МАЗ-531605: технические характеристики
ПРОСТОЙ И НАДЁЖНЫЙ «ВСЕПРОХОДИМЕЦ»
МАЗ-531605 – это грузовой автомобиль повышенной проходимости, с колёсной формулой 4х4. В стандартном исполнении он имеет бортовую грузовую платформу 4900 x 2520 x 1700 мм. Но может поставляться также и без грузовой платформы, в формате универсального грузового шасси под комплектацию различным оборудованием.
Полноприводные шасси МАЗ-531605 с колёсной формулой 4х4 предназначены для интенсивной эксплуатации как по обычным дорогам общего пользования, так и по грунтовым дорогам с плохим покрытием, либо на бездорожье.
Краткое описание модели
Вездеходы с полным приводом на шасси 4х4 можно с полным правом назвать самыми подготовленными и надёжными грузовыми автомобилями для работы в условиях бездорожья.
Они способны выполнять перевозку грузов одиночно или с прицепом, доставлять в труднодоступные места специальную технику. Важной особенностью грузовой спецтехники 4х4 от Минского автозавода является её адаптированность к отечественным условиям климата, в том числе и к сильным, затяжным морозам.
Шасси имеют небольшую колёсную базу, позволяющую устанавливать на раму с монтажной длиной в 3600 мм всевозможное компактное специальное оборудование.
Модели с односкатной ошиновкой имеют лучшую проходимость на бездорожье – качество, которое является важнейшим преимуществом при эксплуатации грузовика в качестве вездехода-внедорожника.
Эти машины выпускаются с надёжными и долговечными комплектующими от известных производителей. В частности, двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ-238ДЕ2). Они отличаются неприхотливостью и значительным рабочим ресурсом: до 1 млн км. А также – высокой ремонтопригодностью: запасные части всегда можно приобрести во всех регионах России и других республик бывшего Союза. МАЗ-531605 оснащены механическими девятиступенчатыми коробками переключения передач ЯМЗ-239.
Двигатель грузовика МАЗ-531605
Грузовой автомобиль данной модели оснащён двигателем Ярославского моторного завода, модели ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2).
Это восьмицилиндровый дизельный мотор, четырёхтактный, с V-образным расположением цилиндров, воспламенением горючего от сжатия, непосредственным впрыском дизтоплива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве.
Некоторые технические параметры дизеля ЯМЗ-238ДЕ2
- Рабочий объём цилиндров – 14,86 литров;
- Мощность – 243 кВт (330 лошадиных сил);
- Номинальная частота вращения – 2100 об/мин;
- Максимальный крутящий момент – 1274 Н·м (130 кгс·м);
- Частота при максимальном крутящем моменте – 1100–1300 об/мин;
- Диаметр цилиндра: 130 мм;
- Ход поршня: 140 мм;
- Степень сжатия: 16,5;
- Минимальный удельный расход дизтоплива: 195 г/кВт·ч (143 г/л.с.·ч);
- Габаритные размеры: 2260×1045×1100 мм;
- Вес двигателя – 1215 кг, вместе со сцеплением и коробкой передач – 1585 кг;
- Ресурс мотора до капитального ремонта: 800 тыс.км пробега;
- Экологический стандарт (Правила ООН) № 49-02В – Евро-2.
Система питания мотора ЯМЗ-238ДЕ2 дизтопливом состоит из 2-х топливных баков 4 и 5 с топливозаборниками, насоса ручной подкачки горючего, топливного фильтра грубой очистки.
Для надёжной эксплуатации данного автомобиля в условиях низких температур система питания двигателя оснащена системой подогрева дизтоплива. Подогрев сливного топлива производится в теплообменнике, встроенном в трубопровод системы выпуска газов. Подогретое дизтопливо подается в смеситель топливного бака, непосредственно к месту забора.
При температуре окружающего воздуха выше 5–10 градусов система подогрева отключается. При этом слив дизтоплива начинает осуществляться непосредственно в топливный бак, минуя теплообменник.
Система питания двигателя воздухом состоит из двух безэжекционных воздушных фильтров сухого типа, с бункером для сбора пыли и сменным картонным фильтрующим элементом.
Фильтры включаются во всасывающий воздушный тракт параллельно. Для охлаждения масла на двигателе устанавливается жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ). При сливе охлаждающей жидкости из системы охлаждения нужно обязательно открывать краник на ЖМТ.
Система промежуточного охлаждения наддувочного воздуха включает в себя алюминиевый охладитель наддувочного воздуха, который соединён с мотором трубопроводами и эластичными шлангами. Охладитель представляет собою теплообменник цельносварной.
В качестве дополнительной опции, предусматривается также установка предпускового подогревателя дизельного двигателя. В этом случае, в системе охлаждения, на кронштейне под радиатором устанавливается подогреватель ПЖД-30, который предназначен для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже 20-ти градусов мороза.
Трансмиссия автомобиля МАЗ-531605
Привод выключения сцепления – гидравлический, с пневматическим усилением. Коробка переключения передач, модели ЯМЗ-239, – девятиступенчатая, механическая, состоящая из основной пятиступенчатой и дополнительной двухступенчатой коробки.
Пятиступенчатая основная коробка – с двухдиапазонным планетарным демультипликатором, с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой скорости и передачи заднего хода.
Предусмотрены также блокировка запуска стартера при включенной передаче; электронный датчик спидометра.
Управление переключением передач производится рычагом или механизмом для подсоединения дистанционного привода, с выводом соединительного валика налево в основной коробке и полуавтоматическое пневматическое переключение демультипликатора с автоматической блокировкой включения низшего диапазона.
Максимальный входной крутящий момент коробки переключения передач составляет 1800 Н.м.
Масса коробки передач (с картером) составляет 385 кг.
Передаточные числа у КПП следующие: 1 — 12,24; 2 — 6,88; 3 — 4, 86; 4 — 3,50; 5 — 2,74; 6 — 1,97; 7 — 1,39; 8 — 1,00; 9 — 0,78; задний ход — 10,04.
Вид фланца крепления карданного вала: ISO8667-T180. Фланцы карданных валов выполнены с крестообразными торцевыми шлицами. Шарниры карданного вала имеют проточную систему смазки игольчатых подшипников.
Ведущие мосты
Задний ведущий мост автомобиля МАЗ-531605 имеет двойную разнесённую главную передачу, которая состоит из центрального конического редуктора и планетарных колёсных передач (они размещаются в ступицах колёс).
Дифференциал заднего моста имеет механизм для принудительной блокировки. Блокировка межколёсного дифференциала осуществляется, при необходимости, водителем из кабины – нажатием кнопки на щитке приборов. Привод блокировки межколёсного дифференциала – электропневматический.
Блокировка дифференциала включается при преодолении скользких участков дорог, на грязи и бездорожье, при остановленном автомобиле или при движении на малых скоростях (порядка 10 км/час). При движении на участках дорог с крутыми поворотами блокировка межколесного дифференциала должна быть отключена.
Передний ведущий мост состоит из центрального редуктора и колёсных передач планетарного типа.
Большинство деталей редуктора и колёсных передач переднего ведущего моста являются унифицированными с аналогичными деталями заднего ведущего моста.
Передаточное число ведущих мостов – 6.59.
Подвеска, колёса и шины МАЗ-531605
Передняя и задняя подвески грузовика МАЗ-531605 – рессорные. Также, в дополнение к рессорам, в передней подвеске установлены гидравлические амортизаторы телескопического типа, двустороннего действия. Задняя подвеска автомобиля МАЗ-531605 основана на двух основных и двух дополнительных рессорах. Кроме того, на различных комплектациях этого грузовика возможна установка передней и задней подвесок со стабилизаторами поперечной устойчивости.
На автомобили МАЗ-531605 устанавливаются бездисковые колёса размерностью 440 – 533, с шинами типоразмера 550/75R21. Для шин 12.00R20 применяются колёса 8,5 – 20.
Рулевое управление и тормоза
Рулевое управление МАЗ-531605 включает в себя рулевой механизм с встроенным распределителем, рулевую колонку, силовой цилиндр, насос, масляный бак, а также шланги. Распределитель гидроусилителя руля – золотникового типа, встроенный в рулевой механизм.
Автомобиль оборудован рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы прицепа – с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания прочих потребителей сжатым воздухом.
Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колёс автомобиля. Привод механизмов – пневматический, с раздельным торможением передних и задних колёс.
Стояночная тормозная система действует на тормозные механизмы заднего ведущего моста. Эти механизмы приводятся в действие при помощи тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.
Стояночная тормозная система выполняет также и функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного либо частичного отказа рабочей тормозной системы.
Вспомогательная тормозная система действует на трансмиссию грузовика, путём создания противодавления в системе выпуска газов – при помощи дроссельной заслонки с пневматическим приводом. Эта система предназначается для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается и подача дизтоплива.
При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение и прицепа.
Тормозные механизмы – барабанные, колодочные, двойного серводействия, с рычажным разжимом колодок, с двумя внутренними колодками и легкосъёмным тормозным барабаном.
Тормозной привод стояночной тормозной системы – механический, многоходовой, с ручным управлением.
Электрическое оборудование автомобиля МАЗ-531605
Автомобили данной модели оборудованы 24-вольтовой системой электрооборудования.
Щитки электроприборов (основной и дополнительный) – съёмные, что обеспечивает свободный доступ к приборам, выключателям и их контактам. Цепи всех потребителей электроэнергии на автомобиле МАЗ-531605, кроме цепи обмотки дистанционного выключателя массы, защищены плавкими предохранителями.
Предохранители основного и дополнительного блоков размещены на панели приборов, справа от щитка приборов, под крышками, открывающимися вверх.
Отличительной особенностью системы электрооборудования является то, что соединение жгутов проводов и подключение значительной части изделий производится с использованием штекерных соединений.
Соединения такого типа намного облегчают сборку электрооборудования грузовиков, проведение их технического обслуживания. Они упрощают выявление неисправностей, исключают ошибки при подключении узлов.
На автомобилях МАЗ с дизельными двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ) устанавливаются генераторные установки 6582.3701 либо 3112.3771 на 80А. Возможна также установка генератора 3232, 3771 производства белорусского предприятия ОАО «БАТЭ» города Борисова. Его отличительная особенность – отсутствие клеммы возбуждения. Самовозбуждение генератора происходит при частоте вращения ротора не более 1200 об/мин.
Кабина МАЗ-531605
Кабина старого МАЗовского образца расположена над мотором. Она цельнометаллическая, сварной конструкции, двухместная, опрокидываемая вперёд. Кабина оборудована системой отопления и естественно-принудительной вентиляцией.
В зависимости от комплектации машины, на неё может устанавливаться:
- кабина большая неподрессоренная, с одним верхним спальным местом;
- кабина большая неподрессоренная с 2-мя спальными местами; большая подрессоренная кабина с двумя спальными местами.
Для обслуживания силового агрегата кабина опрокидывается вперед с помощью гидравлического механизма. В транспортном положении кабина зафиксирована запорным механизмом и страховым тросом.
Сиденье водителя – подрессоренное, с пневматическим упругим элементом, снабжённое механизмами вертикального и горизонтального регулирования, регулировки угла наклона спинки сиденья. Подголовник и подлокотники – это дополнительная опция, по отдельному заказу потребителя.
Двери в кабине – двухпанельные, штампованные из листовой стали, сваренные и завальцованные по периметру. В средней части внутренней панели двери есть люки для монтажа и демонтажа стёкол, стеклоподъёмников, замка двери и привода замка.
Грузовая платформа
Грузовая платформа МАЗ-531605 – со стальными бортами, жёстким передним бортом. Борта боковые и задний закреплены шарнирно, они легкосъёмные. Настил пола грузовой платформы – деревянный. Над грузовой платформой натягивается тент, который устанавливается на трубчатый металлический каркас и закрепляется специальным канатом. Крепится платформа к раме при помощи кронштейнов и болтовых соединений.
Задний борт оборудован откидными подножками. В полуплатформе предусмотрен люк для обслуживания раздаточной коробки. Передние углы решётчатых бортов соединяются крюками, а задние стойки этих бортов стягиваются двумя цепями.
К стойкам боковых решётчатых бортов на петлях подвешиваются откидные скамейки – сиденья для перевозки людей. В этих случаях данные скамейки откидываются в рабочее положение и удерживаются упорами, а при перевозке груза их закрепляют в транспортном положении щеколдами, и они образуют вместе со спинками скамеек решётчатые борта.
Технические характеристики МАЗ-531605 в цифрах
- Колёсная формула – 4х4.
- Полная масса автомобиля – 16150 кг.
- Снаряжённая масса автомобиля – 11000 кг.
- Допустимая нагрузка на переднюю ось – 7150 кг.
- Допустимая нагрузка на заднюю ось – 9000 кг.
- Грузоподъёмность – 5000 кг.
- Внутренние размеры грузовой платформы: 4900x2520x1700 мм.
- Объём грузовой платформы – 21.6 кубометра.
- Максимальная скорость – 85 км/час.
Буксирный прибор грузовиков МАЗ-531605 состоит из разъёмно-сцепного и амортизационного механизмов, соединённых между собою стержнем.
В качестве дополнительного оборудования, есть возможность заказать: систему централизованной подкачки шин; лебёдку.
Лебёдка имеет максимальное тяговое усилие на уровне 8000 кгс (80000Н), трос рабочей длины в 60 метров. Лебёдка служит для самовытаскивания грузового автомобиля при преодолении труднопроходимого распутья; для вытаскивания других застрявших автомобилей и для облегчения погрузки тяжёлых грузов на прицеп.
Диаметр троса – 20,5 мм. Привод лебёдки производится карданным валом, от раздаточной коробки.
оценивших 14, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- КамАЗ-65222: технические характеристики
- КрАЗ-250: технические характеристики
- Грузовики Isuzu: модельный ряд
- Isuzu NQR75R: технические характеристики
- КрАЗ-6443: технические характеристики
- УАЗ-220695-04: технические характеристики
- ГАЗ-3302: технические характеристики
- КамАЗ-65115: технические характеристики
- Iveco EuroCargo: технические характеристики
- МАЗ-6303: технические характеристики
- Грузовики МАЗ: модельный ряд
- Citroen Berlingo: технические характеристики