КамАЗ «Компас»: технические характеристики
ЧЕЛЯБИНСКО-КИТАЙСКАЯ РАЗРАБОТКА, СТАРТОВАВШАЯ В 2022 ГОДУ
КамАЗ Компас — это семейство бескапотных грузовиков развозного класса MCV, которые предназначены для повседневных транспортных работ в городе и пригородах, а также для не очень далёких междугородних перевозок.
Благодаря достойным техническим характеристикам, современной технологичности, компактным габаритам, маневренности, достаточной мощности и экономичности модели нашли свою востребованность во многих областях хозяйствования и бизнеса. При этом грузовики данного семейства не боятся интенсивных нагрузок и сильных морозов. Cреднетоннажные низкорамные грузовые автомобили Компас 9 и Компас 12 представлены на рынке в нескольких модификациях, которые отличаются друг от друга габаритами, полной массой и грузоподъёмностью.
Важным моментом является то, что полная масса даже самого тяжёлого КамАЗ Компас 12 не превышает двенадцати тонн, благодаря чему владельцы данных грузовиков освобождаются от необходимости оплачивать проезд по федеральным трассам в рамках государственной системы «Платон».
Рама, мосты и подвеска остались частично от предшественников КамАЗ-4308 и КамАЗ-5308, однако кабина и салон были взяты от китайских компактных грузовиков компании JAC серии N. Радиаторная решётка кабины была позаимствована у семейства KамАЗ-54901.
Бескапотная компоновка, рама постоянного профиля, шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы, включая версию, которой можно управлять с правами категории В, — таковы основные особенности нового семейства коммерческих автомобилей из Набережных Челнов.
Надо сказать, что первая информация о проекте «Компас» появилась в конце 2019-го года. Во время общения с прессой генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин сказал: «Мы пришли к выводу, что нам нужно спускаться по грузоподъемности более низко, и наши конструкторы разработали проект «Компас». Не наш сегмент, но мы ради объемов производства над этим задумались».
Откуда взялся JAC, если у КамАЗа ранее не было опыта сотрудничества с ним и пересечения в структуре акционеров? Компании мог свести «общий знакомый» — американский производитель грузовых дизелей Cummins Inc., у которого есть совместные производства моторов и с КамАЗом в Челнах, и с JAC в Аньхое (юго-восток Китая). Предположение базируется на том факте, что автомобили КамАЗ Компас стали оснащаться моторами Cummins ISF российского производства
Модификации и варианты исполнения
Впервые модель Компас 9 с надстройкой в виде фургона с рефрижераторной установкой была впервые представлена в рамках работы Международной выставки коммерческих автомобилей «Комтранс» в 2021-м году. Новый среднетоннажный грузовик сразу же заинтересовал представителей заводов, которые выпускают надстройки для грузовых авто.
Новыми шасси, удачно приспособленными к работе в городской среде, стали интересоваться и производители коммунальной техники. Вскоре свет увидели версии мусоровоза и бортового автомобиля с тросовым краном. И вот, в 2022-м году дело дошло до выпуска массового серийного продукта — бортовых тентованных платформ, которые оказались в полном распоряжении дилеров.
Так, вскоре на российском рынке появились грузовые машины данной модели, предназначенные для различных сфер деятельности:
- рефрижераторный, изотермический и промтоварный фургоны;
- бортовая платформа с крано-манипуляторной установкой, либо без манипулятора;
- тентовая платформа, оборудованная оцинкованной выдвижной лестницей и поручнем.;
- эвакуатор;
- мусоровоз;
- топливозаправщик;
- самосвал;
- мультилифт
- и прочие специальные надстройки.
При необходимости, возможно оперативное переоборудование универсального грузового шасси автомобиля КамАЗ Компас любой техникой и любыми надстройками специального назначения.
Также модели различаются габаритами, размерами колёс, грузоподъёмностью и мощностью своих турбированных дизельных моторов.
Двигатель автомобиля КамАЗ Компас
Машины данной модели оборудованы четырёхцилиндровым китайским дизельным двигателем Cummins ISF (с 2006 года выпускается на КамАЗе) рабочим объёмом 3,8 литра (3760 см3) с экологическим стандартом Евро-5. При этом КамАЗ Компас 9 оснащен 154-сильным мотором (при 2600 мин-1), а КамАЗ Компас 12 — двигателем мощностью в 168 лошадиных сил (при 2600 мин-1). Максимальный крутящий момент первого варианта двигателя составляет 491 Н.м при 1200 мин-1; второго варианта — 592 Нм при 1300 мин-1.
Выполнение экологических требований осуществляется за счёт каталитической нейтрализации отработавших газов c использованием жидкости AdBlue. Предпусковой подогреватель двигателя Cummins ISF помогает грузовику исправно заводиться даже при экстремально низких температурах ниже −18 °С мороза.
Дизель Cummins ISF очень хорошо знаком многим нашим сервисным мастерам.
Ресурс двигателя обозначен как 600 тысяч километров. Максимальная скорость обеих вариаций Компаса достигает 110 км/час.
Трансмиссия грузовиков КамАЗ Компас
Коробка передач грузовых автомобилей КамАЗ Компас – это шестискоростная китайская «механика» Fast Gear, передающая серьёзный запас мощности на задние колёса. Сцепление у грузовиков Компас 9 и Компас 12 — сухое, фрикционное, однодисковое. Гипоидный ведущий мост — с передаточным числом 3,9.
Подвеска, ходовая часть, тормозная система
Не секрет, что в основе камского «Компаса» — китайский грузовик JAC N-серии. Рама, мосты и основные агрегаты тут китайские.
Рама автомобилей КамАЗ Компас 9 и Компас 12 изготавливается из высокопрочной стали марки QSTE650.
Стоит обратить внимание на следующую особенность «Компаса»: лонжероны у него во всех модификациях имеют постоянный (прямой) профиль и швеллерное сечение. Толщина стального листа 8 мм. Постоянный профиль лонжеронов — характерное для производителей «больших» грузовиков решение. Оно хорошо тем, что требует гораздо меньших капиталовложений в организацию производства. Почему? Потому что позволяет обходиться без закупки дорогостоящих прессов и штампов, которые окупаются только при по-настоящему массовых тиражах продукции. У лонжеронов с постоянным профилем есть и другое преимущество — их можно делать цельными практически любой длины. Помните про шесть вариантов длины и пять вариантов полной массы?
Задняя и передняя подвески у КамАЗ Компас — зависимые, на двух продольных многолистовых рессорах. Отсутствие сложных электронных систем повышает ремонтопригодность, снижает затраты на техобслуживание.
Грузовые автомобили КамАЗ Компас 9 и Компас 12 укомплектовываются пневматической тормозной системой с барабанными механизмами, а также моторным тормозом.
Он предназначен для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках, позволяет значительно уменьшить износ тормозных колодок, предотвратить перегрев механизмов при торможении и способствует экономии дизельного топлива.
Все оси всех автомобилей данного семейства оснащаются датчиками износа тормозных колодок.
Кабина и рабочее место водителя КамАЗ Компас
Новые грузовые автомобили КамАЗ Компас оборудуются бескапотной просторной цельнометаллической двухместной кабиной. Она откидывается вперёд для обеспечения доступа к двигателю. Забавно, но небольшие внешние изменения в камазовском стиле с большой решеткой и блоками линзованной оптики преобразили привычный «Джак» — выглядит если не современно, то по крайней мере не столь по-китайски. Среди других отличий в дизайне от исходного китайского варианта — иные внешние дверные панели и видоизмененный бампер. Но в целом внешний образ остался примерно таким же.
Особых изысков внутри нет: салон челнинского грузовика утилитарный. Для эффективной работы и достойного уровня комфорта водителя предусмотрены ниши для вещей в двери, а также полка над лобовым стеклом, углубление под ёмкость с водой, два подстаканника между сиденьями. Рулевое колесо регулируется в двух плоскостях. Сиденья установлены без пружин или пневмоподвески.
Имеется обогрев зеркал заднего вида, стеклоподъёмники с электроприводом. Для кабины данного автомобиля характерно панорамное остекление, низкие оконные линии на дверях и целая система зеркал. Всё это обеспечивает отличный обзор, что немаловажно для развозного грузовика.
Комбинация приборов — стандартная. Слева — тахометр с указателем температуры антифриза, справа — спидометр с указателем запаса дизтоплива, а между ними — маленький монохромный дисплей бортового компьютера.
Помощь в различных дорожных ситуациях окажет круиз-контроль, антиблокировочная система (АBS), система курсовой устойчивости (ESC), а также качественная оптика.
Даже в базовой комплектации Компас 9 и Компас 12 оборудуются тахографом. Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров каркас дверей имеет повышенную жёсткость.
Водители, которые уже были за рулем новых грузовиков, отмечают в своих обзорах многофункциональное рулевое колесо современного типа. Помимо прочего, с него можно управлять аудиосистемой. Кабины всех машин оборудуются центральным замком и кондиционером.
Имеется возможность заказать кабину КамАЗ Компас 9 со спальным местом, либо без него. Автомобиль модификации КамАЗ Компас 12 – тот оборудуется спальным местом по умолчанию.
Правда размеры у спального отсека весьма невелики. Его ширина, а главное, длина на первый взгляд таковы, что на неё сможет улечься разве что ребенок. Но выход есть: можно откинуть вперёд спинки центрального и правого сидений, которые в таком положении образуют со спальной полкой единую поверхность, и вполне сгодятся, чтобы положить на них ноги. Единственно, непонятно, зачем по бокам спального отделения сделаны дополнительные окошки: толку от них мало, а теплоизоляцию они ослабляют. Поэтому — выглядят тут излишними.
Изначально, сама кабина JAC N-Series — тоже не оригинальная, поскольку по каркасу она унифицирована с кабиной Isuzu N-Series.
Технические характеристики в цифрах
- Колёсная формула: 4х2.
- Снаряжённая масса: 3040 — 3290 кг (Компас 9 (КамАЗ-43089); 4030 — 4230 кг (Компас 12 (КамАЗ-43082).
- Полная масса : 7990 / 9500 кг (Компас 9 (КамАЗ-43089); 11990 кг (Компас 12 (КамАЗ-43082).
- Грузоподъёмность: 6210 — 6460 кг (Компас 9 (КамАЗ-43089); 7760 — 7960 кг (Компас 12 (КамАЗ-43082).
- Длина устанавливаемой платформы: 4200, 5200, 6150, 6200, 7250 7500 мм.
- Колёсная база: 3365, 3845, 4475, 4700, 5300 мм.
- Объём бака для дизтоплива: 130…220 литров. Крышка топливного бака запирается на замок.
- Размер шин: 215/75 R17,5 или 245/70 R19,5.
- Заводская гарантия: 36 месяцев или 200 000 км пробега
- Межсервисный пробег: 20 000 км
Стандартная грузовая платформа (тентованная)
КамАЗ Компас 9 укомплектован тентованной бортовой платформой шторного типа производства компании «Рустрак».
Пол сделан из влагостойкой фанеры с противоскользящим покрытием толщиной 18 мм. Передняя стенка выполнена в виде защитной стальной решетки, защищенной влагостойкой фанерой 6 мм.
Задние двухстворчатые ворота распахиваются на 270 градусов и фиксируются в открытом положении специальным приспособлением. Для удобства боковой погрузки центральная стойка сдвигается по всей длине платформы.
Крыша тоже может сдвигаться, причем по всей длине надстройки, а верхняя часть тента сделана светопропускающей.
В задней части платформы есть выдвижная лестница. Имеется мощный задний противоподкатный брус, а в зоне соприкосновения с погрузочной рампой предусмотрены резиновые отбойники. На противоподкатный брус приварены четыре кронштейна. Похоже, в будущем здесь разместятся датчики парктроника. Шторы натягиваются в горизонтальном и вертикальном направлениях. Отсутствие складок на тенте способствует снижению аэродинамического сопротивления, следовательно, сокращает расход дизтоплива.
Аналоги и прямые конкуренты КамАЗ Компас на отечественном рынке
Главный конкурент «Компаса 9» — нижегородский среднетоннажник «Газон Next». Правда, его полная масса или меньше — в базовой версии она составляет 8,7 тонны, или больше — 10 тонн у модификации с усиленной ходовой частью. И упомянутый конкурент имеет капотную компоновку.
Схожий по компоновке и предназначению «Валдай Next» к конкурентам «Компаса 9» относится лишь условно: его полная масса значительно меньше — 6,7 т. Этот автомобиль использует кабину от китайского Foton, но вот вся компонентная база – полностью собственного производств «Группы ГАЗ».
А прямые азиатские конкуренты в лице, скажем, Hino 300, Fuso Canter или Isuzu Elf в связи с санкциями находятся в подвешенном состоянии. Остаются ещё китайские аналоги, которые, скорее всего, даже усилят свой натиск.
Также нельзя забывать о наших соседях по Союзному государству. Минский автомобильный завод тоже ведь пошёл в сегмент развозных грузовиков, и по такому же пути, как и КамАЗ. Представленный минчанами среднетоннажник МАЗ-365120 является совместным продуктом белорусского производителя и китайской корпорации Weichai.
За его основу была взята модель грузового автомобиля Shacman Delong K3000, выпуск которого стартовал в Китае в 2019-м году. Полная масса МАЗ-365120, оснащенного 144‑сильным двигателем Weichai и 6‑ступенчатой КП Fast Gear, составляет 7500 кг.
Кстати, на КамАЗах Компас присутствуют и свойственные многим китайским грузовикам на нашем рынке приколы — переведенные с родного языка на русский информационные таблички. К примеру, размещенный на баке стикер просит заправлять правильное дизельное топливо «по разным средам», а советы водителю на солнцезащитном козырьке предлагают «зайти» на АЗС для «зарядки дизельного топлива»…
Перспективы распространения и развития данного семейства
Усилие на руле не вызывает вопросов — и в плане маневрирования ни к рулевому колесу, ни к обзорности претензий нет. Нужно только при поворотах не забывать про 8960 мм габаритной длины и выбирать траекторию с некоторым запасом.
Рычаг переключения коробки передач находится не на приборной панели, как у более современных «одноклассников», а внизу, справа от водительского сиденья. При этом он не складывается, как на Hyundai Mighty или на Hino. Получается, что рычаг как бы мешает перемещению водителя к правой двери и обратно, что часто необходимо, когда приходится выходить из кабины в тесных дворах или на складских территориях. Это минус.
А среди плюсов стоит упомянуть наличие большого количества мест для хранения, в том числе надоконных полок с сетками и выдвижных подстаканников посреди торпедо.
Что ждет новый данные среднетоннажники в Российской Федерации? Интерес к ним очевиден, особенно в Центральной России, где в последнее время активизировался спрос на такие грузовики.
Большегрузные фуры все дальше отодвигают от кольцевых и объездных дорог мегаполисов, а значит, владение машиной, полная масса которой существенно меньше 12 тонн, представляется весьма разумным решением.
Несмотря на все санкционные ограничения, КамАЗ уверенно продолжает сборку этих автомобилей и даже проводит мероприятия по их локализации. В ближайших планах завода – самостоятельная сварка и окраска кабин.
«Нам потребуется 5-6 лет, после чего можно будет без оговорок называть автомобиль российским, — заявил главный конструктор автомобилей КамАЗ Компас Сергей Назаренко, — подобный путь тесного сотрудничества с китайскими партнёрами был избран, с одной стороны, ради сокращения срока разработки машины и её постановки на производство, а с другой – такова политика снижения инвестиционных рисков. Разработка с нуля потребовала бы от компании огромных денег, а ситуация на рынке в наши времена плохо поддается прогнозам».
Сможет ли КамАЗ Компас составить конкуренцию ГАЗовским и МАЗовским «одноклассникам»? Тяжело ему будет.
Почему ГАЗели и Валдаи стали успешными?, Потому что цены на пих были дешевле, чем у конкурентов. Но самое главное, до того, как ГАЗель сгнивала и начинала ломаться до полного рассыпания на куски, она успевала с лихвой отбить свою цену.
И это тенденция сегодняшнего дня -в автопроме в целом никто не хочет делать Мерседесы–миллионники. Мерседесы, как и автомобили других марок, должны отходить свои несколько сотен тысяч километров, и на этом всё. То же самое и здесь. Поэтому многое, если не всё, будет определяться ценой на КамАЗ Компас.
оценивших 47, оценка: 3,15 из 5
Смотрите также статьи по теме
Урал-532362: технические характеристики
ГАЗ-34039: технические характеристики
Hyundai HD 78: технические характеристики
ГАЗ-2705: технические характеристики
БелАЗ-75306: технические характеристики
Fiat Doblo: технические характеристики
МАЗ-525: технические характеристики
КамАЗ-45143: технические характеристики
КрАЗ-257: технические характеристики
Ford Transit Custom: технические характеристики
Грузовики МАЗ: модельный ряд
КамАЗ 65116: технические характеристики