БелАЗ-7547: технические характеристики
ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ, НЕ ПОТЕРЯВШАЯ АКТУАЛЬНОСТИ
БелАЗ-7547 – тяжёлый карьерный самосвал грузоподъёмностью 45 тонн. Он предназначен для перевозки горно-рудных масс и других сыпучих грузов, главным образом на открытых разработках полезных ископаемых. Применяется также на строительных площадках крупных промышленных и гидротехнических сооружений, больших дорожно-магистральных комплексов и развязок, в технологических подразделениях предприятий перерабатывающей промышленности.
БелАЗ-7547 сегодня. Варианты комплектации
Эти 45-тонники, первые модификации которых выпускаются с 70-х годов ХХ века, были и остаются одной из главных машин данного класса грузоподъёмности в модельном ряде Белорусского автомобильного завода. Основа осталась той же. Однако на самосвалах серии БелАЗ-7547, по сравнению с машинами данной марки прошлых лет, кроме изменения конструкции ряда деталей и узлов, связанных с применением шин большего размера, был реализован ряд других новых технических решений. А именно:
- усиление основных несущих элементов и ряда агрегатов трансмиссии: существенно укреплены рама, передняя ось, элементы оперения;
- усилены дифференциал главной передачи заднего моста, карданный вал и упругая муфта;
- внедрена новая система питания дизеля воздухом на основе трёхступенчатого воздушного фильтра со степенью очистки 99.8%;
- использована ГМП с тормозом-замедлителем повышенной эффективности и автоматическим управлением;
- установлен новый усиленный кузов большей ширины, за счёт чего на 250 мм уменьшена высота погрузки;
- введён вариант сухих однодисковых тормозов на задних и передних колесах с гидроприводом.
В настоящее время сходящие с конвейера Белорусского завода автомобили БелАЗ-7547 в стандартной комплектации комплектуются штатными системами пожаротушения и видеообзора. По отдельному заказу самосвал можно оснастить зеркалами с электро-обогревом; дополнительным отопителем кабины; многодисковыми маслоохлаждаемыми тормозами (ММОТ) задних колёс и сухими дисковыми тормозами на передних колёсах.
На официальном сайте предприятия отмечается, что наибольшая эффективность использования самосвалов БелАЗ-7547 достигается, в зависимости от удельного веса перевозимого груза, при их эксплуатации вместе с экскаваторами или погрузчиками ковшами ёмкости от 8 до 10 кубометров.
О предприятии-изготовителе
Белорусский автомобильный завод находится в городе Жодино Минской области. Он ведёт свою историю с самых первых послевоенных лет, когда здесь был построен завод торфяного машиностроения. Ассортимент выпускаемой продукции данного предприятия постоянно и довольно быстро расширялся, пополняясь такими машинами, как кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины.
В 1958-м году на его базе был основан БелАЗ. Начало было положено перенесением в Жодино производство тяжёлого 25-тонного самосвала МАЗ-525. Широко известного «четвертака» – прообраза всего класса будущих мощных карьерных самосвалов. Как и любой «первопроходец», этот автомобиль был далёк от технического и конструктивного совершенства.
Ни о каких гидроусилителях и пневмоподвесках тогда, разумеется, ещё и не слыхивали: их просто не существовало. Поэтому тряска в кабине, при перемещении автомобиля по пересечённой местности и скальным породам, была более чем существенной: водителю временами приходилось работать полусидя или вообще стоя, чтобы «не вытрясти всю душу». Велика была вероятность заработать себе остеохондроз позвоночника и опущение желудка.
В 60-х годах появился первый предок БелАЗ-7547 – 27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540 – тот самый, узнаваемый всеми тяжеловоз, который на долгие годы стал своеобразной «визиткой» предприятия и предметом заслуженной гордости всего советского тяжёлого машиностроения. Именно наши специалисты впервые воплотили эту, ставшую впоследствии доминирующей в строительстве карьерных самосвалов, концепцию: одноместная кабина и самосвальный кузов ковшового типа.
Рост грузоподъёмности новых моделей БелАЗов сдерживал ещё и такой фактор, как отсутствие соответствующих шин, способных выдержать огромные нагрузки. Но с розвитием технологий в шинной промышленности повышалась и грузоподъёмность жодинских грузовиков. Самый мощный из них – выпущенный в 2013 году и занесённый в Книгу рекордов Гиннесса БелАЗ-75710, флагман грузоподъёмностью в 450 тонн! Но подробнее здесь рассмотрим не этого рекордсмена, а грузовик с грузоподъёмностью в 10 раз меньшей, зато массовый – БелАЗ-7547.
Технические характеристики БелАЗ-7547
Непосредственный предшественник данной модели – БелАЗ-548 и 548А – основоположник славного семейства 40/45-тонников и продолжатель оптимальной концепции карьерного самосвала. Модель БелАЗ-7547 стала дальнейшим развитием данной серии. Хотя технологии уже в 70-х годах позволяла строить самосвалы гораздо большей грузоподъёмности (и их строили), наибольшее распространение на всесоюзных стройках получили именно 40/45-тонники.
Они повсеместно использовались на затеянном в то время строительстве целого ряда крупномасштабных объектов энергетики. И, конечно, транспортировали грузы по технологическим дорогам с самого начала разработки карьеров и новых месторождений.
Мощные самосвалы БелАЗ-7547 стали применяться не только в карьерах, но и на вспомогательных работах. На предназначенные для карьеров и месторождений машины устанавливаются шины с пневматической подкачкой и карьерным рисунком протектора, а для второго варианта использования – бескамерные металлокордные.
И те, и другие выдерживают нагрузку до 14,50 тонн на колесо, что позволило конструкторам усилить основные рабочие узлы автомобиля и увеличить его ресурс. Производительные, с хорошей проходимостью автомашины на многих объектах заменили полноценные дорогостоящие внутренние железнодорожные ветки. В 2014-м году с конвейера сошёл 5000-й по счёту самосвал марки БелАЗ-7547!
Габаритные размеры и характеристики массы БелАЗ-7547
- Длина – 8090 мм; Ширина – 4110 мм; Высота – 4390 мм.
- Эксплуатационная масса – 32-33,1 тонны (стандартная комплектация).
- Полная масса автомобиля – 74–78,1 тонн.
- Распределение массы автомобиля по его осям: без груза – 45% – на переднюю ось, 55% – на заднюю; с грузом – 33% – на переднюю ось, 67% – на заднюю.
- Радиус поворота – 10,2 метра; габаритный диаметр поворота – 23 метра.
- Варианты объём кузова, в кубических метрах: геометрический объём – 21,5; 28,5; 27,4; 35,9; с «шапкой» 2:1 – 27,6; 33,9; 31,7; 43,3
Двигатель
Модель двигателя БелАЗ-7547 – ЯМЗ-240 НМ2 Ярославского моторного завода. Это дизельный мотор, четырёхтактный, с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом. Количество цилиндров – 12. Номинальная мощность двигателя (при 2100 оборотах в минуту) – 500 л.с. (или 368 кВт). Максимальный крутящий момент при 1600 об/мин – 1515 Н.м.
Рабочий объём цилиндров составляет 22,3 литра. Диаметр цилиндра – 130 мм. Ход поршня – 140 мм. Удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 224 г/кВт-ч. Максимальная скорость БелАЗ-7547 с мотором ЯМЗ-240 НМ2 составляет 50 км/ч. Двигатель оснащён жидкостной системой охлаждения с принудительной циркуляцией. Охлаждение масла производится масляным радиатором или водомасляным теплообменником. Пуск двигателя осуществляется пневмо-стартером низкого давления.
Очистка воздуха — двухступенчатыми ли трехступенчатыми фильтрами с элементами сухого типа. Засоренность сухого фильтра легко отслеживать по индикатору, который отражает его состояние, а отработанные газы выпускаются через нейтрализаторы, обогревая днище самосвальной платформы. Система смазки — смешанная, выполнена по принципу «мокрого» картера. Система предпускового подогрева — жидкостная.
Объёмы заправочных ёмкостей БелАЗ-7547
- Топливный бак – 610 литров;
- Система охлаждения двигателя – 135 литров;
- Система смазки двигателя – 54 литра;
- Гидромеханическая передача – 70 литров;
- Гидросистема – 160 литров;
- Главная передача – 24 литра;
- Колёсные передачи – 24 литра (12х2);
- Цилиндры подвески – 24 литра (4х6).
Трансмиссия БелАЗ-7547, рулевое и тормозное управление
Коробка передач карьерного самосвала БелАЗ-7547 – это четыре вала с гидроприводом и шестью фрикционными муфтами, обеспечивающими переключение. Для 1, 2, 4, 5 и задней передачи переключение происходит при помощи трёх-вального согласующего редуктора и одноступенчатого гидравлического трансформатора (он имеет режим гидромуфты). Механическая коробка с пятью передними и двумя задними передачами также оснащена лопастным тормозом – замедлителем.
Передаточные числа согласующего редуктора коробки передач: 1- 3,85; 2 – 2,27; 3 – 1,50; 4 – 1,055; 5 – 0,625; 1 задней – 6,07; 2 задней – 1,67.
Карданная передача представляет собой два карданных вала открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках, соединяющие гидромеханическую передачу с двигателем и ведущим мостом. Между передним карданным валом и дизелем установлена упругая муфта. Передний карданный вал защищён специальным предохранительным ограждением.
Рулевое управление является гидрообъёмным, соответствующим требованиям стандарта ИСО-5010. Управляемыми являются передние колёса. Угол поворота управляемых колёс составляет 35 градусов. Давление в системе рулевого управления – 12,5 МПа.
Рабочие тормоза – с колодочными механизмами барабанного типа, для всех колёс. Снабжены пневматическим приводом, раздельным для передних и задних колёс. Стояночный тормоз – с колодочным механизмом, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи. Привод – пружинный, управление – пневматическое.
Вспомогательная тормозная система представлена в конструкции гидродинамическим тормозом-замедлителем на ведущем валу коробки передач; имеет электрическое управление. В качестве запасной тормозной системы используется стояночный и исправный контур рабочих тормозов.
В процессе производств самосвалов БелАЗ-7547 тормозная система была подвергнута модернизации. Рабочая тормозная система по-прежнему осталась колодочной, барабанного типа, с раздельным пневмо-приводом на передние и задние колёса. Но при этом на машину стали устанавливаться два типа тормозных механизмов – сухие однодисковые (на передние и задние колеса) или многодисковые на задние колеса (с масло-охлаждаемыми тормозами); и однодисковые сухие – на передние колеса.
Сегодня тормозная система автомобиля БелАЗ-7547 полностью соответствует международным нормам и требованиям по безопасности ИСО-3450.
Гидравлическая система БелАЗ-7547
Гидросистема является объединённой для опрокидывающего механизма платформы и для рулевого управления. Масляные насосы – шестерённые. Цилиндры подъёма платформы — телескопические, четырёх-ступенчатые, с одной ступенью двойного действия. Время подъёма платформы с грузом составляет 25 секунд; время опускания платформы – 20 секунд.
Максимальное давление в гидравлической системе БелАЗ-7547 составляет 13,5 мПа. Максимальная производительность насосов, при 2100 об/мин, составляет 260 литров в минуту. Степень фильтрации – 10 мкм.
Рама, подвеска, ходовая часть самосвала БелАЗ-7547
Рама – сварная, из высокопрочной низко-легированной стали с пределом текучести 460 МПа. В конструкции использованы продольные лонжероны коробчатого сечения, переменной высоты, соединённые между собою поперечинами. Подвеска –пневмогидравлическая, зависимая для передней оси и ведущего моста, на продольных и поперечных штангах. В конструкции применены пневмогидравлические цилиндры (азот и масло), по 2 ед. на каждую из осей. Цилиндры оснащены встроенным гидравлическим амортизатором, с ходом поршня в 265 мм – как для переднего, так и для заднего.
Ведущий мост механический, с одноступенчатой конической передачей, коническим дифференциалом с четырьмя сателлитами, планетарными колесными передачами с цилиндрическими прямозубыми шестернями. Передаточные числа: главной передачи – 3,417; колёсной передачи – 6,0; общее ведущего моста – 20,50.
Колёса снабжены пневматическими камерными шинами с карьерным (типа «Е-4») протектором, марки «21.00-35 НС 36»; либо бескамерными, радиальными, металлокордными марки «21.00 R 35». Обозначение обода: 15.00-35/3.0
Грузовая платформа БелАЗ-7547
Самосвалы серии БелАЗ-7547 для перевозки скальных пород комплектуются сварными платформами как с поперечным, так и продольным расположением кортрофорсов. Эти автомобили также могут комплектоваться платформами с увеличенным объёмом, уже для транспортировки не скальных пород, а лёгких сыпучих грузов.
Сварная грузовая платформа имеет характерную для жодинских карьерных самосвалов ковшеобразную форму, с защитным козырьком для кабины. Днище платформы обогревается отработанными газами двигателя; кузов оборудован устройством для механического стопорения в поднятом положении, и камне-выталкивателями. Не только сама платформа, но и защитный козырёк изготовлены из высокопрочной стали.
Кабина самосвала БелАЗ-7547
Кабина в БелАЗ-7547 одноместная, но оборудованная дополнительным боковым сиденьем. Основное сиденье (водителя) установлено на торсионной рессоре, либо ещё есть пневмоподрессоренный вариант с гидравлическим амортизатором. Кресло снабжено рядом регулировок, позволяющими адаптировать его под индивидуальные особенности конкретного водителя.
Кабина сама по себе достаточно просторная, пассажирское сиденье (для стажёра), конечно, «дубовое» , а вот сиденье водителя –весьма комфортное, действующее на позвоночник позвоночнику в очень щадящем режиме. Имеется весьма эффективный отопитель (печка) и (в качестве дополнительной опции) кондиционер, так что комфортный для работы микроклимат создать можно.
Все приборы на панели расположены удобно и информативно, имеется подсветка в двух режимах «день» и «ночь». Руль вращается легко, не туже, чем на обычном автомобиле. Передачи переключаются чётко. Не так, как с предком БелАЗов – МАЗ-525. Когда партию этих тяжёлых грузовиков поставили в Индию, так в этой стране никак не могли найти водителей, которым было бы под силу сдвинуть с места рычаг переключения скоростей!
Отзывы водителей БелАЗ-7547
Чтобы получить допуск для работы на БелАЗе, водители проходят регулярные профосмотры. Основные требования по здоровью – к зрению и артериальному давлению. И то, и другое должно быть не просто в норме, а, как говорится, «как у космонавта». Другие два специальных допуска: для работы на высоте и для обслуживания электроустановок до 1000 вольт.
В грязь или гололёд порой нелегко бывает «поймать» БелАЗ на заносе, и это порядком щекочет нервы, особенно на гружёной машине. При движении на спуске лучше не пользоваться основными тормозами, а задействовать электродинамический тормоз. Это когда электродвигатели переходят в режим генератора и пытаются вращать колеса в обратную сторону. Но если уже придавил педаль тормоза, а спуск затяжной — то ты ее не отпускай. Потому что были случаи, когда делали так: нажал-отпустил, нажал-отпустил, потом нажал — а схема взяла и разобралась. Что такое «схема разобралась»? Это значит – машина вышла на нейтралку. И гружёный БелАЗ, вместо того, чтобы замедлять ход, начинает ускоряться!
«Чем остается пользоваться? Рабочими тормозами. А они обыкновенные дисковые, как у легкового автомобиля. Естественно, тормозные накладки сгорают, диски ведет. Если срабатывает первым задний контур, в заднем мосту обгорают кабели низковольтные и высоковольтные. И заканчивается всё дорогостоящим ремонтом».
оценивших 14, оценка: 4,29 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Daewoo Novus: технические характеристики
- Praga V3S: технические характеристики
- Урал-6370: технические характеристики
- КрАЗ-6322: технические характеристики
- БелАЗ-75710: технические характеристики
- Isuzu NQR75R: технические характеристики
- БАЗ-69092: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики
- JMC 1032: технические характеристики
- Volkswagen Crafter: технические характеристики
- ГАЗ-3307: технические характеристики
- Peugeot Expert: технические характеристики
Н-даааа… Отсебятину не надо-ля-ля — «Отзывы водителей», ха. Воздушный стартер, а т.ж. «новая воздушная» система управления тормозами — этот клапан крови выпил немеренно, как и дебильная система «газа». Мы на своих машинах все эти «нововведения» переделали на рычажную, как на добрых старых моделях, и забыли как «страшный сон». Кардан — опять же, «новые технологии» — снять/одеть тот ещё геморр. Раньше, что бы добраться до колодок ручника, достаточно было открутить кардан с этой одной стороны и подвесить на проволоке, что бы не мешал. Теперь — забудьте. Придется снимать его ПОЛНОСТЬЮ, а после одевать ВПРИТЫК, мучиться, т.к. по шлицам он на 5 мм. макс. двигается. И это самое малое, что помню (перечислять — лень). На самом деле — сырая машина, «косяков» хватает. ИМХО, прошлые модели были проще-надежнее. Единственное, чем выигрывает новый против старого — это ДВС, ГМП и кабина. Да, подрулевое переключение передач мне бОльше по нраву.