МЗКТ-7930: характеристики
БОГАТЫРЬ РОССИЙСКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ АРМИЙ
МЗКТ-7930 – это семейство специальных тяжёлых грузовиков – колёсных шасси и тягачей, с колёсной формулой 8×8 и грузоподъёмностью от 17,8 до 25-ти тонн. Минский завод колёсных тягачей серийно производит данные автомобили с 1990-х годов, в нескольких модификациях: МЗКТ-7930, МЗКТ-7930-300 и МЗКТ-79306. К этому же семейству относится и седельный тягач МЗКТ-7415.
Заказчиком данных тяжёлых грузовиков выступало Министерство обороны, тогда ещё Советского Союза. Решение об их разработке было принято в далёком 1987 году.
Об истории модели
Это решение предусматривало разработать замену морально устаревшим специальным автомобилям – колёсным шасси и тягачам из семейств МАЗ-543 и МАЗ-7911 «Оплот».
Макетный образец назывался ещё МАЗ-79301, но в рамках работающего уже самостоятельно Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ), выведенного в феврале 1991 года из состава ПО «БелавтоМАЗ», получил новое название-аббревиатуру.
Параллельно с разработкой самого автомобиля, на Ярославском моторном заводе (ЯМЗ) осуществлялась разработка семейства двигателей ЯМЗ-846 мощностью в 500 лошадиных сил, предназначенных для шасси с колёсной формулой 8×8. Эти моторы автомобильного типа должны были прийти на замену использовавшимся ранее в тяжёлых колёсных тягачах танковым двигателям.
В начале 1990-х были изготовлены и всесторонне испытаны опытные образцы шасси МЗКТ-7930 и МЗКТ-79305 (с увеличенной до 25-ти тонн грузоподъёмностью), а также седельный тягач МЗКТ-7415.
Приёмочные испытания машин семейства МЗКТ-7930 затянулись на длительный период, вплоть до 2000 года. Они проводились на полигоне Капустин Яр в Астраханской области, а также на дорогах общего пользования. После 30-тысячного пробега были произведены испытания в климатической камере, при сверхнизких температурах (–50 °С), а также в аэродинамической трубе, где производилась оценка стойкости машины к ударной волне.
В декабре 1998 года конструкторскую документацию автомобилей семейства МЗКТ-7930 утвердили для серийного производства, и в 2000 году началось серийное конвейерное производство этих машин.
Тогда же был создан опытный образец экспортной модификации МЗКТ-79306, на котором были использованы: дизельный двигатель фирмы Дойтц и автоматическая коробка переключения передач от компании Эллисон.
Тысячное автомобильное шасси МЗКТ-7930 сошло с конвейера Минского завода колёсных тягачей в марте 2016-го года.
Варианты применения
На базе различных модификаций МЗКТ-7930 размещаются самые разнообразные комплексы вооружений Российской армии:
- оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер»;
- береговые ракетные комплексы «Бал», «Бастион», «Клуб-M»;
- береговые самоходные артиллерийские установки А-222 «Берег»;
- реактивные системы залпового огня «Ураган», «Полонез» (белорусская);
- береговые комплексы разведки надводной и воздушной обстановки «Монолит-Б»;
- антенные посты зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» и первый опытный образец зенитно-ракетного комплекса С-500 «Прометей»;
- машины обеспечения ракетных комплексов стратегического назначения «Тополь-М» (боевого дежурства, инженерного обеспечения и маскировки, тяжёлый механизированный мост и другие).
Особенности конструкции и устройства
Тяжёлый грузовик МЗКТ-7930 оборудован жёсткой рамой лонжеронного типа (со швеллерным сечением лонжеронов). Автомобиль оснащён передним и задними механизмами буксирования, в некоторых версиях – двумя буксирными вилками в передней части и буксирным устройством сзади.
Как передняя, так и задняя подвески у автомобиля – независимые, торсионного вида (использованы усиленные или стандартные гидравлические амортизаторы). Автомобиль МЗКТ-7930 способен плавно трогаться с места и обеспечивает езду без тряски в кабине даже при передвижении по бездорожью. Важную роль в этом играют широкопрофильные бескамерные шины с системой центральной накачки, а не только подвеска.
Шины использованы размера 1500×600-635, 20,5R25, бескамерные, с системой центральной накачки шин.
Управляемыми и являются у МЗКТ-7930 первая и вторая оси. В конструкции грузовика также использованы центральные редукторы с межколёсными и межосевыми дифференциалами, и планетарные колёсные редукторы. При этом блокировки дифференциалов для управляемых колёс не предусмотрено, но зато она присутствует на колёсах неуправляемых.
Редуктор центральный непроходной (1-й и 4-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом. Редуктор центральный проходной (2-й и 3-й осей) – пара конических спиральных шестерен (главная передача) с межколесным дифференциалом, пара цилиндрических шестерен (дополнительная передача) с межосевым дифференциалом. Дифференциалы редукторов управляемых колес не имеют блокировки, дифференциалы неуправляемых колес – блокирующиеся. Межосевые дифференциалы (2-й и 3-й осей) – с принудительной блокировкой с электропневматическим приводом, управляемым с места водителя.
Номинальное напряжение бортовой электросети автомобиля составляет 24 Вольта. Аккумуляторы: 4 по 380 А.ч.
Двигатель тяжёлых грузовиков МЗКТ-7930
Автомобили семейства МЗКТ-7930 комплектуются турбированными дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-846 производства Ярославского моторного завода. Это V-образный, восьмицилиндровый, 32-клапанный, четырёхтактный дизельный мотор жидкостного охлаждения мощностью 370 кВт (503 л.с.), при 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент данного двигателя составляет 1960 Н.м (200 кгс.м).
Рабочий объём двигателя ЯМЗ-846 составляет 18 литров. Диаметр цилиндра этого мотора – 140 мм, ход поршня – 140 мм. Степень сжатия – 17,5. Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8. Клапанный механизм: OHV.
Система питания – механический топливный насос высокого давления, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Он размещён в развале блока цилиндров, между рядами цилиндров. ТНВД восьмиплунжерный, с приводом центробежной муфтой, с авторегулированием опережения впрыска дизтоплива. Все плунжеры расположены в ряд.
Впускные трубопроводы находятся в развале блока цилиндров. Клапаны (по 4 на каждый цилиндр) располагаются в головке блока цилиндров и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительного вала. Он находится в блоке цилиндров и приводится в движение через 2 шестерни, которые расположены на переднем конце двигателя и закрыты крышкой.
Штанги снабжены роликовыми толкателями. Шатунные шейки коленчатого вала размещены под углом в 90 градусов, для равномерных вспышек каждые 90°. Шатуны сделаны смещёнными. Гильзы цилиндров отливаются из высокопрочного чугуна. Все впускные и выпускные клапаны оборудованы двумя пружинами. Специальным замком тарелки пружин соединяются с клапанами, обеспечивая их вращение в процессе работы двигателя.
Распределительный вал двигателя – стальной, штампованный, с движением от кулачков, отдельных для каждого клапана, и передаётся штангами с роликовыми толкателями. Коленчатый вал изготовляется горячей штамповкой из стали. Первый и четвёртый кривошипы размещены под углом 180 градусов в плоскости, перпендикулярной к плоскости второго и третьего кривошипов, смещённых относительно друг друга тоже на 180 градусов. Поршни двигателя отливаются из высококремнистого алюминиевого сплава, и каждый из них имеет два компрессионных кольца и одно кольцо маслосъёмное.
Аналогичную конструкцию и схожую мощность имел дизельный двигатель Deutz BF8M1015C, которым комплектовалась опытная экспортная версия автомобиля МЗКТ-7930. Это тоже V-образный, восьмицилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом. Его рабочий объём – 15,87 литров; номинальная мощность – 400 кВт (544 л.с.); максимальный крутящий момент – 2350 Н.м. Диаметр цилиндра – 132 мм, ход поршня – 145 мм. Степень сжатия: 16,5.
Весь силовой агрегат защищён металлическим кожухом. Кроме него, под кожух убраны также ёмкости гидросистем, блок аккумуляторных батарей, два радиатора, один из которых совмещен с охладителем наддувочного воздуха. Боковины кожуха съёмные, для обеспечения техобслуживания систем и агрегатов.
Варианты трансмиссий для МЗКТ-7930
В зависимости от модификации грузовика, он может оснащаться разнообразными версиями трансмиссий:
- механической ГМП МЗКТ-5561 (6 скоростей вперед, 1 – назад) – у МЗКТ-7930;
- механической ЯМЗ 202-04 (9 – вперёд, 1 – назад) – у седельного тягача МЗКТ 7415;
- автоматической ГМП МЗКТ-5561 (6 – вперёд, 1 – назад) – у МЗКТ 7930-300;
- автоматической Allison HD45P (6 – вперёд, 1 – назад), с одноступенчатым блокируемым гидротрансформатором с однодисковой фрикционной муфтой с гидравлическим приводом – у МЗКТ 79306.
Вне зависимости от модификации, на МЗКТ-7930 устанавливается двухскоростная раздаточная коробка с блокируемым межтележечным дифференциалом.
Ведущие оси (для всех моделей) – центральные редукторы с межосевыми и межколёсными дифференциалами, планетарные колёсные редукторы.
Тормозная система и рулевое управление
В состав тормозной системы автомобиля МЗКТ-7930 входят несколько подсистем. В основной – применяется двухконтурный механизм с пневмогидравлическим приводом. В стояночной тормозной подсистеме имеется пружинный энергоаккумулятор для затормаживания. Также применяется механическое устройство, используемое для аварийного растормаживания стояночной подсистемы.
Запасная тормозная подсистема состоит из исправного контура рабочей подсистемы и задействуется она при проблемах в одном из контуров. Во вспомогательной подсистеме применяется моторный тормоз с электропневматическим управлением.
Рулевая система: левый/правый руль, оборудованный гидравлическим усилителем.
Кабина МЗКТ-7930
Кабина этого автомобиля – жёсткая, стеклопластиковая, двухдверная, трёхместная, с регулируемым рулевым колесом, информативной панелью приборов с регулировкой яркостью подсветки. Кабина МЗКТ-7930 выдвинута вперёд, перед мотором и шасси. Такая компоновка помогает монтировать надстройки серьёзных размеров без выхода за габариты. Отличная обзорность кабины тяжёлого грузовика обеспечивается за счёт наклона под небольшим углом вперед трехсекционного ветрового стекла.
Трогается с места машина плавно, словно легковая. Педаль газа мягкая, чутко реагирующая на любое действие водителя за счёт плавности перемещения. Двигатель работает ровно, и в салоне кабины его практически не слышно.
Кабина оборудуется мощным отопителем (а в качестве дополнительной опции – кондиционером и ещё более усиленным обогревателем, либо автономным обогревателем. Среди других дополнительных опций – бронированная кабина, мощный вентилятор, лебёдка, шины с системой Ranflat (удерживание шины на диске даже после полной потери давления от прокола).
Основные технические характеристики МЗКТ-7930 в цифрах
- Габаритные размеры: длина 12669 мм, ширина – 3070 мм, высота – 3017 мм.
- Весовые параметры: полная масса машины – от 38800 до 45200 килограммов, снаряжённая масса автомобиля – от 20500 до 21000 килограммов (в зависимости от модификации).
- Грузоподъёмность машины – от 17800 до 25000 килограммов (в зависимости от модификации).
- Допустимая нагрузка на оси: 2×10350, 2×9150, 2×11050, 2×10950 (первая и вторая); 2×11325, 2×10250, 2×11550, 2×11550 (третья и четвёртая).
- Колёсная формула – 8×8.
- Максимальная скорость – 70 км/час.
- Максимальный преодолеваемый подъём – 55 процентов.
- Угол въезда – 25 градусов.
- Угол съезда – 35 градусов.
- Дорожный просвет – 400 миллиметров.
- Вертикальное препятствие – 350 миллиметров.
- Боковой уклон – 40 процентов.
- Радиус разворота (по колее) – 15 метров.
- Глубина преодолеваемого брода – 1,4 метра.
- Ширина преодолеваемого рва – 2 метра.
- Запас хода – 1000 километров.
- Рабочая температура – от –50 д +50°C.
- Ёмкость топливного бака – 2×385 литров.
- Авиатранспортабельность – Ан-22, Ан-124.
Авторепортёры из журнала «Основные средства», которым довелось побывать на тест-драйве гражданской модификации машины – МЗКТ-79306 – удивлялись, насколько лёгкое и удобное управление у автомобиля – рулевое колесо можно крутить буквально одним пальцем.
Маневренность тоже завидная. Из глубокого заноса огромный грузовик выходит на курсовую уверенно и легко, даже при движении по пересечённой местности. Такие управляемость и маневренность 4-х осника объясняются тем, что он оснащём превосходным рулевым механизмом с мощным гидроусилителем (всё же четыре колеса управляемых и к тому же ведущих), выход из строя которого дублируется запасной системой.
Стоимость данных машин не разглашается и определяется индивидуально. С большинством БелАЗов, кстати, такая же история.
оценивших 6, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- КамАЗ-43255: технические характеристики
- УАЗ-220695-04: технические характеристики
- БАЗ-69092: технические характеристики
- ГАЗ-2705: технические характеристики
- МАЗ-5337: технические характеристики
- КамАЗ-53605: технические характеристики
- ГАЗ-САЗ-3507: технические характеристики
- Hyundai Mighty EX8: технические характеристики
- Урал-43206: технические характеристики
- Татра-813: технические характеристики
- Renault Magnum 480: технические характеристики
- MAN TGL-12.180: технические характеристики