КамАЗ-53605: технические характеристики
В городских коммунальных и ремонтных службах страны
КамАЗ-53605 – это двухосный грузовик с колёсной формулой 4х2, представленный в двух вариантах исполнения: универсальное шасси и самосвал. Выпускается Камским автомобильным заводом с 2005 года. В 2012 году классическая КамАЗовская кабина была заменена на этой модели рестайлинговой, сделанной на основе кабины грузовика «Mercedes Axor». Как в качестве самосвала, так и шасси, КамАЗ-536О5 применяется, главным образом, на работах в городских коммунальных службах.
1. Об истории КамАЗовского двухосника 4х2
2. Особенности конструкции. Рама и подвеска
3. Двигатели КамАЗ-53605
4. Трансмиссия
5. Самосвальная грузовая платформа КамАЗ-53605
6. Задний ведущий мост
7. Рулевое и тормозное управление
8. Кабина КамАЗ-53605
9. Технические характеристики в цифрах
10. Отзывы владельцев и водителей
11. Стоимость КамАЗ-53605 в 2018 году
12. Возможности уборки с рабочим оборудованием
Об истории КамАЗовского двухосника 4х2
Когда в начале 2000-х годов Камский автозавод представил на ряде выставок и автосалонов новые грузовики с колёсной формулой 4х2, это было совершенно оправдано воспринято как совершенно новый и довольно перспективный проект. Действительно, модельный ряд предприятия уже имел (причём давно) в своём ассортименте двухосные автомобили, в их числе и спортивные – для ралли-рейдов. Но все они тогда были полноприводными, и поэтому появление в модельном ряду ОАО «КамАЗ» модели 53605 рассматривалось как новый этап, инновация в развитии завода.
Проект изначально разрабатывался с учётом возросшей потребности городских ремонтных, коммунальных служб и ремонтно-строительных подразделений ЖКХ. На тот момент возникла нехватка машин такого рода: старые, среди которых немалую долю занимали ЗиЛы, «поизносились» и перестали удовлетворять возросшим требованиям экономичности и экологичности. А среди сравнительно новых недорогие по цене двухосные грузовики колёсной формулы 4х2 поставлял только МАЗ. И вот в Набережных Челнах решили составить Минскому автозаводу конкуренцию в этом существенном сегменте рынка.
Первым в серийное производство поступило шасси КамАЗ-536О5 – под установку кузовов и надстроек коммунального и дорожно-хозяйственного назначения: мусоровозов, автокранов, вакуумных машин-ассенизаторов, автогудронаторов и т.д. За ним последовал в «серию» и самосвал КамАЗ-536О5 с колесной формулой 4х2.
Проект раскрутился не сразу. Для потенциального потребителя новая КамАЗовская разработка поначалу являлась «тёмной лошадкой», в то время как тот же МАЗ-5551 4х2 с двигателем ЯМЗ-236М2 (180 л.с.), либо ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.) был уже привычной и проверенной моделью. Да и стоил МАЗ дешевле (и до сих пор более дёшев, чем аналогичный КамАЗ).
Особенности конструкции. Рама и подвеска
На автомобилях КамАЗ-53605 применяется оригинальная конструкция рамы, учитывающая значительные и неравномерные нагрузки во время работы (в том числе и в процессе поднятия и сваливания груза самосвальной платформой). Такая неоднородность, неравномерное распределение нагрузки по объёму, плюс далеко не всегда идеально ровное положение грузовика приводят к формированию ударных усилий, моментов изгибающих и скручивающих.
Поэтому рама грузовика отличается увеличенным сечением профиля. На самосвале КамАЗ-536О5 для снижения этих негативных воздействий применено «плавающее» крепление надрамника платформы к раме шасси. При этом задняя часть надрамника закреплена жёстко, средняя – болтом, через разнесённые фланцы, а передняя – с использованием пружин. Поэтому грузовая платформа может как бы подстраиваться под изменчивую нагрузку. Относительное перемещение надрамника и рамы компенсирует проявляющиеся колебания.
Шасси КамАЗ-536О5 строится на базе рессорной подвески спереди и сзади. Конструкция передней подвески аналогична самосвалу КамАЗ-652О, а задней – тягачу КамАЗ-546О, который имеет такую же колёсную базу – 3,95 метра. Передняя и задняя подвески КамАЗ-536О5 – на полуэллиптических одноушковых рессорах. Передние концы рессор с помощью отъёмных ушек прикреплены к кронштейнам рамы, и задняя подвеска дополнительно также оборудована подрессорниками.
Свободные концы рессор передней подвески – с резинометаллической опорой, которая пришла на замену прежней, со сменными сухарями и боковыми вкладышами, а задней подвески – со скользящей опорой. И передняя, и задняя подвески оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости, увеличивающими угловую жёсткость подвески, уменьшающими угол крена при воздействии на автомобиль боковых нагрузок.
Колёса на грузовиках КамАЗ-536О5 устанавливаются дисковые, с размером обода 9,0-22,5 (ранее также использовались с размером 8,5-20 (216-508); шины – пневматические, камерные или бескамерные, размером 315/80 R22,5 (ранее также ставились 12,00 R20 (320 R508). Задний мост – с двускатной ошиновкой.
Одна из особенностей этого грузовика-«горожанина» стало наличие боковых и задних защитных ограждений, смонтированных в полном соотвествии с Правилами №58 и №73 ЕЭК ООН. При этом боковое защитное ограждение совсем не затрудняет доступа к инструментальному ящику. Брызговики надёжно удерживаются на местах, за счёт специальных упругих пластин, которые их поддерживают и не дают захлёстываться под арки. Правда, недостаток пластика заключается в том, что он проминается при попытках использования арки в качестве ступеньки. В качестве дополнительного оборудования, шасси КамАЗ-536О5 может быть дооснащено коробкой отбора мощности (КОМ).
Среди грузовиков Камского автозавода данная модель стала одной из наиболее экономичных. Средняя норма расхода дизтоплива в зимний период составляет порядка 26 литров, а в летний период – 23 литров на сотню километров пробега.
Двигатели КамАЗ-53605
В настоящее время (конец 2018 года) единственным двигателем, которым комплектуются автомобили КамАЗ-536О5, является рядный шестицилиндровый дизель Cummins ISB6.7E5 300, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Максимальная полезная мощность этого силового агрегата составляет 215 кВт, или 300 лошадиных сил, при частоте вращения коленвала 2500 об/мин. Максимальный полезный крутящий момент равен 1087 Н.м (111 кгсм), при частоте вращения коленчатого вала в 1300 оборотов в минуту. Рабочий объем этого мотора – 6,7 л. Степень сжатия – 17,3. Это дизель китайского производства, сборка которого осуществляется в Набережных Челнах, на совместном предприятии «Камминз-Кама».
Изначально на КамАЗ-536О5 применялись только собственные, классические КамАЗовские дизельные двигатели: КамАЗ 74О.3О-24О (мощность 240 л.с., или 176 кВт, максимальный крутящий момент 912 Н.м); КамАЗ 74О.3О-26О (мощность 260 л.с., или 191 кВт, максимальный крутящий момент 1060 Н.м) и КамАЗ 74О.3О-28О (мощность 280 л.с., или 206 кВт, максимальный крутящий момент 1177 Н.м). Это восьмицилиндровые V-образные дизельные моторы с турбонаддувом и системой промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Рабочий объём всех трёх вариантов дизеля составляет 10,85 литров.
Силовые агрегаты КамАЗ-740.30 устанавливали на грузовики КамАЗ-536О5 вплоть до 2012-го года включительно, после чего от их использования на данной модели полностью отказались, в пользу более современного и экономичного «Камминза». Cummins ISB6.7 был последовательно обновлён с соответствия экологическому стандарту «Euro-3» до нынешнего «Euro-5».
Трансмиссия
Двигатель грузовика КамАЗ-536О5 работает с связке с девятискоростной механической коробкой переключения передач модели «ZF 9S1310». Передаточные числа на передачах: 1-9,48; 2-6,58; 3-4,68; 4-3,48; 5-2,62; 6-1,89; 7-1,35; 8-1,00; 9-0,75; ЗХ-8,97. Главная передача: передаточное отношение – 6,33.
В первые годы выпуска грузовики КамАЗ-536О5 также комплектовались коробками передач собственного производства (КамАЗ-154) и шестискоростными МКПП ZF модели 6S1000. С двигателем КПП соединяются посредством диафрагменного сухого однодискового сцепления MFZ430 или MFZ395, имеющего гидравлический привод с пневмоусилителем. Производитель сцепления – «ZF&Sachs».
Немецкие коробки переключения передач фирмы «Zahnradfabrik» («ZF») также собираются в Набережных Челнах, на производственной площадке совместного предприятия «ZF-Кама».
Самосвальная грузовая платформа КамАЗ-53605
Несмотря на компактные габаритные размеры, объём грузовой самосвальной платформы КамАЗ-536О5 – такой же, как и у КамАЗ-55111, – 6,5 м3. Принцип автоматического открывания заднего борта также присутствует.
Механизм размещается в каркасе платформы, а регулируемые тяги соединяются с проушинами на надрамнике. Изменению была подвергнута компоновочная схема подъёма платформы, за счёт смещения точки приложения усилия от козырька к её основанию (как у самосвала КамАЗ-55111). Что привело к уменьшению плеча опрокидывающего момента и угла отклонения гидравлического цилиндра во время подъёма кузова. Крепление гидроцилиндра к платформе производится при помощи поворотной цапфы.
Самосвал КамАЗ-536О5 используется для транспортировки сыпучих грузов – строительных и (или) промышленных, общим весом до 11 700 кг. Самосвальный кузов сварен из металла и имеет прямоугольный коробчатый тип. Впереди имеется козырёк, который защищает пространство между кабиной и платформой, прикрывая его сверху.
Гидравлический цилиндр и весь подъёмный механизм, вместе с самой грузовой самосвальной платформой, изготавливается и устанавливается на Нефтекамском автомобильном заводе (НефАЗ), в Башкирии. Это одно из подразделений ОАО «КамАЗ». Это предприятие оснащает подъёмными кузовами и другие КамАЗовские самосвалы.
Задний ведущий мост
Создавая задний ведущий мост для этого двухосника 4х2, специалисты Камского автозавода применили агрегат принципиально новой конструкции, который рассчитан на осевую нагрузку в 13 тонн. Его компоновочная схема – сходная с конструкцией МАЗовских мостов: в картере размещается коническая передача с межколёсным дифференциалом, а цилиндрическая, в виде планетарных редукторов, расположена в ступицах задних колёс.
Применение на автомобиле КамАЗ-536О5 нового моста повлекло за собой и перемены в конструкции карданной передачи. В частности: применение промежуточной опоры (конструкция прежних задних мостов позволяла обходиться без неё).
Разумеется, использование одного ведущего моста вместо двух, в случаях одинаковых условий эксплуатации, и упрощает всю конструкцию, и снижает её материалоёмкость. Следствием этого становится снижение снаряжённой массы и уменьшение сопротивления движению. Что является хорошей предпосылкой для снижения расхода дизтоплива.
Естественно, что двухосная конструкция грузовика также способствует заметному снижению затрат на его эксплуатацию и обслуживание: вместе с дополнительным мостом «исчезают» и четыре шины, и четыре тормозные колодки, и восемь литров трансмиссионного масла.
Рулевое и тормозное управление
Механизм рулевого управления на КамАЗах данной модели с самого начала использовался импортный, немецкого производства – фирм «Zahnradfabrik» или «RBL». Хотя по техническому описанию и «фирменный» КамАЗовский рулевой механизм фактически от них ничем не отличается. В сочетании с механизмом рулевого управления применяются и насосы гидравлического усилителя руля от этих же германских компаний, а также, опять же, формально не уступающий им по техническим характеристикам, насос КамАЗ-6520-3407200 производства ОАО «Гидропривод», город Елец.
Тормозная система автомобиля КамАЗ-53605 также импортная, выполненная из комплектующих компаний «Wabco» и «Knorr-Bremse», Германия. Она оборудована АБС – антиблокировочной системой. На всех колёсах установлены надёжные барабанные механизмы, с барабанами диаметром 400 мм, колодками шириной 180 мм и суммарной площадью тормозных накладок, составляющей 4800 см2.
Кабина КамАЗ-53605
Обновленный в 2012 году, автомобиль КамАЗ-53605 предлагает два варианта исполнения рестайлинговой кабины: с низкой либо высокой крышей. В обоих случаях новая кабина оборудована пневматической подвеской и аналогична по своему внешнему виду, оснащению и внутренней отделке кабинам других современных серийных КамАЗов – шасси, бортовых и самосвалов. Спального места лишены оба варианта кабины для КамАЗ-53605, поскольку этот грузовик предназначен сугубо для внутригородских и внутрирегиональных перевозок, а не для дальних рейсов.
Технические характеристики в цифрах
- Длина шасси – 6,65 или 7,13 м, длина самосвала – 6,76 м, ширина – 2,5 м, высота по кабине: 2,945 м (с высокой кабиной), 2,89 м (с низкой кабиной).
- Колёсная база шасси – 3,95 м или 4,2 м, колёсная база самосвала – 3,95 м.
- Дорожный просвет – 270 мм.
- Снаряженная масса шасси – 6,825 т.
- Снаряженная масса самосвала – 8,725 т.
- Нагрузка на переднюю ось – 4,025 т (шасси), 4,525 т (самосвал).
- Нагрузка на задний мост – 2,8 т (шасси), 4,2 т (самосвал).
- Допустимая масса надстройки с грузом – 13,6 т.
- Полная масса автомобиля – 20,5 т.
- Нагрузка на переднюю ось – 7,5 т.
- Нагрузка на задний мост – 13 т.
- Полная масса прицепа – 14 т.
- Полная масса автопоезда – 31,5 т.
- Штатная грузоподъёмность самосвальной грузовой платформы – 11,7 т.
- Вместимость топливного бака – 210 либо 350 литров.
- Вместимость бака с нейтрализующей жидкостью – 35 литров.
- Внешний габаритный радиус поворота – 8 метров.
- Угол преодолеваемого подъема – 25 процентов (14 градусов).
- Аккумуляторы – 2×12 В / 190 А·ч; генератор – 28 В / 2000 Вт; напряжение – 24 B.
- Максимальная скорость – 90 км/ч.
Отзывы владельцев и водителей
Водители и непосредственные владельцы автомобилей КамАЗ-53605 отзываются о них как о практичных, экономичных и рентабельных грузовиках для строительства и городского коммунального хозяйства. При компактных размерах, кузов самосвала КамАЗ-536О5 достаточно вместительный для того, чтобы подвозить на нём щебень, песок, грунт и т.п. грузы. Новая кабина для работы довольно комфортабельная, особенно в сравнении с обычной КамАЗовской. Просторная, и зимой в ней не холодно. Однако на шумоизоляцию, по мнению некоторых владельцев, производители поскупились, и она оставляет желать лучшего.
Замки заднего борта, применяемые на КамАЗ-536О5 и прочих КамАЗовских самосвалах, нуждаются в доработке или полной замене. После разгрузки на бортовых замках остаётся грунт, и крюк не закрепляется за петлю.
Стоимость КамАЗ-53605 в 2018 году
Стоимость нового автомобиля КамАЗ-536О5 в 2018 году составляет: от 2 900 000 рублей – шасси, от 3 150 000 рублей – с самосвальной грузовой платформой. На вторичном автомобильном рынке широко представлены б/у грузовики данной марки, в том числе и мусоровозы, автокраны, вакуумные машины и т.д. Разброс цен очень и очень большой. Всё зависит от года выпуска, комплектации и технического состояния конкретного автомобиля.
оценивших 8, оценка: 3,50 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Scania G400: технические характеристики
- ЗИЛ 43276Т: технические характеристики
- Тонар-45251: технические характеристики
- Урал-375: технические характеристики
- КамАЗ-43253: технические характеристики
- Foton Ollin BJ10xx: технические характеристики
- Hyundai HD 78: технические характеристики
- ГАЗ-САЗ-3507: технические характеристики
- Citroen Berlingo: технические характеристики
- МАЗ-54323: технические характеристики
- ГАЗ-2752 «Соболь»: технические характеристики
- ГАЗ-3344-20 «Алеут»: технические характеристики