Урал-63704 «Торнадо-У»
БРОНЕМАШИНА ПОВЫШЕННОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ
В 2015 году УралАЗ представил два новых грузовика на базе единого шасси, отличающиеся некоторыми особенностями конструкции. На выставках «Армия-2015» и Russia Arms Expo 2015 были показаны автомобили семейства Урал-63704-0010 «Торнадо-У»: «обычный» грузовик повышенной проходимости, и аналогичная машина с новой кабиной, способной защитить экипаж от пуль и осколков.
Оба варианта с разными кабинами построены на базе одного шасси Урал-63704-0010, что сказывается на их характеристиках и предназначении. Обе машины предназначены для вооружённых сил – для перевозки грузов и личного состава, для буксировки оружия, транспортных или специальных прицепов.
За счёт колёсной формулы 6х6 обеспечивается максимально возможная проходимость в различных сложных и экстремальных условиях работы. Две машины «Торнадо-У» отличаются только конструкцией кабины. Максимальная унификация облегчает и производство, и эксплуатацию такой техники.
Буква У значит «Урал», поскольку над техникой данного класса также работают и на КамАЗе.
Особенности и место грузовиков Урал-63704 «Торнадо-У» в линейке моделей завода
Урал-М – он стал основой для нового семейства армейских грузовиков «Мотовоз-М» – с колёсными формулами 4х4 и 6х6 (обе модели – с кабиной Некст), а также ещё и 8х8 (с бескапотной кабиной). «Мотовозы» решено было делать и бронированными тоже: такие бронемашины носят общее название «Ратник». Но грузоподъёмность Урал Некст / Урал-М – не больше 12,5 тонн, что ограничивает и полезную нагрузку, и вес бронированного панциря.
А вот «Урал Торнадо-У» – это грузовик из более тяжёлой весовой категории. Создатели называли его альтернативой КрАЗам, поскольку по характеристикам он сравним с кременчугскими вездеходами: грузоподъемность – 16 тонн, полная масса – все 30 тонн. Но мощность двигателя гораздо выше: 440 л.с.
Но что у него за шасси? Ведь сам УралАЗ не выпускал столь грузоподъёмных мостов! На самом деле, машину построили на базе гражданского бескапотного Урала-6370. Мосты применили венгерские Raba (RABA MAXS), двигатель – ЯМЗ-652 (лицензионный Renault dCi 11 со впрыском Коммон Рэйл), сцепление – немецкое, от компании Sachs, коробка передач (ZF 16S 2220 TD) и раздатка (ZF VG2000) – от германской компании ZF (Zahnrad Fabrik, Friedrichshafen). Как показала практика, подобное широкое применение импортных агрегатов на российской оборонной технике, под многолетнюю пустую болтовню про «импортозамещение» – неоправданно.
Описание и известные цифры технических характеристик
Грузовики «Торнадо-У» имеют типичную для классических машин завода «Урал» капотную компоновку. В передней части рамы устанавливается двигатель, позади которого располагается кабина экипажа. Позади кабины предусматривается место для установки грузовой платформы с тентом, кузовов или фургонов различных типов.
Трёхосное полноприводное шасси Урал-63704-0010 позволяет транспортировать грузы весом до 16 т. При этом полная масса машины может достигать 30 т. При необходимости грузовик способен буксировать прицеп общей массой до 12 т. Во время эксплуатации с полной массой нагрузка распределяется по осям следующим образом: на передний мост приходится 7,5 т, на заднюю тележку – 22,5 т.
Ходовая часть Урал-63704 «Торнадо-У» имеет зависимую подвеску на листовых рессорах. Используются колёса с шинами размера 16.00R20, приспособленные для применения на бездорожье. Имеется двухконтурная пневматическая тормозная система с функцией ABS. Миасский завод окончательно ушёл в данных моделях от пневмогидравлической тормозной системы в пользу чистой пневматики.
Благодаря сравнительно мощному двигателю грузовик «Торнадо-У» может развивать скорость до 100 км/час. Топливные баки ёмкостью не менее 420 литров обеспечивают запас хода на уровне 1000 км. Также обеспечивается подъём на склон в 60 процентов, и преодоление брода глубиной до 1,8 метра.
Хотя «Торнадо-У» вышел существенно тяжелее привычных всем «Уралов», конструкторы сделали все, чтобы сохранить высокий уровень его проходимости. Они применили двухступенчатую раздатку с блокируемым дифференциалом, а также ведущие мосты с центральным и колесным редукторами, средний и задний мосты с блокировкой межколёсных дифференциалов, с межосевой блокировкой на среднем мосту.
К помогающим повышенной проходимости качествам относят также обеспеченный установкой редукторов в мостах дорожный просвет в 400 мм и колеса большого диаметра с шинами с «зубастым» рисунком протектора размерности 16.00R20.
Двигатель и трансмиссия Урал-63704 «Торнадо-У»
Базовое шасси двух новых грузовиков оснащается рядным шестицилиндровым четыёхтактным дизельным двигателем ЯМЗ-652 (он же Renault dCi 11) мощностью 440 лошадиных сил. Расход дизельного топлива – 52 литра на 100 км пути.
Двигатель оснащён турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на транспортном средстве (без системы EGR). Топливная система – аккумуляторного типа. Система обеспечивает давление впрыска 1600 бар.
Рабочий объём двигателя ЯМЗ-652 составляет 11,12 литра. Диаметр цилиндра – 123 мм, ход поршня – 156 мм. Габаритные размеры мотора: длина 1286 мм, ширина 955 мм, высота 1136 мм. Масса двигателя ЯМЗ-652 составляет 970 кг.
Масса двигателя вместе с коробкой переключения передач и сцеплением равна 1338 кг.
С двигателем соединяется 16-ступенчатая механическая коробка передач ZF 16S 2220 TD, после которой крутящий момент поступает на двухступенчатые раздаточные коробки ZF VG2000 с блокируемым межосевым дифференциалом.
Все мосты оснащаются центральными и колесными редукторами. Кроме того, средний мост имеет блокировку межколесного дифференциала и межосевую блокировку. В конструкции заднего моста предусмотрена только блокировка межколёсного дифференциала.
Кабина Урал-63704 «Торнадо-У»
Кабина у этого грузовика каркасно-панельная. При этом часть наружных панелей – двери, капот, крыша – выполнены из композитов. Однако предусмотрена и установка КДЗ – комплекса дополнительной защиты из бронированных панелей. Вход в кабину высокий, но есть и подвесная ступенька, и ручка в дверном проёме. В салоне кабины – три места, а водительское сиденье – подрессоренное. Кабина также оборудована системами вентиляции, отопления и кондиционирования.
Хороший обзор из кабины обеспечивается крупным лобовым стеклом без переплетов и боковыми окнами в дверях. Дополнительное удобство работы экипажа обеспечивается подножками под дверями и оригинальным расположением рычагов открывания дверей. Ввиду высокого расположения кабины рычаги находятся в нижней части дверей.
В варианте с бронированной кабиной, вместо базовой каркасно-панельной кабины грузовик получает броневой модуль с набором необходимого оборудования. По своим габаритам и форме бронированная кабина почти не отличается от своего незащищённого предшественника. Так, самые заметные внешние отличия заключаются в иных рамах стекол в дверях, а также в наличии центрального переплета на лобовом стекле. Кроме того, необходимо отметить наличие круглого люка на крыше кабины. В остеклении дверей имеются амбразуры с заслонками для использования личного стрелкового оружия.
За счет применения броневых панелей, обеспечивается защита 2-го класса. Экипаж защищён от обычного стрелкового оружия, осколков и подрыва взрывного устройства под колесом. Грузовик «Торнадо-У» может получить набор дополнительных модулей бронирования. Комплект таких средств позволит доводить баллистическую защиту машины до 4-го класса.
Двигатель грузовика также может быть защищён бронекапсулой, а под днищем может быть смонтирована противоминная защита. Таким образом, от обстрела из стрелкового оружия и подрыва защищаются не только экипаж и самые важные с точки зрения подвижности агрегаты и узлы, но также и топливный бак.
Два варианта машины Урал-63704 «Торнадо-У» отличаются по предлагаемым для них ролям. Грузовик с каркасно-панельной кабиной, по задумке авторов проекта, должен работать на удалении от зоны боевых действий, где техника не подвергается постоянным и серьёзным рискам.
Автомобиль с бронированной кабиной, в свою очередь, предлагается для использования в зонах со сложной обстановкой, где существует риск нападений из засад и диверсий с применением взрывных устройств. В таком случае машина должна обеспечить выживание экипажа и возможность выхода из-под обстрела.
По поводу названия
В России некоторые военно-промышленные разработки обладают похожими названиями. Только «Тайфунов» в настоящее время существует три: бронемашины повышенной защищенности класса MRAP (с защитой от мин и самодельных взрывных устройств) — КамАЗ 63968 Тайфун-К и Урал-63095 Тайфун-У (литеры «У» и «К» в названии обозначают соответственно «Урал» и «КамАЗ»), а также полноценный бронетранспортер КамАЗ-63969 Тайфун.
С «Торнадо» ситуация не менее разноплановая. На вооружении армии России в настоящее время состоят модернизированные реактивные системы залпового огня (РСЗО) — «Торнадо-Г» и «Торнадо-С». Это модернизированные ещё советские РСЗО 9К51 «Град» калибра 122 мм и РСЗО 9К58 «Смерч» калибра 300 мм (соответственно литеры «Г» и «С» означают названия данных систем).
РСЗО «Град» было смонтировано на шасси грузового автомобиля Урал-4320, которое было создано ещё в 1977 году. Попытки заменить шасси на более современное предпринимались ранее неоднократно. К примеру, в Белоруссии РСЗО БМ-21 «БелГрад» была построена на базе собственного белорусского шасси МАЗ-6317.
Новые Урал-63704 «Торнадо-У» сразу же задействовали в вооружённых конфликтах
Российская армия весной 2022 года задействовала грузовики Урал-63704 «Торнадо-У» в специальной военной операции против украинских националистов. Характерной отличительной особенностью этих грузовиков из Миасса, замеченных на Украине, является наличие расположенной на крыше кабины защищённой установки с 7,62-мм пулемётом ПКМ. Турель на крыше кабины — не самодельная, а вполне заводская.
Также на Украине были замечены Урал-63704 «Торнадо-У» со скорострельной 23-мм зенитной пушкой ЗУ-23-2. Это прозванное в войсках «рогаткой» орудие может доставать цели на высоте в 1 500 метров и на дальности до 2 500 метров. С его помощью можно уничтожать самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты, а также живую силу противника, его автомобильную и лёгкую бронированную технику.
Известно, что их также опробовали в Сирии. В 2021 году несколько автомобилей Урал-63704 «Торнадо-У» на российской авиационной базе Хмеймим принимали участие в параде, посвященном 76-летию Победы в Великой Отечественной войне.
По словам полковника Андрея Колуткова, начальника научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ЦНИИ Минобороны России, «грузовой автомобиль повышенной грузоподъёмности «Торнадо-У», разработанный автомобильным заводом «Урал», в варианте с бронированной кабиной, успешно прошёл сложные испытания в Арктике.
Урал-63704 «Торнадо-У» с гаубицей «Гиацинт» на Украине
Всё это правильно: обычные армейские «Уралы», при всех их достоинствах, уже давно и порядочно устарели. Запоздало, но всё же был взят курс на разработку и внедрение в их конструкцию отечественных компонентов, взамен импортных.
Урал-63704 «Торнадо-У» — такой модели нет на официальном сайте автозавода «Урал», поскольку машина изначально предназначалась сугубо для Российской Армии, а никак не для продажи на «гражданке».
оценивших 132, оценка: 3,05 из 5
Смотрите также статьи по теме
Mitsubishi Fuso Canter: технические характеристики
Fiat Doblo: технические характеристики
ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
ЗИС-151: технические характеристики
ГАЗ-34039: технические характеристики
ЗИЛ-133ГЯ: технические характеристики
МАЗ-64229: технические характеристики
Mercedes-Benz Atego: технические характеристики
Liebherr LTM 1050: технические характеристики
Карьерные самосвалы Volvo
ГАЗон Некст: технические характеристики
МАЗ-6501: технические характеристики