МЗКТ-500200: технические характеристики
СОВРЕМЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ГАЗ-66
Какими мы привыкли видеть грузовики МЗКТ (они же «Волат»)? Это 8-осная пусковая установка ракетного комплекса «Тополь-М». 4-осная пусковая установка оперативно-тактического комплекса «Искандер». Словом, громоздкая многоосная военная машина с большой массой. Но с 2014 года белорусский завод выпускает также лёгкие двухосные «тактические автомобили» МЗКТ‑500200. Их можно назвать современным воплощением советских ГАЗ‑66.
Полноприводная (4х4) грузовая машина военного назначения повышенной проходимости с независимой подвеской МЗКТ-500200 была создана по заказу Государственного Пограничного комитета Республики Беларусь, в целях обновления грузового автомобильного парка органов пограничной службы республики. Потому что этот автопарк состоял до тех пор из машин ГАЗ-66 и нескольких ГАЗ-3308 «Садко» – устаревших как морально, так и фактически.
Об истории создания и производства данной модели
Конструкторам Минского завода колёсных тягачей поставили задачу – создать современный, «продвинутый» вариант «шишиги», предназначенный для оперативной доставки личного состава (порядка двадцати человек) и (или) грузов общим весом до трёх тонн, по любым типам дорог и по пересечённой местности.
Задача эта была выполнена: новый грузовик продемонстрировал на испытаниях очень достойные возможности мобильности и проходимости.
Правда, вначале Пограничный комитет Беларуси обратился с данным вопросом на МАЗ, а не на МЗКТ. Однако Минский автомобильный завод выразил заинтересованность только в крупном заказе – хотя бы от пятисот штук грузовиков. Но белорусским пограничникам столько было не нужно. Тогда обратились на МЗКТ, и там нужная модель была в сжатые сроки разработана и запущена в производство.
Минский завод колёсных тягачей все 2000-е / 2010-е годы крепко стоял на ногах. Военных заказов из Российской Федерации у предприятия достаточно было всегда. За счёт этого оно обновило производственную базу, в серьёзных количествах закупило современные станки и обрабатывающие центры. И, несмотря на пользующиеся стабильным государственным спросом многоосные тягачи, МЗКТ охотно взялся и за нестандартную мелкотиражку.
Производство новейших армейских грузовиков было в итоге налажено на автосборочном заводе «Неман» в городе Лида (на бывшем ОАО «Лидские автобусы «Неман») — это предприятие с апреля 2014 года стало работать как филиал ОАО «МЗКТ». В феврале 2015 года первая серийная партия МЗКТ-500200 была отправлена белорусским пограничникам.
В следующей партии МЗКТ-500200 был немного модернизирован: для улучшения показателей надёжности и долговечности конструкторы решили усилить раму и платформу грузовика. Вследствие этого его снаряжённая масса выросла до 6400 кг, а длина платформы увеличилась при этом до 6000 мм. Ряд улучшений получила кабина машины: её оснастили дополнительными местами для размещения инструментов, личных вещей, документов, а также – кронштейнами для крепления автоматов Калашникова.
Модернизация 2018 года
В 2018 году тактическому автомобилю МЗКТ-500200 провели ещё одну, вторую по счёту модернизацию. Её основной задачей которой было изменение экстерьера передней части кабины, в соответствии с утверждённым корпоративным стилем для грузовиков ОАО «МЗКТ» марки «Волат».
Для того, чтобы обеспечить защиту от повреждения ветками деревьев в движении по лесистой местности, на боковые зеркала заднего вида были установлены специальные панели. Поручень, который предназначен для удерживания при посадке и высадке, был перенесён с боковых наружных стенок кабины вовнутрь, чтобы его не забрызгивало грязью.
Изменили и механизм открытия замка облицовки передка кабины. Если раньше фиксация обеспечивалась двумя защёлками, размещёнными на правой и левой наружных сторонах облицовки, то теперь открытие замка стало осуществляться из кабины, при помощи специального рычага.
Несмотря на эти изменения, внесённые в конструкцию грузовика, и заметные перемены в его внешнем виде заводской индекс модели решено было оставить прежним – МЗКТ-500200. Это вполне логично, поскольку все основные тактико-технические характеристики и параметры автомобиля после модернизации никак не изменились.
Подвеска и ходовая часть
По своим габаритам автомобиль МЗКТ-500200 практически совпадает с заслуженным ветераном ГАЗ‑66.
Минские инженеры усилили раму, ввели в использование новые мосты (с применением алюминия). Были облегчены ступицы колёс: появилась возможность ставить колёса более узкие и лёгкие.
Дорожный просвет остался большим, не меньше, чем у ГАЗ-66. Подвеска у МЗКТ-500200 – независимая двухрычажная, пружинная.
При этом у этого автомобиля как спереди, так и сзади установлены независимые подвески на подрамниках, с закреплёнными на них редукторами собственного производства. Колёса приходят в движение через полуоси с карданными шарнирами. Углы работы шарниров сделаны весьма щадящими, причём даже при полных ходах колёс.
Характеристики передней и задней подвесок превосходно согласованы между собой. Разница в плавности хода на гружёном автомобиле и на пустом – минимальная. На предприятии её называют однозначно лучшей в данном классе грузовых машин.
На шасси МЗКТ-500200 без проблем монтируется практически любая типовая надстройка, подходящая под такие габариты. Можно установить обыкновенную платформу-кузов, натянуть над нею тент. А можно – обычную «будку»-кунг, либо же модуль с полноценным штабом управления. Для охотохозяйств такая машина тоже прекрасно подходит, а не только для армии.
Какие качества у грузовиков МЗКТ можно назвать «фирменными»? Не только проходимость и грузоподъёмность. Вместе с тем, любое шасси Минского завода колёсных тягачей отличается прекрасной плавностью хода. Ведь на них возят ракеты.
Предприятие многие годы доводило характеристики своих подвесок до идеальных значений. Это не очень широко известный факт, но в вопросах плавности хода «Волат» можно смело назвать чемпионом среди грузовиков. Вот такая фирменная черта в полной мере перешла по наследству и младшему «Волату» – МЗКТ-500200.
Судя по отзывам тех, кто проехал в кузове этого грузовика с десяток километров по грунтовкам с многочисленными ямами, выбоинами и кочками, – независимые двухрычажные пружинные подвески просто потрясающе «проглатывают» все ямы и колдобины, и в кузове совсем не трясёт – не то что в «шишиге» или в «Садко». По этому параметру Минский завод колёсных тягачей явно вне конкуренции.
Тормозная система у данного автомобиля двухконтурная – это колодочные тормоза с пневмогидравлическим приводом на каждом колесе.
Шины использованы типоразмера 110.400-533, с мощным внедорожным протектором, оснащённые системой центральной накачки шин (CTIS).
Двигатель и трансмиссия
Оснащается белорусский внедорожный армейский грузовик рядным четырёхцилиндровым четырёхтактным дизельным двигателем ЯМЗ-53452 с турбонаддувом мощностью 215 лошадиных сил, с максимальным крутящим моментом 735 Н·м.
Момент от продольно расположенного двигателя передаётся на пятиступенчатую коробку переключения передач и далее через кардан на раздатку с пониженным рядом. С неё крутящий момент распределяется на мосты. В каждом из них и в раздаточной коробке есть блокировки дифференциалов.
КПП – механическая пятиступенчатая, модели СААЗ-4334М3 производства Смоленского автоагрегатного завода. Синхронизированными коробками переключения передач СААЗ 4334-й серии комплектуются многие автомобили Минского автозавода, а также, автобусы и армейские БРДМ. Ранее КПП данной серии использовались и на грузовиках ЗИЛ.
Есть также и другой вариант коробки переключения передач для этой машины (менее распространённый): эт также механическая пятиступенчатая КПП ЯМЗ-2361, с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточные числа: 1 — 5,22 2 — 2,90 3 — 1,52 4 — 1,00 5 — 0,664; задний ход — 5,22.
Раздаточная коробка у него двухступенчатая, с блокируемым межосевым дифференциалом. Передаточные числа 1:1; 1:1.878. Ведущие мосты автомобиля – разрезные, с центральными редукторами, полуосевыми карданными валами и колёсными передачами, межколёсные дифференциалы оснащены блокировкой.
ЯМЗ-53452 принадлежит к семейству дизельных моторов ЯМЗ-530 Ярославского моторного завода, для любого представителя которого характерны рядное расположение цилиндров, жидкостная система охлаждения, турбонаддув и охлаждение наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR).
Экологический класс двигателя ЯМЗ-53452 – четвёртый. Система подачи горючего – топливная система аккумуляторного типа (ECRS) от компании R.Bosch.
Технические параметры мотора ЯМЗ-53452 (-01)
- Рабочий объём двигателя – 4,43 литра.
- Диаметр цилиндра – 105 мм; ход поршня – 128 мм.
- Номинальная мощность, брутто – 158 кВт (215 л.с.)
- Полезная мощность (Правила ООН № 85) – 157 кВт (214 л.с.)
- Номинальная частота вращения – 2600 мин-1.
- Максимальный крутящий момент, брутто – 735 Н·м (75 кгс·м).
- Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1400-1700 мин-1.
- Минимальный удельный расход дизельного топлива – 197 г/(кВт·ч) / г / (145 л.с.·ч).
- Ресурс до капитального ремонта двигателя – 300 тыс. километров пробега.
- Габаритные размеры – длина 1024 мм, ширина 717 мм, высота 961 мм.
- Масса двигателя – 470 килограммов.
Кроме того, часть автомобилей МЗКТ-500200 было выпущено с дизельными двигателями ММЗ Д-245.30 Минского моторного завода, с мощностью 156 лошадиных сил. при 2400 об/мин, а крутящий момент 515 Нм при 1600 об/мин. Дизельный мотор Д-245.30 является ближайшим аналогом дизеля Д-245.7, но с турбиной ТКР 60.01.01-01 (60.01.01-05), ее мощность 156 л.с. Данная модификация была специально разработана и предназначена для грузовых автомобилей массой 12 и 18 тонн.
Кабина и стандартная грузовая платформа
Кабина у автомобиля МЗКТ-500200 двухместная, каркасно-панельная, откидывающаяся, оборудованная системой отопления и кронштейнами для закрепления личного оружия. Интерьер в кабине, разумеется спартанский, как это и положено армейскому грузовику. Но смотрится гораздо современнее и комфортнее, чем у ветерана ГАЗ-66. Руль оборудован гидравлическим усилителем.
Грузовая платформа – бортовая, с откидными скамейками, светодиодным освещением, тентованная; тент оборудован смотровыми окнами, вентиляционными клапанами. На откидных скамейках в грузовой платформе сидя помещается 21 человек.
В качестве дополнительных опций, автомобиль может комплектоваться электрической переносной лебёдкой для самовытаскивания, комплектом инструментов и комплектом светомаскировочного оборудования. Кроме того, по желанию заказчиков на Минском заводе колёсных тягачей может осуществляться дополнительное бронирование кабины МЗКТ-500200 и баков для горючего; шины могут оснащаться защитными накладками.
Технические характеристики МЗКТ-500200 в цифрах
- Полная масса – 9600 кг.
- Грузоподъёмность – 3200 кг.
- Снаряжённая масса – 6400 кг.
- Габаритные размеры: длина – 6000 мм, ширина – 2550 мм, высота по кабине – 2650 мм.
- Колёсная база – 3300 мм.
- Дорожный просвет – 400 мм.
- Наибольшая скорость – 95 км/ч.
- Наибольший преодолеваемый подъём – 60 процентов.
- Угол въезда – 40 градусов.
- Угол съезда – 32 градуса.
- Вертикальное препятствие – 400 мм.
- Боковой уклон – 40 процентов.
- Радиус разворота (по колее) – 9 метров.
- Преодолеваемый брод – 1,8 метра.
- Ширина преодолеваемого рва – 1 метр.
- Запас хода – 1000 километров.
- Диапазон температур эксплуатации – −40…+50°С.
- Ёмкость топливных баков – 2 по 130 литров.
- Авиатранспортабельность: С-130, С-160, А-400М, Ан-22, Ан-124, Ил-76
Изначально, грузовик МЗКТ-500200 разрабатывался, в первую очередь, в интересах национального оборонного сектора, и почти все автомобили данной марки были поставлены в подразделения Пограничных войск и Министерства обороны Республики Беларусь.
На выставках, видимо, надеясь на заключение экспортного контракта, Минский завод колёсных тягачей несколько раз демонстрировал грузовики МЗКТ-500200 не в обычной раскраске «хаки», а в «песчано-пустынном камуфляже». Но нашёл ли белорусский апгрейд ГАЗ-66 себе покупателей за рубежами Родины, неизвестно.
«Старшие братья» МЗКТ-500200
Также хотелось бы добавить, что МЗКТ-500200 является самым младшим представителем семейства тактических автомобилей Волат-6001. В него входят ещё трёхосник с колёсной формулой 6х6 (модель МЗКТ-600103) и четырёхосник с колесной формулой 8х8 (модель МЗКТ-600203).
Данные грузовые автомобили прекрасно приспособлены как для перевозки личного состава и различных грузов, так и для размещения всевозможного специального оборудования и систем вооружения. Обе модели вписываются в стандартные дорожные габариты (ширину имею 2550 мм). Обе оснащаются дизельными двигателями Caterpillar С13, но, правда, разной мощности. У МЗКТ-600103 – 440 лошадиных сил. А на МЗКТ-600203 установлен 520-сильный дизельный мотор.
Трансмиссия опять одинаковая – это шестиступенчатая гидромеханическая Allison 4500SP. Трёхосный грузовик при полной массе в 24 тонны может перевозить десять тонн грузов. Четырёхосный – при полной массе в 34 тонны, способен брать на борт семнадцать тонн. При этом оба грузовика отличаются высокой мобильностью, подвижностью, и могут разгоняться до 105 км/час.
оценивших 7, оценка: 3,86 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Татра-813: технические характеристики
- Студебекер: технические характеристики
- МАЗ-5516: технические характеристики
- УАЗ «Карго»: технические характеристики
- КамАЗ-44108: технические характеристики
- ГАЗ-3302: технические характеристики
- МАЗ-5440М9: технические характеристики
- Kenworth T600: технические характеристики
- Mercedes Benz Actros 1844 LS: технические характеристики
- МАЗ-5549: технические характеристики
- КрАЗ-6443: технические характеристики
- Iveco EuroCargo: технические характеристики
Белорусы как всегда на высоте, респект ! Я уже влюбился в эту машину. Купил бы себе для тайги такую, были-б деньги. Работал на разных машинах их производства, только положительные эмоции.