МАЗ-5440М9: технические характеристики
Поколение V. В ногу с Евросоюзом
МАЗ-5440М9 – это флагманский магистральный тягач Минского автозавода, его первый грузовик уровня «Евро-6». По агрегатам этот седельный тягач можно назвать близким родственником Мерседес Актрос МР4. Двигатель, коробка передач и ведущий мост у МАЗ-5440М9 мерседесовские. Эта модель, которая впервые была представлена в день 70-летия Минского автомобильного завода, 8 августа 2014 года, нацелена прежде всего на Евросоюз. Не на Германию и прочие страны-лидеры, конечно, но однозначно на европейский рынок.
1. Особенности конструкции. Ходовая часть, компоновка
2. Двигатель МАЗ-5440М9
3. Трансмиссия
4. Прочие технические характеристики в цифрах
5. Кабина МАЗ-5440М9
6. Отзывы о МАЗ-5440М9
7. Стоимость нового грузовика MA3-5440М9
Серия седельных тягачей МАЗ-5440 является довольно популярной на просторах бывшего СССР и в сопредельных, бывших социалистических, странах. Серийно она выпускается с 1997 года, в нескольких модификациях.
За основу при создании МАЗ-5440М9 белорусские специалисты взяли конструкцию седельный тягач МАЗ-5440В9. Однако в итоге от этой конструкции мало что осталось. МАЗ-5440М9 стал тягачом нового поколения и принципиально нового инжинирингового уровня. С модернизированной кабиной, современным двигателем и роботизированной коробкой переключения передач.
Для того, чтобы сделать грузовик уровня «Евро-6», недостаточно было просто «поставить другой мотор под кабину». Была переработана вся конструкция – от лонжеронов рамы, крепления и компоновки агрегатов до расположения опор кабины.
Особенности конструкции. Ходовая часть, компоновка
Основой МАЗ-5440М9 является скроенная из высокопрочной стали лонжеронная рама, на которой размещены все основные агрегаты и узлы (в том числе – цельнометаллическая кабина на передних и задних амортизаторах). Длина силового агрегата в данной модели, по сравнению с МАЗ-5440В9, увеличилась, коробка переключения передач здесь также более длинная, чем прежде. Плюс ещё ретардер. Поэтому была изменена форма лонжеронов рамы. Возможность монтажа различных по мощности двигателей и различных по размеру коробок передач тоже предусмотрена.
Подвеска заднего моста – пневматическая четырёхбалонная, с автоматической регулировкой давления ECAS. На передней оси подвеска малолистовая рессорная. В её основе – продольные рессоры и телескопические амортизаторы гидравлического типа. Размерность шин – 315/70R 22.5. Интегральный руль с гидроусилителем, двухконтурная пневмосистема тормозов с раздельными задним и передним приводом и дисковыми механизмами на всех колёсах, антиблокировочная система, а также ASR.
В скором будущем ожидается установлена и системы контроля полосы движения, а также система автоматического экстренного торможения, в стандартной комплектации автомобиля.Вообще, поскольку МАЗ-5440М9 претендует на конкуренцию с автомобилями «большой европейской семёрки», то он, конечно же, он оснащён множеством электронных систем.
Все режимы работы двигателя завязаны на электронику. Есть электронные блоки управления коробкой передач. За счёт этих блоков исчезают синхронизаторы, уменьшаются габариты самой коробки, её вес снижается, а надёжность возрастает.
Слева установлен топливный бак объёмом 700 литров, справа – на 400 литров дизтоплива. Это обычный объём для современного седельного тягача подобного назначения. Топливные баки закрываются декоративно-аэродинамическими щитками. Ещё данный седельный тягач укомплектован боковым и надкрышным спойлером.
Слева на раме также размещён 75-литровый бак для реагента АдБлу, а справа – внушительных размеров глушитель-катализатор, по сути, станция очистки. Таким образом, пространство в базе автомобиля полностью занято четырьмя этими элементами.
Для ресивера и аккумуляторных батарей места в базе не остаётся. Поэтому аккумуляторный отсек находится в заднем свесе рамы, как и ресиверы. К такому решению пришли уже все европейские производители грузовиков, и Минский автозавод просто перенял данный опыт.
Седельно-сцепное устройство у МАЗ-5440М9 отечественное: производства завода «Гидромаш» в городе Кобрине Брестской области.
На этом МАЗе впервые предусмотрены вместительные боковые ящики. Их два: расположены как с правой, так и с левой стороны. Суммарный полезный объём этих ящиков составляет 400 литров (2 х 200 л). В них можно разместить абсолютно все необходимые инструменты, запас технических жидкостей, газовый баллон для приготовления пищи в рейсах, и много чего ещё.
Зеркала заднего вида получили другую формовку, нежели у МАЗ-5440В9, и стали более информативными. Отдельное внимание автолюбителей и экспертов привлекла оптика нового МАЗа. На всех прежних фары были, что греха таить, неважного качества. Новая оптика – от компании «Хелла». Покамест она выполнена в формате отдельных линз. Не исключено, что в будущем появятся собственные цельные блок-фары. Пока же это линзовая оптика – с «кругляшами» фар и полосой ходовых огней рядом с ними. Европейские производители такого решения на серийных магистральных грузовиках не практиковали, а вот на седельниках «Форд Карго» оптика очень похожая. Как бы то ни было, но выглядит оптика МАЗ-5440М9 отлично, и светит просто превосходно.
Двигатель МАЗ-5440М9
Под кабиной флагманского МАЗовского седельника находится двигатель Mercedes-Benz OM471 мощностью 475 л.с. Компания Daimler называет этот мотор очень просто – «лучшим дизелем в мире». Что же, мерседесовские дизельные двигатели на наших грузовых машинах не является новшеством. Моторы этого производителя уже давно устанавливают на некоторые новые КамАЗы. Теперь и Минский автозавод стал так поступать.
Такой же двигатель использовался на «Мерседес Актрос» четвёртого поколения. и зарекомендовал себя сугубо с хорошей стороны, как надёжный и ресурсный силовой агрегат. Конструктивно Mercedes-Benz ОМ-471 – это шестицилиндровый рядный дизель с рабочим объёмом в 12,8 литров. Предусмотрен электронный ограничитель, который отключает подачу дизтоплива на скорости более 90 километров в час. Это устройство присуще всем европейским седельным тягачам.
Дизель ОМ-471 позволяет настроить крутящий момент и мощность в гибком диапазоне, в зависимости от модификации и потребностей заказчика. В случае MA3-5440М9 мощность этого силового агрегата составляет 475 лошадиных сил (350 кВт) при 1800 об/минуту, максимальный крутящий момент 2300 Н.м (уже при 1,1 тысячи оборотов). Но при необходимости мотор легко форсируется до 530-ти лошадиных сил. Настолько гибкие настройки возможны благодаря наличию композитных распределительных валов и электронной системы аккумуляторного впрыска «Х-Pulse».
В качестве нагнетателя воздуха используется асимметричный турбокопрессор. Применены технологии рециркуляции отработавших газов, промежуточного охлаждения наддувочного воздуха, комбинированная смазка и жидкостное охлаждение.
Система «Х-Pulse» является аналогом «Common Rail» с электронным управлением, регулирующим «инъекции» впрыска дизтоплива. Подача топлива производится под давлением в 1160 Бар. Максимальное значение – 2,7 тысячи. Сопла форсунок на этом моторе имеют по восемь отверстий. Также инженеры изменили геометрию поршня цилиндра. Это позволило увеличить степень сжатия до 18,3. Также возросла скорость рециркуляции выхлопных газов.
Двигатель выполняет требования экологического стандарта «Евро-6» благодаря работе целой «станции по очистке воздуха» BlueEfficiency, в которой соединены технология SCR с применением раствора AdBlue, технология рециркуляции отработанных газов EGR и фильтр твёрдых частиц. Сажевый фильтр работает вместе с мочевиной. Мотор укомплектован сажевым фильтром с активной регенерацией отработавших газов.
Применение передовой электронной системы впрыска обеспечивает не только увеличение мощность, но и снижает общий расход дизтоплива. На 100 километров пути седельный тягач МАЗ-5440М9 потребляет, «по паспорту», 26,7 литра дизельного горючего.
Грузовик легко преодолевает крутые подъёмы при полной загрузке с 20-25 тонн «на борту». На тягаче МАЗ-5440М9 реализована возможность торможения двигателем. Что позволяет снизить нагрузку на колодки в экстренных ситуациях. Мотор отличается серьёзной тягой и солидным запасом мощности, что позволяет без проблем транспортировать грузы массой до 20-25 тонн.
Особенность модификации – новая выпускная система. Единственный глушитель в ней совмещён с нейтрализатором, а также с фильтром очистки от твёрдых частиц DPF. Всё это оборудование смонтировано в один блок справа позади кабины.
Новый двигатель потребовал серьёзной перекомпоновки пространств моторного отсека и за фальшрешёткой радиатора. Но в итоге доступ к точкам обслуживания улучшился. В пространстве за фальшрешёткой радиатора теперь находится непривычно много проводов. Интересный нюанс – фальшрешётка кабины МАЗ-5440М9 поднимается вместе с боковыми дефлекторами, впервые применено на автомобилях Минского автозавода.
Трансмиссия
Двигатель сагрегатирован с роботизированной 12-ти ступенчатой коробкой переключения передач Mercedes-Benz G230-12 AMT. Но в целом предусмотрено три типа КПП: две ручных и одна автоматическая.
Немецкого производства на МАЗ-5440М9 и ведущий задний мост – гипоидный Daimler R440. Хотя производитель заявляет о том, что в дальнейшем на МАЗе планируется изготавливать свой собственный аналог.
Прочие технические характеристики в цифрах
- Технически допустимая полная масса автомобиля – 18,8 тонн.
- Технически допустимая полная масса автопоезда – 44 тонны.
- Нагрузка на задний мост – 11,5 тонн.
- Нагрузка на переднюю ось – 7,4 тонн.
- Допустимая нагрузка на седельно-сцепное устройство – 10,2 тонн.
- Высота ССУ седельно-сцепного устройства – 1,15 м.
Кабина МАЗ-5440М9
Полностью обновлённый дизайн внешнего облика кабины сразу же бросается в глаза. Это не рестайлинг, а действительно совершенно новый дизайн, в котором с предшественником – МАЗ-5440В9 – совпадает только лишь ветровое стекло. Новая внешность обусловлена, в немалой степени, новой агрегатной базой. Передняя часть кабины привязана к большой ширине радиатора нового двигателя.
Эмблемы (буквенный логотип завода и стилизованное изображение зубра) разведены на большее расстояние, чем у прочих МАЗовских грузовиков. Потому что на современных магистральных тягачах в Европе должен стоять радар, определяющий расстояние до впереди идущего транспортного средства. И на МАЗе-5440М9 он есть. На работу этого устройства влияют металлизированные элементы, поэтому эмблемы и разнесены.
При выработке дизайна новой кабины специалистам МАЗа удалось воздержаться от копирования экстерьера моделей других производителей и создать при этом оригинальный образ, который при этом сохранил едва уловимые «фирменные» МАЗовские черты. При этом все без исключения штампованные элементы, из которых состоит кабина, совершенно новые. Под эмблемой устроена очень удобная нескользящая ступенька для протирания ветрового стекла. Можно спокойно делать на ней шаги в стороны, без опасения соскользнуть.
Посадка в салон удобная – есть поручни и подножки (на второй можно хранить сменную обувь, поскольку ее полностью закрывает дверь). Сиденья расположены высоко. Кабина МАЗ в базовой версии оснащается креслами на пневматической подвеске, ремнями безопасности, двумя спальными местами. Зеркала заднего обзора и стеклоподъёмники в базе – с электроприводом.
Для удобства водителя предусмотрены кондиционер, холодильник и воздушный отопитель независимого типа. Щиток приборов полностью электронный. Запустить машину, впервые в истории Минского автозавода, можно при помощи кнопки.
Дизайн интерьера кабины МАЗ-5440М9 очень схож с «Мерседес Актрос» – здесь такое же закругление панели, щиток приборов и оформление консоли. Пластик тут явно недорогой, но достаточно качественный. Подлокотники стали заметно удобнее, чем у МАЗ-5440В9.
Щиток приборов стал мультимедийным. Его делает для МАЗа польская фирма «Actia», но весь софт написан мазовскими программистами. Подсвечен щиток очень красиво. Так же, как и клавиши, которые стали ощутимо более эргономичными. Также в салоне прибавилось число вещевых полок, есть удобные подстаканники/подбутылочники.
Отзывы о МАЗ-5440М9
В России и СНГ МАЗ-5440М9 пока никто или почти никто не покупает – есть более дешёвые магистальные седельники, да и до перехода на стандарт «Евро-6» нам пока ещё далеко. Но желающие высказаться об этой современной машине, разумеется, есть. В основном, они с сожалением обращают внимание на то, что в основе машины лежат импортные узлы и агрегаты и в ней практически ничего нет отечественного производства.
А также выражают свой скептицизм по поводу качества металла, из которого сделаны эти самые отечественные составляющие – а именно, кабины и рамы. Ведь МАЗ-5440В9 и МАЗ-5440Е9 получили печальную известность именно из-за усиленной коррозии, которой машина начинает покрываться уже в первые годы эксплуатации. Причём мелкие очаги ржавчины заводятся не только в тех местах, куда попадают реагенты, но и сверху кабины, и даже на её задней стенке. Но особенно доставалось, конечно, передним крыльям и кромке решётки радиатора.Хочется верить заверениям производителя, что на новом МАЗе эта проблема решена благодаря более качественной оцинковке и окраске металла.
Стоимость нового грузовика MA3-5440М9
Новый седельный тягач МАЗ-5440М9 стоит в 2019 году у официальных дилеров Минского автомобильного завода от 5 756 000 рублей. Это уровень цен на примерно трёхлетние «одноклассники»-иномарки.
Первым официальным покупателем серийного MA3-5440М9 стало предприятие из белорусского города Барановичи, которое осуществляет регулярные грузоперевозки по различным европейским странам.
На вторичном рынке России и СНГ подержанных автомобилей МАЗ-5440М9 нет.
МАЗ-5440М9 стал первым на постсоветском пространстве магистральным седельным тягачом, с технологической точки зрения способным на равных конкурировать с аналогичной современной техникой европейских производителей. Как уже отмечалось, это МАЗ принципиально нового инжинирингового уровня, и результаты проделанной работы ещё будут использованы в будущем и на других моделях завода. Конечно, хочется верить, что «большая семёрка» европейских производителей грузовиков превратится в «большую восьмёрку», и Минский автозавод станет в один ряд европейскими автокомпаниями, но пока до этого, разумеется, ещё далеко. Речь идёт только о
том, чтобы занять небольшую долю рынка в наиболее небогатых странах Евросоюза – бывших советских республиках и социалистических государствах.
оценивших 13, оценка: 3,92 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Volvo FH13: технические характеристики
- ЗИЛ-433362: Технические характеристики
- КамАЗ-43253: технические характеристики
- Урал-6563: технические характеристики
- КамАЗ-5460: технические характеристики
- Студебекер: технические характеристики
- FAW J6 CA3310: технические характеристики
- Hyundai Porter 2: технические характеристики
- ЗИЛ 4520 (самосвал): технические характеристики
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-132
- BAW Fenix 1044: технические характеристики
- КамАЗ-6460: технические характеристики