КамАЗ-65801: технические характеристики
Российско-немецко-китайский четырёхосный строительный самосвал
КамаАЗовские грузовики сильно преобразились в 2010-х годах. Вслед за тягачами КамАЗ-5490, уверенно вошедшими в магистральный, была модернизирована и самосвальная линейка. Одним из её представителей является КамАЗ-65801 – четырёхосный строительный самосвал с колёсной формулой 8х4 и грузоподъёмностью в 33 тонны. По всем параметрам, этот КамАЗ можно назвать аналогом продукции маститых европейских производителей. Впрочем, он и сам наполовину состоит из узлов и деталей европейского производства.
1. Особенности конструкции КамАЗ-65801
2. Модификации
3. Двигатель КамАЗ-65801
4. Трансмиссия КамАЗ-65801
5. Тормоза и электрооборудование КамАЗ-65801
6. Подвеска, ходовая часть и мосты
7. Самосвальная платформа
8. Кабина самосвала КамАЗ-65801
9. Отзывы водителей и владельцев КамАЗ-65801
10. Технические характеристики в цифрах
11. Стоимость КамАЗ-65801 на отечественном рынке
Особенности конструкции КамАЗ-65801
КамАЗ-65801 разрабатывался на основе Mercedes-Benz Axor, и процент комплектующих из европейских стран мог быть ещё бо́льшим. Однако современные рыночные реалии подсказали КамАЗовцам поиск альтернативных вариантов комплектации данных автомобилей. В итоге появились несколько решений, каждое из которых представляет собой «сборную солянку» из немецких, китайских и российских компонентов. Его «родственниками» по семейству тяжёлых строительных самосвалов являются трёхосники КамАЗ-6580 (колёсная формула 6х4) и КамАЗ-65802 (колёсная формула 6х6).
Разумеется, идеальным решением было бы комплектовать шасси этих строительных самосвалов, по аналогии с уже имеющимися седельными тягачами, – мерседесовскими компонентами. Но просто только на словах. В действительности же существуют конструкторские, технологические, и конечно же, жёсткие экономические ограничения. Поэтому при выдаче задания на проектирование данного семейства тяжёлых строительных самосвалов разработчикам было поставлено чёткое условие: решения должны быть по возможности малозатратными.
Поэтому курс был взят на использование импортной компонентной базы, но с бюджетным уклоном. Кроме мерседсовского двигателя, был привлечён китайский дизель Cummins, коробка передач ZF от совместного производства, расположенного в Набережных Челнах, оси и мосты китайской компании Hande.
Итак, КамАЗ-65801 представляет собой рамный четырёхосный строительный и карьерный самосвал, с колёсной формулой восемь на четыре. Дизельный двигатель размещается в передней части рамы, под цельнометаллической откидываемой бескапотной кабиной. На автомобилях КамАЗ-65801 используется двойная рама (лонжерон в лонжероне) из высокопрочной стали с суммарной толщиной 16 миллиметров.
На платформе находится самосвальный кузов коробчатого типа, разгрузка производится через задний борт (но в одной из модификаций она боковая). Чтобы избежать прилипания и примерзания груза, днище и боковые борта являются обогреваемыми, посредством выхлопных газов. Для доступа в кузов предусматривается специальная лестница.
В качестве дополнительного оборудования для КамАЗ-65801 предлагаются предпусковой подогреватель, кондиционер, автономный отопитель кабины, электронный тахограф, аудиоподготовка.
Дебютный демонстрационный показ самосвала-четырёхосника КамАЗ-65801 был проведён в середине 2016 года, во время выставки «Строительная техника и технологии». Данный автомобиль предназначается для перевозок промышленных грузов по дорогам общего назначения. Он пригоден для эффективного использования в различных климатических зонах: от районов Крайнего Севера до субтропических широт. Разработано несколько модификаций, с разными типами грузовых самосвальных платформ: для использования во всевозможных специальных целях.
Модификации
- KамАЗ-65801-203001-68(Т5) – с грузовой самосвальной платформой БЦМ-291 (днище-8 мм, борта-5 мм; износостойкая сталь, твердость 450 HB). Разгрузка осуществляется назад.
- KамАЗ-65801-68 (T5) – с грузовой самосвальной платформой 6892KZ (днище — 8мм, сталь QUARD450; борта — 6мм, сталь QUARD450). Разгрузка у неё боковая (налево). Левый нижний борт с гидравлическим запиранием, обогрев выхлопными газами, полог с механизмом скручивания, дополнительная лестница.
- Самосвал-углевоз KамАЗ-65801 (T5) – с грузовой самосвальной платформой БЦМ-291.2 (сделана из износостойкой стали марки QUARD 450, объём платформы повышен до 28-ми кубометров).
Углевоз
- Карьерный самосвал KамАЗ-65801 (T5) для перевозки скальных пород – с грузовой самосвальной платформой БЦМ-291.5 (днище — 10 мм, HARDOX 450 или аналог, борта — 8 мм, HARDOX 400 или аналог). Днище W-образное, обеспечивающее равномерный нагрев откосов передней и боковых стенок кузова, снижающее ударные нагрузки на шасси при загрузке. Увеличенный и усиленный козырёк над кабиной самосвала.
Карьерный самосвал для перевозки скальных пород
Двигатель КамАЗ-65801
Основным вариантом для всех модификаций самосвала КамАЗ-65801 является 450-сильный дизельный двигатель модели Mercedes-Benz OM 457LA.V/4 производства Германии. Это рядный шестицилиндровый четырёхтактный дизель рабочим объёмом 11,8 л, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Точно такой же силовой агрегат используется и на грузовиках популярного семейства Mercedes-Benz Axor. Этот дизель оснащается полноэкранной системой количества впрыскиваемого дизтоплива, через электромагнитные клапана и системой жидкостного охлаждения.
- Максимальный полезный крутящий момент – 2100 Н.м (214 кгс.м), при частоте вращения коленчатого вала: 1100 об/мин.
- Полезная мощность – 315 кВт (428 л.с.), при частоте вращения коленчатого вала: 1900 об/мин.
Заявленный моторесурс двигателя Mercedes-Benz OM 457LA.V/4 составляет один миллион километров без капитального ремонта. Благодаря применению современной технологии БлюТэк (BlueTec) и системе техобслуживания Telligent этот силовой агрегат вписывается в требования экологического стандарта «Евро-5».
Первый запасной вариант – это дизельный двигатель Cummins ISG12E5 китайского производства. Этот силовой агрегат также по своему исполнению является рядным шестицилиндровым четырёхтактным дизелем с системой турбонаддува и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Мотор оборудован электронной системой впрыска Common Rail, его рабочий объём составляет 11,8 литра, а номинальная мощность равна 440 лошадиным силам, при количестве оборотов 1500-1800 об/мин. Максимальный полезный крутящий момент – 2100 Н.м (214 кгс.м), при частоте вращения коленчатого вала: 1100-1400 об/мин. По экологическим параметрам двигатель Cummins ISG12E5 также соответствует актуальным экологическим стандартам «Евро-5».
Внешне версию, оборудованную двигателем Mercedes-Benz, можно различить по форме глушителя, который смонтирован слева за кабиной.
Вторым запасным вариантом является собственный дизельный мотор КамАЗ-740.73-400 Евро-4. Это V-образный восьмицилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель рабочим объёмом 11,76 литров. Данный силовой агрегат оборудован турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, а также системой SCR и электронным впрыском Common Rail. Диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 130 мм. Степень сжатия – 16,8. Максимальная полезная мощность этого дизеля составляет 400 лошадиных сил, при скорости вращения коленчатого вала в 1900 об/мин. Минимальный удельный расход дизтоплива – 194,5 г/(л.с.*ч).
В базовой комплектации самосвалы КамАЗ-65801 поставляются с топливным баком, объём которого составляет 350 литров. Расход дизтоплива при движении по асфальтированной дороге со скоростью 60 км/час находится в пределах 30-ти литров на 100 километров пути.
Трансмиссия КамАЗ-65801
В связке с дизельным двигателем работает коробка переключения передач модели ZF 16S2225 ТО. Это механическая, 16-ти ступенчатая КПП, двойная, с колёсными редукторами.
Трансмиссия КамАЗ-65801 состоит из четырёхступенчатого редуктора, переднего делителя и планетарного демультипликатора. Передние скорости включаются при помощи демультипликатора, задняя – через зубчатую муфту.
Демультипликатор — планетарный, автоматически переключаемый при помощи пневматического клапана муфтовым синхронизатором, при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4й скоростей к 5-6й, и наоборот.
Делитель передач является механическим, и состоит он из одной пары цилиндрических шестерён и синхронизатора. Управление делителем – пневматическое. Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно делится на пять расположенных рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4й или 5-6й находится нейтральное положение рычага.
Главная передача – двойная, с колёсными редукторами. Передаточное отношения главной передачи – 5,262.
Данная трансмиссия от ZF, которую производят на совместном предприятии в Набережных Челнах, обеспечивает тяжёлому самосвалу достойную динамику разгона и плавность хода при переходах с одной передачи на другую.
Также грузовик КамАЗ-65801 оборудуется однодисковым диафрагменным сухим сцеплением от ZF Sachs, модели MFZ-430, которое оснащается гидравлическим усилителем и пневматическим приводом. Нажимная пружина одна, центрального диафрагменного типа. Передаваемый крутящий момент составляет 1600 Н.м (160 кгс.м). Число пар трущихся поверхностей – 2. Диаметр фрикционных накладок – 430 мм. Толщина: ведомого диска с накладками – 10 мм, накладки – 3,6 мм.
Тормоза и электрооборудование КамАЗ-65801
На каждом колесе автомобиля КамАЗ-65801 установлены тормоза барабанного типа, с пневматическим приводом и системами ABS и ASR. Диаметр тормозного барабана равна 420 миллиметров, а ширина тормозных колодок составляет 180 мм.
Помимо основного тормоза, самосвал комплектуется вспомогательной, резервной и стояночной тормозными системами. Также система Telligent® двигателя Mercedes-Benz OM 457LA.V/4 обеспечивает максимальное замедление при переключениях скоростей.
Электронные и электрические системы самосвала КамАЗ-65801 питаются от 2-х аккумуляторных батарей, суммарной ёмкостью 420 А/ч. Также данный грузовик оборудован регулятором напряжения и генератором мощностью в З кВт.
Подвеска, ходовая часть и мосты
Подвеска данного грузовика (как передняя, так и задняя) является зависимой, рессорной, малолистовой.
Тип колёс – дисковые. Размер обода: 8,5-24. Тип шин – пневматические, камерные. Типоразмер шин – 12.00 R24. Размерность внушительная. Самосвалы стандартной комплектации обуваются в камерную резину от основного поставщика –«Нефтекамскшины». Однако за дополнительную плату можно заказать и шины марки Continental.
Самосвальная платформа
Стандартные самосвальные кузова для данного четырёхосника – прямоугольного сечения, c функцией обогрева платформы и тентом – изготавливает нефтекамский автозавод НефАЗ, который тоже входит в группу компаний ПАО «КамАЗ». Внутренний объём данного кузова составляет 20 кубометров. Для подъёма / опускания используется гидравлическое оборудование от производителей Binotto либо HYVA. В штатное исполнение входят обогрев выхлопными газами, полог с механизмом скручивания, дополнительная лестница.
Кабина самосвала КамАЗ-65801
Тип кабины данного самосвала классический для КамАЗа – бескапотная, расположенная над двигателем. Подвеска у кабины – четырёхточечная, пружинная. Как и для абсолютного большинства самосвалов, она идёт в исполнении без спального места. В салоне возникает полное впечатление, что находишься в кабине Mercedes-Benz Axor или же Atego. Ничего удивительного в этом нет, потому что на самом деле это так и есть.
Кабины самосвалам КамАЗ-65801, как и другим новым КамАЗам, достались в наследство от Mercedes-Benz Axor предыдущего поколения (каркасы доставляются из Германии). Данные кабины производятся на КАМАЗе, причём уровень и контроль качества, свойственные для Mercedes-Benz, полностью сохраняются. Их интерьер отличается продуманностью, функциональностью и удобством.
Комбинация приборов у КамАЗ-65801 тоже такой, как в Mercedes-Benz Axor. Он очень простой, но информативный, любые показания легко снимаются единственным беглым взглядом, а на экран бортового компьютера можно вывести очень многие параметры. Управление бортовым компьютером выведено на рулевое колесо. Панель приборов имеет трёхсекционную конструкцию, она очень эргономична.
Кресел два, они современные, регулируемые и очень удобные. Кабина КамАЗ-65801 отличается отменной тепло-, шумо- и виброизоляцией.
Отзывы водителей и владельцев КамАЗ-65801
Отзывы водителей и владельцев о самосвалах КамАЗ-65801 – сугубо положительные. Отмечается, что кабина и подвеска данного грузовика в целом стабильно обеспечивают водителю комфортное вождение. Сиденье удобное, шум дизеля абсолютно не мешает и не напрягает: он здесь не больше, чем в дизельной ГАЗели (несмотря на несоизмеримость двигателей этих машин). При работающем моторе в салоне можно свободно говорить, не повышая при этом голоса. Рулевое колесо удобно лежит в руках.
Когда есть кондиционер – это правильно и очень важно. Мощности мерседесовского двигателя хватает с лихвой при любых условиях эксплуатации, даже на длинных подъёмах. Коробка вполне устраивает. Ходы её рычага небольшие, а сами по себе переключения являются достаточно чёткими. И на шоссе самосвал ведёт себя тоже достойно: хорошая динамика разгона и управляемость, и в кабине при этом остаётся тихо. Расход горючего находится в норме и особенно не превышает заявленных производителями показателей.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: общая длина грузовика – 9,3 метров, ширина – 2,55 м (с учётом зеркал заднего вида – 2,9 м), высота – 3,45 м.
- Снаряжённая масса самосвала – 17 тонн. Нагрузка на заднюю тележку – 9 тонн, нагрузка на первую и вторую оси – 9 тонн.
- Максимально допустимая грузоподъёмность – 33 тонны.
- Общий вес автомобиля – 50 тонн. Нагрузка на заднюю тележку – 32 тонны, нагрузка на первую и вторую оси – 18 тонн.
- Объём стандартной грузовой самосвальной платформы – 20 кубометров.
- Максимальный угол подъёма самосвального кузова: 50 градусов. Крейсерская скорость: 70 км.
- Вместимость бака с нейтрализующей жидкостью – 70 литров.
- Вместимость бака для горючего – 350 литров.
- Внешний габаритный радиус поворота – 11,6 литров.
- Максимальная скорость – не менее 90 км/ч, скорость «крейсерская» – 70 км/ч.
- Угол преодолеваемого подъёма – не менее 30-ти процентов (18-ти градусов).
- Аккумуляторы – 2х12 В / 210 А.ч
- Напряжение – 24 Bольта.
- Заводская гарантия – 24 месяца, либо 160 тысяч километров.
- Межсервисный пробег – 60 тысяч километров.
Стоимость КамАЗ-65801 на отечественном рынке
Цена нового КамАЗ-65801 в конце 2019 года начинается с отметки 7 миллионов 450 тысяч рублей. Подержанных автомобилей данной марки на вторичном рынке грузовой техники можно найти очень немного, и просят за такой грузовик порядка 5-6 миллионов рублей.
В целом, при разработке данной модели и всего семейства современных тяжёлых строительных самосвалов Камским автомобильным заводом была проделала гигантская работа. Её результатом стало то, что на рынке появился отечественный самосвал, не уступающий европейским аналогам, но по более доступной цене. Прямые «одноклассники» КамАЗ-65801, с которыми он в силах конкурировать на равных – это MAN TGS, Scania G-series, Mercedes-Benz Axor, Volvo FM, DAF CF, Iveco-AMT Trakker, а также МАЗ-6516.
оценивших 14, оценка: 3,64 из 5
Смотрите также статьи по теме
МЗКТ 7429: технические характеристики
БелАЗ-75581: технические характеристики
Toyota Toyoace: технические характеристики
Урал-6370: технические характеристики
Volvo FMX (8x4): технические характеристики
Renault Trafic: технические характеристики
Урал-532362: технические характеристики
МАЗ-64229: технические характеристики
HOWO T5G: технические характеристики
MAN TGL-12.180: технические характеристики
ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
ЗИЛ-135ЛМ: технические характеристики