КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики
Проторитель дорог в бескрайних северных просторах
Этот грузовик-вездеход, названный «альфа-автомобилем» от КамАЗа, стал ответом завода на программу «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», принятую Правительства России в 2014 году. Разработку и производство данного вездеходного транспортного средства Научно-технический центр ПАО «КамАЗ» произвёл совместно с Министерством образования России, МГТУ им. Баумана, Московским политехническим университетом и студенческим конструкторским бюро Московского автомеханического института. КамАЗ-6345 Арктика был разработан в двух вариантах: с колёсными формулами 6х6 (КамАЗ-6345) и 8х8 (КамАЗ-6355).
1. Уникальность и особенности КамАЗ-6345 / 6355
2. Рама, подвеска, ходовая часть КамАЗ-6345 / 6355
3. Двигатель и трансмиссия КамАЗа-Арктики
4. Жилой модуль (КамАЗ-6345) или хозблок и КМУ (КамАЗ-6355) за кабиной
5. Кабина КамАЗа-Арктики
6. Некоторые технические характеристики КамАЗ-6345 в цифрах
7. Стоимость снегоболотохода КамАЗ-Арктика
Первый их них был впервые представлен широкой аудитории на многоотраслевой выставке Вузпромэкспо-2017 в Москве. Это снегоболотоход, работающий на классическом КамАЗовском дизельном двигателе V8 и оснащённый механической коробкой переключения передач.
Четырёхосный КамАЗ-6355 с колёсной формулой 8х8 впервые был представлен отечественной публике осенью 2019 года, на выставке Комтранс-2019. Он был оснащён уже новой кабиной, типа К5. КамАЗ-Арктика стал первым из челнинских спецгрузовиков, на который установили новую кабину, выпускаемую на недавно открытом Заводе каркасов кабин ПАО «КамАЗ». Ширина данной кабины составляет 2300 мм.
Внутренний объём кабины нового образца – в полтора раза больше, чем у кабин предыдущего поколения. В связи с этим, инженерами была повышена мощность кондиционера и внедрён дополнительный электрообогрев для зеркал заднего вида, ветрового стекла, рулевого колеса, сидений и даже для спального места.
Электропитание автомобиля осуществляется от двух 12-ти вольтных батарей (сетевое напряжение 24 В) ёмкостью 210 Ампер-часов.
Уникальность и особенности КамАЗ-6345 / 6355
Это абсолютно новые разработки с точки зрения их конструкции – подобных машин Камский автомобильный завод никогда ещё прежде не создавал. Приоритетными задачами указанной правительственной программы по освоению Севера стали комплексное социально-экономическое развитие, прогрессирование науки и технологий, грамотное использование ресурсной базы российской Арктики при помощи использования прогрессивных технологий. Грузовик-вездеход от КамАЗа призван помогать исследователям первопроходцам (прежде всего – нефтяникам и газовикам, разработчикам недр), а также российским медикам и МЧС.
По имеющимся условиям, для работы в регионах Крайнего Севера и Арктики данный автомобиль может функционировать при экстремально низких морозах: до минус 50-60 градусов, и уверенно передвигаться в условиях полного бездорожья.
Рама, подвеска, ходовая часть КамАЗ-6345 / 6355
Ключевой особенностью вездехода КамАЗ-Арктика стала не типичная для грузовиков Камского автомобильного завода рама шарнирно-сочленённой конструкции: как у трактора «Кировец». Такая грузовая машина поворачивает не за счёт вращения колёс, а при помощи «ломающейся» рамы. Подобное решение было вызвано габаритами колёс: они у данного вездехода сделаны очень широкими, попросту не дающими достаточного ресурса для полноценного поворота.
Узел сочленения рамы оборудован двумя листовыми коробчатыми конструкциями, которые соединены двумя шарнирами шарового типа. Поворот вокруг оси осуществляется с помощью гидравлических цилиндров. Максимальный угол складывания равняется 45-ти градусам.
Шарнирно-сочленённая рама является подвижной в горизонтальной плоскости и обеспечивает минимальный радиус поворота. Узел сочленения унифицирован для разных колёсных формул. Поскольку специфика эксплуатации автомобиля не предусматривает сложно-пересечённую местность, конструкторы посчитали, что при недостатке сцепных свойств достаточно будет межколёсной блокировки. В целом, узел сочленения с одной степенью свободы надёжнее. В таком виде (но только с удлинённой передней секцией) конструкция была перенесена на вариант 8х8.
С помощью особых широких шин, которые составляют важную характерную черту КамАЗа-Арктики, достигается превосходная проходимость автомобиля в экстремальных климатических условиях и на грунтах нестабильного типа. На заболоченных территориях, в тундре, на фирновых снегах. Шины для данного вездехода представлены в двух размерах: в варианте «Габарит» они имеют ширину 700 мм, а тип «Негабарит» предполагает ширину свыше 1000 мм. Для установки на колёса широких негабаритных шин используются специальные расширители крыльев.
Первый вариант штатных шин Nortec TA-01 710/70 R38 (производства Алтайского шинного комбината) позволяет грузовику укладываться в предусмотренные Правилами дорожного движения габаритные параметры и передвигаться по дорогам общего пользования. Второй предназначен для поездок по грунтам с низкой несущей способностью.
Наружный диаметр первого варианта шин составляет 1960 мм, а их точная ширина равна 716 мм. Максимальная нагрузка на шину достигает 5,3 тонны, а внутреннее давление воздуха в ней – не более 160 кПа (1,63 кгс/см2). При таких показателях возможно обеспечивать максимальную скорость 60 км/ч и давление на грунт 140 кПа (1,43 кгс/см2). Масса колеса в сборе составляет 526 килограммов.
2-й вариант колёсного движителя (негабаритного типа) отличается несколько меньшим внешним диаметром широкопрофильной шины – 1650 мм, но зато увеличенную до 1050 мм ширину. Благодаря пониженному до 113 кПа (1,15 кгс/см2) удельному давлению достигается лучшая проходимость на деформируемой опорной поверхности, однако появляются габаритные ограничения для движения по дорогам общего назначения. Одна негабаритная шина весит 388 килограммов.
На выставочном четырёхосном КамАЗе-Арктика в версии «негабарит» были установлены китайские бескамерные шины Henan размерностью 66х43.00-25.
При длине 12 м угол складывания рамы в 45° обеспечивает диаметр разворота в 32 метра.
В конструкции подвески были выбраны следующие технические решения. Передняя подвеска данного автомобиля выполнена рессорной – за её основу взята задняя подвеска КамАЗ-5460 и задний мост от грузовика КамАЗ-6520. Амортизаторы и стабилизатор привлечены при этом от подвески КамАЗ-65225.
Задняя подвеска – балансирного типа. Мосты – трёхступенчатые, с передаточным числом 15. Это особенные тихоходные мосты, разработанные конкретно для КамАЗа-Арктики.
Сзади смонтирована лебёдка с тяговой силой 2,5 тонны, которой будет вполне достаточно для выполнения всевозможных аварийно-спасательных задач.
Двигатель и трансмиссия КамАЗа-Арктики
Трёхосные КамАЗ-6345 оснащаются традиционными V‑образные «восьмёрки» КамАЗ‑740.37–400. Это двигатель мощностью в 400 лошадиных сил (294 кВт), достигаемой при 1900 об/мин; максимальным крутящим моментом 1765 Н.м, достигаемым при 1300 об/мин; с индивидуальными алюминиевыми головками, турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением и системами топливоподачи типа Коммон Рэйл. Рабочий объём данного восьмицилиндрового двигателя равен 11,76 л. Диаметр цилиндра составляет 120 мм, ход поршня – 130 мм. Степень сжатия равна 18 к 1. Габаритные размеры – 1212×908×1050 мм. Масса двигателя равна 885 кг.
Четырёхосник КамАЗ-6355 оборудован перспективной шестицилиндровой рядной силовой установкой КамАЗ Р6 910.12, которая развивает мощность в 450 лошадиных сил (331 кВт), при 1900 об/мин. Наибольший крутящий момент двигателя составляет 2059 Н·м и достигается при частоте вращения 1300 оборотов в минуту.
Этот новый мотор КамАЗа, запущенный в производство в 2017 году, был разработан и сделан на основе 12‑литрового дизеля Liebherr D946, который изначально использовался только на строительной технике, не на автомобилях.
Двигатель КамАЗ Р6 910.12 схож со многими другими европейскими рядными дизелями для тяжёлых грузовиков: у него чугунный блок, мокрые гильзы; распределительный вал расположен в блоке; привод клапанов осуществляется штангами; шестерни газораспределительного механизма и насосов – со стороны маховика. Точный рабочий объём этого мотора составляет 11,946 литра, диаметр цилиндра 130 мм / ход поршня 160 мм. То есть, Камский автозавод тут отошёл от привычного своего диаметра поршня 120 мм.
Дизель КамАЗ Р6 910.12 оснащён одноступенчатым турбонаддувом, ОНВ, электронным управлением топливной системой Common Rail, системой подачи горючего аккумуляторного типа, бортовой диагностикой. Степень сжатия составляет 17.5 к 1. Габаритные размеры двигателя: 1373×927×1156 мм (длина / ширина / высота). Масса нетто дизеля КамАЗ Р6 910.12 равна 1140 кг.
Моторные отсеки данных автомобилей оборудуются опцией электрического подогрева двигателя, а также жидкостными подогревателями.
Также, арктическая адаптация дизеля потребовала применения морозостойких РТИ, выдерживающие до –80 °С, концентрированного антифриза, синтетических масла и смазки; а также установки топливных фильтров с дополнительным электрическим обогревом. Картер двигателя снизу снабжён мощной защитой в виде поддона, армированного крепкими защитными дугами.
Сцепление применено фрикционное, дисковое, сухого вида, модели MFZ 430.
Трёхосный КамАЗ-6345 6х6 оборудован 16-ступенчатой механической коробкой передач модели ZF 16 S1822.
КамАЗ-Арктика 8х8 оборудован шестистуспенчатой автоматической коробкой переключения передач от компании Allison – модели Allison 4500 – с электронным управлением, использующим CAN-шину.
Крутящий момент распределяется двухступенчатой раздаточной коробкой КамАЗ-633-1800020 с понижающей передачей, пневматическим управлением и блокируемым межосевым дифференциалом.
К передним колёсам КамАЗа-Арктики передаётся 27,5% номинальной мощности двигателя, а 72,5 процента – к колёсам задним. На машине используются оригинальные ведущие мосты КамАЗ-6355 с тройной передачей и колёсными редукторами, передаточным отношением главной пары в 15,239.
Жилой модуль (КамАЗ-6345) или хозблок и КМУ (КамАЗ-6355) за кабиной
Ещё одна важная особенность данной машины – наличие развитого жилого модуля – полноценного жилого пространства, в котором можно автономно проживать с комфортом, несмотря на самые суровые климатические условия, не менее трёх суток.
В оснащение жилого модуля входят спальные места, умывальник, душ и туалет, бойлерный подогреватель, запас воды, микроволновая печка, варочная панель, холодильник, телевизор, спутниковый телефон, генератор электричества, большое количество встроенных ящиков и полок. В качестве дополнительной опции, в жилом модуле КамАЗ-6345 предусматривается установка кондиционеров. Т.е., рабочие на борту могут полностью изолировать себя от комаров, мошкары и гнуса.
Располагается жилой модуль между кабиной и кузовом грузовика. Он не соединяется с водительской кабиной напрямую, но имеет переговорную станцию с ней. При необходимости, жилой модуль можно вовсе снимать с машины, при помощи подъёмного крана.
Сама машина работает на дизельном топливе, а электрогенератор жилого модуля – на бензине. Поэтому возить с собою нужно оба вида горючего. Впрочем, в будущем возможно применение дизельного электрогенератора вместо бензинового.
Во втором, четырёхосном варианте 8х8 вездехода КамАЗ-Арктика, автономный жилой модуль отсутствует. Его место за кабиной заняли запасное колесо, краново-манипуляторная установка Инман ИМ77 производства Ишимбайского кранового завода и хозяйственный блок для размещения различных инструментов и приспособлений.
Хозблок (как и жилой модуль КамАЗ-6345) оборудован трёхсекционной складывающейся лестницей и выдвижным механизмом, для обеспечения доступа ко всему его содержимому. Краново-манипуляторная установка Инман ИМ77 смонтрирована перед кузовным отсеком, при её помощи можно загрузить машину или поменять колесо. Максимальная грузоподъёмность данной установки составляет 3000 кг. При максимальном вылете стрелы (6,8 м), грузоподъёмность составляет 1100 кг. Кузов машины – стандартный, с откидными бортами.
Кабина КамАЗа-Арктики
Вездеход укомплектован кабиной типа F1T (удлинённой с низкой крышей и низким моторным тоннелем, есть одно спальное место). Она закреплена на раме на четырёх сайлентблоках. Установлена кабина высоко. Взобраться в неё можно по шести ступеням, приём поручни с обеих сторон не покажутся конструкторским излишеством.
На рабочем месте водителя не нужно манипулировать рычагами управления полноприводной трансмиссией. Всё максимально упрощено – как раз для тыкания пальцами в рукавице. Под правой рукой шофёра находится компактная и удобная «тумбочка» с селектором автоматической коробки передач Allison.
В целом, панель приборов в кабине привычная КамАЗовская. Имеется уютный одноместный «спальник» – около задней стенки. А прямо над головой водителя размещён стандартный мультимедийный блок, в котором предусмотрено даже наличие тахографа.
Некоторые технические характеристики КамАЗ-6345 в цифрах
В варианте 6х6:
- Снаряжённая масса – 17 тонн.
- Грузоподъёмность – 13 тонн.
- Общая масса автомобиля – 30 тонн.
- Габаритные размеры: длина – 11070 мм, ширина – 2530 мм, высота – 4000 м.
В варианте 8х8:
- Снаряжённая масса – 25 тонн.
- Грузоподъёмность – 15 тонн.
- Общая масса автомобиля – 40 тонн.
- Габаритные размеры: длина – 12000 мм, ширина – 2530 мм, высота – 4000 м.
- База автомобиля – 2080 + 4405 + 2320 мм.
- Ёмкость топливных баков: 2 по 350 литров солярки (в версии 6х6) или 2 по 400 л (в варианте 8х8).
- Радиус поворота – 12 метров (КамАЗ-6345 6х6); 14 метров (КамАЗ-6355 8х8).
- Угол переднего въезда – 27 градусов.
- Внутренняя длина грузовой платформы – 5 метров, погрузочная высота – 2,2 метра.
- Максимальная скорость – 65 км/ч.
Стоимость снегоболотохода КамАЗ-Арктика
Цена этого специального грузового транспортного средства, установленная предприятием-изготовителем осенью 2019-го года, находится в диапазоне от 12 000 000 до 15 000 000 рублей. Такие цифры делают КамАЗ-Арктику самым дорогим грузовиком в истории Камского автомобильного завода. О серийном производстве, естественно, речь не идёт: только о мелких партиях, для конкретных заказчиков – государственных структур и нефтегазовой отрасли.
То, что эта специальная машина востребована и конкурентоспособна, сомнению не подлежит. КамАЗ-Арктика обладает рядом ключевых преимуществ для выполнения транспортных работ в суровых климатических условиях – жизнестойкостью конструкции, высокими тяговыми динамическими качествами.
В 2017 году, после всесторонних испытательных заездов на территории НТЦ в Набережных Челнах и появления на выставках, КамАЗ-6345 отправился в суровые регионы нашей страны (в Якутию) для продолжения испытаний уже в условиях Крайнего Севера.
оценивших 42, оценка: 3,07 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ГАЗ-51: технические характеристики
- MAN TGS-33.440 (6x4) BBS-WW: технические характеристики
- ГАЗ-3409 «Бобр»: технические характеристики
- Komatsu HD785: технические характеристики
- ЗиЛ-4502: технические характеристики
- ГАЗ-52: технические характеристики
- КамАЗ-43502: технические характеристики
- МАЗ-643228: технические характеристики
- Sany STC 550 T5: технические характеристики
- Iveco Daily: технические характеристики
- Scania R500: технические характеристики
- SANY STC 250-5: технические характеристики