Карьерный самосвал КамАЗ-65807
МОДЕЛЬ С ПРЕТЕНЗИЕЙ ДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ ТУ РАБОТУ, ЧТО РАНЬШЕ ТРАДИЦИОННО ДЕЛАЛИ БЕЛАЗЫ
В конце апреля 2021-го года КамАЗ впервые представил новую разработку инженеров компании – карьерный самосвал КамАЗ-65807. Его вывели на публику на международной выставке машин и оборудования для горнодобывающей и горнообрабатывающей промышленности «Майнинг Ворлд Раша-2021», в международном выставочном центре «Крокус Экспо».
КамАЗ-65807 — это самый большой российский карьерный самосвал полной массой в 95 тонн, грузоподъёмностью в 65 тонн. Данный грузовик был полностью разработан и изготовлен в Научно-техническом центре Камского автомобильного завода. У него почти нет конкурентов, кроме легендарных БелАЗов.
Он стал вторым представителем абсолютно нового семейства грузовых автомобилей в КамАЗовской линейке «полноформатных» карьерных самосвалов. Первая модель этого ряда – КамАЗ-65805 была презентована на аналогичной выставке в октябре 2020-го года. 60-тонный автомобиль КамАЗ-65805, как и 65-тонный КамАЗ-65807, предназначен для транспортировки скальной и горной породы в средних и малых карьерах в районах с умеренным и холодным климатом.
А в целом, данное семейство будет состоять из карьерных самосвалов с колёсной формулой 8х4 и 10х6, грузоподъёмностью от 45 до 70 тонн.
По словам главного конструктора инновационных автомобилей Научно-технического центра компании Сергея Назаренко, в силу своих технических характеристик новейшая разработка компании – КамАЗ-65807 обеспечивает лучшие показатели в отрасли. При этом, несмотря на свои внушительные размеры, машина обладает манёвренностью на уровне самосвалов 8х4.
Технические параметры КамАЗ-65807 в цифрах
- Длина самосвала – 11040 мм,
- Ширина – 3500 мм,
- Высота – 4100 мм.
- Колёсная формула — 10х6.
- Колёсная база — 2000+2654+1550+1750 мм.
- Угол подъема — 22 %
- Грузоподъёмность — 65 тонн.
- Снаряжённая масса автомобиля – 30 тонн.
- Нагрузка на переднюю ось – 13 тонн.
- Нагрузка на заднюю тележку – 17 тонн.
- Технически допустимая масса автомобиля – 95 тонн.
- Нагрузка на передние оси (1-я и 2-я) – 26 тонн.
- Нагрузка на ведущие оси (3-я, 4-я, 5-я – 26 тонн.
- Полная масса автопоезда – 69 тонн.
- Мощность двигателя — 550 л.с.
- КПП: 7- ступенчатый автомат.
- Максимальная скорость – 70 км/час.
- Объём топливного бака – 400 литров.
- Запас хода – 550 км на одной заправке.
- Минимальный дорожный просвет – 280 мм.
- Высота погрузки — 3,5 метра.
- Радиус разворота – 12 метров.
Двигатель карьерного самосвала КамАЗ-65807
Под капотом карьерного самосвала КамАЗ-65807 установлен новый рядный 12-литровый шестицилиндровый дизельный двигатель КамАЗ Р6 (910.10-550), с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, экологического класса «Евро-5», с максимальной полезной мощностью 550 лошадиных сил (или 404,3 кВт), при частоте вращения коленчатого вала 1900 об/мин.
Максимальный полезный крутящий момент составляет 2303 Н*м (260 кг*см), при частоте вращения коленчатого вала, равной 1300 об/мин.
Точный рабочий объём мотора КамАЗ Р6 (910.10-550) равен 11,946 литра.
В составе бортового электрического оборудования: аккумуляторы, 2х12 Вольт / 210 А*ч. Напряжение — 24 Вольта.
Трансмиссия КамАЗ-65807
Коробка передач самосвала КамАЗ-65807 представляет собой гидромеханический семиступенчатый автомат типа Allison-4700.
Это для карьерной техники в таком классе грузоподъёмности является самым подходящим решением, поскольку позволяет переключать передачи без разрыва потока мощности.
К особенностям данной трансмиссии относятся надёжность, большой срок службы и способность переключать скорости без разрыва по мощности. Управление осуществляется по CAN-шине.
Мосты и ходовая часть
Колёсная формула данного автомобиля – 10 х 6. Три задних моста – ведущие. При этом две первые оси и последний задний мост – управляемые, то есть их колёса поворачиваются. Такое решение позволяет повысить манёвренность автомобиля при работе в карьере.
На ведущие колёса приходится более 72-х процентов сцепного веса автомобиля, что выше, чем у дорожных самосвалов 8х4, и практически достигает показателей самосвалов 6х4. Это обеспечивает высокие показатели проходимости автомобиля, в том числе и по мокрой дороге внутри карьера.
Задние ведущие мосты представляют собой полноценный тридем, то есть, распределение крутящего момента происходит в равной пропорции между ними.
Главная передача: модель ведущих мостов – «Sisu M543». Тип: двойная, с колёсными редукторами. Передаточное отношение: 8,79.
Тип колёс: дисковые. Тип шин: бескамерные. Размер обода: 10,00-20. Размер шин: 395/85 R20. Радиус колеса статический: 542 мм.
Тормоза самосвала КамАЗ-65807 оборудованы пневматическим приводом. Тип тормозов: EBS. Производитель: Wabco.
Важное техническое решение в конструкции камских пятиосников, которое стоит отметить, – это использование гидропневматической подвески трех задних мостов.
Если этот наклон всё же окажется больше допустимого, автоматика не даст самосвалу поднять кузов – придётся поискать более ровную площадку для разгрузки.
Особенности автомобиля КамАЗ-65807
В отличие от классических трассовых грузовиков карьерный КамАЗ-65807 имеет ряд особенностей, а именно:
- Высокая маневренность, которой не мешают большие габариты автомобиля.
Самосвал легко преодолевает участки бездорожья и разворачивается на небольших участках. Этому способствует наличие трёх ведущих мостов, а также способности колёс на задней оси поворачиваться вместе с передними.
- Хорошие вездеходные качества при движении по грязи.
Это удалось реализовать за счет переноса основной массы грузовика (72 процента) на ведущие колёса.
- Защита от примерзания грунта и песка к платформе, что особенно важно при использовании в регионах с холодным климатом. Для защиты от подобных ситуаций предусмотрен обогрев кузова газами выхлопной системы.
- Особая самосвальная платформа, изготовленная из стали большой толщины, способная выдерживать повышенную нагрузку и перевозить крупные скальные породы.
В кабине грузовика КамАЗ-65807
В КамАЗе-65807 предусмотрена четырёхточечная пружинная кабина без спального места, расположенная над силовым агрегатом. Сверху имеется довольно громоздкий козырёк кузова, предназначенный для защиты водителя от падения грунта и другого загружаемого груза, в особенности — скальных пород.
Кабина изготовлена на самом КамАЗовском предприятии, однако сама по себе является лицензированной копией кабины грузовиков «Мерседес-Бенц Аксор».
Кабина КамАЗ-65807 отличается увеличенным внутренним пространством и ровным полом. В ней предусмотрены сиденья на пневматической подвеске с подогревом, многофункциональный руль, мультимедийная система и автономный отопитель.
Основная комбинация приборов установлена непосредственно перед водителем, а дополнительные экран с сенсорным управлением — с правой стороны. Из особенностей стоит выделить кнопку запуска двигателя, электронную кнопку ручного тормоза, регулировку электрических зеркал и так далее.
Самосвальная платформа и сам кузов
Одной из особенностей самосвала КамАЗ-65807 является продуманный кузов прямоугольной формы. Внешне он почти не отличается от представленной в 2020-м модели КамАЗ-65805, но в техническом и технологическом смысле разработчикам удалось увеличить на три тонны снаряжённую массу и прибавить пять тонн к грузоподъёмности.
Также, изменились объём и габариты. При этом длина в 11,04 метра — осталась такой же. Правда, увеличилась ширина до 3,5 метров (в сравнении с прежней 2,55 м), и ещё добавилось 15 см к высоте. В новой модели этот параметр составляет 4 м.
Кузов карьерного самосвала имеет объём 30 кубических метров, а его разработчиком является компания «СпецАвтоКам». Ширина кузовной части составляет три метра, а угол наклона равен 50 градусов. Время полного поднятия составляет не больше 50-ти секунд. Повышенная надёжность обусловлена применением специальной стали при изготовлении дна и стенок. При этом толщина этих элементов производителем не озвучивается.
Считается, что при изготовлении использовался металл типа Quard 450 с толщиной днища около 1 сантиметра и стенок — от 0,8 см и более. Как отмечалось выше, впереди на кузове установлен специальный козырёк, защищающий кабину, водителя и двигатель КамАЗ-65807 от любых негативных механических воздействий. Для крепления используются болты, что позволяет быстро заменить устройство без применения сварочных аппаратов или другого специального оборудования.
В самосвальной платформе предусмотрен подогрев днища кузова, который обеспечивают выхлопные газы. Они равномерно распределяются по нижней части и исключают примерзание грунта при эксплуатации грузовика в сложных климатических условиях.
Также, самосвальная платформа КамАЗ-65807 оборудована лестницей.
Какими опциями оснащаются грузовики КамАЗ-65807 ?
При желании купить самосвал КамАЗ, немаловажно изучить его потенциальные возможности и дополнительные опции. По заявлению разработчиков, машина собрана с учётом будущего превращения транспорта в беспилотный вариант. Для этого требуется установка сенсорных механизмов, элементов «зрения», электрического блока управления и компонентов связи.
Этого будет достаточно, чтобы грузовик смог самостоятельно выполнять задачи в условиях карьерной местности без привлечения водителя. Переход на беспилотный вариант позволит снизить риски и повысить эффективность техники.
Кроме этого высокотехнологичного «проекта будущего», планируется также внедрение ряда дополнительных систем, обеспечивающих безопасность: контроля за состоянием водителя (усталости); предотвращения столкновений; защиты от падения в карьер, и так далее.
В качестве дополнительных опций, предусмотрены:
- система, предупреждающая об опасной близости линии электропередач;
- контроль давления воздуха в шинах;
- проверка водителя на пары алкоголя;
- централизованная система смазки основных узлов;
- круговая установка видеокамер для улучшенного обзора, и многое другое.
Комплектация может изменяться в зависимости от запросов и пожеланий заказчиков, но в таких случаях, разумеется, и цена корректируется в сторону увеличения.
Конкуренты-«одноклассники»
Представленный в 2021 году КамАЗ-65807 сразу стал главными и единственным отечественным конкурентом БелАЗа на рынке специальной самосвальной автотехники.
На сегодня, маститым белорусским производителем предлагается четыре модификации в классе данной тяжёлой техники. Сред них: БелАЗ-7540 на 30 тонн; БелАЗ-7544 на 32 тонны; БелАЗ-7547 (три различные модификации) — от 42-х до 45-ти тонн; БелАЗ-7545 (три модификации) — на 45 тонн; БелАЗ-7555 (семь модификаций) — от 55-ти до 60-ти тонн.
Незадолго до перехода от разработки новой модели КамАЗа до её отправки в производство представители знаменитого белорусского завода обращались к государственным чиновникам Российской Федерации с просьбой-предложением: рассмотреть вариант со сборкой самых ходовых моделей БелАЗов в России.
Как видно, данный вопрос не только затормозился, но и привёл к появлению реального конкурента БелАЗов. С учётом приведённых модификаций, главным конкурентом КамАЗа-65807 является самосвал БелАЗ-7555Н. У него объём кузова такой же – на 30 кубометров, но заявленная «паспортная» грузоподъёмность меньше: 55, а не 65 тонн. Снаряжённая масса — 41,5 тонны, а не 30 тонн. При этом мощность двигателя у БелАЗа данной модели – выше: она составляет 700 лошадиных сил (против 550 л.с. у КамАЗа-65807).
Кроме того, длина карьерного самосвала из Беларуси меньше — 8,89 метра, что делает его более маневренным на непросторных участках. Российские разработчики компенсировали увеличенную длину задней осью с возможностью поворота колёс при движении руля.
При установлении цены на самосвал КамАЗ-65807 сразу же был взят курс на стоимость ниже, чем у БелАЗ-7555, но здесь многое зависит от комплектации и заказанных опций.
Отзывы о самосвалах КамАЗ-65807
Данный карьерный самосвал от Камского автомобильного завода сразу же показал себя уникальной грузовой машиной, которая выгодно выделяется среди конкурентов. К его преимуществам стоит отнести высокую грузоподъёмность, хорошую среднюю скорость движения и более низкую цену.
Кроме того, из плюсов стоит выделить лучшую экономичность при эксплуатации, более дешёвое техническое обслуживание, отсутствие проблем с запчастями, ремонтом и регулярным техобслуживанием.
Также, благодаря меньшей ширине, требуется меньше затрат на подготовку дорог в условиях карьерах. Можно сэкономить и на перемещении транспорта между местами работы, ведь нет нужны разбирать транспортное средство.
Но есть и ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Модель совсем новая, и этот автомобиль ещё мало испытан в суровых условиях каждодневной усиленной эксплуатации. Реальные и вполне достоверные выводы об эффективности КамАЗа-65807 можно будет сделать через несколько лет после эксплуатации машины в реальных условиях.
Длина КамАЗа-65807 составляет целых 11,04 метра, что повышает требования к ширине дорожного покрытия в местах его разворотов.
Двигатель его имеет меньшую мощность, чем у белорусского конкурента. На российском карьерном самосвале устанавливается двигатель собственного производства, имеющий мощность в 550 лошадиных сил. А на БелАЗе — установлен поверенный и прекрасно зарекомендовавший себя силовой агрегат Камминз КТТА 19-С с мощностью в 700 лошадиных сил. Эта разница может быть заметной при использовании автомобиля в сложных условиях эксплуатации.
Карьерные БелАЗы работают уже давно, и они сполна заслужили хорошую репутацию исключительно надёжной и долговечной спецтехники. А в Хакассии и на Урале даже уже используются грузовики БелАЗ с беспилотным управлением, и они полностью окупают себя в течение примерно двух лет. Что касается российского карьерного самосвала, то ему еще предстоит доказать состоятельность и тогда, возможно, потеснить главного конкурента с рынка карьерной грузовой спецтехники.
В целом, карьерный самосвал модели КамАЗ-65807 хорошо продуман технически и имеет полный набор опций, обеспечивающих удобство эксплуатации и безопасность для водителя.
Это не только завода КамАЗ проблема. Ведь уже 40 лет как в стране утверждали: ни один завод не должен сам всё для себя делать, все всё закупают на стороне. В итоге, после введения санкций Запада против России – оказалось, что комплектующие брать негде. Обратились в Китай – снова «наступая на те же грабли».
Стоит ли ждать от КамАЗа ещё более тяжелого самосвала? Ведь ранее завод заявлял о планах довести грузоподъёмность своих карьерных машин до 70-ти тонн? На самом деле воплотить в жизнь эти планы не так-то просто: при существующих агрегатной базе и компоновочных решениях уже исчерпаны резервы и по мощности двигателя, и по габаритной высоте, и по нагрузкам на шины.
По возможностям трансмиссии — тоже: если у КамАЗ-65805 автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison-4700 ещё работала с некоторым запасом, то в паре с отличающимся увеличенными выходными характеристиками двигателем КамАЗ-65807 она уже подошла к пределу величины передаваемого ей крутящего момента.
В резерве у завода есть ещё более мощные модификации новой камазовской рядной «шестёрки» – для армейских грузовиков. Правда, пока в качестве опытных образцов и с менее высокими экологическими характеристиками. Естественно, не составит труда подобрать в Китае и другую коробку передач – тут все определяет цена вопроса.
А выросшему в высоту из-за применения более крупных колёс самосвалу можно перемещаться по дорогам общего пользования на технологических колёсах с пониженным профилем шин. Если реализует специалисты КамАЗа в конструкции своего 70-тоника всё перечисленное, то у них получится уже совсем другая машина.
Неизвестно пока, каковы карьерные самосвалы от Камского автозавода в деле: спросом на рынке в первые годы после выхода на него они ещё не пользуются.
оценивших 27, оценка: 3,07 из 5
Смотрите также статьи по теме
- УАЗ-220695-04: технические характеристики
- УльЗИС 253: технические характеристики
- КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики
- БелАЗ-7555В: технические характеристики
- МАЗ-457043: технические характеристики
- КамАЗ-78504: технические характеристики
- Volkswagen Crafter: технические характеристики
- ЗИЛ-133ГЯ: технические характеристики
- Грузовики МАЗ: модельный ряд
- Татра-815 (самосвал): технические характеристики
- ГАЗ-3302: технические характеристики
- Shacman SX3256DR384: технические характеристики