ГАЗ-322132: технические характеристики
ГАЗЕЛЬ?.. РАБОЧАЯ ЛОШАДЬ!
Модель ГАЗ-322132 представляет собой специализированную модификацию микроавтобуса «Газель», ориентированную для применения в качестве городского и пригородного маршрутного такси. На протяжении нескольких лет именно такой вариант «маршрутки» доминировал практически во всех городах России и СНГ.
Даже сейчас, будучи вытесненной более современными моделями, данная модель микроавтобуса повсеместно встречается на отечественных дорогах, особенно в провинции. Про этот суперпопулярный автомобиль с полным правом можно сказать: «В особом представлении не нуждается». Однако присмотримся к нему получше.
ГАЗ-322132 в полной мере разделил успех самого продаваемого семейства отечественного автопрома. Микроавтобус данной марки растиражирован в сотнях тысячах экземпляров и активно используется не только как маршрутное такси, но и в качестве туристического, экскурсионного, вспомогательного транспорта, служебного или школьного автобуса. Секрет огромного успеха можно охарактеризовать известной народной пословицей «дёшево и сердито»: и по цене микроавтобус «Газель» – вне конкуренции, и нещадную круглогодичную эксплуатацию на маршруте он выдерживает в целом достойно.
Но с началом 2010-х годов прежние несметные «стада «Газелей» в крупных городах изрядно поредели, а во многих и вовсе сошли на нет. На смену мелким перевозчикам пришли крупные компании с серьёзными средствами, связями, и совершенно другим автопарком. А «заводчикам «Газелей» местные власти попросту отказались продлевать лицензии.
Интересный выход из трудного положения нашли волгоградские маршрутчики. За некоторое время до истечения своих лицензий и отмены кормивших их маршрутов они наклеили на свои ГАЗ-322132 яркие пиктограммы, как на шкафчики в детсаду: сердечки, звёздочки и т.п. После закрытия маршрута постоянные клиенты уже привыкли к новому его обозначению: не числовому, а символическому. Такая незатейливая хитрость позволила протянуть выброшенным из бизнеса перевозок людям «на своей привычной колее» ещё довольно долгое время.
Об истории модели ГАЗ-322132
С конвейера Горьковского автомобильного завода модель ГАЗ-322132 сходила с августа 1996-го по февраль 2010 года. В условиях тотальных экономических перемен и потрясений недорогая, неприхотливая, быстро окупающаяся и начинающая приносить прибыль «Газель» оказалась именно тем автомобилем, который был нужен отечественному перевозчику. Именно с этой моделью прочно ассоциируется и само понятие «маршрутка» в нашей стране. Да, маршрутные такси на базе «РАФ»иков были и в Советском Союзе, но их было ничтожно мало по сравнению с вездесущими «Газелями».
Кстати, автор этого ставшего сверхпопулярным, и даже именем нарицательным в русском языке, автоназвания известен. Это Владимир Никитович Носаков, в период создания «Газели» – заместитель главного конструктора ОАО ГАЗ. По его словам, он предложил это название тогдашнему генеральному директору Горьковского автозавода Николаю Андреевичу Пугину, когда до запуска нового автомобиля в серийное производство оставалось всего две недели, и тот без раздумий согласился.
В 2003-м году микроавтобус ГАЗ-322132, как и всё семейство, пережил серьёзный рестайлинг. В соответствии с актуальной современными веяниями в автопроме, тогда был скорректирован дизайн оперения, а устаревшие прямоугольные фары заменены на современные блок-фары обтекаемой каплевидной формы. Интерьер кабины, и, прежде всего, приборная панель в кабине также были обновлены кардинально.
К 2005-му году относится известная инициатива властей сделать все маршрутные такси жёлтыми и выдать им автомобильные номера не белого, а жёлтого цвета (ранее, до 2002 года, жёлтые номера выдавались иностранцам и лицам без гражданства). И, хотя до закрепления данных норм в законодательном порядке дело не дошло (за исключением некоторых регионов), линейка микроавтобусов ГАЗ-322132 пополнилась специальной версией с окраской «золотой апельсин».
Эта, несомненно, удачно смотрящаяся на «Газели» жёлтая расцветка, в итоге стала популярнее традиционной белой. В этом же году специалисты Горьковского автозавода внесли усовершенствования в отопительную антиблокировочную системы ГАЗ-322132. Это было «золотое время» данной модели и «маршруток» вообще.
С февраля 2010-го года модель ГАЗ-322132 снята с производства. Её сменила на конвейере ГАЗа внешне та же самая, но внутренне значительно усовершенствованная модель ГАЗель-Бизнес. «Тот самый» вариант микроавтобуса со сдвижной дверью-купе носит сейчас заводские наименования ГАЗ-3221-744 (с инжекторным двигателем УМЗ-А274 Evotech) и ГАЗ-3221-344 (с дизельным мотором «Камминз»).
Особенности ГАЗ-322132 и сфера применения
ГАЗ-322132 представляет на рынке класс Н1 (М1) – относится к автомобилям с максимальной разрешенной массой не более 3500 килограммов. Поскольку модель предназначена для пассажирских перевозок, управлять ГАЗ-322132 можно лишь при наличии прав с открытой категорией D (для обычных Газелей достаточно и легковой категории В).
Тем не менее, у микроавтобуса «Газель» – та же динамика и маневренность легкового автомобиля, что не раз убедительно доказывали ставшие асами за время своих многочасовых трудовых вахт за «баранкой» водители маршруток.
Без сомнения, микроавтобус ГАЗ-322132 – это чисто городской и пригородный транспорт. Использовать его для междугородних перевозок довольно проблематично: недостаточно мягкости и комфорта. Хотя некоторые владельцы решались и на это, при соответствующей доработке пассажирского салона и установке в нём соответствующих междугороднему статусу кресел.
Кстати, во времена становления «Газелей»-маршруток как сверхпопулярного класса городского транспорта, многие их владельцы изощрялись в трансформации пассажирского салона, доходя порой до абсурда в стремлении «впихнуть» в него максимально возможное количество «пассажиромест». Со временем эту «игру в тетрис» сиденьями пресекли карательными мерами: ГАЗ-322132 – максимум 13-ти местный микроавтобус, и ни в коем случае не более того!
Конструкция микроавтобуса предполагала установку газобаллонного оборудования, и умеющие считать деньги и оптимизировать бизнес частные перевозчики довольно быстро практически все перешли с бензина на сжиженный газ.
Как и донорский автомобиль, маршрутка ГАЗ-322132 получила правую сдвижную дверь с проёмом 1010х1220 мм, а также задние эвакуационные распашные двери с проемом 1560х1395 мм, открывающиеся на 180 градусов. На все ГАЗ-322132 Горьковский автозавод предоставлял гарантию в сто тысяч километров или два года работы машины. Конечно, данная гарантия обладала целым рядом оговорок, но надо отдать должное «Газелям»: в условиях такой интенсивной эксплуатации, которую выдержит далеко не каждый автомобиль, они показали себя чрезвычайно «живучими».
Выпускалось несколько вариантов модификации микроавтобуса ГАЗ-322132:
- ГАЗ-322132-404 – с бензиновым инжекторным двигателем ЗМЗ-40524 или УМЗ-4216;
- ГАЗ-322132-408 – с бензиновым инжекторным двигателем ЗМЗ-40524 или УМЗ-4216 и с гидроусилителем руля;
- ГАЗ-322132-531 – с дизельным мотором ГАЗ-5902 (неудачный проект, вскоре закрытый. Таких машин было выпущено немного);
- ГАЗ-322132-718 – с бензиновым двигателем Крайслер 2.4L-DOHC (такие автомобили также не имели широкого распространения).
Маршрутки с высокой крышей, в пассажирском салоне которых можно стоять в полный рост, имеют уже другие заводские обозначения: ГАЗ-322133-748 и ГАЗ-322133-7408.
Технические характеристики ГАЗ-322132 в цифрах
- колёсная формула – 4х2;
- минимальный радиус поворота (по оси следа переднего внешнего колеса) – 5,5 м;
- размер шин – 175 R16, 185/175 R16;
- максимальная скорость модели – 115 км/час;
- динамика разгона от 0 до 100 км/час – 35 секунд.
- расход топлива (бензин) – 12…14 литров на 100 км в смешанном цикле.
- объём топливного бака – 70 литров.
- сдвижная дверь-купе шириной 670 мм и высотой 1670 мм.
Габаритные размеры модели:
- длина – 5,500 м;
- ширина – 2,075 м (по кабине); 2,380 (по боковым зеркалам).
- высота – 2,200 м;
- дорожный просвет – 170 мм;
- колёсная база – 2,900 м;
- передняя колея – 1,700 м;
- задняя колея – 1560 м;
- передний свес – 1,030 м;
- задний свес – 1,540 м
Параметры массы:
- снаряжённая масса – 2,260 тонны;
- полная масса – 3,500 тонны;
- грузоподъёмность – 1,5 тонны.
Двигатели микроавтобусов ГАЗ-322132
ЗМЗ-40524
Бензиновый мотор Заволжского моторного завода (г. Заволжье Нижегородской области). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный силовой агрегат популярного семейства двигателей ЗМЗ-405. Имеет систему распределенного впрыска с электронным управлением (инжектор). Некоторые характеристики двигателя ЗМЗ-40524: рабочий объём – 2,46 литра; номинальная мощность – 103 КВт (140 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 214 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 95,5 мм; ход поршня – 86 мм.
УМЗ-4216
Бензиновый мотор Ульяновского моторного завода (г. Ульяновск). Это 4-х цилиндровый 8-ми клапанный инжекторный силовой агрегат. Его некоторые технические характеристики: рабочий объём – 2,89 литра; номинальная мощность – 90 КВт (123 лошадиных силы); максимальный крутящий момент – 235 Нм (при 2500 об/мин); диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня – 92 мм.
Chrysler 2.4L-DOHC
Бензиновый 4-х цилиндровый 16-ти клапанный агрегат (китайского производства). Популярный двигатель, которым много лет комплектовались все китайские внедорожники Грейт Волл (Великая стена), а также такие известные машины, как Хёндай Соната, Мицубиси Оутландер 1-го поколения, Крайслер Себринг (он же Волга Сайбер). Некоторые характеристики данного двигателя; рабочий объём – 2,43литра; номинальная мощность – 101 КВт (137 лошадиных сил); максимальный крутящий момент – 224 Нм (при 4000 об/мин); диаметр цилиндра – 87,5 мм; ход поршня – 101 мм.
ГАЗ-5602
Небольшое количество автомобилей ГАЗ-322132 были укомплектованы турбированным дизельным двигателем ГАЗ-5602, созданным на основе австрийского мотора Штайр M14. Характеристики данной силового агрегата: рабочий объем – 2,13 л; номинальная мощность – 95 л.с.; максимальный крутящий момент – 204 Нм (при частоте вращения 3800 об/мин). В условиях реальной эксплуатации данный двигатель неожиданно показал себя отвратительно, и до наших дней «не доехал» ни один микроавтобус с лицензионным австрийским движком.
Трансмиссия и подвеска микроавтобуса ГАЗ-322132
Любой из упомянутых двигателей работал в паре только с одним вариантом трансмиссии. Это пятиступенчатая механическая коробка переключения передач ГАЗ-3302-1700010 (для дизельной версии – ГАЗ-330242-1700010, с удлинёнными на 48 мм первичным валом и на 54 мм крышкой его подшипников). Коробка переключения передач имеет передаточное число главной передачи 5,125, а с двигателем взаимодействовует посредством сухого фрикционного однодискового сцепления, имеющего гидравлический привод. Главная передача – коническая, гипоидная.
Передняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая, рессорная, с телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости либо без него.
Рулевое и тормозное управление, компоновка салона ГАЗ-322132
Рулевой механизм – типа «винт-шариковая гайка», со встроенным гидроусилителем в одной из модификаций. Рулевая колонка – с двухшарнирным рулевым валом. Передние тормозные механизмы – дисковые, а задние – барабанные. Привод – гидравлический, двухконтурный, с вакуумным усилителем. С 2005 года все модификации микроавтобусов ГАЗ-322132 уже в стандартной комплектации комплектовались ABS.
Штатная компоновка салона маршрутного такси ГАЗ-322132 – такая же, что и в предшествующей модели – микроавтобусе ГАЗ-32213. Рядом с водителем в кабине располагается двухместный «диванчик» пассажиров, а в пассажирском отсеке в четыре ряда установлены одиннадцать кресел с высокой спинкой.
Во всех комплектациях ГАЗ-322132 снабжается дополнительным отопителем пассажирского салона, а в после рестайлинга 2003 года микроавтобус также получил усовершенствованную принудительную систему вентиляции салона. Микроавтобус оборудован дополнительными поручнями для пассажиров. 2 поручня, по правилам, должны располагаться с правой и с левой стороны при выходе/входе в микроавтобус.
Отзывы владельцев ГАЗ-322132
Из положительных качеств самого популярного в Российской Федерации автобуса отмечают его великолепную управляемость и маневренность. Хотя и ГАЗ-322132 обладает внушительными габаритами, во всём остальном проявляется динамика и маневренность обычного легкового автомобиля. Посадка – высокая, обзор – отличный. Небольшое исключение – маневры задним ходом при выезде из тесных или тёмных дворов – здесь помогают глазомер и практика. Отсутствие гидроусилителя руля на более старых микроавтобусах сильно не мешает, стоит только немного приноровиться.
По ремонту данных машин. Они, чаще всего, находятся в эксплуатации большую часть суток, а потому и требуют повышенного внимания и ухода. «По мелочи» у работающего в интенсивном ритме микроавтобуса ГАЗ-322132 постоянно что-либо требует ремонта или обслуживания. Но радует то, что и запчасти с расходниками, и сам ремонт стоят копейки, по сравнению с западными «одноклассниками».
Подвеску «Газелей»-микроавтобусов и хвалят, и ругают. Хвалят – за исключительную прочность, энергоёмкость, внушительный запас хода. Она просто идеальна для «неидеальных» и просто разбитых дорог, а также для периодического перегруза автомобиля. Ругают – за жёсткость и гул в салоне микроавтобуса, когда он в ненагруженном состоянии.
Качество металла, из которого изготовлен кузов «Газели» – отвратительное. «Цветёт», ржавеет, начиная снизу, быстро и прогрессируя. В том числе и насквозь. Хотя, конечно, любой, даже низкоквалифицированный, жестянщик способен срезать проржавевшее место и выгнуть из плоского листа железа для него замену. Вообще, по отзывам владельцев, срок интенсивной эксплуатации ГАЗ-322132 на маршруте, за который она обычно превращается в хроническую развалину, составляет около 5-7 лет. Но за это время машина успевает многократно окупить и себя, и расходы на своё содержание.
Комфортом, естественно, ГАЗ-322132 не балует, но в целом – весьма и весьма приемлемо для каждодневной транспортировки пассажиров по определённому маршруту. А это главное.
Заключение
Хотя ГАЗ-322132 и именуется «Газелью», но, по сути, это скорее лошадь. Рабочая лошадь, которая вкалывает «от зари до зари». Выносливая машина, которая требует уйму внимания к себе, но и оправдывает себя полностью, являясь «кормилицей» своего владельца и его семьи. Везёт и груз, и людей везде и всегда. Одинаково уверенно себя чувствует и в тесном городском потоке, и на трассе, и на периферийных дорогах (но с твёрдым покрытием, естественно).
Нет сомнений в том, что уже через несколько лет ГАЗ-322132, да и «Газель Бизнес» тоже, будут полностью вытеснены из коммерческих пассажироперевозок более современными и комфортабельными автомобилями. И станут достоянием истории, о котором с ностальгией будут вспоминать многие – и владельцы, и водители, и простые пассажиры. Шанс на «ответный» ход есть только у микроавтобусов «Газель Некст» (всё зависит от ценовой политики).
оценивших 25, оценка: 3,44 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
- Hyundai Porter: технические характеристики
- ГАЗ-САЗ-3507: технические характеристики
- КамАЗ-63501: технические характеристики
- FAW 1041: технические характеристики
- Kenworth T2000: технические характеристики
- Урал-43206: технические характеристики
- Volkswagen Crafter: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- КамАЗ-6520 (самосвал): технические характеристики
- Грузовики Volvo: модельный ряд
- КрАЗ-260: технические характеристики