Komatsu HM400: технические характеристики
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЁННЫЙ «КАРЬЕРИСТ» ИЗ ЯПОНИИ
Komatsu HM400-3 – это выпускаемый с 2014-го года трёхосный (6х6) карьерный самосвал грузоподъёмностью до 40 тонн, с удобной загрузкой и умеренным расходом горючего. Это грузовик шарнирно-сочленённой конструкции, который обеспечивает высокий уровень контроля и эффективности при работе на самых непростых грунтах, сохраняя надёжность и рентабельность. По словам производителей, данная модель имеет ряд важных усовершенствований по сравнению с предшественником (Komatsu HM400-2). А именно: увеличенная грузоподъёмность, улучшенные рабочие характеристики, сниженный расход топлива, повышенная комфортность водителя на его рабочем месте.
Одна из главных особенностей, которая отмечается в хвалебных рецензиях производителей и дилеров – это усиление контроля тяги, что автоматически обеспечивает оптимальную тягу при движении на мягких грунтах. Датчики скорости, расположенные на каждом колесе, фиксируют проскальзывание шин, и включается блокировка. Если скольжение продолжается, то могут быть использованы четыре независимые друг от друга тормоза, чтобы восстановить сцепление и управляемость.
Самосвал оснащен двигателем SAA6D140E-6 мощностью 350 кВт, что позволяет разгонять машину грузоподъемностью 40 тонн до 60 километров час.
Коробка передач K-ATOMiCS обеспечивает плавное ускорение и замедление и автоматически выбирает оптимальное положение в зависимости от скорости машины и частоты вращения двигателя.
На электронном дисплее отображается текущее состояние машины. При возникновении неисправности отображается код действия при неисправности и код обслуживания. Таким образом, упрощается эксплуатация и повышается эффективность работы. Одновременно отображаемые данные сохраняются для последующей диагностики неисправностей.
В новом самосвале также усовершенствована кабина, значительно сокращен уровень шума.
Об истории карьерных самосвалов Komatsu и линейка их моделей
После Второй мировой войны именно компании Komatsu была отведена американцами ведущая роль в производстве карьерной техники в Японии. В качестве прототипа торгово-промышленная палата США (FTC USA) рекомендовала своей стране-сателлиту к выпуску самосвалы R15 компании Euklid Inc.
Работы над машиной грузоподъёмностью 15 т, получившей индекс HD150, начались в 1951 г. и спустя два года был начат её серийный выпуск. В 1952 г. на их базе был начат выпуск карьерных седельных тягачей и автогрейдеров для карьерных работ.
Пятнадцатитонник Komatsu HD150 выпускался до 1958 г., когда ему на смену пришёл самосвал HD180 грузоподъёмностью 18 т. Машину оснащали 6-цилиндровым рядным дизелем Cummins объёмом 12 л. мощностью 230 л.с., механической 5-ступенчатой КП, рессорной подвеской и пневматическим приводом барабанных тормозов. Геометрическая вместимость кузова составляла 10 м3.
Первая собственная разработка самосвала появилась в 1973 году – через 15 лет после выпуска первого самосвала Komatsu. HD320 грузоподъёмностью 32 т оснащался 6-цилиндровым 19-литровым двигателем собственного производства мощностью 420 л.с. и 6-ступенчатой гидромеханической КП Torqflow. Семейство HD320 (а вернее, типоразмер, поскольку конструкция машины менялась) оказалось редкостным долгожителем, и машины грузоподъёмностью 32 т, входящие в него, выпускаются и в наши дни.
Через 2 года компания представила один из самых больших самосвалов в мире – HD1200 грузоподъёмностью 120 т. V-образный 12-цилиндровый турбодизель объёмом 46,3 л развивал мощность 1200 л.с. Автомобиль выпускался в двух вариантах: с 8-ступенчатой гидромеханической или с электрической трансмиссией и тяговыми мотор-колёсами. Дисковые тормоза с жидкостным охлаждением и колёсами размером 51”. Эти машины стали основой всей последующей гаммы карьерных самосвалов.
К середине 1980-х сформировалась линейка карьерных самосвалов из восьми моделей, которые оснащались 6-цилиндровыми рядными или V-образными 12-цилиндровыми собственными двигателями Komatsu мощностью 280–890 л.с.
Тяжёлые самосвалы Komatsu HD1200 выпускались в нескольких версиях с кузовами геометрическим объёмом 46–70 м3 и V-образными 12-цилиндровыми двигателями мощностью от 1145 до 1290 л.с. с электрической (HD1200-1) или гидромеханической (HD1200М-1) трансмиссией.
Самый крупный самосвал HD1600 полной массой 267,5 т с V-образным 16-цилиндровым двигателем Cummins объёмом более 50 л мощностью почти 1500 л.с., с кузовом объёмом больше 90 м3 – в серию не пошёл.
К началу 1990-х линейка самосвалов расширилась до 18-ти моделей от HD205 до HD1600M, грузоподъёмностью от 20 до 160 т.
В 1995 году компания Komatsu разработала самый большой в мире самосвал Komatsu 930E грузоподъёмностью 301 т и полной массой 570 т! Его оснастили V-образным 16-цилиндровым двигателем MTU мощностью 2686 л.с. и электрической трансмиссией.
Все карьерные (из-за габаритов их называют внедорожными) самосвалы Komatsu делятся на две группы по типу привода – с гидромеханической и электрической трансмиссией. Отличительной особенностью передней подвески всех самосвалов Komatsu является применение конструкции Макферсон с опорным рычагом и креплением амортизатора к верхней опоре.
Такая подвеска обеспечивает как пустым, так и полностью загруженным автомобилям одинаковую плавность хода и нигде больше в мире не используется на автомобилях подобного типа.
Особенности конструкции
Самосвалы Komatsu HM400 относятся к категории шарнирно-сочленённых, что обеспечивает повышенную проходимость техники и повышает её грузоподъёмность. Такой транспорт применяется для транспортировки сыпучих материалов и возможности движения по бездорожью.
К техническим особенностям грузовика с шарнирно-сочлененным механизмом стоит отнести:
- Оптимальный баланс веса и грузоподъемности.
- Отличная маневренность и надёжность транспорта.
- Способность выполнять задачи разного уровня сложности. Защита от перегрузок.
- Улучшенное сцепление с дорожным покрытием на бездорожье.
- Жёсткая 3-точечная подвеска.
- Повышенный уровень комфорта для водителя в кабине.
- Способность преодолевать более крутые подъёмы.
- Сравнительно небольшой радиус разворота.
- Независимое перемещение двух частей самосвала (спереди и сзади), благодаря современному, детально продуманному шарнирному соединению.
Двигатель самосвала Komatsu HM400
Компания «Комацу» самостоятельно занимается производством двигателей, по собственным технологиям. Для достижения максимальной эффективности применяется тотальный контроль качества, что гарантирует эффективность и ремонтопригодность.
На сочлененном самосвале КомацуHM400-3 установлен мотор SAA6D140E-5. Это четырёхтактный шестицилиндровый дизельный силовой агрегат, отличающийся продуманным водяным охлаждением, наличием турбонаддува и системы рециркуляции выхлопа.
Диаметр поршня – 14 см. Ход поршня – 16,5 см. Мощность полезная / полная: 448 / 453 лошадиных сил. Максимальный крутящий момент – 2089 Н*м. Вентилятор –гидравлический.
В двигателе самосвала Komatsu HM400-3 предусмотрена топливная система с прямым впрыском и электронным управлением подачи горючего в цилиндры. Применение системы принудительной смазки обеспечивает доступ ко всем элементам. Очистка масла осуществляется с помощью полнопоточного фильтра, а воздуха – с использованием сухого фильтрующего элемента, с предварительной очисткой и индикатором загрязнения.
Разработчики отмечают, что при максимальной частоте вращения вентилятора полезная мощность машины уменьшается до 411 лошадиных сил. Несмотря на это, мотор обеспечивает достаточно ускорение и скорость передвижения, что выделяет его среди других автомобилей своего класса.
К достоинствам двигателя Komatsu HM400-3 можно отнести:
- Улучшенную охлаждающую способность, благодаря специальной компоновке и наличию дополнительных вентиляторов.
- Отдельно монтируемый охладитель, который направлен к радиатору и монтируется в виде индивидуального узла. Это повышает эффективность системы и не приводит к увеличению размеров.
- Возможность управления вентилятором гарантирует приведение охлаждающей жидкости к нужной температуре и, как следствие, уменьшение потери мощности.
- Экономичный режим работ с возможностью перехода на повышенную / пониженную передачу в зависимости от условий эксплуатации.
- Соответствие требованием ЕРА Tier 3, а также EUStage 3A.
Двигатель Komatsu HM400-3 отличается неприхотливостью и лёгкостью обслуживания даже в полевых условиях. Это обусловлено упрощённым доступом по всем наиболее важным узлам и элементам. Откидывание кабины открывает возможность обслуживания мотора и КПП, а необходимые фильтры можно заменить с земли.
Трансмиссия самосвала Komatsu HM400
На сочленённом самосвале Komatsu НМ400 устанавливается коробка переключения передач собственной разработки с электронным управлением.
Тип устройства: К-Atomics.
Выделяется наличием систем модуляции муфт, что позволяет поддерживать оптимальное давление в муфтах. Дополнительно обеспечивается контроль работы силового агрегата и КПП с учетом условий работы машины.
Обеспечивается плавность и безударность переключения скоростей, что повышает ресурс.
Характеристики данной трансмиссии:
- число скоростей вперёд / назад – 6 / 2.
- гидротрансформатор – трёхэлементный, двухфазный, одноступенчатый;
- муфта – однодисковая, с возможностью охлаждения масла;
- управление скоростями – электронное, автоматическая модуляция; скорость — до 56 км/ч.
Устройство шарнирно-сочлененной рамы
Самосвал Komatsu HM400 отличается детально продуманной конструкцией шарнирно-сочлененной рамы. Главным элементом является двухсекционная рамная часть, соединённая шарнирными элементами. Такая конструкция позволяет двум элементам грузовика перемещаться по горизонтали и вертикали относительно друг друга. При этом система положительно влияет на проходимость и позволяет избежать повышенных нагрузок при движении по сложной местности.
Колёса всегда находятся в контакте с поверхностью, что гарантирует отличные вездеходные качества. Устройство шарнирно-сочлененного самосвала обеспечивает возможность преодоления 15-градусоного уклона.
Правда, завод-изготовитель не рекомендует использовать автомобиль на таких склонах из-за повышенной нагрузки на мотор, но реальное практическое применение показывает, что технику данную можно использовать на участках даже с самым сложным рельефом.
Компания Komatsu уделяет особенное внимание надежности и качеству шарнирных узлов. Самосвалы этого производителя – единственные, которые совсем не требуют технического обслуживания роликовых подшипников конического типа.
При этом на машинах используется смешанный тип подвески. В частности, передняя является гидропневматической, задняя – гидропневматической и резиновой. Такое сочетание обеспечивает легкость преодоления любых препятствий и высокий комфорт управления.
Самосвальный механизм
Самосвальный механизм у грузовика Komatsu HM400-3 обладает способностью служить несколько лет, без необходимости в дополнительном обслуживании. Так, для достижения максимальной выгрузки предусмотрен угол подъёма размером 70 градусов.
Для достижения такого результата применяются гидравлические цилиндры двойного действия, имеющие одно возвратное звено. Оно предусмотрено для создания нужного демпфера давления и уменьшения ударных воздействий в процессе загрузки-разгрузки больших кусков породы или стартового опускания платформы.
Это связано с тем, что в процессе разгрузки часть кузова находится вне оси опрокидывания, а после происходит опускание кузова под своим весом.
Технические параметры в цифрах
- Максимально полезная нагрузка – 40,08 тонн.
- Вместимость с «шапкой» (2:1) – 24 м3.
- Максимальная скорость – 56 км/ч ас.
- Радиус поворота – 8,8 м.
- Рабочий объём двигателя SAA6D140E-5 – 15,24 л.
- Ёмкость топливного бака – 495 л.
- Масса машины брутто – 74125 кг.
- Масса порожней машины (вместе со смазочными материалами, охлаждающей жидкостью, полным топливным баком и стандартным кузовом) – 34045 кг.
- Вместимость «с шапкой» (2:1) – 22,3 м3.
В кабине самосвала Komatsu HM400-3
На Komatsu HM400-3 применена современная и безопасная кабина, которая отличается панорамным обзором, эргономичным оформлением и комфортабельным местом оператора, укомплектованным сиденьем с пневмоподвеской. Имеется и дополнительное сидячее место и для одного пассажира, но обделённое какими-либо удобствами.
Кабина сделана с соблюдением базовых требований в вопросе эргономичности и комфорта для водителя. Основные контролирующие органы установлены на приборной панели, а имеющиеся переключатели находятся в непосредственной близости от водителя.
К самым важным особенностям кабины самосвала Komatsu HM400-3 можно отнести:
- Минимальный уровень шума.
Это обусловлено применением современного типа вентиляторов с гидравлическим приводом, а также обновленной системой охлаждения с минимальным звуковым эффектом. Средний уровень шума в рабочей кабине водителя не превышает 72 дБ.
- Кресло с пневматической подвеской.
Для комфорта водителя предусмотрена пневмоподвеска, которая гасит вибрации от дороги и исключает их негативное действие на водителя. При этом уменьшается степень усталости водителя. Сиденье пассажира – без комфорта, складное. Это упрощает вход / выход из кабины и упрощает замену фильтра рециркуляции воздуха.
- Наличие двух розеток на 12 Вольт.
Одна из них – в формате прикуривателя и находится справа от пульта управления, а вторая – с той же стороны, но немного сзади кресла.
- Регулируемая рулевая колонка.
Наличие опции регулирования и телескопической системы позволяет менять положение руля и подстраивать его под собственные нужды.
- Удобное расположение руки регулирования подъёмника.
Рычаг изменения положения подъёмника отличается коротким ходом и требует минимального воздействия со стороны оператора. Наличие опции остановки на определенной высоте упрощает подъем кузовной части и исключает необходимость удерживания рычага в позиции подъема.
Немаловажным преимуществом является также датчик, контролирующего расстояние между кузовом и рамой с автоматическим регулированием скорости в момент приближения.
- Цветной монитор с камерой заднего вида или камерами кругового обзора – это дополнительная опция. За дополнительные деньги в кабине сочленённого самосвала Komatsu HM400-3 устанавливается специальный монитор, который позволяет видеть всё происходящее сзади транспортного средства. Для удобства картинка делится на боковую и заднюю части.
Какие опции есть в стандартной комплектации, а какие – за дополнительную плату?
При покупке самосвала Komatsu HM400-3 можно рассчитывать на получение следующих опций:
- Блок системы контроля — отображает данные о состоянии автомобиля и позволяет сделать разные настройки. Имеет 7-дюймовую диагональ. Отображает скорость, обороты, уровень топлива, работу кондиционера, время, температуру масла, скоростной диапазон, режим экономии и т.д.
- Счётчик полезной нагрузки – позволяет анализировать производительность транспорта с помощью ПК. Данные можно получить по кабелю или проверить через интернет.
- Продуманная система освещения – фонарь заднего хода, стоп-сигнал, фары головного света, аварийная сигнализация.
- Средства безопасности — визуальная / звуковая сигнализация перегрева антифриза, предохранительные поручни, аварийный / стояночный тормоз, аварийное отключение двигателя / тормоз, зеркала нижнего обзора и т.д.
- Ограждения – двигателя, противопожарные, карданного вала, КПП.
Из базового оснащения кабины самосвала Komatsu HM400-3 стоит отметить кондиционер, регулируемое сиденье оператора, стеклоочиститель заднего стекла, подстаканник, прикуриватель, защита от солнца и т.д. Дополнительное оборудование – выключатель «минуса» АКБ, централизованную смазку, счетчик разгрузки и другое.
Другой дополнительной опцией является терминал Komtrax, который собирает и предоставляет данные о местоположения транспортного средства, о типе выполняемых им работ и т.д. Позволяет настроить функционирование в энергосберегающем режиме.
***
Если говорить о экономических преимуществах данной техники, то стоит выделить следующее:
- Широкая сфера применения.
Такой транспорт можно использовать при перевозке контейнеров, вахтовых домиков и иного оборудования. Она активно используется при добыче песка или иного сырья в шахтах и карьерах.
- Высокая рентабельность применения в сравнении с обычными самосвалами.
Долгий срок эксплуатации сводит к разумному минимуму расходы на ремонт или замену техники. Возможность перевозки больших объёмов грузов за один раз повышает эффективность применения такого грузового транспорта.
Стоимость самосвала Komatsu HM400-3 – нового и б/у
По состоянию на лето 2023-го года, новый карьерный самосвал Komatsu HM400-3 стоит в России и СНГ от 56 620 000 рублей. Подержанную машину данной модели можно приобрести на вторичном рынке по ценам от 35 000 000 рублей, но предложений, естественно, очень немного.
оценивших 4, оценка: 3,50 из 5
Смотрите также статьи по теме
- МАЗ-643228: технические характеристики
- МАЗ-5440М9: технические характеристики
- Урал-43206: технические характеристики
- КамАЗ-45143: технические характеристики
- КАЗ-4540: технические характеристики
- КрАЗ-6443: технические характеристики
- MAN TGL-12.180: технические характеристики
- ГАЗ «Садко Некст» 4х4: технические характеристики
- FAW J6 CA3310: технические характеристики
- Fiat Ducato: технические характеристики
- Scania G400: технические характеристики
- БелАЗ-75131: технические характеристики