БелАЗ-75306: технические характеристики
МОЩНЫЙ 220-ТОННИК, ХОЗЯИН БОЛЬШИХ КАРЬЕРОВ
БелАЗ-75306 – это тяжёлый карьерный самосвал грузоподъёмностью 220 тонн. Он предназначается для перевозки разрыхлённых горных масс в сложных горнотехнических условиях. А именно – в глубоких карьерах, на открытых разработках месторождений различных полезных ископаемых. БелАЗ-75306 способен работать в интенсивном ритме, по технологическим дорогам в различных климатических условиях эксплуатации (при температуре окружающего воздуха от -50 до +50 градусов).
Кроме того, такие машины могут использоваться на строительстве крупных промышленных и гидротехнических сооружений, при сооружении дорожномагистральных комплексов, а также в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
В зависимости от удельного веса перевозимого груза, наибольшая эффективность достигается при их эксплуатации вместе с экскаваторами или погрузчиками, оборудованными ковшами ёмкостью от 30-ти до 45 кубометров.
Об истории семейства БелАЗ-7530
Кроме этой модели, в семейство тяжёлых карьерных самосвалов БелАЗ-7530 в настоящее время также входят следующие модели: БелАЗ-75302, БелАЗ-75307, БелАЗ-75309, БелАЗ-7530D и БелАЗ-7530G. Очень похожие внешне, различаются они видом и мощностью мотора, других узлов и компонентов.
Выпускаемая техника комплектуется дополнительными узлами и системами, расширяющими функционал машин и улучшающим их эксплуатационную привлекательность. Включает стандартную комплектацию и комплектацию по заказу. Комплектация зависит от климатической зоны эксплуатации: северное или тропическое исполнение.
Работа над созданием карьерных самосвалов семейства БелАЗ-7530 началась ещё в начале 1990-х. В 1992-1994 гг. была изготовлена и испытана опытная партия машин грузоподъемностью 200 тонн. В 1995-м в Жодино собрали первый БелАЗ-75303 грузоподъемностью 220 тонн. В 2000-м автозавод приступил к разработке самосвала БелАЗ-75306 с учётом опыта эксплуатации выпущенных ранее машин.
В 2001 году была изготовлена опытно-промышленная партия самосвалов данной модели с двигателем Cummins и электромеханической трансмиссией переменно-постоянного тока, а в 2003-м году началось её серийное производство.
В 2006 году на предприятии собрали опытно-промышленную партию самосвалов БелАЗ-75302 с двигателем MTU. В 2007-2010 гг. жодинцы разработали и запустили в производство модификации БелАЗ-75307 и БелАЗ-75309 с приводом переменно-переменного тока.
Карьерный самосвал БелАЗ-75306 дважды — в 2007 и 2010 годах — становился лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации».
Общее описание БелАЗ-75306 и особенностей работы на нём
Машина собирается на знаменитом заводе в Жодино, в Белоруссии, хотя белорусское в ней, конечно, далеко не всё. Многие узлы и агрегаты в ней российские либо импортные.
Двигатель использован дизельный, 16-ти цилиндровый, марки «Cummins». Он вращает тяговый генератор, который стоит позади него (обычно сделанный в Татарстане или в Новосибирске), ток от тягового генератора поступает на тяговые электрические двигатели. Их два — левый и правый. Они, в свою очередь, через редукторы вращают задние колёса.
Ход грузовика вперёд и назад переключается обычным тумблером, который имеет три положения: вперёд – нейтраль — назад. Всё очень просто. Если надо проехать вперёд -щёлкнул тумблер на положение «вперёд», снял с ручника, нажал на педаль газа — и машина, подождав примерно секунду, начинает ехать. Никаких переключений нет (что-то вроде вариаторной коробки). Уехать сможет любой водитель, даже неопытный.
Остановить же такую «громадину» уже посложнее. Для этого там есть две системы тормозов, т.е. две педали тормоза. Одна — это «динамика», т.е. торможение производится электродвигателем (ей все время в основном и приходится пользоваться). И только когда скорость упадёт до самого минимума, нажимаешь на другую педаль тормоза – гидравлический тормоз, как у всех обычных авто. Есть ещё и стояночный тормоз-обычный ручник.
На каждое колесо у этого «монстра» стоит по четыре суппорта, соответственно, по восемь колодок. Такой же принцип управления и на БелАЗе — 130-ти тоннике, только там всё в размерах меньше, и стоит по два суппорта на каждое колесо.
Немного об оснащении рабочего места водителя. Кабина довольно просторная, имеет пассажирское сиденье (для стажёра, оно, правда, «дубовое»). А вот сиденье водителя –пневматическое, то есть, на воздушной подушке. Это позволяет сохранять позвоночник в порядке во время всей рабочей смены (12 часов). Также, есть весьма эффективный отопитель (печка) и кондиционер, который в жару просто необходим.
Панель приборов типа «оптитрон» имеет два положения подсветки «день» и «ночь», что очень удобно. Ещё кабина оборудована радиостанцией, двумя камерами заднего вида и компьютером системы «Карьер», на котором отражается время, скорость, количество топлива в баке, количество сделанных рейсов, тоннаж и прочая информация. Почти точно такая же кабина и на БелАЗе — 130-ти тоннике . Есть штатное место для установки колонок и магнитолы, но с завода они не идут, а ставятся самостоятельно.
Теперь о работе.
Работать на БелАЗ-75306 не тяжелее, чем на 130-тоннике. Меньше суеты, всё размеренно и потихоньку. На 130-ти тонниках водители «летают» гораздо быстрее, поэтому и напряжение больше.
После БелАЗ-75131 разница не кажется такой уж колоссальной (хотя разница в грузоподъёмности 130 тонн у 75131 против 220 тонн на БелАЗ-75306 – очень существенная. Когда впервые едешь на нём, разум попросту не вмещает этих габаритов. Слепая зона спереди — пять метров! Чего уж говорить про правый борт: чтобы протереть зеркало, до него сначала дойти надо.
Но есть и особенности. 130-ти тонник в грязь или гололёд управляется заметно лучше 220-тонника. Нелегко его словить при заносе, особенно на спусках. Но всё дело — привычка, ведь человек ко всему привыкает.
Нужно отметить что особого мастерства требует и вождение по скользким дорогам. А ведь обычно хватает дождя или снега, чтобы дорога стала скользкой. Если обычные машины чувствуют себя сравнительно уверенно на свежевыпавшем снегу, то БелАЗ в силу высоко расположенного центра тяжести и большой массы ведёт себя практически так же, как если бы ты выехал на нём на залитый льдом каток, ну разве что незначительно лучше.
Ситуацию спасают посыпалки, засыпающие дорогу щебнем, фракцией примерно 50. После дождя — аналогичная ситуация. Дороги технологические, как известно, асфальтом не покрываются, и после дождя на них становится очень скользко, особенно на спусках. Управление машиной в таких условиях усложняет его короткая база, что увеличивает его склонность к заносу.
Всё дело в том, колея и база у БелАЗ-75306 равны, по 6100 см. Это усложняет управление по скользким дорогам, но это же даёт ему завидную манёвренность при его габаритах. Тонкость момента в том, что, торможение осуществляется «динамикой», то есть, только задними колёсами, и, чтобы сохранить хоть какой-то контроль над машиной, нельзя допускать блокировки колёс. Если принять во внимание тот момент, что практически весь маршрут с отвала идёт под гору, то потеря контроля над машиной на спуске может привести к печальным последствиям. Поэтому хорошо настроенной «динамика» должна быть по умолчанию.
На ранних моделях ориентировались по старинке — только по зеркалам и собственной интуиции, на более современных — уже стали устанавливать видеокамеры. Всего четыре камеры, две по бокам, и по одной спереди и сзади.
На некоторых предприятиях стали ещё и в кабины устанавливать, чтобы контролировать работу водителя. Попробуй только уснуть в обед — сразу лишишься половины премии. Кстати, у БелАЗ-75306 значительно лучшая плавность хода, по сравнению с более мелкими собратьями, и в ночные смены, бывает, водителя просто укачивает.
Объём топливного бака — 2900 литров, и, в зависимости от условий работы, за 12-ти часовую смену уходит 1000-1800 литров дизельного топлива. Чтобы вставить пистолет в бак, нужно сначала по лестнице до неё подняться. Лестница, разумеется, заводская, складная, смонтированная непосредственно на топливном баке.
Есть одна неприятная особенность у этих грузовиков. Но это, скорее, недосмотр контролирующих лиц. Часто по достижению нормативного ресурса пробега шины, её эксплуатация продолжается до полного выхода из строя, что сопровождается взрывом. При взрыве заднего колеса, на самосвале вылетели из посадочных мест и повисли на проводах передние фары, вылетели уплотнительные резинки воздушных фильтров, вынесло все стёкла в кабине и загнуло лестницу на баке.
Двигатель БелАЗ-75306
На самосвал БелАЗ-75306 установлен дизельный четырёхтактный 16-цилиндровый двигатель Cummins QSK 60-C, с V-образным расположением цилиндров, с электронной системой управления и газотурбинным наддувом. Охлаждается он двухконтурной жидкостной системой с принудительной циркуляцией.
Воздух очищается в три этапа (фильтрующие элементы — сухого типа), а отработавшие газы выходят через кузов. Силовая установка смазывается циркуляционной системой под давлением, с использованием поддона «мокрого» типа. Есть жидкостная система предпускового подогрева.
Технические характеристики двигателя
- Номинальная мощность при 1 900 об/мин — 1 715; 1 864 кВт
- Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин — 9 053; 9 839 Н*м.
- Удельный расход дизтоплива при номинальной мощности — 202 г/кВт*ч.
- Количество цилиндров – 16.
- Рабочий объём цилиндров — 60,2 литра.
- Диаметр цилиндра — 159 мм.
- Ход поршня — 190 мм.
- Точное наименование модели: CUMMINS QSK 60-C.
Очистка воздуха – трехступенчатая с фильтрующими элементами сухого типа. Выпуск отработавших газов осуществляется через кузов. Система смазки – циркуляционная, под давлением, с «мокрым» поддоном. Система охлаждения – жидкостная, с принудительной циркуляцией, двухконтурная. Привод крыльчатки системы охлаждения – гидромуфтас автоуправлением. Охлаждение масла – водомасляным теплообменником. Система предпускового подогрева – жидкостная. Система пуска – пневмостартерная. Напряжение в системе электрооборудования – 24 Вольта.
Трансмиссия 220-тонного БелАЗа
Самосвал БелАЗ-75306 оснащён электромеханической трансмиссией с переменно-постоянным током электропривода и планетарным двухрядным редуктором мотор-колёс. Тяговые генераторы могут устанавливаться следующих моделей: СГТМ-1400-8, ГСТ-1600 или ГСН-1600/8. Тяговые электродвигатели также предлагаются на выбор: ДК-724С, ЭК-735А или ЭДП-800.
Максимальная скорость самосвала БелАЗ-75306 составляет 43 км/час. Передаточное число редуктора мотор-колеса равно 28,38. Ход поршня переднего цилиндра составляет 320 мм, а ход поршня заднего цилиндра равен 290 мм.
Электропривод переменно-постоянного тока с тяговым генератором, двумя тяговыми электродвигателями, редукторами электромотор-колес, аппаратами регулирования, микропроцессорной системой управления и приборами контроля.
Редуктор мотор-колеса – двухрядный, планетарный, дифференциального типа.
Рама и подвеска БелАЗ-75306
Рама у самосвала БелАЗ-75306 — сварная, выполненная из высокопрочной низколегированной стали. Продольные лонжероны – коробчатого сечения, переменной высоты, соединённые между собою поперечинами. В местах наибольшей нагрузки — задействуются литые элементы.
Зависимая подвеска для передней оси и ведущего моста оборудована продольными рычагами, которые оснащены центральным шарниром.
Зависимая для передних и задних колес, цилиндры пневмогидравлические (масло и азот) со встроенным гидравлическим амортизатором, по два на переднюю ось и задний мост.
Ход поршня цилиндров составляет, в мм: переднего – 320 мм, а заднего – 290 мм.
Тяговая и тормозная характеристики
Тормозная система самосвала БелАЗ-75306 – соответствует международным нормам и требованиям по безопасности СТБ ISO 3450 и оборудована рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозными системами.
Рабочая тормозная система представлена сухими дисковыми тормозами с автоматическим регулированием зазора на передних и задних колёсах. Диски установлены на валах тяговых электродвигателей.
Стояночный тормоз (постоянно-замкнутый с пружинным приводом и гидравлическим управлением) установлен на колёсах грузовика сзади. В качестве вспомогательной системы, используется электродинамическое торможение тяговыми электродвигателями, с принудительным охлаждением резисторов.
Запасная система: используются стояночный и исправный контур рабочих тормозов.
Тормозные резисторы: УВТР 4х600. Рассеиваемая мощность – 2400 килоВатт.
Рулевое управление на данном автомобиле – гидрообъёмное; управляемыми являются передние колёса. Их угол поворота составляет 39 градусов.
Радиус поворота составляет 15 метров. Габаритный диаметр поворота равняется 34-м метрам.
Соответствует требованиям стандарта ISO 5010.
Специальное оборудование самосвала БелАЗ-75306
В списке специального оборудования грузового автомобиля БелАЗ-75306 – следующие компоненты:
- Система пожаротушения с дистанционным включением (стандарт).
- ПЖД (стандарт. За исключением самосвалов в тропическом исполнении).
- Система видеообзора (стандарт).
- Система автоматической централизованной смазки (стандарт).
- Телеметрическая система контроля давления в шинах (стандарт).
- Система контроля загрузки и дизтоплива (стандарт).
- Устройство сигнализации при приближении к высоковольтной линии (стандарт).
- Отопительно-кондиционерный блок (стандарт).
- Футеровка днища кузова (по заказу).
- СКП-АМ (система комбинированного пожаротушения автоматическая двухкомпонентная, по заказу).
- Топливный бак с системой быстрой заправки топливом «Wiggins» (по заказу).
- Дополнительный отопитель кабины грузовика (по заказу).
Гидравлическая система
Объединенная гидравлическая система БелАЗ-75603 (для опрокидывающего механизма кузова, рулевого управления и тормозной системы) оборудована двухсекционным аксиально-поршневым масляным насосом переменной производительности (максимальное значение составляет 698 дм куб./мин при 1 900 оборотов в минуту).
Технические характеристики гидравлической системы БелАЗ-75603 таковы:
- Время подъёма кузова — 22 секунды.
- Время опускания кузова — 33 секунды.
- Максимальное давление в гидравлической системе — 18 Мпа.
- Максимальная производительность гидронасосов при 1 900 об/мин — 698 куб.дм/мин.
- Степень фильтрации — 10 мкм.
- Тормозные резисторы — УВТР 4х600
Цилиндры подъёма кузова – телескопические, трёхступенчатые, с одной ступенью двойного действия. Масляный насос – двухсекционный, аксиально-поршневой, переменной производительности.
Кабина и рабочее место водителя самосвала БелАЗ-75306
На БелАЗ-75306 установлена двухместная кабина с двумя дверьми и регулируемым пневматическим и подрессоренным сиденьем водителя. Для пассажира (или стажёра) также установлено кресло, но оно обычное жёсткое. Уровень шума в кабине не превышает 80 дециБелл.
Данная кабина соответствует требованиям стандартов (EN 474-1 и EN 474-6), устанавливающих уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запылённости воздуха. Рабочее место водителя отвечает международным требованиям системы безопасности ROPS.
В стандартную комплектацию БелАЗ-75306 входят системы видеообзора, пожаротушения с дистанционным включением, автоцентрализованная смазка, телеметрический контроль давления в шинах, контроль топлива и загрузки, устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии и отопительно-кондиционерный блок.
Сам интерьер кабины БелАЗ-75306, основные органы управления и принципы управления практически идентичны кабине самосвала БелАЗ-75131. На современных моделях вместо кучи датчиков установлен жидкокристаллический дисплей, на который выводится огромное количество информации.
Технические характеристики БелАЗ-75306 в цифрах
- Наибольшая масса груза (грузоподъёмность) самосвала — 220000 кг.
- Масса самосвала без груза – 156100 кг.
- Полная масса — 376100 кг.
- Вместимость кузова, в кубометрах, составляет вровень с бортами – до 117 м3; а с «шапкой» 2:1 — 147,4 м3.
- Распределение массы самосвала по осям, без груза и с грузом, в процентах: передняя — 45%… 33%; задняя — 55%… 67%.
Заправочные емкости, в литрах:
- Топливный бак – 2900 л.
- Система охлаждения двигателя – 635 л.
- Система смазки двигателя – 290 л.
- Гидравлическая система – 790 л.
Редукторы мотор-колёс: 210 (105х2)
Цилиндры подвески: передние 96,6 (48,3х2); задние 102,0 (51,0×2).
Шины: пневматические, бескамерные, рисунок протектора – карьерный. Обозначение типоразмера — 40.00R57; 46/90R57.
Внутреннее давление, в МПа по рекомендации изготовителя шин, обозначение обода — 29.00-57/6.0.
Размеры самосвала:
- Длина — 13 390 мм.
- Ширина — 7 820 мм.
- Высота — 6 650 мм.
- Радиус поворота — 15 метров.
- Габаритный диаметр поворота — 34 метра.
- Угол поворота управляемых колес – 39 градусов.
- Ширина колёсной базы — 6 100 мм.
оценивших 3, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Капотный КамАЗ-65223: характеристики
- ГАЗ-322132: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- ЗИЛ-5301: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики
- Hyundai HD 120: технические характеристики
- Mercedes-Benz Sprinter: технические характеристики
- ГАЗ «Вепрь Некст»
- КамАЗ-5460: технические характеристики
- КамАЗ-6520 (самосвал): технические характеристики
- ГАЗ-34039: технические характеристики
- Isuzu Forward: технические характеристики