Тонар-45251: технические характеристики
КАРЬЕРНЫЕ «ТОВАРЫ — НАРОДУ»
Тонар-45251 – это внедорожный карьерный самосвал с колёсной формулой 6х4, предназначенный для перевозки сыпучих грузов, а также скальных пород по технологическим дорогам карьеров и (или) угольных разрезов. Машина характеризуется повышенной износостойкостью элементов шасси, высокой ремонтопригодностью и простотой в эксплуатации. Дизайн у автомобиля максимально простой, с изобилием прямых углов и плоских кузовных панелей, всем своим видом подтверждающий, что для технологического транспорта изыски и не нужны. Разгрузка у самосвала в одну сторону – назад.
О компании-производителе
Название «Тонар» – это сокращение от словосочетания «товары – народу». Компания была основана в конце ноября 1990 года, и занималась изготовлением прицепов к легковым автомобилям. В 1992 году «Тонар» начал выпускать передвижные торговые киоски, популярность которых оказалась настолько высокой, что слово «тонар» стало нарицательным для обозначения всего этого класса продукции.
Далее компания освоила производство оцинкованных сэндвич-панелей и собственных изотермических кузовов.
Во второй половине 1990-х году фирма начала производство полноразмерных полуприцепов с осями собственного производства, а также самосвальных установок и полуприцепов-самосвалов. Постепенно был расширен ассортимент магистральной прицепной техники, карьерных самосвалов, сельскохозяйственной техники и осевых агрегатов.
Впервые подмосковный завод из Губино задался целью освоить выпуск большегрузных самосвалов в 2009 году, когда «Тонаром» создан многозвенный автопоезд для транспортировки горных масс из карьеров расстояния. В 2013 году появился на свет карьерный самосвал Тонар-4525 внедорожного габарита. Первые машины выполнили выполнили по образу и подобию китайского «карьерника» Shaanxi SX5504.
Набор решений, применяемых в данной модели, во многом похож на старый добрый МАЗ-530, который выпускался ещё в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Но, в современном воплощении – это стиль классического американского технологического грузовика с огромным двухметровым капотом. Интерьер кабины, кстати, тоже был выполнен в брутальном духе американских полстелларов.
В своём окончательном облике, с двухместной кабиной, а не одноместной, как в начале, самосвал Тонар-45251 был сформирован лишь в 2018 году.
Двигатель самосвала Тонар-45251
Грузовик Тонар-45251 комплектуется дизельным двигателем Cummins QSZ13-C450-II Мощность этого силового агрегата – 335 кВт / 450 л.с. (при 2 100 об/мин). Рабочий объём – 12, 981 литров. Максимальный крутящий момент составляет 2 100 Н.м (при 1 100-1 600 об/мин). Диапазон частоты вращения холостого хода: от 700 до 2300 об/мин.
Другой вариант – это 8-цилиндровый V-образный 17,241-литровый квадратный турбодизель Тутаевского моторного завода ТМЗ-8437.10 (ход поршня и диаметр цилиндра 140 мм) мощностью 425 л.с., при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент – 1913 Н.м, при 1300–1400 об/мин. Диапазон частоты вращения холостого хода: от 600 до 2300 об/мин. Удельный расход дизельного топлива при номинальной мощности составляет 225 г/кВт∙ч.
Вариант третий – ЯМЗ-650, шестицилиндровый рядный дизельный двигатель рабочим объёмом 11,12 л. Диаметр цилиндра 123 мм, ход поршня 156 мм, четыре клапана на цилиндр, «мокрые» сменные гильзы, составные сталеалюминиевые поршни, стальной коленвал. Распределительный вал расположен в блоке и приводится в действие шестернями со стороны носка коленчатого вала. Из трёх настроек мощности, существующих у мотора ЯМЗ-650, для Тонара-45251 взяли максимальную – 412 лошадиных сил.
Был и ещё один, «флагманский» вариант дизельного двигателя: Cummins QSX15-G8, рассчитанный на выработку мощности в 605 лошадиных сил и 2400 Н.м наибольшего крутящего момента.
Трансмиссия Тонар-45251
Автомобиль данной модели комплектуется автоматической коробкой переключения передач Allison-4500 венгерской сборки (c ретардером; число передач: 6 вперёд/ 1 назад), либо имеется немного другой вариант: Allison-4700 (тоже 6 вперёд / 1 назад). Передаточное отношение главной передачи составляет 14,298 (12,87; 10,723).
Особенности устройства
Основные элементы конструкции самосвала, в том числе рама и кузов, изготавливаются самостоятельно на производственной площадке в Губино (Орехово-Зуевский район Московской области).
Большинство РТИ и силиконовых деталей изготавливаются из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер – фирмы ТАСПО, в городе Смолевичи (Беларусь). Шины – марки AEOLUS, китайские.
Многие узлы грузовика закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, к примеру, аккумуляторная батарея или топливный бак.
Передняя балка на пневморессорной подвеске имеет грузоподъёмность 13 тонн. Толстенными карданными валами вращаются два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами.
В отличие от подвески гидропневматической, подобное решение проще: почти не нуждается в техобслуживании, работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками.
Конструкция является довольно традиционной для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.
Подвеска и ходовая часть Тонар-45251
Передняя подвеска – пневмо-рессорная. Задняя подвеска – балансирная, на резиновых упругих элементах. Типоразмер шин – 14.00-25. Передняя балка – Hande 13Т, задний мост – Hande 25Т, китайского производства.
На балансирной задней подвеске самосвала нет привычных рессор и тем более не имеется никакой пневматики. Данное решение было обусловлено задачей увеличения надёжности при работе в условиях особенно значительных нагрузок, с которыми обыкновенные многолистовые рессоры могут попросту не справляться.
Вертикальные нагрузки на средний и задний ведущие мосты передаются через четыре упругих элемента, а нагрузки продольные и боковые воспринимаются реактивными штангами с резино металлическими шарнирами.
По сравнению с часто применяемой на тяжёлой грузовой технике гидро пневматической подвеской, подвеска на резиновых упругих элементах является конструктивно более простой; она почти что не требует техобслуживания и гарантирует работоспособность в самом широком диапазон температур воздуха: от –60 до +50 °С. Серьёзную работу по снижению динамических нагрузок на кузов и кабину автомобиля выполняют колёса. На данный самосвал устанавливаются достаточно выносливые радиальные шины размерностью 14.00R25. Опционально также предоставляется система управления давлением в шинах (Tire Boss).
На все самосвалы Тонар устанавливают систему централизованной автоматической смазки Lincoln Quicklube, которая обеспечивает подачу смазочного материала в двадцать четыре точки. Герметичностью оборудования и точностью дозации исключается попадание абразивов в пары трения, снижается расход материалов, снижаются трудозатраты на техобслуживание. Благодаря этому увеличивается срок службы различных узлов: шкворней, пальцев, рулевых тяг и наконечников, серьг рессор, опор подвесок и кабин.
Тормозное и пневматическое оборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии.
Самосвальный кузов грузовика
Параметры кузова: сталь 09Г2С; толщина бортов – 6 / 7 мм; толщина днища – 10 / 12 мм. Гидроцилиндр – Penta, 2 подпольных, итальянского производства. Размещение гидроцилиндров под кузовом позволяет сэкономить пространство позади кабины.
Тестовые автомобили были оборудованы цельнометаллическими кузовами ковшового типа геометрической вместимостью 35 м3, которые были предназначены для сыпучих грузов, преимущественно для угля. Другие тестовые автомобили были оснащены кузовами вместимостью 27 м3, предполагающими перевозку крупнокусковых скальных пород с фракциями более крупного диаметра, чем тот же уголь.
Технические характеристики в цифрах
- Вместимость кузова – 34,8 / 45 (с «шапкой» 2:1); 22,5 / 28 (с «шапкой» 2:1) кубических метров.
- Масса перевозимого груза – 45 500 кг.
- Собственный вес – 24 200 кг.
- Полная масса – 69 700 кг.
- Развесовка нагрузки на по осям – 13 000 / 27 000 / 27 000 кг.
- Колёсная формула – 6х4.
- Максимальная скорость – 41 км/ч.
- Максимальный радиус разворота – 11 500 мм.
- Преодолеваемый уклон самосвалом на скорости 30 км/ч – 8%.
- Топливный бак – 360 литров (есть также вариант 500 литров).
- Передаточное число мостов – 12,87.
- Шины: 14.00R25 B03S, 385/95 R25 – бескамерные, радиальные.
Кабина самосвала Тонар-45251
Кабина Тонар-45251 на опытных машинах была одноместная, но потом грузовик оснастили и «полноразмерной» двухместной кабиной. Кондиционер имеется уже в стандартной базовой комплектации. Интерьер можно с полным правом назвать спартанским и брутальным – с кожаной стёганой обивкой стен и потолка, с хромированными панелями, в которые интегрированы круглые приборы с аналоговыми шкалами, и с массивными тяжёлыми дверями на мощных петлях. Всё это убедительным образом говорит об оригинальности этого гигантского грузовика.
Несмотря на спартанский и брутальный дизайн, кабина для водителя весьма комфортная. Главное – не появляться на Тонаре-45251 на обычных дорогах общего пользования – он будет «слоном в посудной лавке». Обзор очень хороший. В кабине нет никакой экзотики, только всё самое классическое и необходимое.
Педальный узел полностью подвесного типа и мощный гидроусилитель руля помогают не переживать о передвижениях такого монументального грузовика. По правую руку у водителя находится обыкновенный селектор автоматической коробки передач марки Allison со светящимся индикатором и рычаг стояночного тормоза.
Предусмотрено два закреплённых на панели подстаканника. Нашлось место и для вполне современных и регулируемых дефлекторов, качественного руля с несколькими кнопочными элементами управления. На верхнем выступе кабины, перед водителем прикреплено устройство сигнализации о приближении автомобиле к ЛЭП. В потолочном блоке имеется однодиновое гнездо (1DIN): CB-связь, тахограф.
Водительское кресло фирмы Grammer, сделанное в Республике Татарстан, в городе Елабуга, снабжено поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка автомобиля регулируема по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.
Есть одно достаточно существенное неудобство: пол кабины грузовика находится на высоте человеческого роста, поэтому забираться на рабочее место и его покидать непросто и не слишком удобно, даже по меркам тяжёлого грузовика.
С момента начала производства карьерных самосвалов Тонар-45251 в их конструкцию было внесено немало изменений – для повышения надёжности, упрощения обслуживания и улучшения комфорта рабочего места водителя. В частности, в самосвал версии 2017 модельного года были добавлены передняя пневморессорную подвеска (пару пневматических баллонов разместили по оси передней балки). Немалый вклад в улучшение труда водителя также внесло применение пневматики между рамой и кабиной.
Отзывы об этих самосвалах в деле
«Карьерник»-иномарка (не китаец) сопоставимой грузоподъёмности обойдётся в космическую сумму. Альтернатива – самосвал промежуточного типа с типично автомобильным, а не «спецмашинным» шасси,которые издавна выпускаются американскими и европейскими производителями, в России неконкурентоспособны: «чистопородный «карьерник» БелАЗ выходит дешевле.
А вот 40–50-тонные модели китайских производителей: Shaanxi, САМС, XCMG – они, как правило, все однотипные, на шасси 6х4, но с незначительными различиями по размерам и применяемым агрегатам – в Российской Федерации спрос нашли. Поэтому появление на рынке подобного им по конструкции, а главное – по цене российского карьерного самосвала вызвало немалый интерес. Тем более, что за дело взялся завод «Тонар», который обладает обширной сетью серви-центров по всей стране.
Эксплуатанты отмечают, что у первых Тонар-45251 был несколько маловат наружный диаметр колёс. Обычные, с шинами размером в 22,5 дюйма, под весом полностью гружёного кузова уходили в грунт, не очень хорошо перекатывались через лежащие на пути крупные куски породы. Поэтому сопротивление движению возрастало в разы, и тягового усилия, достаточного для того, чтобы поднять из карьера тонн все сорок горной породы, могло просто не хватить. В связи с этим, в дальнейшем на этих машинах был увеличен диаметр колёс – стали применять 25-дюймовые.
Ещё одна причина нехватки тяги кроется в недостаточно большом передаточном числе трансмиссии, а конкретнее – ведущих мостов. Кардинальным образом увеливать передаточное число в других узлах, например, в демультипликаторе коробки передач или в раздаточной коробке полноприводных шасси, не получается: свернёт карданный вал или ведущую шестерню конической пары редуктора.
Его удобно загружать экскаватором с ковшом оптимального размера (примерно на шесть кубометров), не роняя часть глыб породы по бокам, за оптимальные 3-5 циклов.
В целом, «малотоннажный» карьерный самосвал (70 тонн полной массы для карьерника – это не так уж много) по набору его конструкторских решений походит на обыкновенный самосвал, просто «немного накачанный стероидами». Плюсом можно назвать то, что у Тонар-45251 есть в активе двухосная задняя тележка. А это значит, что показатель сцепной массы 0,8 позволяет более безопасно работать на рудных спусках и обледенениях технологических дорог – типичной среде обитания для карьерных самосвалов. У БелАЗов с колёсной формулой 4х2 данный коэффициент едва дотягивает до 0,7. Но вот мягкие грунты таких грузовых машин, в отличие от шарнирно-сочленённых ADT, не любят.
Но на начальных работах, когда необходимо вывезти на отвал несколько миллионов тонн относительно мягкого грунта, такая относительно недорогая техника выглядит явно экономически эффективнее «чистопородных» карьерных самосвалов.
На Тонары-45251 предусмотрена выдача ПСМ (паспорта самоходной машины), после чего автомобиль подлежит регистрации в Гостехнадзоре. Для доставки на карьер этот грузовик не нужно разбирать (в чём состоит его преимущество по сравнению с техникой БелАЗ): размеры допускают транспортировку на низкорамных платформах, с оформлением соответствующего разрешения в ГИБДД.
оценивших 12, оценка: 2,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Hyundai Porter: технические характеристики
- Volvo FMX (8x4): технические характеристики
- Isuzu NPR 75: технические характеристики
- Урал-6370: технические характеристики
- ЗИЛ-170: технические характеристики
- MAN TGL-12.180: технические характеристики
- Татра-148: технические характеристики
- КамАЗ-43253: технические характеристики
- Kenworth T600: технические характеристики
- Урал-5920 «Снегоболотоход»
- JAC N75: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики