного грузовика ЗИЛ-133 стандартного 150-сильного мотора ЗИЛ-130 было мало. К тому же, завод имени Лихачёва, в соответствии с велениями времени, уже планировал переход от бензиновых карбюраторных грузовиков к более экономичным дизельным.
Разработка более грузоподъёмной трёхосной машины (8 тонн, 6х4) на базе 5-тонного ЗИЛ-130 началась ещё в 1960-х. Сначала в них использовался двигатель ЗИЛ-133, мощностью 190 л. с., крутящим моментом 45 кГм максимальной частотой вращения коленчатого вала 3800-3900 об./мин., степенью сжатия 7,5 и рабочим объёмом 6000 см³, спроектированный на основе силового агрегата ЗИЛ-130.
Выпуск этих автомобилей (самых крупных карбюраторных грузовиков в СССР) носил характер небольших серий. А вот когда была создана модификация с дизелем ЯМЗ-641 –будущим КамАЗ-740 – дизельный ЗИЛ-133ГЯ пошёл в серийное производство.
Новый мотор потребовал изменения передней части автомобиля — ЗИЛ-133ГЯ получил кабину с характерным далеко выступающим «носом» и крупными прорезями решётки радиатора.
Серийное производство ЗИЛ-133ГЯ стартовало в 1979 году. При снаряжённой массе 7610 кг, грузоподъёмность данной машины составляла 10 000 кг. Дизель рабочим объемом 10,85 л развивал 210 л.с.
Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года, после чего эта модель была модернизирована: получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс ЗИЛ-133Г40, и выпускалась на заводе имени Лихачёва до 2000 года.
Затем, получив новый отраслевой индекс ЗИЛ-630900 и двигатель ЯМЗ-236А-1, коробки передач ЯМЗ-238Л либо СААЗ-54232А-1700010-20/30, автомобиль выпускался в обновлённом виде до 2002 года. Его сменил в производстве автомобиль ЗИЛ-6309Н0 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2, который выпускался до 2005 года.
ЗИЛ-4331 (1987-2003)
Сделанный как замена ЗИЛ-130, ЗИЛ-4331 тоже стал бестселлером: таких машин было выпущено 1 600 931 штук.
На заводе имени Лихачёва данная модель начала разрабатываться ещё в 1970-е годы, под обозначением ЗИЛ-169. Проектирование стартовало в 1976 году. А первый опытный образец был готов в 1977 году.
Данный грузовик должен был стать родоначальником новой, дизельной линейки грузовиков ЗИЛ. На него планировали поставить дизельный мотор ЗИЛ-645, мощностью 185 л. с.
В 1980-е годы, в соответствии с новыми отраслевыми стандартами, машине присвоили индекс: ЗИЛ-4331 и дорабатывали модель вплоть до 1985 года.
В 1987 году автомобиль встал наконец на конвейер. Правда, первоначально с бензиновым мотором ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л. с. и 5-ступенчатой коробкой передач — ЗИЛ-433110. Дизельная версия, с двигателем ЗИЛ-645 — ЗИЛ-433100, появилась немного позднее. Их выпуск продолжался до 2003 года.
В 1993 году был выпущен автомобиль ЗИЛ-433360 — дальнейшее развитие ЗИЛ-431410 с новой кабиной 4331 и с бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10, затем и аналогичный ЗИЛ-432900 с дизельным двигателем ММЗ Д-245. мощностью 108 л.с. Эти машины стали самыми массовыми в семействе ЗИЛ-4331. Их выпуск прекращён в 2014 году.
Последний грузовой автомобиль, выпущенный на заводе имени Лихачёва в сентябре 2016 года, был ЗИЛ-4327 – по сути, тот же ЗИЛ-4331, просто модифицированный.
ЗИЛ-5301 «Бычок» (1994-2014)
После резкого перехода российской экономики в начале 1990-х годов на рыночные рельсы и связанного с этим тяжёлого кризиса, основная продукция ЗИЛа – среднетоннажные бензиновые грузовики – перестала пользоваться спросом. Поэтому на предприятии в начале 1992 года в срочном порядке запустили проект создания компактного развозного трёхтонного грузовика с максимальным использованием уже выпускаемых комплектующих от более тяжёлых грузовиков (в том числе, кабины типа 4331 и коробки передач типа 130).
ЗИЛ-5301 «Бычок» пошёл в серию в конце 1994 года. Наиболее подходящим дизелем для такой машины оказался дизель Минского моторного завода – четырехцилиндровый ММЗ-245 объемом 4,75 л, и мощностью 109 л.с. Данный мотор рассматривался как временный вариант, а стал в итоге основным (подтвердив известную шуточную поговорку: «Нет ничего более постоянного, чем временное»).
ЗИЛ-5301 оснащался автомобильной модификацией тракторного четырёхцилиндрового дизельного двигателя Д-245 (4750 см³). За полтора десятилетия данный дизель с турбонаддувом прошёл несколько модернизаций, благодаря которым его мощность возросла со 109 до 136 л. с., а экологический класс был поднят с Евро-0 до Евро-3 (предполагался и Евро-4). На «Бычки» устанавливали 5-ступенчатую синхронизированную коробку передач типа ЗИЛ-130, гидроусилитель рулевого управления и 3-местную кабину типа 4331. Оперение с укороченным капотом было удачным и оригинальным решением.
«Бычок» стал главной надеждой завода. Росло число модификаций, но огромного спроса на эти автомобили не было. Водители жаловались на неудачно подобранные передаточные числа трансмиссии, низкое качество изготовления, вибрации от двигателя. Со временем появился 136-сильный форсированный минский мотор, потом уже предлагались и импортные дизельные агрегаты, но это слабо помогало.
К 2000 году доля «Бычка» в общем выпуске завода имени Лихачёва достигла 56%, что составило 12,3 тыс. автомобилей. Стало можно говорить о том, что данное семейство всё-таки смогло обеспечить заводу необходимую загрузку мощностей. Во второй половине 2000-х, из-за ухудшения финансовых показателей предприятия и усиления конкуренции со стороны отечественных аналогов (ГАЗ-3310 «Валдай») и иностранных (прежде всего корейских и китайских) марок, количество «Бычков», продаваемых заводом, стало стремительно падать.
ЗИЛ-49061 «Синяя птица» (1980-1991)
Самая известная спецтехника, которую выпускал завод имени Лихачёва – это ЗИЛ-49061 «Синяя птица», вездеход для поиска и эвакуации приземлившихся космонавтов. Он выпускался с 1980-го по ноябрь 1991 года. А первый прототип автомобиля был построен ещё в 1971 году.
В состав комплекса «Синяя птица» были включены транспортные средства специального назначения, обеспечивавшие решение задач поиска и эвакуации возвращаемых аппаратов космических кораблей и их экипажей: грузовая машина ЗИЛ-4906 (ПЭМ-1), с закрытой пассажирской кабиной и системой кондиционирования воздуха, а также термо- и шумоизоляцией, ЗИЛ-49061 (ПЭМ-1М), а также шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.
Всего таких машин было выпущено 26 штук, 14 из них – в грузопассажирской версии и 12 – в грузовой модификации.
оценивших 16, оценка: 3,75 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗИЛ-431410: технические характеристики
- ЗИС-5: технические характеристики
- Fiat Doblo: технические характеристики
- ГАЗ-3409 «Бобр»: технические характеристики
- КамАЗ-6520 (самосвал): технические характеристики
- КамАЗ-65117: технические характеристики
- КамАЗ-6460: технические характеристики
- Татра-815 (самосвал): технические характеристики
- КамАЗ-5460: технические характеристики
- КрАЗ-257: технические характеристики
- МАЗ-5337: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики