КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
«ТАЙФУНЁНОК». МЕЖДУ «ЛЕГКОВЫМ» «ТИГРОМ» И «ГРУЗОВЫМ» «ТАЙФУНОМ»
КамАЗ-53949 «Тайфун-К» – это многоцелевой броневтомобиль высокой проходимости с колёсной формулой 4х4 (КамАЗ-53949) или 6х6 (КамАЗ-63969), предназначенный для решения широкого спектра задач обеспечения общевойсковых и специальных подразделений, включая миротворческие формирования, в различных условиях относительно мирной или боевой обстановки. Машина может использоваться для перевозки личного состава и воинских грузов, а также в качестве базового шасси для монтажа различных технических систем и вооружений.
Автомобили КамАЗ-53949 и КамАЗ-63969 отличаются высокими боевыми и эксплуатационными характеристиками – подвижностью и маневренностью, бронезащищенностью, боевой мощью, дизайном и эргономикой.
А также — безусловно высокими показателями эффективности управления, скорости движения, проходимости по всем видам дорог и по пересечённой местности.
«Тайфуны» способны без предварительной подготовки форсировать броды глубиной до полутора метров, подниматься по склонам с углом до 30 градусов.
Бронеавтомобили семейства «Тайфун-К» изготавливаются на единой агрегатной базе семейства полноприводных тактически защищённых автомобилей КамАЗ многоцелевого назначения средней и большой грузоподъемности, и имеют высокий уровень унификации применяемых узлов и агрегатов внутри семейства.
КамАЗ-53949 получил прозвище «Тайфунёнок», поскольку он имеет меньшие габариты в сравнении с существующей «грузовой» техникой семейства «Тайфун-К». Он не такой большой, как его старший брат «Тайфун», и более маневренный, чем «Тигр».
Об истории «Тайфун-К» и «Тайфун-У»
О защищённых автомобилях нового семейства «Тайфун» впервые заговорили летом 2011 года, когда прошёл полузакрытый показ этой техники тогдашнему Министру обороны Российской Федерации Анатолию Сердюкову и его свите. На данном мероприятии были продемонстрированы макетные образцы КамАЗ-63968, Урал-63099 и Урал-63095. По телевизору и в интернете эту технику показали лишь мельком, и грядущий размах модернизации парка военных бронеавтомобилей можно было понять только из специализированных федеральных СМИ
Обнародованные данные гласили: «КамАЗ» и «Урал» создают родственные автомобили из одного семейства защищённых и высокопроходимых транспортных средств, с колёсными формулами 4х4, 6х6, 8х8.
Были заключены государственные контракты на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) с наименованиями «Тайфун-К» и «Тайфун-У» (исполнители – ОАО «КамАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» соответственно). Заводы получили заказы от МО РФ на изготовление опытно-промышленных партий по тридцать единиц автомобилей с колёсной формулой 6х6 в вариантах, которые условно назвали «бронированными такси» (Урал-63095У и КамАЗ-63968).
Широкой публике боевую бронированную машину (ББМ) КАМАЗ-53949 «Тайфун-К» челнинцы показали на московской выставке «Интерполитех-2014». Из разговора со специалистами выяснилось, что на тот момент это был единственный образец их «Тайфуна» 4х4, и его разработка шла в инициативном порядке.
Машина оказалась более компактной, чем «Тайфун-У» – «Урал-53099»: длина 6374 мм против 7810 мм у «Урала». В первую очередь – за счёт короткой колёсной базы (3800 мм против 4860 мм). Благодаря высокой защищённости, снаряжённая масса машины составила 12 т, что было на 0,8 т меньше, чем у более компактного ВПК-3924 «Медведь». Габариты и вес машины сформированы с учётом требований Воздушно-десантных войск (чтобы помещалась в военно-транспортные самолёты Ил-76, Ан-124; и в вертолёты Ми-26).
Учитывая, что премьера бронеавтомобиля прошла в 2014 году, когда геополитическое положение России стало проблематичным, всех насторожило слишком широкое применение импортных автокомпонентов на военном бронеавтомобиле:
- Дизельный 350-сильный двигатель Cummins 6ISBe
- 6-ступенчатая автоматическая коробка переключения передач Allison,
- Раздаточная коробка и мосты Timoney,
- Израильская броня Plasan Sasa,
- Колёса Hutchinson,
- Шины Michelin XZL+, 14.00 R20,
- Голландская независимая гидропневматическая подвеска (ГПП) с автоматической подкачкой шин,
- Светотехника Hella,
- Импортная климатическая система.
При осмотре первого КамАЗ-53949 изумление вызвали несколько отверстий в нишах крыльев. Выяснилось, что после испытаний для проведения ревизии образец разобрали. А на обратной сборке оказалось, что во время испытаний отдельные детали получили деформацию, и крепёжные болты в отверстия уже без значительного усилия не всунуть. Бывает… Но собранный заново опытный образец не потерял работоспособности. Практика показывает, что на макетных образцах часто бывает намного хуже – некоторые образцы потом даже ездить самостоятельно уже не могут.
Испытатели отметили высокую надёжность АКП Allison, но недостаточную надёжность «раздаток» Timoney.
Разговоры об «импортозамещении» всего вышеперечисленного – о замене всего списка на аналогичные отечественные компоненты – велись несколько лет.
Автомобиль КамАЗ-53949, продемонстрированный на «Интерполитех-2014», впечатлял. А вот форум «Армия-2015» он пропустил по уважительной причине: в это время бронеавтомобиль проходил переоборудование в разведывательную машину, для показа на авиасалоне «МАКС-2015».
Разведывательная модификация
К тому времени КамАЗ дистанцировался от производства Завода специальных автомобилей, которое вошло в состав ОАО «Ремдизель». Машиной заинтересовалось тульское ОАО «НПО «Стрела». Ранее оно выпустило подобную служебно-боевую разведывательную машину СБРМ на шасси «Тигра». Но с двигателем ЯМЗ она оказалась более тесной и тяжёлой.
Назначение новой разведывательной машины, в которой число мест сокращено до 4 членов экипажа, включает поиск, обнаружение и идентификацию наземных, надводных неподвижных и движущихся целей в дневное и ночное время, а также решение задач подавления обнаруженных целей. В этот же перечень входит и защита экипажа.
Характеристики размещённого оборудования позволяют обнаружить фигуру человека на расстоянии 6 км, а танка – 15 км. В автоматическом режиме система «цель–танк» распознаёт на дистанции 4–6 км.
Гексокоптер, занимающий половину пространства в кузове, может парить над землёй целый час на высоте до 500 метров в автономном режиме. При питании от кабеля летательный аппарат поднимается на 50 метров, поскольку ему приходится ещё тянуть с земли и провода.
Возможны и другие варианты, кроме разведывательного: например, минный трал, медицинский, носитель противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Корнет-ЭМ» и другие. В штатной компоновке машина имеет аппаратуру связи, лебёдку, круговую видеокамеру. На нее устанавливаются бескамерные шины с противоминной вставкой, с регулируемым давлением воздуха и рисунком протектора повышенной проходимости.
Описание особенностей и свойств бронеавтомобилей КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
Основные отличия, характерные этому современному семейству тактических защищенных автомобилей многоцелевого назначения состоят в:
- Усилении бронирования, включая противоминную защиту нижней части шасси от воздействия пехотных, противотанковых и самодельных взрывных устройств;
- Увеличении мощности, надежности и экономичности дизельного двигателя;
- Повышении уровня безопасности и удобства экипажа и боевого состава;
- Наличии возможности установки двухплоскостной стабилизированной дистанционно управляемой платформы комплекса вооружения;
- Наличии бортовой информационно-управляющей системы;
- Наличии централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах;
- Оснащении системой кругового видеообзора;
- Оснащении комплексом средств снижения заметности;
- Оснащении автономным дизельным энергоагрегатом;
- Оснащении автоматической установкой пожаротушения.
В конструкции машины несколько смущали топливные баки, расположенные в корме, и доступ в задний десантный отсек через дверь в кормовом листе: чтобы её открыть, нужно сначала откинуть лестницу.
В соответствии с актуальной тактикой
Данная бронемашина на базе КамАЗа, способная длительное время действовать автономно, призвана также служить транспортом для разведгрупп как в ближнем, так и в глубоком тылу противника.
Сегодня в каждой общевойсковой армии есть отдельная разведывательная бригада, а в каждом округе – отдельная бригада специального назначения (СпН). Вплоть до недавнего времени в распоряжении командующих армиями своего спецназа не было, только войсковая разведка. Однако сейчас в общевойсковых объединениях создаются роты глубинной разведки. Их задача – находить особо важные цели в тылу врага и наводить на них ракетные комплексы «Искандер», «Калибр», беспилотники и другие огневые средства.
Первые подобные армейские роты специального назначения были сформированы в Советской Армии в 1950-х годах. Позже они были развернуты в отдельные батальоны и бригады, но в начале 1980-х роты возродили. Сначала РРСпН появились в общевойсковых армиях, развернутых в ГДР, а позже вошли в состав и других объединений. Бойцы армейских рот спецназа воевали в Афганистане и Чечне. Но в 1998–2001 годах все такие роты спецназа были расформированы.
Двигатель КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
Бронеавтомобиль оснащён дизельным двигателем от компании «Камминз» – модели Cummins 6ISBe 350. Это шестицилиндровый рядный турбированный дизель, I-6, рабочим объёмом в 6690 кубических cм, мощностью в 257 кВт / 350 л.с. Максимальный крутящий момент составляет 1090 Н∙м. В двигателе установлен электронный топливный насос высокого давления и топливная система Bosch, а также модуль управления ECM, которые контролируют работу датчиков и обеспечивают повышенную эффективность двигателя. Диаметр цилиндра равен 107 мм. Ход поршня составляет 124 мм.
В рамках «импортозамещения» на замену «Камминзу» пришёл отечественный современный дизельный двигатель ЯМЗ-536. Это тоже шестицилиндровый дизельный двигатель семейства ЯМЗ-530, 4-тактный, с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух».
Диаметр цилиндра – 105 мм. Ход поршня – 128 мм. Рабочий объём данного двигателя – 6,65 литра. Полезная мощность (Правила ООН № 85) – 228 кВт / 310 л.с.
Трансмиссия бронеавтомобиля
Основа трансмиссии – 6-ступенчатая автоматическая коробка переключения передач Allison Transmission. Это классическая шестиступенчатая гидромеханическая КП с программируемым электронным управлением, работающая с двигателями, мощностью до 336 кВт и крутящим моментом до 1695 Н∙м.
В оснащение вошла автоматическая блокировка межколёсного и межосевого дифференциалов. Следить за состоянием всех систем и наличием неполадок должна специализированная бортовая информационно-управляющая система (БИУС). В её основные функции вошли расчёт оптимальных параметров движения (клиренс, режим работы подвески и т.п.) и передача соответствующих команд на управление системами и механизмами бронеавтомобиля.
Подвеска КамАЗ-53949 Тайфун-К
Сухопутные войска, ради максимальной упрощённости бронемашины, рекомендовали конструкторам в будущем применять пружинную подвеску вместо существующей гидропневматической.
Но пока что применяемая на всем семействе данных бронеавтомобилей гидропневматическая подвеска обеспечивает высокую плавность хода и эффективное гашение колебаний, позволяя как автоматически, так и принудительно изменять характеристики жёсткости подвески, величину дорожного просвета, регулировать положения кузова относительно дорожного полотна.
Автоматическое регулирование дорожного просвета осуществляется в зависимости от скорости движения бронеавтомобиля, от качества дорожного покрытия и стиля вождения конкретного человека.
Внутри — мягкие тканевые сидения и широкие и прочные ремни безопасности, пренебрегать которыми не стоит. Потому что мчатся эти боевые машины по непроходимым дорогам и пересечённой местности, как гоночные. Им ведь слякоть, ямы и колдобины нипочём. А тем, кто сидит внутри, лучше накинуть ремни — на ямах машины так подпрыгивают, что пассажиры в салоне летают. Перед водителем — монитор, на который стекаются записи с шести видеокамер, установленных по всему периметру машины.
Обитаемое пространство на всех машинах герметично, с искусственно поддерживаемым избыточным давлением, фильтрация поступающего внутрь воздуха обеспечивается установкой ФВУ-100.
Бронезащищённость
Автомобили семейства «Тайфун-К» обеспечивают высокую противоминную и баллистическую защиту. Специальные сиденья, наряду с другими конструктивными особенностями уменьшают негативные воздействия на экипаж и десант при подрыве взрывного устройства эквивалентом 8 кг тротила под любым колесом и в любом месте под днищем машины. Высокий уровень баллистической защиты обеспечивает «сэндвич» из внутренней обычной броневой стали и внешней керамической брони нового поколения.
Машина относится к классу MRAP и обеспечивает противоминную защиту личного состава по требованиям STANAG-4569 уровня III-b и IV-a. Он предполагает выдерживать подрыв противотанковой мины фугасного действия с массой заряда в тротиловом эквиваленте (ТЭ) 10 кг – под колесом, 8 кг – под днищем. V-образное днище рассеивает энергию взорвавшейся под автомобилем мины или управляемого фугаса.
Бронирование корпуса, рассчитанного на двух членов экипажа и восемь десантников с полной боевой выкладкой, соответствует уровню III стандарта НАТО. Израильская броня Plasan Sasa предполагает защиту экипажа от поражения боеприпасами калибра 14,5 мм, бронебойными пулями типа Б-32, бронебойно-зажигательными пулями 7,62 мм х 54R используемыми в винтовках СВД.
В крышах машин имеются люки для экстренной эвакуации личного состава в случае опрокидывания.
По сравнению с автомобилями «Тайфун» более старшего семейства, боестойкие бескамерные шины Michelin имеют меньшую размерность (на 1 ступень) – 14.00 R20 и обеспечивают движение (повреждённой шины) при скорости до 50 км/час на дальность до 50 км.
Тактико-технические характеристики в цифрах
- Снаряжённая масса – 12000 кг.
- Полная масса – 14000 кг.
- Грузоподъёмность – 2000 кг.
- Полная масса буксируемого прицепа – 5000 кг.
- Штатный экипаж + десант – 10 человек.
- Длина – 6400 мм, ширина – 2500 мм, высота – 3300 мм.
- Минимальный дорожный просвет – 433 мм.
- Угол преодолеваемого подъёма – 60 процентов.
- Максимальная скорость – 105 км/час.
- Запас хода – 850 км (при движении по шоссе или по дороге с твёрдым покрытием, не по пересечённой местности).
- Глубина преодолеваемого брода – 1750 мм (с подготовкой), 1500 мм (без подготовки).
- Ширина рва – 0,5 метра.
- Высота стенки – 0,6 метра.
- Колёса – 10.00 20.
- Типоразмер внедорожных защищённых шин – Michelin XZL+, 14.00 R20.
- Уровень баллистической защиты: калибр пуль STANAG-4569 уровень III, 7,62 мм х 54R СВД.
- Уровень защиты противоминный STANAG-4569 уровень III-b и IV-a, 10 кг в ТЭ под колесом и 8 кг в ТЭ под днищем.
- Напряжение бортовой сети – 24 Вольта.
- Вооружение — 12,7 мм пулемёт «Корд», с телевизионным и лазерным каналами прицела. Дальность обнаружения ДУМ составляет 2,5 км, дистанция поражения — 2 км, боекомплект — 450 патронов, общая масса всех элементов «Арбалет-ДМ» — 250 кг.
Одно из главных преимуществ «Тайфуна» — безотказная работа в горных условиях на высоте до 4,5 тыс. м над уровнем моря с преодолением перевалов до 4650 м. Первые выпущенные образцы были поставлены для испытаний 55-й отдельной горной мотострелковой бригаде 41-й общевойсковой армии ЦВО, которая расквартирована в Кызыле. Соединение провело серию разного рода учений, в ходе которых подтвердились характеристики машины. Кроме того, «Тайфун» был успешно испытан в Сирии.
Бронемашины КамАЗ-53949 «Тайфун-К» были откомандированы в Сирию вместе с подразделениями военной полиции в начале 2017 года. В Сирии «Тайфун-К» использовались не только для транспортировки личного состава, но и для доставки гуманитарной помощи.
Использовались эти бронеавтомобили и в ходе специальной военной операции Армии России на Украине. Не менее двух КамАЗ-53949 «Тайфун-К» были брошены российскими военными, и в дальнейшем использовались их украинскими противниками в качестве действующей трофейной техники, фигурируя в разнообразных видеороликах.
В целом, в разработке нового образца разведывательной машины на базе КамАЗ-53949 Тайфун-К участвовали различные предприятия и организации, в частности – ЗАО «НТЦ «Элинс», ЗАО «ЦНИИ «Буревестник», ЗАО «ТПК «Линкос» и ЗАО «НПО «НЕЛК». Что будет с этой машиной и «Тайфун-К» в целом – ещё не определено. Потому что в числе первых задач, данная машина нуждается в отечественной моторно-трансмиссионной группе и прочем «импортозамещении» – не на словах, а на деле. Замену импортному двигателю подобрали, в виде ЯМЗ-536, но это ещё не всё.
оценивших 76, оценка: 3,07 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Hyundai Porter: технические характеристики
- МАЗ-5516: технические характеристики
- ГАЗ-2752 «Соболь»: технические характеристики
- ЗиЛ-4502: технические характеристики
- Volvo FMX (6x4): технические характеристики
- КамАЗ-6580: технические характеристики
- Самосвалы БелАЗ: модельный ряд
- КамАЗ "Компас": технические характеристики
- ГАЗ-322132: технические характеристики
- Hyundai HD 120: технические характеристики
- Volvo A35F: технические характеристики
- Toyota Toyoace: технические характеристики