КАЗ-608 «Колхида»: технические характеристики
САМЫЙ МАССОВЫЙ ГРУЗОВИК КУТАИССКОГО АВТОЗАВОДА, ГЕРОЙ АНЕКДОТОВ
КАЗ-608 – машина, безусловно, легендарная. Про какой ещё автомобиль есть столько народных поговорок, баек и анекдотов? Хоть легендарность эта и сформировалась «со знаком минус» – из-за низкого качества сборки и сомнительных эксплуатационных характеристик самого массового грузовика из Кутаиси, КАЗ-608 – это автомобиль интересный, со своим характером и харизмой. Он имел огромное распространение в Советском Союзе и в больших количествах колесил по дорогам практически всех регионов СССР.
Серийный выпуск грузовых автомобилей с кабиной бескапотной конструкции стартовал на Кутаисском автомобильном заводе в 1961 году. Причём именно на этом предприятия впервые в СССР была установлена на серийный грузовик кабина такого типа, расположенная над двигателем.
Кабины первых автомобилей «Колхида» – КАЗ-606 и КАЗ-606А, КАЗ-608 до 1976 года – отличались плавностью линий и форм. Но с 1976 года от этого дизайна отказались, и новая кабина КАЗ-608В была выполнена в кубическом стиле – резко угловатой, с прямыми ветровыми стёклами. За это она получила народное прозвище – «сервант».
КАЗ-606 был в серийном производстве с 1961 по 1968 годы. КАЗ-608 – с 1967 по 1989 годы (с 1976 по 1989 гг. – КАЗ-608В).
Об особенностях конструкции, отличиях от КАЗ-606
КАЗ-606 и КАЗ-606А ещё недавно запустили в серийное производство, а в конструкторском бюро завода в 1962 году уже началась работа над следующей моделью грузовика, который нужно было максимально унифицировать с новейшим автомобилем ЗиЛ-130.
Задача была выполнена, и с 1967 года с конвейера завода начали сходить седельные тягачи КАЗ-608 с двигателями ЗиЛ-130Я5 – V-образными, восьмицилиндровыми, слегка изменёнными по сравнению с базовыми (отличались конструкцией воздушного фильтра); рабочим объёмом 6 литров и мощностью 150 лошадиных сил. На предшественнике – КАЗ-606 – использовался 90-сильный рядный шестицилиндровый мотор ЗИС-120 объемом 5,5 литра, который впоследствии форсировали до 110 л.с.
От ЗиЛ-130 был взят не только двигатель, но и трансмиссия. Ёмкость двух топливных баков была увеличена до 125 литров в каждом (на КАЗ-606 использовался один бак на 210 литров бензина).
Управление КАЗ-608 стало более комфортным по сравнению с предшественником – на грузовике появился гидравлический усилитель руля, также позаимствованный у ЗИЛ-130.
КАЗ-608 получил обновлённое оформление передней части кабины. Площадь фальшрешётки уменьшили, изменили и саму её форму.
У КАЗ-608 был увеличен максимальный вес буксируемого седельным тягачом полуприцепа. Его масса достигла 15500 кг (при использовании полуприцепов ОДАЗ-885). Правда, тянуть такую максимальную нагрузку автомобиль КАЗ-608 мог лишь по равнинным дорогам с твёрдым покрытием, изрядно «потея», со скоростью не более 60 км/час. Максимальная скорость КАЗ-608 с полуприцепом весом 10500 кг составляла 80 км/час. Масса в 10,5 тонн считалась поэтому оптимальной.
Последняя модернизация данной модели была произведена в 1986 году, когда на седельный тягач КАЗ-608В были установлены обновленные узлы от новых ЗИЛов. Это улучшило технические характеристики грузовика, но на его внешнем облике никак не сказалось.
На Кутаисском заводе выпускались не только седельные тягачи КАЗ-608, но и полуприцепы к ним. Наиболее массовым из них стал полуприцеп модели КАЗ-717 собственной массой 4000 кг и штатной грузоподъёмностью 11500 кг. Чтобы повысить эффективность использования автомобиля, в автотранспортных хозяйствах порой заменяли эти тяжёлые прицепы другими, более лёгкими.
Модификации автомобиля КАЗ-608
Ещё в 1970-х годах разрабатывались проекты модернизации седельного тягача КАЗ-608 / КАЗ-608В – полноприводного грузовика с колёсной формулой 4х4 и «Колхиды» с дизельным двигателем – для повышения мощности и экономичности. Но они должного развития не получили.
Тремя основными модификации этой машины, которые находились в серийном производстве Кутаисского автозавода, так и остались КАЗ-608 (1967-1976), КАЗ-608В (1976-1986) и КАЗ-608В2 (1986-1989).
Особенностями конструкции КАЗ-608В2 стали усиленная рама, улучшенная подвеска, рассчитанная на бо́льшую грузоподъёмность. Седельный тягач КАЗ-608В2 мог таскать полуприцеп массой до двадцати тонн.
В начале семидесятых на Рижском заводе авиационной техники на базе шасси КАЗ-608 был сконструирован авиационный лифт АЛ-3 для перевозки по аэродромам, загрузки и выгрузки из самолётов ИЛ-18 и Ту-104 различного съёмного оборудования, контейнеров с бортовым питанием. Шасси отличалось удлинённой колёсной базой.
Рама имела соответствующее усиление для обеспечения нормальной работы подъёмного механизма. В конструкцию была введена дополнительная гидравлическая система для подъёма грузовой платформы. Эта грузовая платформа имела стальной каркас и трёхслойную обшивку. Погрузку производили в заднюю часть, а выгрузку – в переднюю. Для фиксации автомобиля в ходе данных работ позади были добавлены гидроопоры. Габаритные размеры АЛ-3: 7950 х 2460 х 3400 мм; геометрические размеры кузова: 4440 х 2340 х 1830 мм. Высота нижней части кузова над асфальтом, в верхнем положении – 4200 мм. Колёсная база – 3500 мм. Грузоподъёмность общая – 3000 кг. Грузоподъёмность площадок впереди и сзади – по 300 кг. Максимальная скорость – 40 км/час. Время подъёма грузовой площадки на максимальную высоту – 50 секунд.
Ещё одной интересной разработкой Рижского завода авиационной техники, выполненной на базе КАЗ-608, стал малогабаритный топливозаправщик ТЗ-2. Цистерна для него изготавливалась из алюминиевого сплава, а авиационное топливо закачивалось в неё снизу. Эти конструктивные особенности присущи и аналогичной специальной технике XXI века. Шасси КАЗ-608 для топливозаправщика ТЗ-2 также было выполнено с удлинённой колёсной базой. В автоцистерну входило две тонны авиационного топлива.
Бортовых грузовиков и самосвалов КАЗ-608 в серийном производстве не было: партия и правительство велело Кутаисскому автозаводу выпускать только седельные тягачи, что он и делал. А бортовиков и самосвалов на базе шасси КАЗ-608 было чрезвычайно мало. Абсолютное большинство из них были сделаны не в Кутаиси, а переоборудованы автохозяйствами из седельных тягачей в бортовики и самосвалы самостоятельно. Причём ставились самосвальные платформы как только с задней разгрузкой, но и «сельхозники» – с трёхсторонней. Также некоторые умельцы устанавливали на шасси КАЗ-608 «Колхида» автоцистерны разнообразного хозяйственного назначения, а также фургоны.
Двигатель ЗИЛ-130Я5 грузовика КАЗ-608
ЗИЛ-130Я5 – это восьмицилиндровый четырёхклапанный двигатель с верхним расположением клапанов. Он устанавливался на КАЗ-608, начиная с 1967 года. На оборотах коленчатого вала 3100 об/мин он развивал мощность 150 лошадиных сил. Диаметр цилиндра – 100 мм, а ход поршня – 95 мм. При двухрядном размещении цилиндры располагались под углом в 90 градусов по отношению друг к другу.
Рабочий объем двигателя – 6 литров. Порядок работы цилиндров – 1-5-4-2-6-3-7-8. Блок цилиндров из чугуна имел легкосъёмные гильзы. Снизу были расположены уплотняющие кольца из резины. Поршни изготавливались из алюминиевых сплавов. Поршневые пальцы и шатуны – из высокопрочной стали. Коленчатый вал – кованый, из стали, пятиопорный. Маховик выполнен из чугуна со стальным зубчатым кольцом, которое было предназначено для запуска от стартера. Головки блока были изготовлены из алюминия.
Система охлаждения – закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости при помощи помпы, которая вращается ременной передачей от шкива коленчатого вала. Воздушный фильтр – ВМ-16, с двухступенчатой очисткой воздуха.
Трансмиссия; подвеска и ходовая часть; тормоза; рулевое управление
Двигатель ЗИЛ-130Я5 работал в связке с пятискоростной механической коробкой переключения передач; сцепление – сухого типа, однодисковое.
Штампованная рама автомобиля состояла из лонжеронов швеллерного типа, которые соединялись между собой поперечинами. Передняя подвеска – рессорная, с использованием задних рессорных листов от внедорожника ГАЗ-66. Телескопические амортизаторы с двусторонним действием и балка с двутавровым сечением Задняя подвеска – рессорная, от ЗИЛ-130, с добавлением дополнительных рессор.
Шины –пневматические, с камерами и штатным давлением в 4,3 атмосферы. Тормоза – с пневматическим приводом от педали, классического колодочного типа на всех колесах. На прицепах установлена однопроводная тормозная система. Рулевое управление червячного типа, имеющее трехгребневый ролик, оснащённое встроенным гидроусилителем. Насос гидроусилителя вращается ремнем от коленчатого вала.
Кабина КАЗ-608
По сравнению с предшественником КАЗ-606, данная модель получила ряд дополнительных нововведений. В частности, двигатель был значительно смещён назад, и для доступа к нему кабина стала откидываться вперёд на 45 градусов. Конструкция механизм откидывания не отличалась высокой надёжностью: фиксирующий замок не всегда держал идеально.
Говорят, бывали случаи, когда кабина КАЗ-608 при резком торможении или сильной тряске самопроизвольно откидывалась вперёд вместе с водителем, прямо во время движения по дороге. Кабины в процессе эксплуатации разбалтывались у всех грузовиков КАЗ-608, и с этим пагубным явлением ничего поделать уже было нельзя.
Благодаря смещению силового агрегата назад, появилась возможность увеличить количество мест в кабине до трёх. Рычаг переключения передач стал располагаться традиционно – на полу, справа от водителя. Для облегчения управления автомобилем рулевую систему машины оборудовали гидравлическим усилителем руля.
Для советских шоферов того времени наличие штатного вентилятора и полноценного спальника в кабине, а также штатных противотуманных фар, было ощутимым проявлением комфорта, отнюдь не лишним при проведении длительных поездок.
Кабина КАЗ-608 очень просторная, с огромной площадью остекления и великолепным обзором во все стороны. Однако она отличалась неважным качеством: продувалась, скрипела, была непрочной. На КАЗ-608 вместо панорамных боковых стёкол, какие были на КАЗ-606, стали устанавливать боковые стёкла ограниченные, не заходящие на заднюю часть кабины. С передней части кабины в 1976 году исчезла надпись «Колхида» в грузинском стиле – вместо неё стали размещать разнесённые по всей длине передней части буквы «КАЗ» (попросту взятые от КамАЗовских).
Технические характеристики КАЗ-608 в цифрах
- Габаритные размеры – 5155 х 2360 х 2440 мм (по кабине).
- База (расстояние между передней и задней осями) – 2900 мм.
- Расстояние между колёсами на одной оси – 1800 мм.
- Снаряжённая масса седельного тягача – 4000 кг.
- Дорожный просвет спереди – 340 мм, сзади с нагрузкой – 275 мм.
- Угол заезда под нагрузкой на седло – 30 градусов.
- Тормозной путь в сцепке при движении со скоростью 40 км/ч – 20 метров.
- Минимальный радиус поворота – 7 метров.
- Объём топливных баков – 2 по 125 литров. Объём масла для смазки двигателя – 9 литров. Объём системы охлаждения двигателя – 26 литров.
Опыт эксплуатации и отзывы о КАЗ-608 / КАЗ-608В
Как седельный тягач, КАЗ-608 имел достаточно неплохие характеристики для его использования на внутригородских и междугородних перевозках. Несомненным плюсом являлась высочайшая ремонтопригодность машины – благодаря полной взаимозаменяемости с массовым семейством ЗиЛ-130. Постоянное наличие запчастей и комплектующих было гарантировано.
Однако все годы выпуска КАЗ-608 эти автомобили отличались скверным качеством и низкой культурой производства, которые не повышали, предпочитая сохранять массовость выпуска машин.
Они, как и полагается безалаберным шоферам, достаточно быстро «убивали» свои КАЗики, и большинство КАЗ-608, не выходив положенных десяти лет, «становились к забору» в качестве доноров запчастей для других «Колхид» и ЗиЛов, и там дожидались своего списания на металлолом.
Динамика у КАЗ-608 была очень скверной, а тяговитость – откровенно слабой. На дорогах, расположенных в горной или холмистой местности, его двигатель попросту «не вытягивал» на подъём серьёзно загруженный полуприцеп. При этом бензиновый карбюраторный восьмицилиндровый мотор был чрезвычайно прожорлив, потребляя по 40 литров горючего на каждые 100 километров пути, и даже более сорока. Расход масла тоже был очень большой. Впрочем, в Советском Союзе бензин стоил сущие копейки, поэтому непомерно высокий расход топлива не имел большого значения. Но ЗиЛы были гораздо экономичнее, и перевозка грузов ими обходилась намного дешевле.
Конструктивными недостатками модели называют слишком короткую колёсную базу (2900 мм – всего лишь на 100 мм больше, чем у ГАЗ-24), которая в определённых условиях ухудшала управляемость автомобиля; слишком близко расположенные к заднему мосту выхлопные трубы – они иногда провоцировали перегрев масла в нём.
Несмотря на все свои недостатки, грузовики КАЗ-608 всё же внесли весомый вклад в развитие советской экономики. Кутаисский автозавод справлялся с покрытием повышенной потребности народного хозяйства в седельных тягачах, которая возникла из-за возросших объёмов перевозки огромного числа самых разных грузов.
оценивших 11, оценка: 4,27 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Isuzu Elf: технические характеристики
- МАЗ-543: технические характеристики
- DAF LF 45: технические характеристики
- ГАЗ «Садко Некст» 4х4: технические характеристики
- Грузовики MAN: модельный ряд
- ГАЗ-2705: технические характеристики
- Isuzu NQR75R: технические характеристики
- Renault Trafic: технические характеристики
- КамАЗ-5410: технические характеристики
- БелАЗ-75306: технические характеристики
- Volvo FMX (6x4): технические характеристики
- Volkswagen Crafter: технические характеристики