ЗИЛ-433362: Технические характеристики
«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН» ПЛЕМЕНИ БЕНЗИНОВЫХ ГРУЗОВИКОВ
ЗИЛ-433362 представляет собой универсальное грузовое шасси, предназначенное для установки самого широкого спектра дополнительных надстроек, специального и узкоспециального оборудования. Технологически данная серия автомобилей ЗИЛ относится к 4331-му семейству предприятия. Шасси ЗИЛ-433362 отличается от стандартного «4331» укороченной базой (3,8 м против 4,5 м).
История модели ЗИЛ-433362 через призму истории завода
Завод имени Лихачёва совсем немного «не дотянул» до своего 100-летнего юбилея. На рубеже 2013/2014 годов в многолетней истории старейшего отечественного автопроизводителя была поставлена точка.
Обширная территория предприятия (это 300 гектаров, практически в центре столицы, примыкающая к Москве-реке) застраивается новыми жилыми комплексами, офисными зданиями, торгово-развлекательными центрами. «Остался в живых» только маленький цех по производству и обслуживанию правительственных легковых автомобилей премиум-класса.
Если серийное производство семейства ЗИЛ-4331 ведёт свою историю с 1987-го года, то модель ЗИЛ-433362 была разработана в конце 90-х годов ХХ века. В то время Завод имени Лихачёва не только ещё не скатывался к банкротству, но даже был на определённом подъёме, наращивая объёмы производства и оправляясь от удара, нанесённого ему «шоковой терапией» 90-х.
Справедливости ради нужно отметить, что количество ЗИЛовских грузовиков, выпущенных в те годы, росло вовсе не потому, что они были очень конкурентоспособными, современными и востребованы на рынке. Напротив, ЗИЛ-4331 уже в первые годы своего серийного производства был безнадёжно устаревшей «моделью прошлого века», а новый ЗИЛ-5301 «Бычок» был бесконечно далёк от совершенства и во многом уступал конкурентам.
Спрос на «ЗИЛ»ы в конце 90-х / начале 2000-х был создан во многом искусственно, благодаря невероятно энергичной деятельности тогдашнего столичного мэра Юрия Лужкова. С 1997-го года контрольный пакет акций завода принадлежал правительству Москвы. Все столичные, и многие региональные коммунальные и прочие службы оснащали свой автопарк ЗИЛами именно по настоятельным рекомендациям Юрия Михайловича и его помощников.
В 1997 году в самом авторитетном автожурнале страны «За рулём» анонсируется выпуск новой модели в рамках 4331-го семейства. Это ЗИЛ-433362 – универсальное шасси, максимально приспособленное для успешной работы илососных вакуумных установок для канализационных колодцев и ливнёвки; комбинированных дорожных машин для уборки улиц и т.п.
Почему это наш МКАД чистят от снега «их» грузовики Мерседес с системой Шмидт? Непорядок! Наш ЗИЛ, может, не красавец, но дело свое знает! И вместо импортной техники закупались новые ЗИЛ-433362, с новой же системой «ПР-1 Экомтех» Ряжского авторемонтного завода. И т.д., и т.п.
В 2000 году три автомобиля марки ЗИЛ-433420 совершили, при поддержке правительства Москвы, уникальный кругосветный (!) автопробег по маршруту Москва-Якутск-Уэлен-Северная Америка-Западная Европа-Калининград-Москва.
Первый этап кругосветной экспедиции длиною 13 с половиной тысяч километров был пройден за 62 дня и завершился в поселке Уэлен на берегу Берингова пролива (Чукотка). Затем – на Аляску, и через весь североамериканский континент к Атлантике. Всего экспедиция на ЗИЛ-433420 преодолела 45 тысяч километров. Последний километр, до Красной Площади, вместе с членами экспедиции проехал и сам московский мэр.
Памятна также история с производством колоколов для возрождаемого Храма Христа Спасителя. 14 колоколов весом то 8 кг до 27 тонн были изготовлены на «ЗИЛ»е!
А затем и мэр, и весь состав столичного правительства сменился.
Новые чиновники подошли к проблеме Завода имени Лихачёва с холодным и прагматичным расчётом: завод – это актив, и он должен приносить прибыль, а не хлопоты и убытки. Без мощной поддержки пресловутого «административного ресурса» устаревшие, неэкономичные и малорентабельные, по сравнению с современными конкурентами, «ЗИЛ»овские грузовики оказались уже окончательно никому не нужны.
Данных о том, сколько было выпущено единиц модификации ЗИЛ-433362, нет. Но, по всей видимости, не так много. Эпоха грузовиков, работающих на бензине, прошла, и ЗИЛ-433362 – один из последних её представителей.
Двигатель ЗИЛ-433362
Автомобили ЗИЛ-433362 комплектовались карбюраторными двигателями ЗИЛ-508, в модификациях ЗИЛ-508.10 и ЗИЛ-508.300. Это восьмицилиндровый V-образный мотор рабочим объёмом в 6 литров.
Мощность двигателя составляет 150 лошадиных сил (110 килоВатт), при 3200 оборотах в минуту. (135 лошадиных сил – у модификации ЗИЛ-508.300). Крутящий момент – 41 кгс•м (402 Н•м), при 1800-2000 мин. Степень сжатия – 7,1.
Двигатель верхнеклапанной конструкции, количество клапанов – 16. Общая масса силового агрегата, с допоборудованием, составляет 640 килограммов.
Трансмиссия ЗИЛ-433362
Коробка передач на ЗИЛ-433362 – пятиступенчатая, с синхронизаторами на всех передних передачах, кроме первой. Передаточные числа: первой скорости – 7,44; второй – 4,10; третьей – 2,29; четвёртой – 1,47; пятой – 1,00; заднего хода – 7,09.
Сцепление однодисковое, фрикционное, с периферийным расположением нажимных пружин. Диаметр ведомого диска составляет 340 мм. Привод – гидравлический, с пневмоусилителем.
Ведущий мост – одноступенчатый, гипоидный. Передаточное число – 6,33. Карданная передача – это два карданных вала с тремя шарнирами, промежуточной опорой и шлицевым соединением. Шарниры – на игольчатых подшипниках. Колёса дисковые, 7,0–20. Шины радиальные, камерные, 260R508.
Рулевое и тормозное управление ЗИЛ-433362
Рулевой механизм ЗИЛ-433362 оснащён гидравлическим усилителем. Рабочая пара – это винт с гайкой на циркулирующих шариках. Передаточное число – 20.
Тормозная система на автомобиле данной марки – трёхконтурная, классической конструкции.
Тормозные механизмы барабанного типа и на передних, и на задних колёсах, с двумя внутренними колодками и разжимным кулаком, установленные на всех колесах.
Стояночная тормозная система с пружинными энергоаккумуляторами на заднем мосту. Тормозной привод пневматический, раздельный на тормозные механизмы переднего и заднего мостов, на последнем — автоматическое регулирование тормозных сил.
Рама, подвеска, ходовая часть
Несущей основой всей конструкции автомобиля является рама, собранная из двух цельноштампованных стальных лонжеронов, каждый из которых снабжён сечением швеллера. Эти продольные части объединены в пяти местах балками-поперечинами из стали той же марки.
Достаточную плавность хода обеспечивает зависимая подвеска мостов. Спереди и сзади использованы рессоры полу-эллиптической конструкции.
Передняя их пара дополнена гидравлическими двусторонними амортизаторами телескопического типа. Задние рессоры, испытывающие повышенную нагрузку в загруженной автомашине, усилены дополнительными металлическими листами.
Шасси, применяемые с автопоездами, также оснащаются особым комбинированным краном для подключения тормозных систем прицепа.
Система электрооборудования
Электросистема ЗИЛ-433362 – однопроводная, с номинальным напряжением 12 Вольт. Система зажигания контактно-транзисторная. Стартер – с напряжением 12 Вольт, с электромагнитным тяговым реле и дистанционным управлением. Аккумуляторная батарея одна, напряжением 12 Вольт, марки 6-СТ-78 (или 6-СТ-81) ёмкостью 78 (81) Ампер/часов.
Генератор переменного тока Г130 выдаёт мощность до 350 Ватт и постоянный ток силой 28 Ампер. Одинаковый уровень напряжения на различных оборотах поддерживается электромеханическим реле или электронной схемой регулировки.
Технические характеристики в цифрах
- Длина — 6,6 метров; Ширина — 2,4 метра; Высота — 2,66 метра;
- Колёсная формула – 4х2;
- Штатная максимальная масса перевозимого груза – 6830 кг;
- Масса снаряжённого шасси – 3945 кг;
- Допустимая полная масса автомобиля – 11200 кг;
- Допустимая полная масса автопоезда – 19200 кг;
- Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы через шины: передних колёс – 21750 Н (2175 кгс); заднего моста – 17700 Н (1770 кгс);
- Допустимые нагрузки на дорогу от полной массы через шины: передних колёс – 30000 Н (3000 кгс); заднего моста – 82000 Н (8200 кгс).
- Радиус поворота – 6,9 метров;
- Колея передняя – 1,93 м, колея задняя – 1,85 м;
- Максимальная скорость: при полной массе автомобиля – 90 км/ч, при полной массе автопоезда – 80 км/ч;
- Контрольный расход горючего при скорости 60 км/ч – 25,8 литров; автопоезда – 33 литра;
- Вместимость топливного бака – 170 литров.
Дополнительное оборудование автомобильного шасси ЗИЛ-433362
Дополнительные опции, что можно встретить на ЗИЛ-433362 (но которые присутствуют далеко не на всех автомашинах данной марки) – это:
- Предпусковые подогреватели;
- Блокировки дифференциалов с электропневматическими приводами;
- Стабилизаторы задней подвески;
- Утеплительные чехлы;
- Микропроцессорные системы зажигания;
- Спальные полки;
- Обогреватели спальных полок;
- Противоподкатные брусы.
Кабина ЗИЛ-433362
Кабина грузовика ЗИЛ-433362 – знакомая, унифицированная со всем 4331-м семейством грузовиков. Это цельнометаллическая двухдверная трёхместная кабина.
Сиденье водителя отдельное, снабжённое механизмом подрессоривания с регулируемой жёсткостью, в зависимости от массы водителя. Присутствует здесь и возможность регулирования его положения в продольном направлении, а также наклона спинки и подушки.
Пассажирское сиденье – двухместный нерегулируемый «диванчик». Стеклоочиститель в кабине ЗИЛ-433362 установлен трехщёточный, с электрическим приводом. Омыватель ветрового стекла – это насос с электроприводом. Автомобильные зеркала заднего вида, увеличенного размера, установлены на выносных дугах специальных кронштейнов.
Двери открываются под углом, который близок к 90 градусам, боковые подножки – весьма широкие. Просторная кабина шириной 2,4 м (по дугам для зеркал), с высотой крыши от поверхности дороги и длиной, соответственно, 2,7 м и 1,65 м, может комплектоваться спальным местом. Его размещение в задней части вполне соответствует общей концепции универсальности и мультизадачности модификации шасси ЗИЛ-433362.
Обзор основных типов надстроек и спецмашин на шасси ЗИЛ-433362
Порядок в сложном, разветвлённом, безостановочно работающем муниципальном хозяйстве помогают поддерживать специальные автомобили. Как уже было отмечено, многие шасси ЗИЛ-433362 использовались для монтажа машин и специального оборудования для городского коммунального хозяйства.
Среди них – машины илососные КО-510 и КО-510Д, которые предназначены для очистки колодцев ливневой канализации от ила. Спецмашины изготавливались в сотрудничестве Завода имени Лихачёва и арзамасского завода коммунального машиностроения «Коммаш» (Нижегородская область).
Высокую эффективность машины обеспечивает мощный и производительный вакуумный насос. Грузоподъёмность цистерны составляет 4,6 тонн, полная масса автомобиля — 11 тонн. Данный вариант выпускался с 150-сильным мотором ЗИЛ-508.10.
У комплексных дорожных машин (КДМ) на базе шасси ЗИЛ-433362 – иные задачи: их дело – счистить снег и лёд до асфальта. Поэтому они оснащены специальными плугами-скребками, щётками, а в кузове у них — противогололёдные смеси.
Для поддержания чистоты асфальтового и бетонного покрытия на улицах городов и на аэродромах используются коммунальные поливально-моечные машины АКМП-3 на базе ЗИЛ-433362.
Летом они осуществляют очищение дороги от пыли, грязи и мелких камней. Зимой применяются для очищения дорожного покрытия от свежевыпавшего, ещё неслежавшегося снега. При необходимости ЗИЛ-433362 с АКМП-3 можно привлекать для тушения ландшафтных пожаров.
Основное назначение автогудронаторов ЭРМЗ на базе ЗИЛ-433362 состоит в перевозке битумной смолы и её нанесение на дорогу в процессе ремонтных работ. Также ЭРМЗ могут применяться для транспортировки других смол, мазута, торфяных и каменно-угольных дёгтей, смазочных веществ.
Автогидроподъёмники АГП 18.4 на шасси ЗИЛ-433362 применяются при монтаже, обслуживании и ремонте городских систем энергоснабжения, транспортного электрооборудования, оснащения зданий, сооружений и объектов высотного размещения.
Пожарный автомобиль АЦ-3,5-40 на базе ЗИЛ-433362 доставляёт воду в цистерне (2 тонны) и боевой расчёт пожарной команды (7 человек) к месту возгорания. Оборудование на борту обеспечивает тушение пожаров водой не только из собственной цистерны, но также из близлежащих водоёмов и гидрантов.
Аварийки и «походки» на шасси ЗИЛ-433362 получили довольно широкое распространение, и их нередко можно встретить на улицах городов и сейчас. Аварийно-ремонтные модификации ЗИЛ-433362 оснащенные генераторной установкой с ремонтной мастерской и дополнительным запасом горючего. Уникальные возможности шасси ЗИЛ-433362 позволяют размещать под дном дополнительные ящики с инструментом и сварочными аппаратами.
Кроме того, шасси ЗИЛ-433362 специально разработано как база для удобного размещения автоцистерн различного назначения: бензовозов-топливозаправщиков, ассенизаторских вакуумных машин, мусоровозов и т.д.
Наряду с обычной бортовой грузовой платформой, шасси ЗИЛ-433362 использовали также и для монтажа разнообразных фургонов, изготавливаемых из металла, фанеры, сэндвич-панелей и других материалов. Это и обычные «будки» для промтоваров, и изотермические фургоны для продуктов питания, и рефрижераторы с термоизоляцией из пенопласта и пенополиуретана. Таких автомобилей, по причине их неэкономичности и слишком громоздких для современных городов габаритов, осталось в ходу очень немного.
Отзывы водителей и владельцев ЗИЛ-433362
Отзывов реальных водителей и владельцев о ЗИЛах 433362-й модификации в интернете встречается немного, и они бывают совершенно разного, порой противоположного, характера. От «сверхнадёжный и неубиваемый грузовик» до «ужасного качества, проблемный, постоянно ломающийся автомобиль».
Можно сделать вывод, что качество сборки ЗИЛ-433362, выпускавшихся в разные годы, было нестабильным и в значительной степени ухудшалось, вместе с усугублением плачевного положения завода.
оценивших 16, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗИЛ-164: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики
- Scania G400: технические характеристики
- ГАЗ-34039: технические характеристики
- Закабинные спальники: чей лучше?
- Mitsubishi Fuso Fighter: технические характеристики
- Урал-532362: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- Грузовики ЗИЛ: модельный ряд
- КамАЗ-65206: технические характеристики
- ГАЗ-3344-20 «Алеут»: технические характеристики
- ЗИЛ-45065: технические характеристики
Очень хорошая и надёжная машина!!!
Где номер рамы на зил 433362 1995г.в,подскажите
Спасибо за такой экскурс. Элементарную информацию становится не найти.