Урал-4320: технические характеристики
ЛУЧШИЙ ПО ПРОХОДИМОСТИ – ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ДО «КРАЙНЕГО ЮГА»
2005 год. Катастрофическое, небывалое по своим масштабам наводнение в южных штатах США. В частности – в городе Новом Орлеане. Спасательная операция на затопленных улицах самого крупного мегаполиса штата Луизиана проводится на грузовиках Урал-4320 мексиканской армии. Автомобили из Миасса прошли по всем сложным хитросплетениям узких, охваченных наводнением улиц негритянских кварталов – там, где американские военные грузовики оказались бессильны. И это только один из многих эпизодов боевой работы Урал-4320, в которых эти мощные машины наглядно показали свои возможности. Подробный обзор данной модели – в этой публикации.
Урал-4320 – трёхосный полноприводной(формула 6х6) грузовой автомобиль повышенной проходимости Уральского автомобильного завода (город Миасс Челябинской области). В модельном ряде предприятия он в далёком 1977-м пришёл на смену грузовику Урал-375.
По ряду элементов конструкции автомобиль Урал-4320 унифицирован с предыдущей моделью – Урал-375. Однако имеет более современную конструкцию, которая обеспечиваетрасширенные возможности и лучшие эксплуатационно-технические характеристики, чем у Урал-375. 4320-й был основной моделью Уральского автозавода вплоть до осени 2015-го года (до его официальной замены на «Урал Некст».
Но производство его для экспортных нужд всё ещё продолжается. Так как Урал-4320 по-прежнему востребован, в качестве военного автомобиля, во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки. Там он и по сей день продолжает вызывать своей харизмой подлинное уважение и настоящий восторг. И цена довольно доступная!
История семейства Урал-4320
Грузовик Урал-375 не зря получил ироничное прозвище «Обжора». 50-70 литров высокооктанового бензина на 100 км пути – это очень много для массовой автомашины. Даже дешёвого и «казённого» бензина. Даже для многофункционального армейского автомобиля-«вездехода». Поэтому о замене на «Уралах» бензинового карбюраторного двигателя на более практичный– дизельный в Советском Союзе задумались ещё на рубеже 60-70х годов.
Однако от чёткого намерения до его конкретного воплощения в жизнь был пройден немалый путь: серийное производство семейства «Урал-4320» стартовало только в ноябре 1977 года. По решению Министерства автомобильной промышленности, разрабатывать и внедрять новый дизельный двигатель собственными силами миасского предприятия было признано нецелесообразными. Поэтому ремоторизацией «Уралов»: подбором подходящего двигателя и коробки передач, взаимной подгонкой силового агрегата и машины, – инженеры Уральского автозавода занимались вместе со специалистами флагмана советского моторостроения – Ярославского моторного завода.
В течение 1970-1975 годов была проведена большая работа по испытанию новых образцов двигателей и КПП на опытных партиях грузовиков «Урал-375». Опытные партии прототипов, построенные в вариантах бортовых грузовиков и седельных тягачей, прошли многоэтапные испытания в 1973-1976 годах, и с февраля 1977 года начался этап подготовки конструкторской документации для серийного производства. Первые серийные автомобили с новым производственным индексом Урал-4320 сошли с конвейера Уральского автозавода в ноябре 1977 года.
Но это ещё не было полной заменой Урала-375: «Обжора» ещё долгие годы продолжал выпускаться предприятием, параллельно с новой моделью. Урал-4320 пробовали оснащать разными дизелями: для восьмицилиндрового ЯМЗ-238 был даже предусмотрен более удлинённый моторный отсек, чем для шестицилиндрового ЯМЗ-236, и для КамАЗ-740. При этом машины с ЯМЗ-236 можно было отличить от машин с «КамАЗ»овским двигателем по воздушному фильтру на правом крыле (из-за иной, более плотной компоновки моторного отсека). Начиная с 2000-го года, все Уралы-4320 стали выпускаться с удлинённым моторным отсеком, вне зависимости от марки двигателя, который там установлен.
Регулярные заказы от Министерства обороны, постоянные поставки машин предприятиям нефтегазовой отрасли, хороший экспортный потенциал автомобиля способствовали тому, что уже менее чем через 10 лет после старта серийного производства – в 1986 году – количество выпущенных Уралы-4320 перевалило за миллион единиц. К 4320-му семейству принадлежит также и облегчённый двуосный грузовик Урал-43206, производство которого освоили в Миассе с 1996 года.
Осенью 2015 года на смену Уралу-4320 пришёл в модельном ряде завода «Урал Некст» – его модернизированная версия, с оригинальным пластиковым оперением моторного отсека, с новым поколением современных кабин типа «ГАЗель Некст», и целым рядом усовершенствованных узлов и агрегатов. Ныне все гражданские версии Урал-4320 для внутреннего гражданского рынка и частично для поставок силовым ведомствам заменены автомобилями семейства «Урал Некст».Но серия «Урал-М» (он же Урал-4320) сохраняется специально для поставок на экспорт.
Предназначение Урал-4320
Непосредственное предназначение Урал-4320 – это перевозка грузов, людей, буксировка прицепов и различной техники на всех типах дорог и на бездорожье (по пересечённой местности). Колёсная формула 6Х6, мощные дизельные двигатели и солидный дорожный просвет придают этому автомобилю значительный внедорожный потенциал. Урал-4320 с лёгкостью преодолевает заболоченные места,1,6-метровые броды, 2-метровые канавы и рвы, въезжает на подъём в 60%.
Шасси «Урал-4320» использовалось в качестве базы для создания не только бортовых и тентованных автомобилей стандартной или удлинённой компоновки. Но и: для вахтовых автобусов (22- или 30-местных), седельных тягачей и трубовозов, автоцистерн и топливозаправщиков, установок и спецоборудования для нефте- и газодобычи, дорожной и коммунальной техники, пожарной охраны и, конечно, для нужд вооружённых сил.
Технические возможности Урал-4320 планировались с учётом армейской службы данного грузовика повышенной проходимости: огромный запас прочности, высокая ремонтопригодность, простота конструкции и готовность к эксплуатации в тяжёлых условиях.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры шасси Урал-4320: Длина – 7,588 м;Ширина – 2,5 м, Высота– 2,785 м, База – 3,525+(1,4) м. Выпускаются также модификации с укороченной длиной – 7,388 м; и удлинённые – 7,921 м. и 9,545 м.
- Масса в снаряжённом состоянии – от 8 до 8,7 тонн; масса перевозимого груза – 7, 10, 12 тонн, в зависимости от модификации.
- Распределение нагрузки снаряжённого автомобиля: на переднюю ось – 4,550 тонны, на заднюю тележку– 3,500 тонны.
- Распределение нагрузки автомобиля полной массы: на переднюю ось – 4,635 тонны, задняя ось – 10,570 тонн.
- Внутренние размеры стандартного кузова – 5685х2330х1000 мм.
- Радиус поворота – по внешнему колесу 10,8 м, габаритный 11,4 м.
- Дорожный просвет – 400 мм.
- Ширина колеи – 2 м (передней и задней – одинаковая).
- Ёмкость топливного бака – 200 литров, с возможностью установки дополнительного на 60 литров.
Двигатели Урал-4320
- ЯМЗ-236НЕ2 –дизельный, четырехтактный, шестицилиндровый, с непосредственным впрыском топлива , V-образный. Рабочий объём – 11,15 литров. Номинальная мощность при 2100 оборотах в минуту – 169 кВт (230 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент при 1100-1300 оборотах в минуту – 882 Н.м (90 кгс/м).
- КамАЗ-740 – V-образный 8-ми цилиндровый дизель рабочим объёмом 10,86 литров. Мощность – 210 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 68 кгс/м. Номинальная частота вращения коленчатого вала – 2600 оборотов в минуту.
- ЯМЗ-238 – 14,86-литровый V-образный 8-ми цилиндровый дизельный мотор мощностью в 176 кВт (240 лошадиных сил). Максимальный крутящий момент: 883 Н·м (90 кгс·м).
Трансмиссия Урал-4320
На автомобилях Урал-4320 использовалось сцепление модели КамАЗ-14, двухдисковое, с механическим приводом выключения и пневматическим усилителем. Или сцепление ЯМЗ-182 – фрикционное, сухое, однодисковое, диафрагменное, с диафрагменной пружиной вытяжного типа.
Коробка передач — модели«КамАЗ-141»: 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Передаточные числа: I-5,62; II-2,89, III-1,64, IV-1,00; V-0,724; ЗХ-5,30. Количество передач (с раздаточной коробкой): вперёд — 10, назад — 2. Отбор мощности от коробки передач — до 26 кВт (35 л.с.). Либо схожая по техническим параметрам коробка передач марки ЯМЗ-236У – механическая, трёхходовая, пятиступенчатая, также с синхронизаторами на 2, 3, 4, 5 передачах.
Раздаточная коробка — 2-ступенчатая, с цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами тележки в отношении 1:2. Передаточные числа: высшая передача — 1,3; низшая — 2,15. Управление раздаточной коробкой осуществляется двумя рычагами. Отбор мощности от раздаточной коробки — до 40 процентов мощности двигателя.
Карданная передача – четыре карданных вала. Главная передача ведущих мостов — двойная, пара конических шестерён со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерён; передаточное число (общее) — 7,32. Ведущие мосты – проходного типа, с верхним расположением ведущей шестерни главной передачи. Передний ведущий мост — с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта).
Рулевое и тормозное управление
Рулевой механизм — двухзаходный червяк и боковой зубчатый сектор, с встроенным гидравлическим распределителем разнесённого гидроусилителя. Передаточное число — 21,5, давление масла в гидроусилителе – 65-90 кгс/см. кв.
В рабочей тормозной системе используются тормоза с механизмами барабанной конструкции (диаметром 420 мм, шириной накладок 120 мм). Рабочая система двухконтурная, с пневмогидравлическим приводом, раздельная (по пневматической и гидравлической частям) на передний мост и тележку, с двумя пневматическими усилителями.
Стояночный тормоз – также барабанного типа, установленный на выходном валу раздаточной коробки, с механическимприводом. Запасной тормоз – один из контуров рабочей тормозной системы. Вспомогательный тормоз – моторный замедлитель, привод –пневматический. Привод тормозов прицепа – комбинированный (двух- и однопроводный).
Ходовая часть и подвеска Урал-4320. Колёса и шины
Рама Урал-4320 — клёпаная, состоящая из двух штампованных лонжеронов, соединённых между собой поперечинами (классическая «лесенка»). Передняя подвеска – на двух полу-эллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами. Задняя подвеска – балансирная, также на двух полу-эллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор – скользящие.
Колёса дисковые, с ободом «254Г-508» или «330-533», в зависимости от модификации. Крепление колеса осуществляется на десяти шпильках. Шины пневматические, камерные — 1200х500х508 «14,00-20(370-508)», модели«ОИ-25», с регулируемым давлением в пределах 0,5-3,5 кгс/см2, в зависимости от дорожных условий. На«Уралах-43202-01» — 1100×400х533, модели«О-47А», широкопрофильные.
Электрооборудование
Система электрооборудования в Урал-4320 – однопроводная, с номинальным напряжением 24Вольт. Аккумуляторных батарей «6СТ-190ТР»- 2 штуки, с ёмкостью по 190 Ампер/часов в каждой. Генератор переменного тока Г-288Е имеет мощность в 1000 Вт и работает совместно с бесконтактным регулятором напряжения «1112.3702». Стартер «CT-142-ЛС» – электромагнитного включения, с максимальной мощностью в 8,2 кВт.
Кабина Урал-4320
Грузовики Урал-4320 оснащались металлической двух-дверной кабиной, рассчитанной на водителя и двух пассажиров. Классическая, традиционная кабина «Уралов» выпускается на протяжении вот уже пятидесяти лет, и, конечно, показатели комфорта в ней бесконечно далеки от современных. Хотя: водительское сиденье имеет регулировку, присутствуют системы вентиляции и отопления, есть гидроусилитель руля, есть возможность комплектации кабины спальным местом. При желании на Урал-4320 можно устанавливать кондиционер, независимый отопитель и предпусковой подогреватель «Вебасто».
Для создания более комфортных условий перемещения и лучшей безопасности с весны 2009 года были предприняты удачные опыты по оснащению вновь разработанных «Уралов» кабинами нового образца. Это изготовленная по лицензии компании «Ивеко» безкапотная кабина со стеклопластиковым оперением. В ней три отдельных анатомических кресла с подголовниками, подлокотниками, ремнями безопасности.
Во внутренней отделке и облицовке – современные материалы, обеспечивающие хорошую шумо- и теплоизоляцию, рулевое колесо с нижним расположением спиц (не перекрывающее приборов). Все органы управления скомпонованы в непосредственной близости от водителя, привод стояночного тормоза и управления раздаткой – пневматический (что позволило убрать рычаги из салона). Новая кабина обеспечивает комфортные условия труда для водителя. Но харизматичность внешнего облика у автомобиля, конечно, отнимает напрочь.
Обзор серийных модификаций Урал-4320
В рамках семейства Урал-4320, на конвейере Миасского завода изготавливались следующие модификации автомобиля:
- Грузовик бортовой и тентованный Урал-43202-0351-31 общего транспортного назначения с деревянной платформой;
- Седельные тягачи Урал-4420-10 и Урал-4420-31, предназначенные для буксирования специальных полуприцепов по всем видам дорог и пересечённой местности;
- Тягачи Урал-44202-0311-31,также предназначенные для буксирования полуприцепов по всем видам дорог и бездорожью;
- Седельный тягач Урал-44202-0612-30 предназначен для буксирования полуприцепов и различной техники по аэродромам и прочим ровным площадкам;
- Урал-4320-0911-30 – с удлинённой базой;
- Урал-4320-0611-10 и Урал-4320-0611-31 – также с деревянной грузовой платформой и тентом.
На базе автомобилей Урал-4320 указанных модификаций выпускались также шасси с аналогичными техническими характеристиками, под кузова-фургоны, вахтовые автобусы, разнообразную спецтехнику. В рамках одной и той же модификации, возможны различные варианты: по наличию лебёдки, или же без неё; по расположению держателя запасного колеса: за кабиной или в задней части рамы, с вертикальным или же с горизонтальным расположением; или без держателя (с временным технологическим креплением на раме); с отборами механической мощности от коробки передач (КОМ) и раздаточной коробки,либо без них; с наличием тягово-сцепного устройства для буксирования прицепов, либо без него.
Бронемашины на шасси Урал-4320
На протяжении 2000-х годов на базе Урал-4320 было построено четыре продемонстрированных широкой публике бронированных армейских модификации автомобиля. Это Урал-4320-09-31; Урал-4320-0010-31 (или Урал-Э4320Д-31); Урал-4320ВВ. А также бронированная машина «Касспир МК6», которую изготавливает на шасси Урал-4320 индийская компания «Махиндра и Махиндра», на своём заводе в городе Притхла, штат Харьяна. Все эти машины обладают солидной баллистической и противоминной защищённостью.
Кабины, в том числе их задние стенки, крыши и пол, выполнены из цельных бронированных стальных листов, оборудованы бронированными стёклами с амбразурами для ведения огня; мощными дверями сейфового типа, имеющими замки с внутренней блокировкой. В крыше предусмотрен люк, который можно использовать в качестве пулемётного гнезда. Топливный бак и ящик с аккумулятором – также бронированные.
Предусматривается использование в данных бронемашинах широкого спектра специального оборудования: приборов ночного видения, радиационной и химической разведки, армейских радиостанций различных типов, фильтро-вентиляционных установок и т.д. В кузове также возможна установка бронированного модуля для размещения личного состава (порядка 15-20 бойцов). Компоновка броневиков на базе Урал-4320 свободная, что позволяет размещать на грузовой платформе самые разные типы спецмодулей.
Отзывы водителей автомобилей Урал-4320
Все без исключения отзывы людей, работавших на Урал-4320, характеризуют его как надёжный грузовой вездеход, равных которому по проходимости, пожалуй, и нет. Другой массовый вездеход – ЗИЛ-131 близок по своим способностям, но всё же не дотягивает до уровня «Урала». Это, естественно, даёт водителю незыблемое чувство уверенности в любых, самых сложных ситуациях. Кроме этого качества, Урал-4320 хвалят за надёжность в сочетании с неприхотливостью и выносливостью, вместительный кузов, ремонтопригодность.
оценивших 41, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- БелАЗ-75581: технические характеристики
- ЗИЛ-49061 «Синяя птица»: технические характеристики
- Hyundai HD 120: технические характеристики
- Peugeot Boxer: технические характеристики
- Карьерный самосвал КамАЗ-65807
- JAC N120: технические характеристики
- Газогенераторные автомобили ГАЗ-42 и ЗИС-21
- JAC N75: технические характеристики
- КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
- Komatsu HD785: технические характеристики
- Камаз-43114: технические характеристики
- Газель Некст: технические характеристики
А новые Уралы такие же крутые, но ещё и красивые))