ГАЗ-47: технические характеристики
«СТЕПАНИДА» – ДЛЯ САМОГО ЛЮТОГО БЕЗДОРОЖЬЯ И УЖАСАЮЩИХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ
Транспортёр ГАЗ-47 (он же ГТ-С, он же «Степанида» в фольклоре геологов) – это гусеничный снегоболотоход, предназначенный для использования в тяжёлых дорожных и природно-климатических условиях. ГАЗ-47 применяли для перевозки людей и грузов, буксировки прицепов, для проведения геологоразведочных изысканий, на строительстве и обслуживании нефтегазопроводов, линий электропередачи и связи, для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
Транспортёр выпускали на Горьковском автомобильном заводе с 1954 по 1964 годы. ГТ-С расшифровывается как «гусеничный транспортёр-снегоболотоход».
Об истории транспортёра ГАЗ-47
Во время Великой Отечественной по ленд-лизу Советский Союз получил несколько канадских снегоходов Armoured Snowmobile Mk.I, от компании «Bombardier». Они привлекли к себе внимание советских инженеров.
На основе их изучения, конструктор Горьковского автозавода М.В. Веселовский, вместе с коллективом специалистов из Горьковского политехнического института, создал отечественный аналог «канадцев» – снегоход С-20, а затем и гусеничные снегоболотоходы С-21 и С-22.
Эти машины обладали отличной проходимостью, однако были построены вручную, в полу-кустарных условиях, и нуждались в оттачивании технологичности производства, в улучшении показателей надёжности.
В Горьком был также создан в конце 40-х годов ещё и полугусеничный автомобиль высокой проходимости АП-41. Он проектировался по тому же плану, однако достойной конкуренции С-22 на испытаниях составить не смог. На приёмосдаточных демонстрационных заездов его пришлось часто буксировать полностью гусеничным С-22 – на целине полугусеничный АП-41 то и дело застревал.
Поэтому от полугусеничной конструкции решено было отказаться, а полностью гусеничную – развивать далее.
К разработке ГАЗ-47 группа конструкторов под руководством Сергея Борисовича Михайлова приступила в 1950 году. При проектировании новой модели специалисты ГАЗа использовали опыт производства лёгких гусеничных танков Т-60, Т-70, которые выпускались на Горьковском автомобильном заводе во время Великой Отечественной войны.
После всесторонних проверок и испытаний, в 1954 году ГТ-С был запущен в серийное производство.
Государственные испытания транспортёра проходили в 2 этапа:
В зимних условиях – на маршруте Воркута – Усть-Кара – Амдерма, в марте / апреле месяце 1952 года;
В летних условиях – на маршруте Архангельск – Пинега – Мезень, в мае / июне 1952 года.
Вездеходы ездили по заснеженной местности, арктической тундре, по ледовому покрову Карского моря, буксировали грузы массой до 1725 кг. Испытания были организованы в формате совершения длительных форсированных маршей, продолжавшихся до семи дней.
Летом отрабатывалось, в том числе, и перемещение ГАЗ-47 по воде: транспортёр был плавающим, некоторое время способным передвигаться и по воде.
По результатам испытаний, было выявлено 6 дефектов, касавшихся работы двигателя, три по трансмиссии, 4 – относящихся к ходовой части, 7 – по корпусу, кабине, грузовой платформе, рабочему оборудованию. Несмотря на это, было ясно, что вездеход получился достойного качества. В октябре 1952 года вышло распоряжение Совета Министров СССР «О разработке гусеничных транспортёров ГТ-С», а также заказ ГАЗу на опытную партию из десяти машин (но с условием устранения обнаруженных на испытаниях дефектов).
Доводка и освоение серийного производстве шли неспешно и непросто. Поэтому первые серийные машины были доставлены адресатам только во второй половине 1955 года.
При этом совершенствование транспортёров ГАЗ-47 / ГТ-С продолжалось в непрерывном ритме. На основе этой машины было создано большое число военных и гражданских модификаций, а количество экспериментальных версий трудно даже просто перечислить.
В 1959-1960 годах гусеничный транспортёр ГАЗ-47 прославился участием в большом Антарктическом внутриконтинентальном переходе. Его советские полярники организвали на санно-гусеничных поездах по маршруту между станциями в Антарктиде: «Мирный» – «Пионерская» – «Восток-1» – «Комсомольская» – «Восток» – «Амундсен-Скотт» (Южный географический полюс).
В экстремальных морозных условиях снегоболотоход показывал хорошие результаты: уверенно запускался при низких температурах, двигался по снегу глубиной 40 см и преодолевал до 400 километров на одной заправке.
В ходе серийного выпуска, на базе ГАЗ-47 / ГТ-С были разработаны и запущены в производство гусеничный снегоболотоходный плавающий транспортёр-тягач ГТ-СМ (ГАЗ-71), а также штабная версия транспортёра ГТ-С – ГАЗ-47А.
Интересными разработками стали также следующие версии транспортёра.
ГАЗ-47Ш. Вездеход с «шахматным» расположением опорных катков. Раньше такое решение использовалась германскими конструкторами при создании танка «Тигр». Преимущество, по задумке инженеров, было в высокой проходимости за счёт более равномерного распределения нагрузки. Но были и недостатки, которые привели к отказу от серийного производства ГАЗ-47Ш – частое попадание воды, грязи и мокрого снега в щели между катками, с последующим замерзанием этой смеси, а также серьёзные трудности при выполнении ремонта.
ГАЗ-48. Вездеход-автобус с цельнометаллическим закрытым пассажирским салоном на 12 мест и новой трёхместной кабиной. Его предполагалось использовать и как вахтовый автобус, и для перевозки по бездорожью представителей военного командования. Предполагали установить на ГАЗ-48 более мощный мотор (135 лошадиных сил). Но в серию такая машина не пошла.
ГАЗ-47АМА. Оригинальный вездеход с особенными гусеницами, которые включали в себя вращающиеся катки. Предполагалось, что при движении по дороге эти элементы будут обеспечивать высокую проходимость, а при поездках по обычным дорогам они же помогут набрать высокую скорость. Однако испытания показали, что такая идея себя не оправдала.
Особенности конструкции
У ГАЗ-47 был сварной цельнометаллический корпус, который состоял из моторного отделения, закрытой двухдверной кабины и открытой грузовой платформы со съёмным тентом.
Компоновка транспортёра ГТ-С была выполнена в виде переднего расположения моторного отделения вместе с агрегатами трансмиссии и переднего расположение ведущих колёс.
Спецмашина оснащалась бензиновым двигателем мощностью в 70 лошадиных сил. В составе ходовой части ГАЗ-47 с каждой стороны было по пять обрезиненных опорных катков, гусенице и ведущему колесу-«звёздочке». Опорные катки задние (пятые) одновременно являлись и направляющими колёсами. Подвески катков – индивидуальные торсионные. Тормоза были установлены ленточного типа.
Транспортёр, имевший грузоподъёмность 1000 килограммов, отличался низким удельным давлением на грунт, которое обеспечивало ему отличную проходимость, в том числе и по самому глубокому снегу.
ГАЗ-47 имел низкое давление на грунт, не превышающее 0,2 кг/кв.см. К примеру, удельное давление на грунт человека составляет 0,7 кг/кв.см. За счёт этого, ГТ-С был способен уверенно передвигаться на слабонесущих грунтах.
Корпус машины был выполнен герметичным, для обеспечения возможности перемещения по воде и заболоченной местности. Для этого обе дверцы, эксплуатационные люки и откидная часть платформы были снабжены резиновыми уплотнителями.
Грузовая платформа машины была снабжена дугами, на которых устанавливался брезентовый тент.
Для выезда ГАЗ-47 на берег с преодоления брода и (или) после небольших заплывов по воде транспортёру требовался пологий спуск, не превышающий 20 градусов. Вездеход ГАЗ-47 мог преодолевать препятствия высотой по вертикали до 60 см; ров шириной 1,3 м; склон 60 процентов.
Тягачи ГТ-С изначально были предусмотрены для работы и безгаражного использования в северных, Сибирских, Дальневосточных регионах и в Средней Азии. Возможной была транспортировка вездеходов этой модели авиацией – с привлечением самолётов Ан-12 или Ил-76.
Двигатель и трансмиссия ГАЗ-47
Транспортёры ГТ-С комплектовались бензиновыми, четырёхтактными, карбюраторными двигателями с одноимённым обозначением ГАЗ-47, рабочим объёмом 3480 см³. Количество цилиндров – шесть. Охлаждение двигателя – жидкостное. Данные моторы делались на основе стандартных силовых агрегатов марки ГАЗ-51.
Мощность данного мотора составляла 51,45 кВт (70 лошадиных сил). Оборотов в минуту: 2800-3175.
Работал двигатель транспортёра на авиационном бензине марки Б-70. (70 – это октановое число данного топлива). Согласно этим техническим условиям (ТУ 38.101913-82), особенностью этого сорта горючего была добавка к основному компоненту (прошедшему операции предварительной очистки и каталитического риформинга) ряда добавок, повышающих качество.
Запуск мотора производился электрическим стартером от аккумуляторов 24 Вольт, а также при помощи пневматики из баллонов.
Доступ к двигателю осуществляется через люк, закрытый металлической крышкой, которую можно приподнять и зафиксировать в полуоткрытом или полностью открытом положении. В моторном отделении было еще два эксплуатационных люка. Один из них предназначался для осмотра и обслуживания тормозов, главной передачи и фрикционов, а другой служил для доступа к раздаточной коробке. Эти люки находились, соответственно, на передней и задней стенках отделения.
Впоследствии машина получила более мощный двигатель ГАЗ-61 (85 лошадиных сил), без внесения каких-либо изменений в компоновочную схему.
Ёмкость топливных баков транспортёра ГТ-С: четыре штуки по 52 литра. Резервуары соединены между собой магистралями, для подачи горючего в карбюратор используется механический насос с приводом от коленчатого вала двигателя.
Коробка переключения передач у ГАЗ-47 – механическая, трёхходовая; четыре передних и одна задняя передачи. В состав трансмиссии входит главная пара со спиральным зацеплением, на бортах предусмотрены многодисковые фрикционы. Муфты позволяют разворачивать машину на месте путем торможения одной из гусениц. За фрикционами находятся бортовые редукторы, дополнительно увеличивающие передаваемый крутящий момент.
Кабина ГАЗ-47
Кабина была двухдверной, плюс ещё с люком в задней стенке. Внутри кабины вездехода могли разместиться два человека – водитель и пассажир. За кабиной, в транспортном отделении могли расположиться на лавочках десять человек или тонна грузов.
Обогрев кабины в условиях зимних холодов осуществлялся вращением тепловентилятора от ГАЗ-66, лопасти которого имели загнутую в противоположную сторону форму. Благодаря этому при вращении они не выталкивали через систему радиаторов из кабины нагретый воздух, а засасывали туда наружный холодный, который нагревался от теплоты радиаторов.
Кроме того, имелась система отопления не только кабины, но и платформы, и на лобовое стекло кабины подавался поток горячего воздуха.
Технические характеристики ГАЗ-47 в цифрах
- Масса снаряжённая – 3550 кг.
- Грузоподъёмность – 1000 кг.
- Габаритные размеры: длина 4900 мм, ширина 2435 мм, высота 1960 мм.
- Дорожный просвет – 400 мм.
- Преодолеваемый брод – 1200 мм.
- Ширина колеи – 2050 м.
- Ширина гусениц – 300 мм.
- Значение удельного давления на грунт – 0,2 кг/кв.см.
- Максимальная скорость – 35-38 км/ч.
- Расход горючего – от 45 до 80 л / 100 км пути (в зависимости от условий бездорожья, загруженности, буксировки прицепов и т.п.)
- Погрузочная высота – 1300 мм.
За годы серийного производства на Горьковском автомобильном заводе изготовили около восьми тысяч машин гусеничных вездеходов ГАЗ-47. Эти машины зарекомендовали себя как надёжные, неприхотливые и исключительно проходимые транспортёры.
Им пришлось поработать в разных широтах – от Заполярья до среднеазиатских пустынь, в том числе и во многих таких местах, где ГАЗ-47 был единственным дееспособным транспортным средством. Также ГТ-С хорошо поработал на советских арктических и антарктических станциях, и стал первой наземной машиной, которая в 1960 году побывала вслед за Северным плюсом ещё и на Южном, а заодно с ним – и на Полюсе холода Антарктиды.
В ходе работ по усовершенствованию эксплуатационных характеристик транспортёра ГТ-С / ГАЗ-47, ему на смену пришла модель ГТ-СМ / ГАЗ-71 – с удлинённым шасси и шестью опорными катками; с усиленным V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем марки ГАЗ-71, мощностью 115 лошадиных сил.
оценивших 38, оценка: 3,71 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Hyundai HD 65: технические характеристики
- Volvo A35F: технические характеристики
- DAF 105 XF: технические характеристики
- МАЗ-4370 «Зубрёнок»: технические характеристики
- Citroen Jumper: технические характеристики
- Mercedes Benz Actros 1844 LS: технические характеристики
- ЗиЛ-4502: технические характеристики
- КамАЗ-43509: технические характеристики
- КамАЗ-53605: технические характеристики
- КамАЗ-5410: технические характеристики
- Грузовики МАЗ: модельный ряд
- УАЗ-3303: технические характеристики