ЗИЛ 43276Т: технические характеристики
ГРУЗОВИК, КОТОРОМУ СУЖДЕНО БЫЛО СТАТЬ ПОСЛЕДНИМ ЗИЛОМ В ИСТОРИИ ЗАВОДА
В сентябре 2016 года в прессово-сварочном корпусе Завода имени Лихачёва собрали последний автомобиль в истории предприятия. Им стал грузовик ЗиЛ-43276Т. Историческую машину отправили не в музей, а покупателям – в трамвайно-троллейбусное депо города Казани. В это время на площадях бывшего автозавода уже вовсю строились новые жилые комплексы, торговые и офисные здания.
Выражение «сошёл с конвейера» тут не подходит: к этому времени заводские конвейеры уже приказали долго жить. С 2014 года группа энтузиастов, состоявшая из бывших рабочих ЗиЛа, собирала штучные экземпляры этих грузовиков стапельным методом, используя остававшиеся в их распоряжении комплектующие и запасные части.
Таким образом, старейшее предприятие отечественного автопрома – Завод имени Лихачёва – просуществовал в качестве производителя автомашин ровно 100 лет плюс ещё один месяц.
Об истории модели
Это грузовик сравнительно новой конструкции: модель была разработана в 2011-2012 гг. начинала серийно выпускаться в 2013 году, под заводским индексом ЗиЛ-432940 (но производство было вскоре свёрнуто в связи с ликвидацией завода.
Появлению этой модели способствовало несколько факторов.
Во-первых, в рамках продолжавшейся унификации модельного ряда, семейство грузовых автомобилей ЗиЛ-4331 получило салон кабины и дизельный двигатель ММЗ Д-245 от «ЗиЛа Бычка».
Во-вторых, конструкторами ЗиЛа было решено осовременить семейство ЗИЛ-4331, с использованием перспективных наработок проекта «Тапир» – несколько изменив и упростив их, чтобы машина получилась дешёвой, привлекательной для покупателей.
В результате этой работы и появился на свет ЗиЛ-432940, который в своей сущности стал глубокой модернизаций модели ЗиЛ-4333 – прямого потомка сверх массового 130-го ЗиЛа.
В рамках разработки и развития данной модели успели создать следующие её варианты: бортовой грузовик (с металлической платформой с открывающимися боковыми и задним бортами, которая могла быть дополнена съёмными дугами и тентом), самосвалы строительный и сельскохозяйственный, автоцистерны для топливозаправщика, универсальное шасси для коммунальщиков (под мусоровозы, поливально-подметальные установки, универсальные коммунальные машины).
Последних вариантов и было сделано больше всего. Коммунальщики из разных городов проявили интерес к недорогой, простой и неприхотливой машине, и продавалась она неплохо. Но до решения о ликвидации предприятия и полной остановки его конвейера на ЗиЛе успели выпустить всего двести таких грузовиков.
Оставшиеся с 2014 года выпускались уже на стапелях, из оставшихся в наличии запчастей и комплектующих, в основном в комплектации шасси и под индексом ЗиЛ-43276Т, поскольку ОТС (организационно-технологической схемы) на основную модель уже не было в наличии. Известно, что в 2015 году сделали всего 17 автомобилей ЗиЛ-43276Т, а в финальном 2016-м – всего лишь семь.
Интересно, что, несмотря на ликвидацию Завода имени Лихачёва, согласно данным «Автостата», российский парк грузовых автомобилей по состоянию на 2020 год насчитывал 495,6 тыс. ЗиЛов. Эта марка всё ещё занимает в рейтинговой строчке третье место после КамАЗов и ГАЗов, пока не уступая её импортным грузовикам.
Особенности конструкции
Рама автомобиля ЗиЛ-43276Т представляет собой несколько укороченный и усиленный вариант рамы серийного ЗиЛ-433360. Усовершенствованная укороченная несущая рама достаточно лёгкая и прочная. Её конструкция с изменёнными поперечинами изготовлена из профиля постоянного сечения.
Передняя ось подвешена на малолистовых рессорах, позволяющих снизить массу неподрессоренных частей на двадцать килограммов и повысить плавность хода. Задний мост связан с рамой при помощи продольных полуэллиптических рессор, дополненных малолистовыми подрессорниками (масса снижена на пять килограммов). Кронштейны подрессорников позволяют установить брызговики колес. Всё это были изделия Чусовского металлургического завода. На дисковые колёса установлены камерные шины размером 260R508. Передний мост снабжён телескопическими амортизаторами.
Оригинальные подножки и пластиковый бампер были заменены на серийные стальные. Фары от «ГАЗели», расположенные в крыльях, уступили место обыкновенным аналогам прямоугольной формы, расположенным в бампере. Эстетические качества грузовика от этой трансформации не пострадали, а только улучшились.
Для того, чтобы в перспективе, кроме дизеля Д-245 Минского моторного завода можно было устанавливать и моторы большей мощности (Cummins или ЯМЗ-530), в подкапотное пространство смогли вписать самый крупный из имеющихся в наличии воздушных фильтров, КамАЗовской размерности. Изменилось и положение кабины относительно рамы: она была смещена вперёд на 185 мм.
Интегральное стеклопластиковое оперение кабины было разработано в системе 3D-моделирования.
Двигатель ЗиЛ-43276Т
На автомобиль ЗиЛ-43276Т устанавливали четырёхцилиндровые рядные дизельные двигатели ММЗ Д-245.9Е4-4014 Минского моторного завода. Как и на «ЗиЛ Бычок». Предвидя ситуацию, что для выполнения многих энергонасыщенных работ этот дизель будет слабоват, планировали возможность его замены на «Камминз» или ЯМЗ-530. Но в итоге абсолютно все выпущенные ЗиЛ-43276Т ушли заказчикам именно с минскими моторами.
Рабочий объём двигателя Д-245.9Е4-4014 – 4,75 л. Его мощность составляет 136 лошадиных сил (100 кВт), при частоте вращения 2400 об/мин. Максимальный крутящий момент 460 Н·м: при частоте вращения 1400 об/мин. Диаметр цилиндра: 110 мм. Ход поршня: 125 мм. Степень сжатия – 17:1.
Есть турбонаддув, охладитель наддувочного воздуха (интеркулер). Распределительный вал газораспределительного механизма приводится в действие посредством распределительной шестерни, связанной с коленчатым валом. Установлен распредвал на пяти подшипниках, функции которых выполняют специальные втулки, запрессованные в расточки блока цилиндров. Передняя втулка изготавливается из алюминия, а остальные – из антифрикционного чугуна.
Данный двигатель хорошо известен как автоперевозчикам, так и труженикам села в России. Он сравнительно недорогой, ремонтопригодный, долговечный и неприхотливый в эксплуатации. Данная модификация отвечает требованиям экологических норм Евро-4 – благодаря промохлаждению наддувочного воздуха и рециркуляции отработавших газов, без применения системы каталитической нейтрализации, в которой используется мочевина. Рабочие процессы контролируются электронным блоком управления.
Четырехточечная подвеска силового агрегата Д-245, применённая на ЗиЛ-43276Т, позволила снизить вибрацию от двигателя на раму грузовика и уровень его шумности. А литой картер маховика позволил уменьшить неподрессоренную массу на 40 килограммов. Уже в стандартной комплектации предлагался подогреватель двигателя.
Трансмиссия грузовика
Двигатель ММЗ Д-245.9Е4-4014 работал в одной кинематической цепочке с диафрагменным сцеплением Sachs MF-362 немецкого производства, которое характеризуется более высокой надйжностью по сравнению с ранее применявшимися на ЗиЛах аналогами, а также модернизированной механической 5-ступенчатой коробкой передач СААЗ-136M3.
КПП для данной модели производила компания «Полимикс» – один из цехов бывшего дочернего предприятия АМО ЗиЛ – Смоленского автоагрегатного завода имени Владимира Отрохова. Передаточные числа коробки передач СААЗ-136M3: 1 – 5,66; 2 – 3,02; 3 – 1,69; 4 – 1; 5 – 0,8; ЗХ – 5,03. Максимальный входной крутящий момент: 600 Н.м (61 кгс.м)
Из того же сборочного цеха «Полимикс» выходили и коробки отбора мощности (КОМ), которые стыкуются с КПП.и без которых невозможно подключить рабочее оборудование и снять необходимую мощность для привода механизмов.
На шасси ЗиЛ-43276Т работали рязанские мосты, хорошо зарекомендовавшие себя в многолетней эксплуатации на машинах предыдущих поколений. Доработке на данной модели подверглись управляемая ось и ведущий мост с гипоидной главной передачей. Причем последний может быть оборудован блокировкой, для повышения возможностей проходимости автомобиля.
Рулевое управление и тормоза, электрооборудование
В данном грузовике применён рулевой механизм типа «винт – шариковая гайка – рейка –сектор», есть гидравлический усилитель рулевого управления. Тормозные механизмы на передней оси получили более широкие барабаны и колодки с накладками увеличенной ширины, увеличивающей срок их службы. В стандартном варианте устанавливается ABS – антиблокировочная система тормозов.
Электрооборудование с электронным блоком управления включает в себя однопроводную систему с номинальным напряжением 24 Вольта. Быстроразъёмные соединения фирмы Camozzi в пневмоприводе снижают трудоёмкость обслуживания.
Кабина ЗиЛ-43276Т
Если говорить о рабочем месте водителя, то здесь всё традиционно, по ЗиЛовски. Но нововведения и усовершенствования есть.
Нельзя не отметить более лёгкое и информативное рулевое управление (рулевое колесо, кстати, тоже установлено совершенно нового образца). Установлен новый узел крепления рулевой колонки с более надёжной фиксацией рулевого колеса. Гидроусилитель руля фирмы «Радий» с изменённым кронштейном крепления позволил увеличить угол поворота передних колёс, что положительным образом сказалось на маневренности и управляемости грузовика.
Отдельного внимания заслуживает водительское сиденье, снабжённое оптимальной геометрией и профилем подушек, а также достаточным количеством регулировок. Сиденья имеют встроенные ремни безопасности – и водительское кресло, и двухместный пассажирский «диванчик».
Из приятных мелочей можно отметить электрические стеклоподъёмники, розетку, прикуриватель и размещённый под сиденьем вещевой ящик для инструментов, одежды и всякой всячины. В списке стандартного оборудования также центральный замок.
Те, кому ранее приходилось работать или просто ездить на классических ЗиЛах-130, обязательно почувствовали в ЗиЛ-43276Т улучшенную звукоизоляцию кабины, которая существенно превосходит применяемую ранее на массово выпускаемых грузовиках. Пластиковый капот и крылья способствуют снижению массы кабины и грузовика в целом, а также и избавляют эти элементы от прежних проблем с коррозией металла.
Предусмотрено место для установки и подключения цифрового тахографа.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: 7050/2500/2660 мм (длина/ширина/высота).
- Грузоподъёмность – 6,6 тонн.
- Полная масса – 11 тонн.
- Колёсная база грузовика – 3820 мм.
- Радиус поворота – 6,9 метров.
- Максимальная скорость – 90 км/час.
- Контрольный расход топлива, при скорости 60 км/час – 25,8 литров солярки на 100 км пути.
- Внутренние размеры стандартной бортовой платформы: 3810х2420х600 мм.
- Объём бортовой платформы – 5,53 кубометров.
- Погрузочная высота – 1450 мм.
- Масса буксируемого прицепа – 8 тонн.
- Объём топливного бака – 170 литров.
Модификации ЗиЛ-43276Т
Заказчикам была отправлена партия самосвалов сельскохозяйственного назначения. Такой грузовик оборудовался самосвальным кузовом объемом 6 кубометров (с надставными бортами – 11 кубометров) с трёхсторонней разгрузкой. Полезная нагрузка – 6 тонн, боковые борта были выполнены двухстворчатыми.
На Вышневолоцком машиностроительном заводе на шасси ЗиЛ-43276Т устанавливали самосвальные кузова строительного назначения, также грузоподъёмностью в 6 тонн. Вместимость – 6 кубометров, увеличиваемая вдвое при использовании надставных бортов.
Ковровское НПП «Автомаш» сделало на базе зиловского среднетоннажника бензовоз-автотопливозаправщик. Вместимость его цистерны – 6,5 кубометров.
Развозную разновидность ЗиЛ-43276Т изготавливала компания «Центртранстехмаш». Это грузовик с фургоном-рефрижераторе из сэндвич-панелей, способный перевозить любые грузы, в том числе продовольственные (замороженные и скоропортящиеся), которые требуют максимальной термоизоляции от внешней среды.
Ещё один вариант – загрузчик сухих кормов ЗСК-10,0 на шасси ЗиЛ-43276Т.
Смоленское предприятие «Полимикс», обосновавшееся на остатках Смоленского автоагрегатного завода АМО ЗиЛ им. В. П. Отрохова освоило производство комбинированных коммунальных машин на шасси ЗиЛ-43276Т, предназначенных для повседневных работ в городах и городских поселениях. Машина получилась стильной по ходовой, добротной по надстройке и навеске.
Современная спецмашина была рассчитана на круглогодичное использование и оснащена тремя видами зимних рабочих органов (фронтальный снежный отвал с регулируемым углом атаки, цилиндрическая щётка среднего расположения, кормовой пескоразбрасыватель)
В летнем варианте спереди грузовика закреплялась поливомоечная рейка, либо иное поливальное оборудование. В базе подвешивалась подметальная щётка, а на раму –цистерна с запасом воды объёмом в шесть кубических метров. Такого запаса жидкости вполне достаточно, к примеру, для того, чтобы отмыть центральную площадь города после очередных народных гуляний.
В зимнем же варианте вместо цистерны с водой на шасси устанавливалось оборудование для разбразывания сыпучих противогололёдных реагентов, с бункером емкостью 4,5 кубических метра. Предусматривалась также и возможность обработки дорог жидкими реагентами.
Схема крепления сезонного оборудования проста. У бочки и пескоразбрасывателя предусмотрены свои надрамники, которые легко стыкуются с основными лонжеронами рамы грузовика посредством быстросъёмных болтовых соединений. На полную замену сезонного оборудования требуется один час, или максимум – полтора часа. Для выполнения замены в условиях обычного грузового СТО достаточно было воспользоваться обыкновенной кран-балкой. Также операцию по замене надстройки можно было выполнить и при помощи вилочного погрузчика, либо крано-манипуляторной установки.
Стоимость грузовика ЗиЛ-43276Т
В начале своей мимолётной конвейерной жизни, которая закончилась практически сразу после начала, шасси ЗиЛ-43276Т отгружались заказчикам по цене 1 миллион 200 тысяч рублей. В 2014-2016 гг., штучные экземпляры стапельной сборки продавались по ценам от 1 миллиона 800 тысяч до двух миллионов рублей (имеется в виду также «голое» шасси).
На вторичном рынке таких автомобилей не найти: их было выпущено всего двести с небольшим штук, а это «капля в море» для нашей огромной страны.
оценивших 13, оценка: 2,69 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Komatsu HD785: технические характеристики
- Урал-43206: технические характеристики
- МАЗ-531605: технические характеристики
- Грузовики Scania: модельный ряд
- БАЗ-69092: технические характеристики
- КрАЗ-65101: технические характеристики
- ЗиЛ-4502: технические характеристики
- Капотный КамАЗ-65223: характеристики
- Iveco Trakker: технические характеристики
- Урал-63095 «Тайфун-У»
- МАЗ-457043: технические характеристики
- DAF LF 45: технические характеристики