ГАЗ-3409 «Бобр»: технические характеристики
ВЕЗДЕХОД-АМФИБИЯ С ОТЛИЧНОЙ РОДОСЛОВНОЙ
Необъятные просторы Сибири, Дальнего Востока, Русского Севера очень богаты полезными ископаемыми. Только вот добраться до этих природных сокровищ бывает непросто. Не обойтись без спецтехники, способной работать в самых суровых условиях полного бездорожья. Наш автопром накопил солидный опыт производства таких «проходимцев». Одним из таких транспортных средств является снегоболотоход ГАЗ-3409 «Бобр» – продукция Заволжского завода гусеничных тягачей.
Этот вездеход на гусеничном ходу, выпускающийся с 2006 года, специально предназначен для эксплуатации в исключительно тяжёлых природно-климатических условиях, на пересечённой местности, где полностью отсутствуют дороги. прекрасно подходит для освоения труднодоступных районов Сибири, Арктики, Дальнего Востока.
ГАЗ-3409 «Бобр» и жёсткое бездорожье умеет успешно преодолевать, и по воде плавать, форсируя реки. А его особые гусеницы с резиновыми башмаками, в случае чего, не нанесут никакого ущерба асфальту и грунтам с чувствительным покрытием.
Снегоболотоходы ГАЗ-3409 «Бобр» оценили по достоинству геологи, нефтяники, газовики, работники других отраслей по разработке полезных ископаемых. Машины данной модели находятся в эксплуатации МЧС, МВД, Министерства здравоохранения, их используют любители охоты и рыбалки в удалённых от цивилизации местах.
О предприятии-изготовителе
Заволжский завод гусеничных тягачей – это машиностроительное предприятие в городе Заволжье Нижегородской области, которое работает в тесном сотрудничестве с Горьковским автомобильным, Заволжским моторным и другими отечественными заводами. С 2012 года ЗЗГТ входит в состав компании «Русские машины» / «РМ-Терекс».
Гусеничные вездеходы предприятие стало выпускать не сразу. Вначале, с 1949 года, на нём осуществлялся капремонт строительной и промышленной техники: бульдозеров, тракторов, экскаваторов и т.п.
В годы строительства Горьковской ГЭС на заводе производили металлоконструкции, необходимые для этой ударной стройки. С 1956 года предприятие производило сосуды высокого давления для нужд возводившегося в соседнем Дзержинске крупного химзавода.
Только через десятилетие, в период активного освоения природных богатств Севера, Сибири, Дальнего Востока в Заволжье стали выпускать плавающие вездеходы. Нужно было в условиях полного бездорожья регулярно перевозить колоссальное количество грузов, доставлять рабочие бригады нефтяников к месту работ, перевозить геологов, эвакуировать больных.
Для того, чтобы справляться с этими задачами и зимой, когда в этих районах были очень сильные морозы, и летом, когда тундра превращалась в сплошные болота, и были запущены в производство снегоболотоходы.
В 1967 году Заволжский завод «Химмаш» был преобразован в Заволжский завод гусеничных тягачей и сделан филиалом Горьковского автозавода (ГАЗ). Самыми массовыми серийными моделями вездеходов, которые на нём выпускались, стали ГТ-СМ (ГАЗ-71) – с 1968 по 1985 гг. и ГАЗ-3402 – с 1986 по 1991 гг. В 2000 / 2010 х годах главной продукцией Заволжского завода гусеничных тягачей стали ГАЗ-3409 «Бобр» и его «собратья».
Модификации вездеходов ГАЗ-3409 «Бобр»
Основными вариантами модификации вездехода являются:
- ГАЗ-3409 – пассажирский;
- ГАЗ-34091 – грузопассажирский, для транспортировки всевозможных грузов, с тентованным кузовом.
ГАЗ-34091
Кроме перевозки пассажиров, «Бобр» способен перевозить любые необходимые грузы или спецоборудование, буксировать прицеп массой до 1,3 тонн. Вездеход можно при необходимости переоборудовать в пожарную машину, скорую помощь или даже в мобильную буровую установку.
Особенности конструкции ГАЗ-3409
Вездеходы ГАЗ-3409 «Бобр» делаются по классической компоновке гусеничных тракторов. Она отличается однообъёмным металлическим кузовом, выполненным на основе кузова автомобиля ГАЗ «Соболь». Кузов у «бобра» сварной, герметичный, обеспечивающий вездеходу ему способность передвигаться по воде. Используется подвеска катков типа балансир, с упругим элементом торсион.
Двигатель и трансмиссия вездехода ГАЗ-3409 «Бобр»
На этих спецавтомобилях используются импортные дизельные двигатели от корпорации «Камминз», марки Cummins ISF 2.8 – рядные четырёхцилиндровые, четырёхтактные, с турбонаддувом, мощностью 130 лошадиных сил. Топливная система этого силового агрегата оборудована Коммон Рэйл – системой электронного управления впрыском дизтоплива.
В составе двигателя Камминз ISF 2.8 – чугунный блок цилиндров с фрезерованными, заменяемыми гильзами, цельнолитая головка блока цилиндров. Заменяемые гильзы удлиняют срок эксплуатации мотора, за счёт упрощения ремонта изношенной или вышедшей из строя поршневой группы.
Двигатель Cummins ISF 2.8 – 16-ти клапанный, имеющий по четыре клапана на каждый цилиндр. Пружины выпускных клапанов – усиленные, сделанные из хром-кремниевого сплава.
Привод распредвала – цепной, сделанный через промежуточную шестерню, цепь ГРМ снабжена гидронатяжителем (автоматической регулировкой натяжения цепи). Форсунка имеет центральное расположение. На силовом агрегате Камминз ISF 2.8 установлены форсунки и ТНВД производства компании «Бош».
В составе топливной системы –полиамидные топливопроводы, ручной топливоподкачивающий насос и специальный фильтр в форсунке, гарантированно разрушающий все самые мелкие включения в дизтопливе.
Современная топливная система способствует стабильной работе мотора и уменьшению расхода горючего.
Технические параметры двигателя Cummins ISF 2.8
- Рабочий объём цилиндров – 2,781 л.
- Мощность – 96 кВт (130.6 л.с.)
- Максимальный крутящий момент – 260 Н·м (26,5 кгс·м).
- Диаметр цилиндров – 94 мм, ход поршня – 1ОО мм.
- Степень сжатия – 16,5.
- Порядок работы цилиндров – 1-З-4-2.
- Частота вращения коленвала в режиме холостого хода: минимальная – 75О±5О об/мин; максимальная – З6ОО об/мин.
В первые годы выпуска, в начале 2000-х, на снегоболотоходы ГАЗ-3409 «Бобр» также устанавливали рядные четырёхцилиндровые двигатели ГАЗ-5601, но потом от этого варианта отказались в пользу «Камминза». Сам выпуск дизелей ГАЗ-5601 Горьковским автозаводом тоже давно завершён. Параметры этих моторов были такими: рабочий объём 2,134 л; мощность 110 л.с. (81 кВт); максимальный крутящий момент 250 Н*м (26 кг*м), при 2000 об./мин. Диаметр цилиндра 95 мм, ход поршня – 94 мм; количество клапанов на цилиндр – два.
ГАЗ-3409 «Бобр» комплектуется либо 5-ти ступенчатой механической коробкой передач, либо гидромеханической КПП-автоматом от компании Zahnradfabrik – ZF 4НР 22.
Четырёхступенчатая автоматическая коробка переключения передач ZF 4HP22 ведёт свою историю ещё с 1980-х годов. Она изначально была разработана для 2-х / 3-х литровых дизелей (заднеприводных). АКПП ZF 4НР 22 имеет «классическую» конструкцию, которая обеспечивает, кроме высокой надёжности, ещё и равномерный износ деталей без очевидных слабых мест. По мере совершенствования мирового автопрома, совершенствовалась и эта модель коробки-«автомата».
В целом, это надёжная массивная трансмиссия, для которой не пожалели материалов, обеспечив ей колоссальный запас прочности.
Двигатель и коробка переключения передач размещаются под капотом в передней части машины. Главная передача объединена в едином корпусе с двухступенчатой раздаткой.
Это позволяет вездеходу ГАЗ-3409 развивать скорость до 65 км/час по суше и 4-5 км/час – по воде. Расход горючего при этом находится в диапазоне от тридцати до ста литров на 100 км, в зависимости от дорожных условий.
Подвеска и ходовая часть «Бобра»
ГАЗ-3409 «Бобр» оборудован независимой торсионной подвеской с телескопическими амортизаторами. Гусеничный движитель обеспечивает спецмашине превосходную проходимость. В его составе мы видим 2 задних ведущих колеса; 2 колеса направляющих; 12 опорных катков и 2 гусеницы.
При этом гусеницы «Бобра» составлены из траков, совсем не имеющих грунтозацепов. Их особенность – возможность изгибаться только лишь в одну сторону: гусеницы свободно огибают катки со звёздочками, однако абсолютно стопорятся в случае попытки выгнуть их в обратную сторону. Тем самым, при движении получается эффект ровной поверхности («плоской доски»), делающий невозможным серьёзный нажим на одну точку. Создаётся равномерное распределение нагрузки на всю плоскость гусеницы, обеспечивающее небольшое удельное давление на грунт.
Такая конструкция ходовой делает вездеход безопасным для дорог с асфальтовым покрытием, а также для хрупких грунтов и экологии. Асфальтоходными гусеницы ГАЗ-3409 делают съёмные резиновые башмаки. Дороги общего пользования для «Бобров» открыты: передвигаться по ним этим вездеходам можно, не получая специального разрешения.
При прохождении участков снежной целины, заболоченных мест, песков любой степени плотности настолько крепкая и значительная по площади сцепка «обувки» спецмашины с покрытием обеспечивает этой технике отменные ходовые качества.
Широкие гусеницы не только предоставляют вездеходу замечательные ходовые качества, но и при преодолении водных преград выполняют функции винтовых ходовых лопастей «катера». Причём управление вездеходом, идущим на плаву, также осуществляется за счет торможения одной из гусениц. В комплект поставки могут быть включены дефлекторы. А для улучшения показателей плавучести в корпусе вездехода имеются специальные герметичные отсеки с воздухом. Они держат «Бобра» на плаву и при заглушенном двигателе.
Кабина «Бобра»
В пассажирской версии снегоболотоход данной модели вмещает шесть человек. Водителю и пассажирам обеспечен достойный уровень комфорта – удобные сиденья «легкового уровня», немало свободного пространства, эргономично расположенные элементы управления. Кондиционер – это дополнительная опция, а вот автономный обогреватель салона вездехода имеется уже в базовой комплектации. Это жизненно важный момент в суровых климатических условиях, для которых, прежде всего, и предназначен «Бобр».
Отделка и органы управления кабине вездехода очень похожи на его «легкового собрата» – «Соболя». Непривычно смотрится лишь отсутствие рулевого колеса. Его функции на гусеничном транспортёре, как это и полагается, исполняют рычаги, размещённые по бокам от водительского кресла. С правой стороны от сиденья водителя расположен рычаг управления демультипликатором и коробкой отбора мощности.
«Люксовый» «Бобр» отличается отделанным кожей и алькантарой салоном; пневмоподушками сидений; дополнительной шумо- и виброизоляцией кабины; электрическими стеклоподъёмниками и центральным замком; электрорегулировкой и электрообогревом зеркал заднего вида; приборами нового поколения; потолочной подушка безопасности для водителя; зональной системой освещения салона; системой Engine Start-Stop; интеллектуальным блоком управления воздушными заглушками; мультимедийным комплексом с сенсорным управлением и навигацией. Но уже и стоит ГАЗ-3409 «Бобр» в таком исполнении не меньше, чем Mercedes S-класса или Toyota Land Cruiser.
Технические характеристики вездехода ГАЗ-3409 в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 4625 мм; ширина – 2З8О мм; высота – 25ОО мм; высота с фарой-искателем – 277О мм.
- Масса снаряжённая – З600 кг.
- Грузоподъёмность – 6ОО кг.
- Масса буксируемого прицепа – 1ЗОО кг.
- Дорожный просвет – 4ЗО мм.
- Ширина колеи – 152О мм.
- База – 25ОО мм.
- Наибольшая скорость при движении по дороге – 65 км/час.
- Скорость движения по воде – 4-5 км/час.
- Расход дизельного топлива – от ЗО л на 100км и выше, в зависимости от текущих условий эксплуатации.
- Давление на грунт – О, 168 кг/кв. см.
- Количество мест – 2 в кабине / 4 в салоне.
- Угол преодолеваемого подъёма – 35 градусов.
- Угол бокового крена – 25 градусов.
- Радиус поворота – 2 метра.
- Запас дизтоплива – 185 литров.
Аналоги ГАЗ-3409 на современном рынке
На базе стандартной версии ГАЗ-3409 «Бобр» производителем было разработано несколько других вариантов гусеничных снегоболотоходов, каждый из которых обладает своими отличительными чертами.
Это более крупные
- ГАЗ-34039 «Ирбис» – с монокузовом увеличенного объёма, грузоподъёмностью 2 тыс. килограмм, 12-ю пассажирскими местами на борту, снаряжённой массой в 5 тонн и 4,75-литровым дизелем мощностью 122 л.с.
- ГАЗ-34039 – снаряжённой массой в 4,8 тонны и 4,75-литровым дизелем мощностью 109 л.с., 10-ю пассажирскими местами на борту.
- ГАЗ-3351 – двухзвенный гусеничный вездеход с корпусом, выполненным из фибропластика, с армированием из стекловолокна. Звуко- и термоизоляция делаются из пенопластовых панелей. Модульное второе звено предусматривает монтаж любого необходимого специального оборудования. Снаряжённый вес – 4,7 тонны; грузоподъёмность первого звена – 600 кг; второго звена – 1400 кг; количество мест в первом звене – 5; во втором звене – 11. Дизель – 3,2 л рабочий объём, 183 лошадиные силы мощность. Рулевая колонка оснащена рулём.
- ГАЗ-3344 – снаряжённая масса – 8,7 тонн; грузоподъёмность первого звена – 500 кг; второго звена – 2 тонны; вместимость первого звена – 5 мест; во втором звене – 11 мест. Рабочий объём силового агрегата – 4,5 литра; его мощность – 189 лошадиных сил.
Различными большими и малыми компаниями России уже много лет производятся не менее харизматичные, чем «Бобр», колёсные снегоболотоходы с кузовом УАЗика-«буханки»: Вектор У, Трэкол, Ункор.
Ухтыш
И – гусеничные вездеходы-амфибии ЗВМ-2410 «Ухтыш» (УАЗик-«козлик») и ЗВМ-2411 «Узола» (УАЗик-«буханка») – с обычным бензиновым мотором УМЗ-4218-10 (рабочий объём 2,9 л, мощность 103 л.с.), четырёхступенчатой трансмиссией и раздаточной коробкой ульяновского производства. «Узолу» и «Ухтыша» выпускают в Нижнем Новгороде, на «Заводе вездеходных машин» (так называется производственная компания). А имена их снегоболотоходов – это названия речек в Нижегородской области. Продают «Узолу» и «Ухтыша» значительно дешевле, чем дизельного «Бобра».
Узола
Среди иностранных аналогов ГАЗ-3409 хотелось бы отметить вездеход-амфибию BV-206 «Лось» от шведской компании Haegglunds, с дизелями Ford 2658E (2,8 л, 136 л.с.); Mercedes OM603.912 (3 л, 125 л.с.); Mercedes OM603.960 (3 л, 143 л.с.); Mercedes OM612 (2,7 л, 177 л.с.) Эти снегоболотоходы стоят, конечно, намного дороже «Бобра».
оценивших 12, оценка: 3,58 из 5
Смотрите также статьи по теме
Isuzu Forward: технические характеристики
КрАЗ-260: технические характеристики
Liebherr LTM 1100: технические характеристики
ГАЗ-2217: технические характеристики
Урал-6370: технические характеристики
Mercedes-Benz Axor 1840 LS: технические характеристики
МАЗ-537: технические характеристики
ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
Урал Некст: технические характеристики
SHACMAN SX3318DT366: технические характеристики
ЗИЛ-164: технические характеристики
КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики