ГАЗ-71: технические характеристики
«ГАЗУШКА», «ЖУЖИК», «СТЕПАНИДА» – ДРУЖЕСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОЗВИЩА ЭТОГО ПЛАВАЮЩЕГО ВЕЗДЕХОДА
ГАЗ-71 – это гусеничный транспортёр высокой проходимости, быстроходный и плавающий без предварительной подготовки, выполняющий перевозку грузов и людей в условиях сложного бездорожья, по пересечённой местности. Армейский вариант данной машины называется ГТ-СМ – Гусеничный Транспортёр Средний Модернизированный. Эти грузовики были созданы на основе выпускавшихся с 1955 года снегоболотоходов ГАЗ-47 и серийно производились с 1968 по 1985 годы – сначала Горьковским автозаводом, а затем Заволжским заводом гусеничных тягачей.
Грузовые транспортёры данной модели нашли широкое применение в районах Крайнего Севера, в Сибири и Дальнего Востока – везде, где требовалось вести геологоразведку, строительство, добычу нефти и газа, обслуживание лесного хозяйства. Для нужд Советской армии и Пограничных войск КГБ СССР было разработано много специализированных модификаций. В частности, легкобронированная модификация ГАЗ-73, в военном варианте – ГТ-МУ – Гусеничный Транспортер Медицинский Унифицированный.
Об истории модели
Разработка транспортёра ГАЗ-71 конструкторским отделом Горьковского автозавода на базе гусеничного транспортёра ГТ-С (ГАЗ-47) была произведена в 1960-е годы. В качестве ведущего конструктора проекта выступал Владимир Петрович Рогожин, который ранее принимал участие и в создании гусеничного транспортера капотной компоновки ГАЗ-47 / ГТ-С.
Новый гусеничный транспортёр планировали оборудовать силовым агрегатом и трансмиссией, которые были бы унифицированы с аналогичными узлами серийного армейского грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66.
В итоге, создали ГАЗ-71 / ГТ-СМ путём серьёзной модернизации его предшественника — ГТ-С. Была осуществлена полная перекомпоновка вездехода. В частности, двигатель был размещён в средней части машины – между кабиной и грузовым (десантным) отделением и развёрнут в обратную сторону.
Предсерийный прототип нового гусеничного транспортера ГАЗ-71 / ГТ-СМ был выпущен в 1965 году. Испытания машины производились на Кольском полуострове, в болотистой местности Архангельской области, а также в пустынных условиях республик Средней Азии. По итогам успешных испытаний было принято решение о запуске этой модели в серийное производство.
Вначале оно было запущено на Горьковском автомобильном заводе, но потом, в связи с постоянной загруженностью этого предприятия выпуском более ходовых моделей, – передано на Заволжский завод гусеничных тягачей. Там транспортёры ГАЗ-71 / ГТ-СМ выпускали вплоть до 1985 года, когда эта машина была заменена более современным вариантом – ГАЗ-3403, который шагнул в производстве Заволжья и в XXI век.
Различные модификации и варианты исполнения ГАЗ-71
Сразу после запуска модели в серию начались работы над разработкой специализированных модификаций ГАЗ-71 / ГТ-СМ – как для армейских, так и для гражданских нужд.
В первую очередь, в производство поступил транспортёр с противопульным бронированием ГТ-МУ (ГАЗ-73), предназначенный для эвакуации раненых в условиях бездорожья и выполнения других подобных задач. Изначально рассматривались два варианта: с полным бронированием либо с частичным. В серийное производство в итоге поступила машина именно с полным бронированием.
Этот гусеничный бронетранспортёр имел минимальные габариты и был авиадесантируемым. У конструкторов получилась очень компактная и манёвренная бронемашина с жёстким, живучим корпусом, однако серьёзным износом гусениц из-за значительного веса брони. Броню толщиной около 6 мм разместили вверх по корпусу от кожухов баков, борт за гусеницей бронировали 4 мм бронёй. Днище у ГТ-МУ не бронировано – там стальные листы, как и на обычном вездеходе. Была установлена фильтровентиляционная установка, бойницы, триплексы.
Машина была заметно ниже базовой модели (для того, чтобы без проблем помещаться в самолёт), длиной меньше примерно на 0,7 метра, имела 5 катков вместо 6 (как на старом транспортёре ГАЗ-47), и такую же расстановку балансиров (спаренных балансирных труб, как на ГТТ и ГАЗ-47), баки – 93-литровые. Все агрегаты были от ГАЗ-71, только лишь торсионы от ГАЗ-47, поэтому ширина машины была меньше на 100 мм. Удельное давление – 0,24.
В ходе производства основной модели было разработано и освоено ещё несколько специальных модификаций ГТ-СМ: ГМП (1982 г.), ГТ-ПС (1983 г.) предназначаемый для поиска техники и спасения людей в экстремальных условиях бездорожья, ГТ-СМ-1 (1985 г.) – с увеличенным дорожным просветом, возможностями автономной работы и увеличенным ресурсом гусеничного движителя.
Планомерным развитием модели стал ряд её вариантов в разнообразных сочетаниях. Модернизации базовой ГАЗ-71 увеличивали надёжность и автономность спецмашины, но вместе с тем вели и к возрастанию её веса (до 5,3 тонны), а также удельного давления на грунт (оно увеличилось с 0,17 до 0,21).
Ещё варианты: ГТ-МУ-1 (с дизелем), ГАЗ-3402Д (с дизелем Д-245 с турбонаддувом и с дополнительным катком),модификации: санитарная с лебёдкой для вытаскивания раненых, транспортёр химической разведки, артиллерийский тягач, машина РЭБ.
На базе гражданских транспортёров ГАЗ-71 монтировались передвижные буровые установки с расположением оборудования как на передней, так и на задней части корпуса.
Интересной и необычной модификацией данной вездеходной машины была специальная установка для подлёдного лова рыбы – ПТ-ИЛТ. Нельзя также не отметить созданные на базе ГАЗ-71 пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02.
По особому заказу пограничных войск КГБ СССР выпускались пограничные варианты этих транспортёров, идущие под обозначениями ГМП и ГМП-1.
В состав их оборудования входили приборы ночного видения и специальное радиооборудование. Крышу водительской кабины оснащали точками установки пулемёта. А для военно-воздушных сил выпускался особый поисково-спасательный вариант транспортёра, под названием ГТ-ПС.
В 1986 году стартовал серийный выпуск модернизированных ГАЗ-71, получивших новый производственный индекс: ГАЗ-3403. Основные изменения при разработке данной модели коснулись ходовой части. Обновлённые резинометаллические гусеницы стали менее шумными. А главное – получили рабочий ресурс в 12 тысяч километров, вместо 5 тысяч километров у прежней модели. Глубокой модернизации подверглась торсионная подвеска катков. Возросла максимальная скорость (до 60 км/час), увеличился при этом и запас хода (до 600 км). Больше на 25 процентов стала грузоподъёмность машины.
Особенности конструкции
Гусеничный транспортёр ГАЗ-71 / ГТ-СМ представляет собою снегоболотоходную плавающую грузовую машину центральномоторной компоновки грузоподъёмностью в одну тонну, предназначенную для перевозки различных грузов, людей; буксировки прицепов общей массой до двух тонн, буксировки техники и для других потребностей войск и хозяйств, работающих в труднодоступных регионах, в условиях сильного бездорожья.
Транспортёр можно эксплуатировать не только по любым видам дорог и по бездорожью – на нём можно свободно преодолевать водные преграды. Транспортёр ГАЗ-71 / ГТ-СМ изначально был рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температурах окружающей среды от +40 до −50 °C.
В основе данной спецмашины находится стальной корпус, который сварен из листов различной толщины и полностью герметичен, что позволяет ГАЗ-71 / ГТ-СМ быстро преодолевать водные преграды (без необходимости в предварительной специальной подготовке).
Корпус транспортёра ГАЗ-71 / ГТ-СМ подразделяется на 3 основных отделения: кабину; моторный отсек и грузовую платформу.
Моторный отсек отделяется как от кабины, так и от грузовой части транспортёра стальными переборками. В этих переборках выполнены специальные съёмные люки, которые предназначаются для срочного или текущего техобслуживания силового агрегата. Кроме того, моторном отсеке имеется помпа насоса, предназначенного для откачивания воды, попадающей вовнутрь в ходе преодолении водных преград.
Кабина в транспортёре ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащённая двумя посадочными местами (для водителя и для пассажира). Доступ в кабину имеется как через распашные боковые двери, так и через два люка, сделанных в её крыше. Грузовая платформа устроена непосредственно в самом корпусе транспортёра. Для облегчения процессов погрузки и разгрузки в неё, верхняя часть заднего борта сделана откидной.
По бокам грузовой платформы транспортёра предусмотрены специальные откидные полумягкие сидения. Сверху грузовая платформа закрывается брезентовым тентом, который устанавливается и натягивается на дугах. Для обогрева внутреннего объёма грузового / десантного отсека используется специально выделенный отдельный обогреватель жидкостного типа.
Двигатель ГАЗ-71 / ГТ-СМ
На гусеничные транспортёры ГАЗ-71 / ГТ-СМ устанавливали бензиновые силовые агрегаты ЗМЗ-66 – с карбюраторной системой подачи горючего. Данный V-образный двигатель имеет восемь цилиндров с общим рабочим объёмом в 425О куб. см (4,25 литра). Конструктивно данный мотор практически не отличается от серийного силового агрегата грузового автомобиля ГАЗ-66. Мощность этого двигателя составляет 115 лошадиных сил. «Штатным» горючим для него является бензин марки А-76 или АИ-93. Но предприятием-изготовителем допускалась работа мотора транспортёра ГАЗ-71 / ГТ-СМ и на бензине А-72 – в случае установке октан-корректора на более позднее зажигание.
В дополнение к основному мотору, на каждый ГАЗ-71 / ГТ-СМ в штатном режиме устанавливались работающие на бензине подогреватели модели П-16. Данным подогревателем обеспечивается качественный прогрев охлаждающей жидкости и машинного масла в картере – чтобы облегчить процесс запуска мотора при экстремально низких температурах окружающей среды.
Трансмиссия транспортёра
Транспортеры ГАЗ-71 / ГТ-СМ оснащали механической четырёхскоростной коробкой переключения передач, с раздаточной коробкой – от ГАЗ-66, и сцеплением сухого типа. В конструкции сцепления имеется один диск диаметром в ЗОО мм. Коробка переключения передач оборудована синхронизаторами на двух высших передачах (четвёртая скорость – прямая). Переключение первых двух скоростей необходимо было выполнять с перегазовкой. Рабочий диапазон трансмиссии был расширен благодаря установке раздаточного редуктора, который имеет передачи повышающую и пониженную.
От раздаточного редуктора крутящий момент поступает на одноступенчатую главную передачу, которая установлена в алюминиевом картере. Для его передачи используется карданный вал. На выходе главной пары устанавливаются бортовые фрикционы сухого трения.
В составе каждой муфты имеется 19 дисков, которые управляются кулачковыми механизмами. Муфты управляют одноступенчатыми бортовыми редукторами с цилиндрическими шестернями. Соединяются фрикционы и передачи при помощи полуосей с зубчатыми муфтами.
Тормозная система ГАЗ-71 / ГТ-СМ
В состав тормозной системы данного гусеничного транспортёра входят системы рабочая и стояночная. В конструкции рабочих тормозов используются ленты из стали, с приклёпанным на них медно-асбестовым фрикционным материалом. Ленты прижимаются к тормозным барабанам, имеющим диаметр 294 мм.
Рабочие тормоза применяются для удержания тяжёлой спецмашины на стоянке. При этом органы управления удерживаются при помощи специальных фиксаторов, приводимых в действие кнопками на рукоятках.
Управление движением транспортёра
Для управления транспортёром ГАЗ-71 / ГТ-СМ предусматривается система рычагов и педалей. Педальный привод имеется у дроссельной заслонки и муфты сцепления. Переключение скоростей в коробке и раздаточном редукторе производится отдельными рычагами. Поворот осуществляется посредством отключения муфт бортовых фрикционов, привод выключения – рычагами.
Для управления работой различного оборудования используются кнопки и тумблеры, размещённые на приборной панели. Щиток приборов составлен из отдельно стоящего спидометра и пульта прямоугольной формы, на котором смонтированы дополнительные приборы, переключатели, контрольные лампочки. По бокам от приборного щитка установлены дефлекторы, обдувающие ветровое стекло потоками горячего воздуха.
Рядом со спидометром размещён индикатор температуры мотора, а за ним расположены указатель температуры масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном транспортёре ГАЗ-71 / ГТ-СМ использованы четыре топливных бака, на приборном щитке предусмотрен переключатель указателя уровня топлива между этими баками. Для подсветки приборов имеются лампочки, установленные над ними.
Подвеска и ходовая часть (гусеничный движитель)
Гусеницы на транспортёре ГАЗ-71 / ГТ-СМ установлены цельнометаллические (стальные) мелкозвенчатые, составленные из восьмидесяти трёх звеньев каждая. При этом каждое звено имеет ширину в З9О мм, а расстояние между осями отверстий для пальцев равняется 128 мм.
На внутренней поверхности каждого звена предусмотрены два пера, которые ограничивают беговую дорожку и предотвращают сход гусениц с опорных катков.
Звенья соединяются между собою с помощью стальных пальцев, которые надёжно зафиксированы от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальцев их поверхности насыщаются бором, с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой размещена специальная съёмная пластина – для очистки гусеницы от масс грязи и снега. Натяжение гусениц производится при помощи поворота кривошипа балансира направляющего катка.
Подвеска балансиров – торсионная, дополненная гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов смонтированы на балансирах передних катков и направляющих колёс. Ведущие колёса расположены спереди. Зубчатый венец оснащается двенадцатью зубьями; узел – съёмный, взаимозаменяемый.
Технические характеристики ГАЗ-71 / ГТ-СМ в цифрах
- Наибольшая масса транспортёра в рабочем состоянии (с полной заправкой, но без загрузки и экипажа – 3750 кг.
- Наибольшая масса перевозимого в грузовом отсеке груза – 1000 кг.
- Наибольшая допустимая масса буксируемого прицепа – 2000 кг.
- Полная масса машины с максимальной загрузкой и экипажем – 4300-4950 кг (5300) кг.
- Количество мест в кузове транспортёра – 10.
- Количество спальных мест – 2.
- Мощность двигателя ЗМЗ-66 – 115 л.с.
- Максимальный крутящий момент – 284,4 кгс·м.
- Показатель удельной мощности – 23,1 л. с./т:
- Габаритные размеры транспортёра: длина – 5390 мм; ширина – 2582 мм (2585 мм); высота машины по кабине – 1740 мм (1720 мм).
- Размер колёсной базы – 3630 мм.
- Ширина колеи – 2180 мм.
- Дорожный просвет – 380 мм.
- Максимальная скорость: 50 км/час – по шоссе и твёрдому ровному грунту, 5-6 км/час – в плавающем положении.
- Ёмкость топливных баков – 4 по 75 литров (есть также вариант 4 по 93 литра).
- Запас хода по наличию горючего: по шоссе и твёрдому ровному грунту – 400 км.
- Расход бензина – 100…150 литров на 100 км пути – по шоссе и твёрдому ровному грунту; 200 литров на 100 км пути – в условиях бездорожья, по пересечённой местности.
- Удельное давление на грунт: 0,17 (0,187) кг/см².
- Глубина преодолеваемого брода: 1,2 метра.
- Допустимая ширина водных преград в плавучем состоянии – до 1,5 км.
Габаритные размеры ГАЗ-71 / ГТ-СМ позволяли размещать данные спецмашины на железнодорожных платформах попарно.
оценивших 18, оценка: 2,89 из 5
Смотрите также статьи по теме
- БАЗ-69092: технические характеристики
- Hyundai HD 65: технические характеристики
- Mercedes-Benz 814: технические характеристики
- ГАЗ-3309 (дизель): технические характеристики
- КамАЗ-55111: технические характеристики
- КрАЗ-256: технические характеристики
- Liebherr LTM 1200: технические характеристики
- HINO 300: технические характеристики
- Citroen Berlingo: технические характеристики
- Hyundai HD 78: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- Liebherr LTM 1100: технические характеристики