Грузовой автомобиль ГАЗ-93
Самосвал для народного хозяйства огромной страны
ГАЗ-93 – это грузовик с самосвальным кузовом, разработанный специалистами Горьковского и Уральского автомобильных заводов, серийное сборочное производство которого осуществлялось с 1948-го по 1959-й годы Одесским автосборочным заводом, а затем, с 1960-го по 1976-й годы — Саранским заводом автосамосвалов. В общей сложности, за это время было выпущено 3481033 грузовиков ГАЗ-93 всех модификаций. Удивительно, но, судя по фото в интернете, несколько таких самосвалов ещё оставались на ходу, в рабочем состоянии не только как музейные экспонаты, но и как применяемые по прямому назначению (судя по номерам, где-то в Крыму, Краснодарском крае, Смоленской области, а также на Украине) — в 2020-м и 2021-м годах!
Об истории создания и производства ГАЗ-93
Грузовые автомобили-самосвалы в конце 1940-х годов были остро необходимы народному хозяйству Советского Союза. Разработку многоцелевого самосвала ГАЗ-93 грузоподъёмностью порядка две-две с половиной тонны, на базе ГАЗ-51, запустили совместными усилиями Горьковского и Миасского (Уральского) автозаводов в 1947 году, практически сразу после освоения производства этого базового бортового грузовика (ГАЗ-51).
Уральским конструкторам была поручена одновременная разработка самосвальных установок для самосвалов ГАЗ-93 и УралЗиС-351. Конструктивные решения для них были применены также и на самосвале МАЗ-205. В частности, использован горизонтальный поршневой гидроцилиндр, объединённый с насосом. Он приводился в действие с помощью карданного вала, от коробки отбора мощности. А также — рычажный механизм опрокидывания платформы, сама коробчатая платформа с вертикальными стойками боковых бортов и открывающимся задним бортом.
Грузовые самосвалы ГАЗ-93 стали логичным продолжением малотоннажных самосвалов ГАЗ-410, производившихся на шасси легендарной «полуторки».
Разместить сборочное производство ГАЗ-93 на шасси ГАЗ-51 изначально планировалось на Новосибирском автомобильном заводе (НАЗ). Однако в итоге предприятием-изготовителем этих грузовиков стал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ) — с декабря месяца 1948-го года.
Во второй половине 1950-х Одесское автосборочное предприятие переориентировали на выпуск грузовых полуприцепов, а производство самосвалов ГАЗ-93 было перенесено на Саранский завод автосамосвалов (САЗ) – новое специализированное сборочное предприятие, ориентированное именно на оснащение горьковских грузовых шасси самосвальными платформами.
В процессе серийного производства выделились две основные модификации ГАЗ-93: -93А — для строительной сферы, и -93Б — для сельского хозяйства. В Саранске эти грузовики выпускались до февраля месяца 1976-го года, пока не закончился запас шасси ГАЗ-51Д, снятых ГАЗом с производства ещё в апреле 1975-го.
На смену устаревшим моделям ГАЗ-93А и ГАЗ-93Б, в серийное производство на САЗе запустили модели ГАЗ-3503 и ГАЗ-3504 — уже на новом горьковском шасси ГАЗ-52-02.
В начале 1950-х была запущена в производство модификация ГАЗ-93Д с дерево-металлическим кузовом увеличенного объёма (с 1.65 м³ до 3.2 м³), со складной брезентовой крышей – кузовом, более подходящим для нужд сельского хозяйства.
Однако в итоге, в связи с нестабильным качеством поставляемых для кузовов пиломатериалов, в 1956 году эту модификацию было решено заменить на модификацию ГАЗ-93Б с полностью металлическим кузовом.
На практике, самосвал ГАЗ-93, рассчитанный на грузоподъёмность в две тонны, вполне справлялся и с перевозкой грузов, весящих гораздо больше расчётных.
Модификации ГАЗ-93
- ГАЗ-93 — изначальная базовая модель, универсальный самосвал (1948-1960).
- ГАЗ-93Д — модификация самосвала для сельского хозяйства с дерево-металлическим кузовом увеличенного объёма (1954-1956).
- ГАЗ-93А — модификация самосвала для строительной отрасли (1960-1976).
- ГАЗ-93Б — модификация самосвала для сельскохозяйственной отрасли (1956-1976).
- ГАЗ-93АЭ — экспортная модификация ГАЗ-93А для стран с умеренным климатом.
- ГАЗ-93АТ — экспортная модификация ГАЗ-93А для стран с тропическим климатом
- ГАЗ-93В — опытный экспериментальный образец 1961 года.
- САЗ-2500 — модификация сельскохозяйственного самосвала с предварительным подъёмом кузова.
Особенности конструкции
В конструкцию шасси базового грузового автомобиля ГАЗ-51 были внесены для производства самосвалов некоторые изменения: раму укоротили на 350 мм (обрезали задние концы лонжеронов рамы вместе с последней поперечиной рамы номер 6); буксирный прибор перенесли с шестой поперечины на пятую; для высвобождения места для коробки отбора мощности с машины сняли компрессор подкачки шин; запасное колесо установили за кабиной на откидном кронштейне с храповым механизмом.
Основание грузовой платформы было выполнено из 5-ти поперечин швеллерного сечения и двух продольных лонжеронов двутаврового сечения, на задних концах которых закреплены кронштейны опрокидывания самосвальной платформы.
Топливный бак от падения грузов в зазор между кабиной и перед бортом платформы, был защищён козырьком. А от грязи, летящей из-под заднего колеса, — брызговиком. Про задние брызговики, тогда ещё и не думали. Подобный защитный козырек было рекомендовано установить также и над передней части гидроцилиндра с насосом.
Гидроцилиндр поршневой сварной конструкции, к нижней крышке которого привёрнут насос и перепускной кран, — выполнены в едином корпусе. Для контроля за давлением на насосе установлен манометр. Подъёмным механизмом обеспечивалось опрокидывание платформы на угол до 47-ми градусов.
Изначально масляный насос был расположен в нижней части гидроцилиндра, и приводился в действие он от коробки отбора мощности, посредством карданного вала. В ходе модернизации, коробку отбора мощности, насос и кран управления объединили в один агрегат, в один блок.
Практически без изменений, данная конструкция КОМ перешла в 1975-м году на грузовые самосвалы САЗ-3503 и 3504 на шасси ГАЗ. А после окончания их выпуска — производили запасные части, до конца до конца 80-х годов прошлого столетия.
Гидроцилиндр опрокидывания платформы претерпел изменения – корпус его был укорочен на 140 мм, а ход — уменьшен на 460 мм. Кроме того, был изменён надрамник в части крепления гидроцилиндра.
В связи с изменениями размеров и хода гидроцилиндра, перемены коснулись и рычажного опрокидывающего механизма. Для сохранения угла подъёма платформы при уменьшении хода гидроцилиндра, рычаги были укорочены на 70 мм. Цельная ось балансира опрокидывающего механизма у серийного самосвала заменена двумя короткими осями. Кроме того, плечи опрокидывающего механизма – начали изготавливать из стали толщиной 4 мм (взамен изначальных 6 мм, для экономии).
В каркасе основания платформы было увеличено число поперечин — с пяти до семи, с одновременным изменением размеров их поперечного сечения – взамен швеллера №10 применен швеллер №6,5. Сделано это было с целью уменьшения толщины настила с 4 мм до 3 мм.
Ручка открывания-закрывания заднего борта «переехала» с передней части бокового борта на передний борт, и стала сварной вместо литой. Связанные тягами с этой ручкой крюки запирания платформы также сделали штампованными из листа, взамен литых. Переход с литья на штампованные или сварные конструкции в то время был обусловлен перебоями поставок литья, ввиду высокой загруженности заводов.
Как уже было отмечено выше, платформа дерево-металлическая была выполнена с большей ёмкостью, чем серийная металлическая, и это обеспечивало возможность загрузки сельскохозяйственных грузов – зерно, картофель, свекла, — имеющих небольшой удельный вес.
Увеличение объёма платформы позволило полноценно использовать грузоподъёмность автомобиля — то есть, порядка 3500 кг.
Для перевозки зерна борта платформы были герметизированы при помощи резиновых уплотнителей. А в плане защиты этого ценного груза от осадков и выдувания ветром и встречным потоком воздуха, разработчики предусмотрели ещё и деревянную створчатую крышу (а не только традиционный полог из непромокаемого материала).
Некоторые основные технические параметры ГАЗ-93 в цифрах
- Длина — 5240 мм, ширина — 2100 мм, высота – 2130 мм.
- Колёсная база — 3300 мм.
- Ширина колеи: задней — 1650 мм, передней — 1585 мм.
- Масса автомобиля – 3100 кг.
- Объём самосвального кузова – от 1.65 до 3.2 кубометра.
- Колёсная формула- 4 × 2, задний привод.
- Максимальная скорость — 70 км/час.
- Грузоподъёмность «по паспорту» — 2250 кг по шоссе, 1750 кг по грунтовым дорогам.
- Расход бензина (низкооктановый А-56, А-66) – 20-25 литров на 100 км пути.
- Объём топливного бака — 90 литров.
- Рабочий объём цилиндров двигателя — 3 485 см3.
- Мощность мотора – 70 лошадиных сил при 2800 оборотах в минуту.
- Крутящий момент — 200 Н.м при 1500 оборотах в минуту.
- Количество клапанов — 12.
- Диаметр цилиндра — 82 мм.
- Степень сжатия — 6,2; Расход топлива– 20-25 литров на 100 км.
Двигатель и трансмиссия
На самосвале ГАЗ-93 стоял нижнеклапанный двигатель ГАЗ‑51 – шестицилиндровый карбюраторный мотор рабочим объёмом 3,5 литра (82×110 мм). Этот силовой агрегат развивал мощность 70 лошадиных сил, при 2800 об/мин.
Несмотря на относительно небольшую мощность, двигатель ГАЗ-51 обладал достойной тягой. Завести автомобиль можно было даже при вышедшем из строя стартере, и при неработающем аккумуляторе, либо вообще без него – пустив в дело рукоятку ручного «кривого стартера».
Трансмиссия – механическая, четырёхступенчатая коробка переключения передач, аналогичную ГАЗ-АА (ММ), с передаточными числами 6,4/3,09/1,69/1,0. Отсутствие синхронизаторов логично посчитали менее важным, чем простоту и надёжность технологически отработанного агрегата. Ездить с двойным выжимом сцепления тогда умели все шофера. Во время разгона машины, при первом нажатии на педаль выключалась предыдущая передача, а при повторном нажатии включалась очередная требуемая скорость. А при снижении скорости, между выжимами требовалась ещё небольшая «подгазовка» для лучшего выравнивания оборотов промежуточного и вторичного валов.
Сцепление — однодискового сухого типа.
У коробки передач была принудительная блокировка передачи заднего хода. Случайно включить «реверс» на высокой скорости машины, перепутав его с прямой передачей, было невозможно. Для включения заднего хода, шофер должен был отжать специальный флажок рядом с «набалдашником» рычага переключения передач. Тяга от флажка, повторявшая форму и длину самого рычага, отводила в сторону храповик с пружиной автоматической блокировки.
Грузовая самосвальная платформа
ГАЗ-93 оснащался дерево-металлической, а с 1956-го года – только цельнометаллической самосвальной платформой объёмом с откидным задним бортом.
Платформа — металлическая прямобортная, коробчатого типа. Закрывание и открывание запоров заднего борта — без затруднений, нажатием на рычаг, размещённый в передней части левого борта платформы. Нужное усилие на рычаге составляло всего лишь 2-3 кг.
Для предотвращения самопроизвольного открывания рычаг удерживался в закрытом положении с помощью проволочного кольца, которое одевалось на рычаг и крепилось цепью к борту платформы. Конструкцией платформы была предусмотрена установка дополнительных надставных бортов-надставок, для чего в боковых стенках кузова разместили специальные отверстия и скобы.
В чём был смысл введения дерево-металлической грузовой платформы?
В максимальном использовании грузоподъёмности при перевозке массовых сельхозгрузов (зерна, картофеля, свеклы и тому подобного). В том, что «деревянные» платформы ремонтопригодны в условиях совхозных и колхозных мастерских, малооснащенных рембаз. Не нужно никакой сварки. Имея ножовку, молоток и гвозди — всегда можно отремонтировать и борта, и саму платформу, как на бортовом автомобиле. Но при этом он имеет возможность механизированной разгрузки.
Ну и, экономия металла для народного хозяйства при заменене металлической платформы на дерево-металлическую была порядка 400 – 450 кг.
Вначале дело шло хорошо, но потом возникли проблемы. Пиломатериалы, поступавшие на завод, постоянно имели неудовлетворительное качество и несовпадающие с нужными размеры.
По этой причине выпуск самосвалов тормозился, и производство машин снизилось с 20-ти до 17-ти тысяч единиц в год. В итоге, в 1956 году от идеи дерево-металлических самосвальных кузовов отказались, и из заводских ворот выехал самосвал модели ГАЗ-93Б.
Машина эта имела цельнометаллический кузов, но увеличенной ёмкости. Новая конструкция кузова внутренним объемом 3,2 кубометров позволила эффективнее использовать возможности грузоподъёмности машины.
Но тема дерево-металлических самосвалов всё-таки нашла своё продолжение — при создании самосвала на шасси ГАЗ-53-02, в начале 1960-х годов.
Подъёмный механизм платформы – гидравлический, с управлением из кабины, объединённый с маслонасосом, с горизонтальным расположением гидроцилиндра, усилия от которого передавались на платформу при помощи двух промежуточных тяг.
Горизонтальным расположением гидроцилиндра воспользовались для максимального приближения насоса к коробке переключения передач — чтобы обойтись лишь одним приводным валиком. Максимальное давление в гидравлической системе составляло 15 кгс/см².
Самосвальная платформа стала очень технологичной для своей эпохи. Она отличалась простотой конструкции — как самой платформы, так и надрамника. Для производства деталей платформы не нужно было сложного оборудования – только ножницы для резки листового металла, гибмашины, простые прессы и сварочные кондуктора. Производство гидроцилиндров и коробок отбора мощности тоже не требовало особой сложности.
Надо отметить, что удачным решением стал механизм крепления запаски, с храповым механизмом подъёма – благодаря нему, с процессом замены колеса и установки запасного на штатное место шофёр справлялся легко, в одно лицо.
Малая высота рычагов над полом (150 мм рычаг КОМ и 170 мм рычаг перепускного клапана) требовала от шофёра наклоняться к ним во время переключения, но это компенсировалось тем, что рычаги совсем не мешали ни водителю, ни пассажиру. Конструкция рычажного управления КОМ и клапаном перепускным обеспечивала плавное и лёгкое переключение рычагов.
В итоге, самосвал ГАЗ-93 почти на год пережил своего «донора» ГАЗ-51: последний грузовик модели ГАЗ-51 сошёл с конвейера Горьковского автозавода 2 апреля 1975 года, и тут же отправился в музей предприятия. А последний самосвал ГАЗ-93 выехал с завода в Саранске в феврале 1976-го, и начал трудиться на благо народного хозяйства нашей огромной страны.
https://dzen.ru/video/watch/615ad65340b43c44dffcbf75?f=video
https://vk.com/video-181808835_456239430
https://rutube.ru/video/689ee40762930ced245f5ee255c317db/
оценивших 2, оценка: 5,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- JAC N75: технические характеристики
- КамАЗ-5460: технические характеристики
- КамАЗ-6460: технические характеристики
- Isuzu Elf: технические характеристики
- ГАЗ-69: технические характеристики
- ЗИЛ-5301: технические характеристики
- Fiat Doblo: технические характеристики
- MAN TGX 18.400 4x2 BLS: технические характеристики
- ГАЗ-56: технические характеристики
- МАЗ-6430: технические характеристики
- Грузовой автомобиль ЗИЛ Э167
- Камаз-4308: технические характеристики