Урал-63095 «Тайфун-У»
УРАЛЬСКИЙ ВАРИАНТ СОВРЕМЕННОЙ И УНИВЕРСАЛЬНОЙ БРОНЕМАШИНЫ
Урал-63095 «Тайфун-У» – это российский многофункциональный, модульный бронеавтомобиль. Он сделан на капотном, рамном, полноприводном, трёхосном грузовом шасси. Производится данный бронеавтомобиль на Уральском автомобильном заводе, индекс «У» означает «уральский». (Есть ещё «Тайфун-К», КамАЗовский).
Глядя на них, можно лишь удивляться, как далеко шагнула наша оборонка за последнее время. Ещё в начале 2000-х высокозащищённым бронеавтомобилем был обычный серийный «Урал» с бронелистами, просто привинченными к дверям кабины. А «Тайфун» – это уже полноценный тяжёлый MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected, «защищенный от подрыва на минах и нападения из засад») – и не грузовик, и не БТР, а нечто среднее.
У уральского завода уже был позитивный опыт изготовления взрывозащищённых «броневахтовок» «Урал Федерал-М» и «Урал-ВВ» для внутренних войск МВД в «горячих точках». Но они базируются на серийных шасси, а вот «Тайфуны» получили полностью оригинальную конструкцию – и оригинальную ходовую часть.
Общее в конструкции камских «Тайфунов-К» и уральских «Тайфунов-У» – это независимая и регулируемая подвеска всех колёс, автоматическая коробка переключения передач, бортовая информационно-управляющая система (БИУС), боестойкие колеса, позволяющие двигаться при повреждениях, и очень мощная бронезащита.
Отличия уральского и камского «Тайфуна»
У первых образцов её сделали и вовсе «сверхмощной», стойкой даже к стрельбе из крупнокалиберного пулемёта (толщина бронестекла – 130 мм!). КамАЗовцы даже рассчитывали защитить «лоб» одной из своих моделей «Тайфуна» от выстрелов 30-миллиметрового орудия. Но такой «панцирь» оказался слишком тяжёлым, да ещё и требующим применения дорогой керамики.
Поэтому, в итоге «Тайфуны» получили более традиционную для бронеавтомобилей и менее увесистую броню – по высшему классу ГОСТ «6а»: от бронебойно-зажигательных пуль снайперской винтовки Драгунова, не говоря уже о пулях из автомата Калашникова. Кстати, аналогичную защиту бортов имеют БТР (их «лоб» бронирован мощнее).
Однако, в отличие от БТРов, не рассчитанных на подрыв, Тайфуны должны выдерживать взрыв мины или фугаса весом до 8 килограммов: бронемодули имеют V-образное днище, рассеивающее действие ударной волны, корпус и кабина высоко подняты над землей, а сиденья подвешены к стенкам и потолку.
А главное отличие между броневиками КамАЗа и Урала тоже отчасти связано с взрывозащищенностью. Дело в том, что каждый из заводов остался верен своей традиционной компоновке: «Тайфуны-К» – бескапотные, а «Тайфуны-У» – «носатые».
Наверняка у КамАЗовцев есть своя логика, однако если мина взорвется под передним колесом у капотной машины, то основной удар придется на двигатель, а у бескапотной – на кабину… К тому же, у капотных грузовиков легче обслуживать двигатель и их проще делать «однообъёмными», объединяя салон с кабиной.
Сферы применения «Тайфунов»
Эти автомобили можно использовать в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, для переброски личного состава и осуществления разнообразных грузоперевозок по любым дорогам и пересечённой местности.
Урал-63095 «Тайфун-У» имеет колёсную формулу 6х6, грузоподъёмность 4,0 тонны, бронированный модуль управления (кабину) и с бронированный функциональный модуль (отдельный, либо же совмещённый с кабиной), предназначенный для решения транспортных задач обеспечения повседневной деятельности войск, монтажа и транспортировки ВВТ, буксировки прицепных систем, перевозки личного состава и воинских грузов в мирное время и в особый период, в пределах своей грузоподъёмности.
Кроме основного варианта с колёсной формулой 6х6, было также создано укороченное «бронетакси» с колесной формулой 4х4, рассчитанное на отделение солдат, а в перспективе – появление «Тайфунв-У» в исполнении 8х8.
Важный момент: несмотря на все свои «специальные» свойства, по ходовым качествам «Тайфун» ни в чем не должен уступать обычным автомобилям, допущенным для эксплуатации по дорогам общего пользования! Его максимальная скорость превышает 100 км/ч с полной нагрузкой.
Особенности техники
Бронеавтомобиль Урал-63095 «Тайфун-У» состоит из шасси, включающего в себя раму с установленными на ней узлами и агрегатами, капота, бронированного модуля управления (кабины) и бронированного функционального модуля, изготовленных в исполнении «O» по ГОСТ 15150-69. Машина рассчитана на эксплуатацию по назначению в любое время года и суток при безгаражном хранении:
- при рабочих температурах окружающего воздуха от минус 50-ти до плюс 50-ти °С;
- при запылённости воздуха до 1,5 г/м3 и скорости ветра до 20 м/с;
- в горной местности (с превышением над уровнем моря до 4500 метров и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров) с соответствующим снижением показателей тягово-динамических характеристик и топливной экономичности;
- при относительной влажности воздуха до 100 процентов, при температуре до 25 °С;
- при интенсивности осадков 180 мм/ч;
- при интегральной плотности теплового потока 1125 (0,027) Вт/м2 (кал/см2.с).
Модуль управления – капотного исполнения, расположенный за двигателем, трёхместный, каркасно-панельной конструкции, унифицированный по основным узлам. Он снабжен двумя боковыми распашными дверьми с наружной петлевой навеской, с болтовым креплением к модулю. На крыше расположен круглый люк. Ветровое окно двухсекционное. Стекла ветрового окна и стекла окон дверей вклеены в металлические рамки, имеющие болтовое крепление к кабине.
Модуль управления автомобиля оборудован противопулевым бронированием, с глухим остеклением окон, стёкла – пуленепробиваемые, отапливаемые. Перед радиатором установлена бронированная решётка.
По своим габаритам бронированный «Тайфун-У» практически не отличается от гражданского уральского грузовика. Единственно, что для лучшей геометрической проходимости, ему уменьшили передний и задний свесы.
Существует две версии такой бронемашины. Это однообъёмный вариант, у которой пассажирский кузов объединён с кабиной. А также – двухобъёмный бронеавтомобиль с автономной кабиной и отдельной от неё надстройкой кузова, которая, по пожеланию заказчика, может быть заменена каким-нибудь специальным оборудованием.
Технические параметры в цифрах
- Полная боевая масса – 24,5 тонны;
- Распределение полной массы – на передний мост: 7,5 тонн; на заднюю тележку – 15 тонн;
- Масса буксируемого прицепа – 8 тонн.
- Экипаж – 3 (2) человека;
- Десант – 16 (12) человек;
- Габаритные размеры (при номинальном положении подвески): длина корпуса – 8850…9265 мм, ширина – 2550 мм, высота – 3400…3500 мм.
- Ширина колеи – 2100 мм;
- Дорожный просвет – 300..500 мм;
- Преодолеваемый подъём – 60%;
- Преодолеваемая стенка – 0,6 метра;
- Преодолеваемый ров – 0,6 метра;
- Вертикальная стенка – 0,6 метра;
- Преодолеваемый брод – 1,8 метра;
- Высота от дороги до бронемодуля – 1280 мм, до пола бронемодуля – 1600 мм, до пола кабины – 1900 мм, до ступеней – 630, 905, 11850 мм;
- Мощность двигателя – 450 лошадиных сил;
- Скорость по шоссе – 100 км/час;
- Запас хода по шоссе – 1400 километров;
- Годы разработки: 2010-2015.
Двигатель бронеавтомобиля Урал-63095 «Тайфун-У»
Тип двигателя данного автомобиля – это ЯМЗ-5367. Силовой агрегат ЯМЗ-5367-00 в составе дизельного многотопливного двигателя ЯМЗ-5367 на базе семейства ЯМЗ-536 и автоматической коробки МЗКТ-4361-40 производства ОАО «МЗКТ», был изначально специально предназначен для установки на автомобильную платформу нового поколения автомобилей производства ОАО «АЗ «Урал».
ЯМЗ-5367 – это четырёхтактный, шестицилиндровый рядный дизель с воспламенением от сжатия, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на изделии, задним шестерёнчатым приводом агрегатов.
Порядок работы цилиндров: 1 – 5 – 3 – 6 – 2 – 4.
Направление вращения коленчатого вала – правое. Диаметр цилиндра – 105 мм. Ход поршня – 135 мм. Рабочий объём данного двигателя – 7,0 литров. Степень сжатия – 17,5.
Способ смесеобразования – непосредственный впрыск. Число клапанов на один цилиндр: два впускных и два выпускных. Управление клапанами: одно коромысло на два клапана, привод клапанов через траверсы.
Если такие дизельные моторы (из семейства ЯМЗ-536) в «гражданском» исполнении развивают не больше 310 лошадиных сил мощности, то эта версия с индексом ЯМЗ-5367 – 450-сильная. Она была создана специально для «Тайфунов», в исполнении Евро-0, что и требуется военным. Этим объясняется и повышенная мощность: до неё можно «разогнать» семилитровый турбодизель, если не «душить» его экологическими нормами.
Исполнение его – многотопливное: двигатель способен «переваривать» любую солярку, не отвечающую никаким стандартам. Правда, по опыту инженеров-испытателей, при заправке соляркой разного качества будут «плавать» и заявленные характеристики.
Например, что касается расхода дизтоплива, то он, судя по «паспорту», составляет 42 литра на 100 км пути. Но это «в идеальных условиях», при движении по ровной дороге со скоростью 60 км/час. При работе на бездорожье и в «боевых» режимах расход горючего ощутимо возрастёт.
Даже до такой степени, что может оказаться маловато двух 210-литровых топливных бака. Кстати, на этих баках применяется самозатягивающееся покрытие (которое не даёт вытечь дизтопливу, даже если бак пробьют).
Ярославский ЯМЗ-536 – двигатель отечественный. Однако без импортных комплектующих в его конструкции не обошлось: например, электронный впрыск дизтоплива Коммон Рэйл, электронный блок управления и датчики от компании Bosch, турбокомпрессор – от Borg Warner, фильтры – от Mann+Hummel (кстати, топливный фильтр-«сепар» расположен неудобно, в глубине мотоотсека).
Максимальная мощность ЯМЗ-5367 составляет 450 л.с. (или 331 кВт), при 2300 об/мин. Максимальный крутящий момент равен 1650 Н.м, при 1400-1600 об/мин.
Трансмиссия Урал-63095 «Тайфун-У»
Коробка передач на данном бронеавтомобиле – автоматическая, модель МЗКТ-4361-40.
То, что коробка переключения передач должна быть автоматической, было изначально указано в госзаказе. Ее селектор отвечает сразу за все режимы работы трансмиссии, блокировки дифференциалов и управление раздаткой. На блоке управления минским «автоматом» – целый ряд символов и сенсорных кнопок. «H/L» – это выбор между повышенным и пониженным диапазонами, кнопки с цифрами ограничивают диапазон переключения, а с изображением трансмиссии – блокируют все пять дифференциалов: три межколесных и два межосевых.
Раздаточная коробка – двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом.
Минский завод колёсных тягачей изготавливает для Урал-63095 «Тайфун-У» не только коробки переключения передач, но и мосты, и независимую подвеску с гидропневматическими стойками.
Подвеска и ходовая часть
Тип подвески Урал-63095 «Тайфун-У» – независимая, на двух поперечных рычагах, пневмогидравлическая, c системой изменения дорожного просвета. Пневмоэлементы – по одному на каждое колесо – способны приподнимать или опускать кузов почти на 30 сантиметров.
Тормозная система – двухконтурная, пневматическая. Ведущие мосты – разрезного типа, с центральным и колёсным редукторами и блокировкой межколёсных дифференциалов.
На всех трех осях автомобиля установленны 20-дюймовые покрышки Michelin типоразмера 16.00R20, со специальной «боестойкой» вставкой Hutchinson, позволяющей продолжать движение даже на спущенном колесе. Централизованная система подкачки шин тут тоже есть. Военные заказчики изначально указывали на этот недостаток – что на машине стоят импортные шины. Но в России подходящих покрышек не выпускалось, хотя были начаты работы по их созданию.
Кабина (модуль управления) и функциональный модуль
Кабина бронеавтомобиля оборудована панелью приборов модульной конструкции. На кронштейнах левого модуля панели приборов закреплена регулируемая по высоте и углу наклона рулевая колонка, размещены контрольные приборы и выключатели.
В центральном модуле располагается основной жидкостный отопитель, подключенный к системе охлаждения двигателя. Системой воздуховодов и воздухораспределителей осуществляется обдув стекол ветрового окна и окон дверей, а также подача воздуха в зону ног экипажа и среднюю зону модуля управления. На правом модуле панели приборов предусмотрено место для размещения радиостанции. В нижней части располагается монтажная панель коммутационного блока электрической цепи кабины, блоки реле и предохранителей.
На передней стенке модуля управления автомобиля внутри капота, предусмотрено место для размещения ФВУ.
Предусмотрены также места для размещения приспособлений крепления оружия водителя и членов экипажа, для размещения медицинской аптечки, бачка для питьевой воды, приборов радиационной и химической разведки, штор на окнах.
В кабине (модуле управления) предусмотрено и спальное место, которое в транспортном положении закрепляется на задней стенке кабины внутри вертикально. В рабочем, горизонтальном положении, спальное место устанавливается на боковых ремнях и опорных площадках кронштейнов.
Сиденья водителя и членов экипажа закреплены на задней стенке, подрессорены. Кресла эти имеют регулировку в продольном и вертикальном направлении, а также по углу наклона спинки. Сиденья вполне комфортабельные, даже с регулировкой по весу седока.
Рулевая колонка регулируется по высоте и по углу наклона. Перед глазами водителя Урал-63095 «Тайфун-У», на щитке приборов производства чебоксарской фирмы «Элара», – цветной дисплей с массой показаний, «картинки» на котором можно менять. Правее – второй дисплей и почти два десятка кнопок с символами.
Модуль управления также оборудован стеклоочистителем и омывателем ветрового окна. Снаружи кабины располагаются блоки стеклоочистителей с закрепленными габаритными огнями. Блок огней автопоезда располагается между блоками стеклоочистителей. На крыше, со стороны водителя установлена фара-искатель.
Правая и левая двери оснащены ручками для открывания изнутри и снаружи. Каждая дверь снабжена ограничителем открывания, поручнем и дополнительными силовыми запорами, закрываемыми и открываемые только изнутри рукоятками и снаружи при помощи дополнительного инструмента.
Модуль управления также оборудован двумя электрорегулируемыми наружными зеркалами заднего вида, широкоугольным зеркалом и зеркалом бокового обзора. Кабина оснащена поручнями и подножками для удобства входа и выхода.
Функциональный модуль имеет каркасно-панельную конструкцию, оснащён аппарелью в задней части, люками круглого сечения на крыше, V-образной формой днища и многослойным полом, разнесённой конструкции, исключающей его пробитие при воздействии поражающих факторов оружия, а также исключающей при деформации соударение наружного и внутреннего слоев пола.
По бокам установлены смотровые окна с бойницами для ведения огня из стрелкового оружия. На окнах предусмотрены шторы. Функциональный модуль оборудован кондиционером, ФВУ, автономным отопителем, автоматической установкой пожаротушения. Внутри модуля, с креплением на боковые стенки, установлены сиденья с системой энергопоглащения при подрыве. Количество мест в функциональном модуле – 14.
Водитель нажимает кнопку в кабине, и сзади почти бесшумно опускается аппарель, по которой бойцы могут сбегать на землю и забегать в кузов. На случай, если гидропривод откажет, в аппарели предусмотрен аварийный выход: правда, бойцам придется прыгать из этой двери на землю с двухметровой высоты. Также, в случае необходимости, бронемашину можно покинуть через через аварийные люки в крыше.
Кроме того, сразу за кабиной (справа по ходу движения) может размещаться рабочее место стрелка-оператора дистанционно управляемого пулемётного модуля (при наличии его в данной модификации).
Защита Урал-63095 «Тайфун-У»
Кабина и бронированный модуль для перевозки личного состава выдерживают попадание 14,5-мм бронебойной пули пулемета КПВ с расстояния 200 метров, что соответствует 4 уровню STANAG 4569 по НАТОвской классификации.
Защитные бронированные устройства агрегатов автомобиля расположены под несущей рамой автомобиля и служат для защиты от воздействия поражающих факторов оружия на элементы систем, узлов и агрегатов определяющих подвижность бронированных автомобилей.
Защиту обитаемых отсеков от поражающих факторов обычного оружия обеспечивает бронированный однообъёмный корпус.
Наиболее уязвимые узлы трансмиссии и подвески прикрыты дополнительными бронелистами. От подрыва на мощной мине они вряд ли спасут. Машина будет обездвижена, но люди в её салоне при этом, скорее всего не пострадают.
- Тип брони: разнесённая, комбинированная, навесная из стали и керамики.
- Класс защиты: всеракурсная от 14,5 мм бронебойных пуль, до 8 кг взрывчатки под днищем.
- Шины: пулестойкие с автоподкачкой
Бортовая информационно-управляющая система (БИУС) состоит из системы контроля и диагностики, системы управления электрооборудованием, системы управления гидромеханической коробкой передач, системы управления двигателем, системы управления гидроподвеской, АБС.
Интеграция локальных ЭСУ в единую БИУС обеспечивается на основе мультиплексной проводной системы связи с обеспечением совместимости составных частей по каналам обмена информацией, электрическим характеристикам входных и выходных каналов.
Стоимость Урал-63095 «Тайфун-У»
Имеется информация о цене данного бронеавтомобиля, не раскрывающая государственных тайн: по сведениям, размещённым на сайте Рособоронэкспорта, 30 трёхосных «Тайфунов-У» обошлись государству в 1 млрд 74 млн рублей. Таким образом, цена одной машины получается – 35 млн 800 тысяч рублей, или же 730 тысяч евро.
Этот показатель полностью сравним с зарубежными образцами: американские MRAP категории II (c колесной формулой 6х6) стоили примерно по миллиону долларов, а это те же 730 тысяч евро. По неофициальной информации, камазовские «Тайфуны-К» обходятся дороже – около миллиона евро за штуку.
оценивших 147, оценка: 3,09 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗИЛ 4520 (самосвал): технические характеристики
- ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
- ЗИЛ-135ЛМ: технические характеристики
- FAW 1041: технические характеристики
- Isuzu Elf: технические характеристики
- ГАЗ-2217: технические характеристики
- КрАЗ-257: технические характеристики
- КамАЗ-6345 / 6355 Арктика: технические характеристики
- ГАЗ-56: технические характеристики
- ГАЗ-АА: технические характеристики
- Hyundai HD 78: технические характеристики
- Volvo F12: технические характеристики