Fiat Doblo: технические характеристики
Среди самых лучших «каблучков» — «пирожков»
У компании «Фиат» есть любопытная традиция: все коммерческие автомобили её производства носят название какой-нибудь монеты. Ducato, Talento, Fiorino и Doblo – всё деньги. Интересная находка для коммерческой линейки грузовиков. У нас, правда, принято говорить название Doblo, ставя ударение на первый слог. Правильно же его ставить на второе «о», как у нас в слове «добро». Doblo происходит от «дублона» — средневековой золотой монеты, хорошо знакомой тем, кто читал в детстве приключенческие товары про пиратов.
Эта модель коммерческого автомобиля компании Fiat выпускается с 2000 года. Различные версии автомобиля собираются в Турции, Бразилии, России и Вьетнаме. Интересно, что в Северной Корее компанией Пхёнхва Моторс (Pyeonghwa Motors) на базе Doblo стали собирать автомобиль – его копию, под названием «Ппоккуги» (Ppeokkugi).
Особенности модели и её пять поколений
Осенью 2005 года в семействе Fiat Doblo был произведён рестайлинг. Был изменен дизайн передней части, поменялись передний и задний блок фар.
В 2010 году было выведено на рынок второе поколение данной модели, которое также известно в некоторых странах как Opel Combo D. В 2015 году был произведён рестайлинг Фиат Добло — переменилось оформление передней части кузова.
На базе Fiat Doblo выпускается множество автомобилей с различными вариантами базовой комплектации и в нескольких вариантах кузова: от грузового фургона до микроавтобуса. На российском рынке были представлены две разновидности Фиат Добло. Это грузовая версия Doblo Cargo и минивэн Doblo Panorama.
Если сравнивать Doblo с конкурентами по ценам, то этот автомобиль оказывается между Volkswagen Caddy с Peugeot Partner (которые дороже) и Renault Dokker с Citroen Berlingo (которые дешевле). Но в России всех их победили грузовые и грузо-пассажирские Lada Largus. Именно этот «двойник» Логана-универсала предыдущего поколения, можно сказать, разгромил весь некогда представительных сегмент «каблучков» — «пирожков» на нашем рынке.
Четвёртое поколение Фиат Добло (2018-2019) попало на наш рынок не в самое удачное время: в сегменте «каблучков» — «пирожков», куда относится Doblo, продажи сократились резко, сразу на 17 процентов.
Но обновлённый Fiat Doblo неожиданно стал хорошо продаваемым, сократив отставание от Volkswagen Caddy и Citroen Berlingo: благодаря конкурентноспособной цене.
Дизайн у четвёртого поколения Fiat Doblo получился поинтереснее, чем у конкурентов, в том числе и более дорогих. И если Cargo может внешне показаться совсем уж скучным (что грузовику простить можно), то Doblo смотрится не так уж уныло. Даже немного необычно.
Пассажирский Doblo Panorama поставлялся в Россию только с короткой колесной базой, тогда как версия Doblo Cargo с двумя типами баз: короткой и длинной.
В 2023 году речь зашла уже о пятом поколении модели, с ещё более привлекательным дизайном передней части кузова. Ну, а с задней – что с неё взять? Фургон он и есть фургон.
Естественно, задняя часть выглядит чересчур «коробочно». Зато это позволило сделать чуть больше простора сзади. Для пассажирской версии это всего лишь небольшой бонус, а для грузовой – важное преимущество. Грузовой отсек получился более прямоугольным, что позволяет максимально эффективно использовать всё пространство фургона. А места там много: объём грузового отсека – 4,2 м³, а, например, у того же Рено Доккера — только 3,3. У Ларгуса – там и вовсе 2,54 м³. Да и реальная грузоподъёмность у Фиата будет повыше, чем у конкурентов.
Fiat Doblo Сargo реально способен перевозить грузы массой до тонны, а полезный объем его грузового пространства достигает 5,4 кубометра. Длина грузового отсека в версиях с длиной базой — 217 см. При этом ширина — 171 см, а высота — 130 или 155 см в модификациях с высокой крышей. Но главный размер — расстояние между колёсными арками (123 см) — позволяет размещать в грузовом отсеке до двух европаллет.
Doblo Cargo предлагает и любопытные варианты деления кабины и грузового пространства. Опций полно, чего только не придумают: здесь может стоять жёсткая панель, застеклённая перегородка, трубчатый каркас или перегородка-лестница. О крепёжных крючках в полу и подсветке даже и речи нет, они имеются уже по умолчанию.
У нового Doblo широкая палитра цветов кузова. Многие из них довольно яркие и симпатичные: бежевый, голубой, синий, бордовый и красный. Но даже в нашем самом спокойном из них сером колере машина выглядит привлекательно.
Двигатели Фиат Добло
Автомобили Fiat Doblo комплектуются различными типами двигателей: дизельными 1,3 л (75 л.с.), 1,3 л (85 л.с.) 1,9 л (105 л.с.), 1,9 л (120 л.с.); бензиновыми 1,4 л (76 л.с.). Кроме того, выпускаются специальные версии, работающие на газе 1,6 л (91 л.с.) и версии с электродвигателем.
Каких-то серьёзных общих проблем у моторов нет. Всё устроено просто и практично. О блоках ЭБУ: тут возможны нарушения пайки, выход из строя некоторых микросхем и коррозия контактной группы.
В основном машина у нас в России представлена с бензиновым 8-клапанным 1,4-литровым мотором серии Fire. Это очень удачный двигатель с неплохим общим ресурсом, неприхотливый.
Двигатель объёмом 1,2 л, по сути, мало отличается от 1,4-литрового мотора, но нагружен он сильнее тяги у него совсем мало.
А вот 1,6-литровый двигатель – это совсем другое дело. Он попадается в основном в версии для работы на газе, с заводским ГБО. Этот мотор – близкий родственник нашего жигулёвского. У него 16-клапанная ГБЦ и ременной привод ГРМ, но общность в конструкции блока всё ещё просматривается. Европейцы считают этот мотор недостаточно экономичным.
Дизель – это довольно мощные для Doblo агрегаты, которые обеспечивают очень хорошую динамику даже гружёной машине. Жаль, что они дороговаты и редко встречаются.
Трансмиссия
Чего нет у Doblo, так это автоматической трансмиссии. В варианте семейного минивэна она бы не помешала, но представители компании «Фиат» опасаются, что установка автомата заметно отразится на стоимости машины, а терять преимущество в цене они не хотят.
К тому же, если посмотреть на продажи Volkswagen Caddy с двумя педалями, то можно смело делать вывод о том, что покупателям этих машин автоматы не нужны совсем: с автоматической трансмиссией было продано не более двух процентов от общего количества Caddy. Поэтому, коробок-«автоматов» на Fiat Doblo нет и не предвидится.
Не будет и полного привода: было решено, что он этой машине не нужен, и в Фиате даже не рассматривают возможности сделать полноприводный Doblo, как и модную нынче «кросс-версию».
Коробке передач «Добло» не хватает чёткости и избирательности. Пятая ступень всегда включается с куда большим усилием, чем остальные. Да и шестая передача для экономичности и лучшего акустического комфорта здесь была бы не лишней.
Существует два варианта механических коробок: с бензиновыми моторами ставили коробку C.514, которая полагалась и безнаддувному дизелю на машинах до рестайлинга, и 1,3-литровому дизелю, а вот машины с турбодизелями объёмом 1,9 л оснащались гораздо более мощной коробкой C.510.
Все коробки Doblo — пятиступенчатые, но иногда можно встретить машину с «шестиступкой». Это объясняется легко: вместо умершей родной коробки могли поставить коробку этой же серии, но шестиступенчатую – с другой машины. Маховик со всеми моторами одномассовый, а сцепление — удачное.
Дизельная машина с коробкой С.510 будет намного понадёжнее. И, если заводские подшипники один раз поменяли на нормальные, с металлической обоймой и роликовые на переднем конце вала, — то коробка становится вечной.
Подвеска и ходовая часть
О чём хотелось бы сказать отдельно, так это о ходовой части. Тут итальянцы превзошли всех своих конкурентов, поставив сзади многорычажную подвеску. У большинства из них она полузависимая с балкой и пружинами. А у Caddy и вовсе зависимая на рессорах.
А вот на Fiat Doblo — установлена многорычажка, которая, по словам производителей, позволяет машине одинаково хорошо держаться на дороге как в пустом, так и в максимально загруженном виде.
Производитель больше всего и нахваливает собственное ноу-хау для автомобилей этого сегмента — независимую заднюю подвеску Bi-link. Её компоновка позволила при компактных габаритах увеличить грузоподъемность, а заодно обеспечить легковой комфорт и управляемость. К тому же, благодаря модульной концепции компонентов подвеску Bi-link можно адаптировать для собственных нужд. Но для этого уже нужно договариваться с дилерами заранее.
По высоте над дорогой (180 мм) Doblo превосходит VW Caddy (155 мм) и Citroen Berlingo (140 мм). У Peugeot Partner Tepee клиренс такой же, как «итальянца», а у «Доккера» даже чуть больше (190 мм).
При этом, у Фиат Добло самая низкая погрузочная высота – всего лишь 545 мм.
Ведь итальянский «каблук» построен на компактной легковой «тележке» Fiat Small platform. На её модификациях также базируются Fiat Grande Punto, Alfa Romeo MiTo, Opel Adam и Corsa E.
Поэтому, в отличие от полузависимых задних подвесок конкурентов, — рессорной у Caddy и пружинной у «французов» — у Doblo она независимая, как и передняя.
В результате, на ходу у «каблучка» нет характерного «козления». Fiat не трясёт на ямках и кочках, он не скачет на стыках эстакад и отлично сглаживает неровности любого полотна. Даже лежачих полицейских ходом преодолевает мягко, на зависть иным легковушкам.
Передняя подвеска конструктивно та же, что у более ранних легковушек и той же Albea, но рычаги и опоры усилены. Шаровая опора сменная, как и передний сайлентблок рычага. А вот задний штатно не меняется, но неоригинальные сайлентблоки с кронштейном в продаже есть. Если центральная ось рычага не изношена, никаких проблем с заменой не будет.
От грузовых «каблуков» — «пирожков», основная задача которых — доставка мелких грузов между пунктами «А» и «Б», обычно не ждут впечатляющей управляемости. Для таких машин она не обязана быть выдающейся, и тем более эталонной. Поэтому, чаще всего они просто едут, и при этом ещё и жестковаты.
Тем не менее, Fiat Doblo приятно удивляет своим явно легковым поведением на дороге. Как и конкуренты, он маневренный, понятный и прогнозируемый. Но, в отличие от них, устойчивость, а главное комфортность и плавность хода у «итальянца» — фактически как у обычного компактного легкового хэтчбэка или же седана.
При всей своей простоте рессорная подвеска не вечна. Со временем просаживается рессора, изнашиваются втулки центральной реактивной тяги, втулки стабилизатора поперечной устойчивости и пальцы рессоры. К тому же тут есть и амортизаторы, которые тоже со временем изнашиваются. Поэтому задняя подвеска обслуживания, конечно, требует, но общий ресурс основных её элементов очень высокий.
Тормоза
Передние тормоза – дисковые с диаметром диска 257 или 284 мм, задние – барабанные. У всех европейских версий есть ABS. Встречаются и версии для стран третьего мира, и автомобили польской сборки для «внутреннего пользования»: на таких машинах ABS может отсутствовать.
Но на Добло российской сборки и напрямую импортированных из Турции ABS есть всегда. Для коммерческой техники это принципиальный момент: до середины 2000-х антиблокировочная система на ней была необязательной, и многие фургоны были заказаны без ABS. В условиях длинной зимы и очень большого диапазона изменений нагрузки на заднюю ось управлять автомобилем без ABS неприятно и опасно. Тут же с этим проблем нет.
Задние тормоза Doblo остались барабанными, но никаких замечаний к ним нет. Даже полностью загруженная машина замедляется отлично: есть и хорошая информативность, и уверенное, прогнозируемое торможение даже на мокрой дороге.
Жалобы на тормозную систему Doblo в основном ограничены претензиями к эффективности тормозов для сильно нагруженной машины, к ресурсу ГТЦ и к довольно капризным суппортам. Суппорты на Doblo бывают двух видов, и оба требуют регулярного контроля состояния пыльников и довольно частой замены как пальцев, так и их уплотнений. Многие владельцы Doblo успели отремонтировать тормоза ещё в гарантийный период.
Главный тормозной цилиндр немного капризный и выходит из строя, если не менять тормозную жидкость хотя бы раз в 3-5 лет. Не меняете жидкость – придётся менять вместе с жидкостью и ГТЦ. Но бояться ремонтов тормозов Doblo не нужно: тут всё очень недорого и просто.
Технические параметры в цифрах
- Колёсная формула: 4 × 2.
- Массогабаритные характеристики: длина — 4255 мм, ширина — 1720 мм, высота — 1820 мм.
- Колёсная база — 2585 мм.
- Грузоподъёмность паспортная — 730 кг, реальная – до 1 тонны. В кузов вмещается два европаллета.
- Дорожный просвет – 180 мм.
- Масса автомобиля — 1 384 кг.
- Максимальная скорость – 160 км/час.
- Объём топливного бака – 60 литров.
- Размер шин — 195/60 R16.
Кабина и рабочее место водителя Фиат Добло
На фоне конкурентов кажется, что и внутри кабины Fiat Doblo есть настоящая заявка на полёт дизайнерской мысли. Материалы в отделке, конечно, использованы дешёвые, но от грузового фургона бо́льшего ожидать и не приходится. К тому же, у Doblo есть ещё одно немаловажное преимущество, которое невозможно не отметить: это прямо-таки завидный простор на месте водителя.
Благодаря дизайну интерьера, перекликающемуся с оформлением легковых моделей «Фиата», новый Doblo не ощущается «рабочей лошадкой». Его салон — весьма качественный и продуманный для коммерческой модели.
Ещё одна приятная и немаловажная вещь – это большое количество мест, куда можно распихать содержимое карманов, и не только их. В перчаточный ящик влезет не просто файл с документами, а вся бухгалтерия.
Мелочёвку можно положить в два раздельных углубления сверху панели и в карманы дверей. Кстати, задняя полка выдерживает вес в 70 килограммов! И туда можно уложить три полноценных чемодана. Задняя дверь в пассажирской версии открывается вверх. Хорошая вещь – это наличие петли на внутренней части задней двери, за которую можно её закрыть, не испачкав руки.
В кабине Фиат Добло оказывается неожиданно хорошая шумоизоляция: мотор не досаждает назойливыми звуками даже после трёх тысяч оборотов в минуту. Да и остальные шумы (аэродинамические и от дороги) в салон практически не проникают.
Возможностей для настройки водительского кресла предостаточно. «Крутилками» сбоку можно отрегулировать наклон спинки и поясничный упор. Со ступенчатой подстройкой, пожалуй, было бы быстрее, но выбранный итальянцами способ позволяет точнее подогнать сиденье под себя.
Несмотря на «грузовой акцент» автомобиля, характер у него практически легковой. И комфорта в салоне кабины получается явно побольше, чем в Лада Ларгусе. Удовольствия от езды, объективно, тоже. По ощущениям за рулем Doblo — типичная легковушка. И мало кто поверит, что она способна взять на борт тонну веса. И на самом деле, там действительно много пространства в сравнительно небольшом автомобиле.
Отзывы о автомобилях Фиат Добло
Среди плюсов этой машины называют:
- неубиваемую подвеску, ходовая очень выносливая,
- оцинкованный кузов,
- отличный обзор из-за руля, посадку как в джипе , стойки удобно расположены не мешают обзору,
- простор в салоне, много места над головой,
- продуманный интерьер, в котором всё под руками и удобно расположено,
- высокий дорожный просвет,
- умеренный расход топлива,
- большую грузоподьёмность,
- цепкие тормоза,
- достаточно надёжная электрика,
- пол багажника низко — это очень удобно для погрузки,
- приёмистый двигатель,
- коробка передач с короткими ходами,
- отличный свет,
- запасные части стоят адекватных денег, существует много аналогов.
В минусы записывают:
- чтобы не засвистел моторчик печки, раз в год надо чистить его перед зимой: там фильтр стоит после моторчика – это минус,
- крепление запаски – ржавеет, лучше смазывать его,
- у «младших» двигателей в линейке — недостаточная мощность для такого типа автомобиля, особенно когда он гружёный на полную.
- зимой на задний бампер намерзает ледник невозможно открыть двери багажника,
- проблема это — сдвижные задние двери. Отсутствие ремкомплектов (роликов) за адекватные деньги, отсутствие уплотнителей которые защищали бы полозья от грязи – ведёт к выходу из строя роликов при интенсивной эксплуатации.
- слабая маневренность,
- не слишком приглядный вид с некоторых ракурсов,
- для кого-то — отсутствие автомата,
- опоры крепкие и проседают только при регулярном перегрузе, а вот пружины — слабоваты. Дорожный просвет из-за них постепенно снижается даже на тех машинах Фиат Добло, которые редко ездят с полной загрузкой.
***
Главное преимущество этого автомобиля — практичность, универсальность. Ведь создавался он прежде всего под развоз, а «не понта ради», и со своими функциями успешно справляется.
В целом, Doblo оказался на редкость успешным Фиатом. И пока прочие модели заслуженного концерна в двухтысячные и 2010-е в глазах европейцев теряли остатки былого авторитета — недорогой и толковый Doblo, напротив, его завоевывал простотой, надёжностью и функциональностью. До 2015 года его даже собирали в России: «Соллерсом» в Набережных Челнах. Четвёртое поколение – уже не собиралось.
Фиат Добло хорош для работы городским грузовичком-развозничком и в службах доставки. Он крепкий, неприхотливый, и с самой большой полезной загрузкой среди конкурентов-«одноклассников» — до тонны, по факту. Он выгоднее конкурентов и привлекательнее более дешёвого нового Renault Dokker, изобилующего голым металлом в салоне и совсем уж бюджетными решениями.
оценивших 3, оценка: 4,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Iveco Stralis: технические характеристики
- Грузовые автомобили ГАЗ: модельный ряд
- Студебекер: технические характеристики
- КрАЗ-256: технические характеристики
- ГАЗ-51: технические характеристики
- КамАЗ-78504: технические характеристики
- КамАЗ-65201: технические характеристики
- КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
- Peugeot Partner: технические характеристики
- ГАЗ-56: технические характеристики
- КамАЗ-65117: технические характеристики
- МАЗ-5551: технические характеристики