БелАЗ-7540: технические характеристики
Богатырь среди обычных самосвалов, малыш среди БелАЗов
Карьерные самосвалы серии БелАЗ-7540 являются самыми малыми, компактными и маневренными в линейке продукции знаменитого Жодинского автозавода. Грузоподъёмность такого грузовика составляет 30 тонн. Он предназначен для перевозки грунта, песка и горных пород в сложных горнотехнических условиях: применяется в глубоких карьерах, на открытых разработках месторождений полезных ископаемых. Эксплуатируется данный самосвал по технологическим дорогам, в любых природно-климатических условиях.
1. Описание БелАЗ-7540
2. Сферы применения и особенности эксплуатации
3. Модификации БелАЗ-7540
4. Двигатели БелАЗ-7540
5. Трансмиссия и гидравлическая система БелАЗ-7540
6. Комплектация
7. Технические характеристики в цифрах (общие для всех модификаций)
8. Кабина БелАЗ-7540
9. Отзывы о самосвалах БелАЗ-7540
10. Отзывы владельцев и водителей
11. Цены и аналог БелАЗ-7540
Описание БелАЗ-7540
Автомобили БелАЗ-7540 выпускаются с начала 1990-х годов. Их дизайн и внешний вид претерпел за годы выпуска минимум изменений. Он очень простой, строгий и практичный. Незначительно выступающий капот занимает всю лицевую часть самосвала. Под капотом находится массивный прямой бампер со встроенной в него световой оптикой, а по бокам от капота размещены лестницы, которые ведут на верхнюю часть больших металлических крыльев.
Кабина расположена со смещением к левому борту машины. Она оборудована одной боковой дверью и панорамным остеклением. Внутри – такой же практичный интерьер салона, как и общий внешний вид самого самосвала: информативная приборная панель в классическом стиле, выверенное эргономичное расположение органов управления, подрессоренное кресло водителя и дополнительное «стажёрское» сидение для пассажира сбоку.
БелАЗы-754О оснащаются металлическими кузовами ковшового типа, сварной конструкции, с треугольным профилем в модификациях 754ОА, 754ОВ и 754ОК, а также со специальной углевозной платформой ковшового типа (с высокими бортами) – в модификации 754ОЕ.
Во всех вариантах грузовика его кузов дополнен далеко выступающим вперёд козырьком для защиты кабины от падения обломков породы и прочих тяжёлых предметов, подогревом днища выхлопными газами и устройством механического застопорения кузова в поднятом положении.
Показатели вместимости кузова таковы: в базовом исполнении (в модификациях 754ОА, 754ОВ и 754ОК) его геометрическая вместимость составляет 15,1 кубических метров при загрузке до бортов, либо 19,2 кубометров при его загрузке «с шапкой» 2:1. Углевозный кузов грузовика модификации 754ОЕ, тот, что с дополнительными бортами, вмещает около 24,7 кубометров груза при загрузке по уровню бортов, либо 28,2 кубометров – при его загрузке «с шапкой».
Особенности устройства: рама, подвеска, тормоза
БелАЗы-30-тонники построены на сварной лонжеронной раме из сверхпрочной низколегированной стали. Лонжероны продольные имеют коробчатое сечение и соединены поперечинами, в виде лестницы.
Подвеска самосвала по всему кругу (как для передней оси, так и для ведущего моста) является полностью зависимой, пневмогидравлической, с продольными рычагами и поперечными штангами, а также с интегрированными гидравлическими амортизаторами (по две штуки на каждой оси, цилиндры пневмогидравлические (масло и азот). Ход поршня переднего цилиндра составляет 2О5 мм, заднего — 265 мм.
Тормозная система самосвала БелАЗ-754О включает в себя 4 подсистемы. Рабочую (колёсные барабанные тормоза с раздельным пневматическим приводом). Стояночную (механизм колодочный, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи, с пружинным приводом и пневматическим управлением). Вспомогательную (из гидродинамического тормоза-замедлителя на ведущем валу трансмиссии с электрическим управлением). Плюс ещё запасную (тормоз стояночный и рабочий контур тормозной системы рабочей). Значительная рабочая поверхность фрикционных накладок рабочих тормозов обеспечивает стабильно надёжное торможение.
Рулевой механизм сделан по принципу «винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, с гидравлическим усилителем. Малый радиус поворота в сочетании с короткой колёсной базой обеспечивают исключительно высокую для подобного класса автомобилей маневренность самосвалов.
Сферы применения и особенности эксплуатации
Карьерные самосвалы БелАЗ-754О предназначаются для перевозки сыпучих грузов и горных пород в разрыхлённом состоянии по специально проложенным технологическим дорогам. Кроме карьеров и открытых разработок полезных ископаемых, эти машины могут применяться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических объектов, на возведении желездорожно- и автомагистральных комплексов, в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей индустрии.
В зависимости от удельного веса перевозимого груза, максимальная эффективность использования данной техники достигается при её эксплуатации в связке с экскаваторами или погрузчиками, имеющими ковши ёмкости от четырёх до восьми кубических метров.
Модификации БелАЗ-7540
Семейство 30-тонников БелАЗ-754О включает в себя четыре модификации, которые различаются друг с другом как двигателями и вместимостью своих кузовов, так и габаритными размерами. У 754ОА и 754ОВ габариты идентичные: длина – 7,11 м, ширина по зеркалам – 4,56 м, высота по козырьку – З,9З м. Модификация 7540Е немного длиннее – 7,16 м и пониже З,9 м. Версия 754ОК является самой длинной из всех существующих в производственной программе предприятия – 7,41 м.
- 7540A – с дизельным двигателем ЯМ3-24ОПМ2, мощностью в 309 кВт и крутящим моментом 1491 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 5+2. Геометрический объём кузова – 15,1 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 17,8 кубометров.
- 7540B – с дизелем ЯМ3-24ОМ2, мощностью 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 3+1. Геометрический объём кузова – 19,2 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 21,7 кубометр.
- 7540E – с углевозным кузовом, автомобиль оснащён мотором ЯМ3-24ОМ2, мощностью в 265 кВт и крутящим моментом 1275 Н*м, при 16ОО об/мин. Формула трансмиссии: 3+1. Геометрический объём углевозного кузова – 24,7 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 28,2 кубометров.
- 7540К – с дизельным двигателем Камминз QSM11-C мощностью в 298 кВт и крутящим моментом 1898 Н*м, 1ЗОО-14ОО об/мин. Формула трансмиссии: 5+2. Геометрический объём кузова – 15,1 кубометров, с «шапкой» 2:1 – 19,2 м3.
Также было выпущено некоторое количество самосвалов модификации 7540D, укомплектованных дизелем Deutz BF8M1015 немецкого производства, мощностью 395 л.с.
Двигатели БелАЗ-7540
Большинство самосвалов данного семейства оснащено длинноходными дизельными двигателями серии ЯМ3-24О. Они предназначены специально для мощных и производительных карьерных самосвалов, а также для тяжёлой автомобильной и строительной техники, с полной массой до пятидесяти трёх тонн.
ЯМ3-240М2 и ЯМ3-24ОПМ2 – это двенадцатицилиндровые V-образные дизельные двигатели рабочим объёмом 22,3 литра. Это четырёхтактные моторы с воспламенением от сжатия, с непосредственным впрыском дизтоплива, с жидкостным охлаждением, механическим регулятором частоты вращения.
ЯМ3-24ОПМ2 является турбированной версией силового агрегата ЯМ3-24ОМ2 и отличается от него наличием турбонаддува. Мощность ЯМ3-24ОМ2 составляет 265 кВт (360 л.с.), крутящий момент – 1275 Н.м (130 кгс.м); ЯМ3-24ОПМ2 – 309 кВт (420 л.с.), крутящий момент – 1491 Н.м (152 кгс.м).
На БелАЗ-7540К устанавливается дизельный силовой агрегат иностранного (китайского) производства от компании «Камминз» – Cummins QSM11-C. Это шестицилиндровый рядный рядной дизельный двигатель с рабочим объёмом в 10,8 литров, мощностью 298 кВт (400 л.с.) и максимальным крутящим моментом 1898 Н.м при 16ОО об/мин. Он также оборудован турбонаддувом. Диаметр цилиндра данного мотора – 125 мм, ход поршня – 147 мм. Как и турбированный ЯМЗ-240ПМ2, двигатель Cummins QSM11-C работает в связке с пятиступенчатой гидромеханической трансмиссией.
Каждый из представленных дизельных двигателей, применяемых на данных самосвалах, обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость самосвала на подъёмах, а также достойную топливную экономичность. Для обеспечения лёгкого запуска двигателя в условиях отрицательных температур карьерные самосвалы БелАЗ-7540 оборудуются предпусковым подогревателем, который обеспечивает подогрев дизтоплива и охлаждающей жидкости при запуске дизельного мотора.
Очистка воздуха производится посредством двухступенчатого фильтра с элементами сухого типа. Система очистки воздуха оснащается индикатором засоренности. Выпуск отработавших газов производится через грузовую платформу. Система выпуска приспособлена под установку нейтрализаторов ОГ. Система смазки – смешанного типа, выполненная по принципу «мокрого» картера. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией.
Трансмиссия и гидравлическая система БелАЗ-7540
Автомобили семейства самосвалов БелАЗ-754О оснащаются трёх- либо пятиступенчатой гидромеханической трансмиссией. Гидромеханическая передача позволяет выбрать наиболее оптимальный тягово-скоростной режим движения самосвала, что облегчает управление транспортным средством и обеспечивает безопасность движения. Гидротрансформатор снижает динамические нагрузки в трансмиссии, обеспечивает устойчивую работу двигателя при переменах в нагрузках.
В составе карданной передачи – два карданных вала открытого типа, с шарнирами на игольчатых подшипниках. Они соединяют гидромеханическую передачу с силовым агрегатом и ведущим мостом. Передний карданный вал оснащён упругой муфтой.
Объединённая гидросистема, построенная на унифицированных элементах, обладает конструктивной простотой и минимальными потерями мощности. Подъём самосвального кузова на всех грузовиках происходит за 16 секунд, опускание – за 20 секунд. Наибольшее давление, которое создаётся в гидросистеме, равняется 1З,5 МПа, а степень фильтрации – 1О мкм. Максимальная производительность гидравлического насоса при 21ОО об/мин достигает 168 дм3/мин (на грузовиках модификаций В и Е), 174 дм3/мин (на машинах модификаций А и К).
В состав гидравлической системы входит согласующая гитара, которая состоит из трёх валов. Между двигателем и гитарой располагается карданная передача, которая оснащена резиновой муфтой на месте переднего шарнира. На картере узла находятся люки, которые служат для подключения редукторов отбора мощности. От гитары крутящий момент передаётся на одноступенчатый гидравлический трансформатор, который способен функционировать в режиме гидравлической муфты.
После трансформатора располагается четырёхвальная пятиступенчатая коробка переключения передач. Она оснащена фрикционными муфтами и электрогидравлическими приводами переключения. На некоторой части данных автомашин (с безнаддувным двигателем ЯМ3) устанавливается упрощённый агрегат, который имеет три передачи переднего хода.
В конструкции узла устанавливается специальное колесо с лопастями, которое является дополнительным тормозом-замедлителем. Управление работой тормозного механизма производится посредством электропривода.
Ведущий мост самосвала – механический; с одноступенчатой главной передачей (конические шестерни с круговым зубом); с дифференциалом (прямозубые конические шестерни и 4 сателлита); с планетарными колёсными передачами (цилиндрические прямозубые шестерни).
Передаточные числа: главной передачи — З,167; колёсной передачи — 5,1ОО; общее ведущего моста — 16,1.
Комплектация
В перечень базового оборудования для карьерных самосвалов семейства БелА3-754О производителем включаются: жидкостная система предпускового подогрева, система пожаротушения с дистанционным управлением, система централизованной автосмазки, камневыталкиватели и камнеотбойники (за исключением углевоза 754ОЕ), отопитель салона кабины, регулируемая рулевая колонка, устройство, сигнализирующее о приближении к линии высоковольтных передач. В качестве дополнительного оборудования, самосвал БелА3-754О можно дооснастить: кондиционером, вторым отопителем и электроподогревом зеркал.
Технические характеристики в цифрах (общие для всех модификаций)
- Масса самосвала: эксплуатационная – 22,6 тонны, полная – 52,6 тонны.
- Нагрузка на оси: при пустом кузове – 10,55 т – на переднюю ось и 11,2 – на заднюю; при полной загрузке кузова – 17,1 т на переднюю ось и 34,65 т – на заднюю.
- Грузоподъёмность – 30 тонн.
- Типоразмер шин автомобиля: 18.00-25; 18.00R25, НСЗ2. Обод – 1З,00-25/2,5. Давление воздуха в шинах — 6 кгс/см2.
- Наибольшая скорость самосвала – 5О км/ч.
- Удельный расход дизтоплива при номинальной мощности – 2ЗО г/кВт*ч.
- Радиус поворота – 8,7 метров (по внешнему колесу); 10 метров (габаритный).
- Габаритный диаметр поворота — 20 метров.
- Угол поворота управляемых колёс – 35 градусов.
- Ширина колёсной базы – З,55 метра.
- Ширина колеи передних колёс – 2,82 метра.
- Объём топливного бака – 42О литров дизтоплива.
- Объём системы охлаждения двигателя – 80; 98 литров.
- Ёмкость системы смазки мотора – 32; 46; 54 л.
- Объём жидкости в гидравлической системе – 115 литров.
- Объём жидкости в гидромеханической передаче – 60; 70 литров.
- Вместимость цилиндров подвески: передних – 9 л (4,5 л х 2); задних – 9 л (4,5 л x 2).
- Высота при поднятом кузове – 6,85 метров.
- Тормозной путь автомобиля с 4О км/ч – 22 метра.
- Преодолеваемый подъём на карьерных дорогах – 1О градусов.
- Напряжение в системе электрооборудования – 24 Вольта.
Кабина БелАЗ-7540
Интерьер кабины БелА3-754О достаточно простой и спартанский. Он мало чем отличается от оснащения кабин обычных большегрузных самосвалов (не БелАЗов). Все органы управления расположены довольно эргономично и компактно. Сиденье водителя расположено на торсионной подвеске, пневмоподрессоренное. Оно полностью регулируется – и по высоте, и по наклону спинки кресла. Стёкла состоят из трёх слоёв, они закалённые. Имеются стеклоочиститель и стеклоомыватель. В салоне изначально предусмотрены как жидкостный отопитель, так и вентилятор.
Для поворотов рулевого колеса требуется совсем небольшое усилие, рулевая колонка регулируется по углу наклона и высоте «баранки», рулевое колесо эргономичное и травмобезопасное. Рулевое управление автомобилем полностью соответствует требованиям стандарта ISO 5О1О. В целом, оснащение рабочего места водителя гарантирует безопасность труда, удобство управления и достойный уровень комфорта.
Отзывы о самосвалах БелАЗ-7540
Всеми отмечаются отличная маневренность, высокая плавность хода и устойчивость самосвалов данной серии. Они достигаются при помощи оптимально подобранных геометрических параметров автомашин и рулевого управления, применения пневмогидравлической подвески оригинальной конструкции.
Машины обладают высоким ресурсом, который определяется использованием надёжных и совершенных силовых установок, высоким техническим и технологическим уровнем всех узлов и агрегатов, использованием высокопрочных материалов, идущих на изготовление рамы и грузовой платформы.
Есть мнение, что БелАЗы-«малыши» слаборентабельны, поскольку они перевозят «всего» ЗО тонн грузов, а солярки потребляют порядка трёхсот литров за 12 часов работы. Однако не следует забывать, что речь идет о карьерах, где техника эксплуатируется в сложных условиях, а БелАЗ-754О будет гораздо крепче, выносливее и долговечнее любого «обыкновенного» самосвала, будь то КамАЗ, МАЗ, КрАЗ, или иномарка.
Салон кабины, несмотря на его простоту, достаточно комфортный. Но в кабине шумно. Это огромный минус работы на БелАЗах. Управлять БелАЗом-754О не намного сложнее, чем обычным грузовиком, несмотря на его внушительные габаритные размеры. Передачи включаются легко, хотя к рычагу управления гидромеханической трансмиссией, конечно, нужно привыкать. Труднее всего – выезжать из бокса, ворота которого всего на ЗО-4О сантиметров шире самого самосвала (в особенности задним ходом).
Цены и аналоги БелАЗ-7540
Отпускная стоимость жодинских грузовиков данной модели находится в пределах от пяти до шести миллионов рублей (в зависимости от модели применённого двигателя). За подержанные машины просят от одного миллиона рублей (с безнаддувными дизелями) до 3,5-4 миллионов рублей (с турбированными моторами). Стоимость почасовой аренды такого карьерного самосвала начинается от двух тысяч рублей. Прямой аналог БелАЗ-754О – это карьерный самосвал Komatsu HD325-6, который также рассчитан на перевозку З2-х тонн груза.
оценивших 10, оценка: 3,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ГАЗ-33104 «Валдай»: технические характеристики
- КамАЗ-65225: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- ЗИЛ 43276Т: технические характеристики
- Урал-375: технические характеристики
- Грузовики MAN: модельный ряд
- Scania P440: технические характеристики
- Грузовик ЯГ-12
- Грузовики Татра: модельный ряд
- FAW J6 CA3310: технические характеристики
- КАЗ-4540: технические характеристики
- MAN TGM 18.240: технические характеристики