Татра-815 (самосвал): технические характеристики
САМОСВАЛ УНИКАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ОТ «БРАТЬЕВ-СЛАВЯН»
Многие из нас наслышаны о Татре-815. Прежде всего, о нестандартности этого грузовика чуть ли не в каждом узле, но в то же время — о его надёжности, неубиваемости, проходимости… о его хребтовой раме, о дизеле с воздушным охлаждением и разборным коленвалом, и тому подобных оригинальных вещах.
Действительно, Татры-815 отличаются нестандартной конструкцией, которая никогда не использовалась в грузовиках других марок. И к первым «косолапым» чешским самосвалам советские водители отнеслись с явным недоверием. Которое вскоре сменилось на довольно тёплое и доброжелательное отношение. Почему – читайте в данной публикации.
Татра-815 – это обширное семейство грузовых автомобилей чешского производства, которое представлено на мировом рынке с начала 80-х годов. В Советском Союзе самосвалы данной модели были очень популярными и вплоть до недавнего времени прочно удерживали первенство в списке экспортных грузовиков.
Об истории модели и её производителя
Первые грузовики на этом заводе были собраны ещё в 1920 году. Правда, назывались они несколько длиннее, чем сейчас: не «Татра», а «Копрживницка возовка».
Предприятие «Татра», в чешском городе Копрживнице, ведёт свою историю с далёкого 1850 года. Тогда оно выпускало коляски и брички; с 1882-го года — железнодорожные вагоны. Более того, даже один из самых первых в мире легковых автомобилей, под маркой «Президент», был построен именно на этом заводе, в 1897 году.
Правда, страна тогда была здесь другая – Австро-Венгрия, и город назывался по-другому: Нессельдорф. Когда после первой мировой Австро-Венгерская империя рухнула и чехи получили относительную независимость, то город переименовали в Копрживнице, а завод национализировали.
Автомобили назвали «Татрами» после того, как в 20-х годах на испытаниях в горах Татрах грузовики модели «U» показали себя исключительно с хорошей стороны. В честь этой горной системы и стали называться все последующие поколения грузовиков и легковых автомобилей завода (да, до 1989-го года на предприятии выпускали ещё легковые машины премиум-класса, как на нашем ЗИЛе).
Основными моделями компании, ставшими массовыми и определившими её развитие в дальнейшем, стали предшественники Татры-815: Татра-138 (начало выпуска — 1959 год) и Татра-148 (серийное производство стартовало в 1969 году). Уже тогда чешские конструкторы и инженеры смело «шли своим путём». На тяжёлых 12-тонных самосвалах стояли дизельные моторы исключительно с воздушным охлаждением, а передняя подвеска была независимой и торсионной.
Были и другие технологически продвинутые, но уже довольно распространённые решения: гидропривод отключения двухдискового сцепления, электропневматическое устройство переключения раздаточной коробки, трёхсторонняя разгрузка на некотором количестве самосвалов… У Татры-148 появился к тому же и межосевой дифференциал на задней тележке.
На пути к самой массовой модели в истории завода — тяжёлому самосвалу Татра-815 было несколько переходных моделей. В частности, Татра-157 и Татра-813. В серийное производство самосвал Татра-815 поступил в 1983 году — более тридцати лет назад.
Разумеется, сейчас под данным наименованием выпускается уже не тот самый грузовик, что в начале восьмидесятых. За годы выпуска модель пережила несколько модернизаций. Самые крупные – в 1989, 1997, 2000, 2005 и 2010 годах. Немалая часть изменений и доработок всякий раз касалась оснащения кабины самосвала, с повышением комфортности труда водителя, в соответствии с актуальными велениями времени. А двигатели грузовика дорабатывались до соответствия требованиям очередного эко-стандарта «Евро».
15 марта 2013 года компания Татра перешла в частную собственность: была продана на аукционе компании Truck Development, принадлежащей Мареку Галвасу.
В настоящее время Татра производит полноприводные автомобили с колёсными формулами от 4×4 до 12×12 (шестиосные). Как и их «классические» версии из ХХ века, эти машины предназначаются для эксплуатации в тяжёлых дорожных условиях и на полном бездорожье. Несмотря на возможность установки двигателей с жидкостным охлаждением, на абсолютное большинство автомобилей и в наше время устанавливают дизели с воздушным охлаждением.
Обзор серии Татра-815 и основные особенности машин
Модельный ряд самосвалов Татра 815-й серии представлен автомобилями с различной колесной формулой, а именно: 4х4, 6х8, 8х8, 10х8, 10х10, 12х8 и 12х12, и с разной мощностью силового агрегата: от 310 до 820 лошадиных сил.
На советском рынке наибольшее распространение получили три версии самосвала, выполненного на шасси Татра-815:
- с увеличенной ёмкостью кузова и односторонней разгрузкой;
- со специальным кузовом для транспортировки сыпучих, навалочных и жидких материалов;
- со средней вместимостью и трёхсторонней разгрузкой.
Одна из основных особенностей самосвала Татра-815 – это наличие оригинальной хребтовой рамы, создателем принципиальной конструкции которой был Ганс Ледвинка. У чешского самосвала нет лонжеронной рамы: привычной всем «лесенки» классической конструкции.
Хребтовая рама имеет чрезвычайно высокую жёсткость на кручение, что позволяет разгружаться не только на ровных площадках, но и там, где самосвал стоит под значительным углом. Тут равных Татре-815, пожалуй, и нет совсем. Кстати, рама нашей старой доброй «полуторки» имеет сходное строение – там кардан тоже спрятан в толкающую трубу и также используются торсионы.
Следующая особенность — сочетание полного привода (на все мосты) и независимой подвески с качающимися полуосями. Здесь – независимая торсионная подвеска передних колёс и рессоры на задней тележке, причём без балансиров. Нетипичная для подобных тяжёлых машин полностью независимая подвеска колёс делает автомобили Татре-815 лидером по проходимости среди всех самосвалов до 25-ти тонн.
Уникальность Татры-815 состоит также в комплектации данных машин дизельными двигателями с воздушным, а не жидкостным охлаждением. Топливный насос высокого давления на них – тоже полностью оригинальной конструкции, соединённый из различных сегментов линейный, с коленвалом на роликовых подшипниках. Он также является единственным в своём роде решением, применяемым исключительно на грузовиках чешского производителя. Не менее особенная тормозная пневмосистема Татры-815, оснащённая энергоаккумуляторами, не оставляет машине шанса сорваться с ручника.
Ещё одна особенность – необычное конструктивное решение завода Tatra по способу нейтрализации выхлопных газов, для доведения мотора до соответствия актуальному экологическому стандарту. В отличие от немецких и скандинавских грузовиков, инженеры Татры вместо высокотехнологичной рециркуляционной системы использовали SCR (мочевинный способ вывода выхлопных газов).
Основные модификации и двигатели самосвалов Татра-815
Татра всегда делала полноприводные грузовики и их эксплуатация осуществлялась в основном на бездорожье. Поэтому более чем странным, на первый взгляд, выглядит решение конструкторов использовать на таких машинах моторы с воздушным охлаждением. Казалось бы, у таких двигателей и рабочий ресурс по умолчанию ниже, да и перегреть их в тяжёлых условиях легче. Однако нет, с двигателями Татры-815 всё в порядке: они зарекомендовали себя как чрезвычайно надёжные и долговечные.
С одной стороны, использование таких моторов – это преимущество, поскольку конструктивно они проще. Но с другой стороны, обеспечить оптимальный температурный режим для их работы сложнее. Такой мотор надо «крутить», он любит высокие обороты и «сквозняк». Советские водители, севшие за руль первых в СССР Татр-815, – водители, привыкнувшие к традиционной езде «внатяг» на низкооборотистых дизелях жидкостного охлаждения, поперегревали эти оригинальные моторы.
Поэтому, помимо «воздушников», на 815-е начали ставить и традиционные, жидкостного охлаждения двигатели. И немалая часть этих машин до сих пор ездят с ярославскими дизелями (чаще всего, это ЯМЗ-238). Впрочем, при работе в условиях Крайнего Севера, Сибири или Дальнего Востока перегреть и двигатель воздушного охлаждения риск невелик.
Сейчас Tatra Trucks A.S. продолжает производить грузовые автомобили с V-образными дизельными двигателями воздушного охлаждения на 8, 10 или 12 цилиндров (+ V12 Турбо) удовлетворяющие экологическим стандартам «Евро-3», Евро-4», «Евро-5». Силовые установки Татра-815 оборудованы системой непосредственного впрыска топлива и кулером всасываемого воздуха, монтируемым прямо над силовой установкой. Агрегат также оснащается механическим линейным ТНВД с коленвалом на роликовых подшипниках. Как уже было отмечено, уникальной конструкции.
Основные модификации Татры-815 следующие:
- Татра Т-815 – 2A0S01 – самосвал, оборудованный кузовом с обогревом и односторонней разгрузкой, объёмом 10 кубометров. Грузоподъёмность данной модели составляет 17 тонн. Автомобиль комплектуется 8-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 12,7 литров и мощностью 321 л.с. Трансмиссия – 12-ступенчатая, синхронизированная. Передняя ось является управляемой, задняя – ведущей, обе – с качающимися полуосями. Укороченная откидывающаяся кабина расположена над двигателем и рассчитана на 2 человек.
- Татра Т-815 – 290S24 – грузовик, также имеющей самосвальную платформу, обогреваемую выхлопными газами и разгружаемую через задний борт. Геометрический объём кузова составляет 12 кубометров. При снаряжённой массе автомобиля в 13,5 тонн, его грузоподъёмность составляет 19,5 тонн. Мощность двигателя – 402 л.с.
- Татра Т-815 – 290S84 – самосвал с колёсной формулой 8х8, также имеющий кузов с односторонней разгрузкой через задний борт и обогревом выхлопными газами. Объём грузовой платформы может быть 14 или 16 кубометров – на эту модель ставятся два вида кузова. Грузоподъёмность, при использовании платформы 16 кубометров, составляет 24,6 тонн. Мощность двигателя – 402 л.с.
- Самосвал Татра Т 815 – 280S45 снабжен грузовой платформой без обогрева с возможностью трёхсторонней разгрузки; а также используется для тяги прицепа такого же объёма (8 кубометров), и также с трёхсторонней разгрузкой. Грузоподъемность такой Татры-815 – 9,5 тонн, плюс столько же груза можно везти в прицепе. Колёсная формула самосвала – 4х4. Мощность двигателя – 362 л.с.
- Татра Т 815 – 280S25 также имеет кузов с трёхсторонней разгрузкой и также предназначен для тяги прицепа. Вместимость кузова данной модели – 9 кубометров, грузоподъёмность – 16,4 тонны. Мощность двигателя – 362 л.с.
Коробка передач этого самосвала Татра-815 – синхронизированная, включает 10 передач переднего и 2 заднего хода. Дополнительная понижающая коробка передач позволяет переключать передачи на неподвижно стоящем автомобиле.
В передней части двигателя Татры-815 установлена турбина, которая отвечает за охлаждение мотора. Позади блока – радиатора, в котором охлаждается моторное масло. Все головки блока раздельные – при ремонте не придётся снимать большую головку блока.
Немного цифр. Десятицилиндровый дизель Татры-815 – ТЗ-929 имеет те же соотношения диаметра цилиндра и хода поршня, как и все остальные силовые агрегаты из тех, что ставили на ранние 815-е Татры: 120х140 мм. Мощность его составляет 283 л. с., рабочий объём – 15,8 л. Помимо такого двигателя, на эксплуатирующихся в нашей стране Татрах-815 можно встретить дизели ТЗ-928 V8 (12,7 л, 231 л. с.), ТЗ-930-30 V12 (19 л, 320 л. с.) и «ТЗ-930-53» (19 л, 360 л. с.).
В состав так называемого «северного пакета» входят электрический подогрев масла в картере и самого двигателя. Также предусмотрен специальный чехол для обогрева аккумулятора.
Для клиентов, не желающих иметь дело с дизелями воздушного охлаждения, на современных Татрах также доступны силовые установки V10 и V12 от производителей Камминз и Дойтц. Они имеют номинальную мощность 350 и 590 л.с.; максимальный крутящий момент 1550 и 2750 Нм.
Трансмиссия и подвеска Татра-815
Синхронизированная коробка передач имеет 14 передач переднего и 2 передачи заднего хода. Есть возможность установки дополнительной понижающей трансмиссии с функцией переключения передач на ходу. Сцепление – однодисковое. Передняя ось имеет блокировку дифференциала и отключаемый привод, задняя ось — комбинированную подвеску, установлена на пневмобаллонах и листовых рессорах.
Теперь подробнее о конструкции хребтовой рамы. Рамы такого типа отличаются повышенной жёсткостью и сопротивлению на скручивание, что обеспечивает Татрам-815 значительные показатели по грузоподъёмности. Также данная рама позволяет создавать многоосевую конструкцию, добиваясь дополнительного повышения грузоподъёмности, при этом не особенно усложняя саму конструкцию рамы.
Хребтовая рама имеет центральную балку, к которой присоединен силовой агрегат и трансмиссия, а также к ней прикрепляются полуоси. За счет удлинения центральной балки существует возможность создания самосвалов с колёсной формулой до 12х12. Хотя машины с таким количеством мостов – конечно, редкость, и создаются они по особым заказам.
Вращение от двигателя при использовании хребтовой рамы передается на редуктор и колеса при помощи тонкого вала, а не карданного. Он заключён внутри трансмиссионной трубы, именно поэтому ресурс его работы очень велик: он защищен от различного рода посторонних механических воздействий, находится в благоприятной среде.
Есть, конечно, в конструкции хребтовой рамы и свои недостатки. Это, прежде всего, сложность при выполнении капитального ремонта. Поскольку приводные валы располагаются внутри центральной балки рамы, доступ к ним ограничен.
Технические характеристики в цифрах
- Высота по кабине – 1 970 мм;
- Ширина по погрузочной платформе – 2 400 мм;
- Длина погрузочной платформы – 4 310 мм; её высота растёт, расширяя грузоподъёмность, и варьируется в широких пределах;
- Полная масса – 28500 кг;
- Допустимая нагрузка на переднюю ось – 6300 кг;
- Нагрузка на заднюю ось – 22200 кг;
- Максимальная скорость – 90 км в час;
- Объём топливного бака – 320 литров;
- Штатный расход дизтоплива – 45 литров на 100 км.
Кабина самосвала Татра-815
Рабочее место водителя Татры-815 оснащено пневматическим креслом, которое можно легко отрегулировать под свои антропометрические особенности. Все органы управления находятся в зоне доступности. Уровень вибрации и шума в кабине сведен к минимуму, что положительным образом сказывается на комфорте.
Относительно небольшие габариты автомобиля и кабины предоставляют возможность водителю без каких-либо проблем следить за окружающим пространством, причём не только за его фронтальной частью, но также с двух сторон, и даже позади грузовика. Даже если к грузовику Татра-815 присоединён прицеп, то обзор не является ограниченным.
Особого внимания заслуживает спидометр на центральной части приборной панели. Его оригинальным образом объединили с циферблатом механических часов, на котором, надо признаться, времени не очень-то видно. Но главная их «изюминка» не в этом. Эти часы надо заводить, как любые другие механические часы, откидывая для этого спидометр!
Ещё одна особенность кабины Татры-815 – это канистра в ногах у пассажира. Которая и не канистра совсем, а бачок стеклоомывателя. В кабине его содержимое не замёрзнет, поэтому расположить бачок чехи решили именно здесь.
Самосвал отличается возможностью установки разных вариантов кабины. Это может быть базовая версия, либо особая расширенная, которая имеет небольшое пространство за водительским сиденьем, пригодное для организации места отдыха.
Кроме того, имеется возможность приобретения самосвала Татры-815 со сдвоенной четырёхдверной кабиной, которая даёт возможность перевозить одновременно по 6 человек «экипажа». Чешский завод выпускает также особые заниженные кабины, применяемые в машинах, на которых устанавливают автокраны. За кабиной – механизм её опрокидывания. С его же помощью можно снять и запаску из-за кабины.
На современных версиях самосвалов в кабине установлен кондиционер. Конечно, по уровню комфорта и эргономики кабину Татры-815 нет смысла сравнивать с современными машинами немецкого производства. Но по сравнению с КамАЗами прежних лет, Татра, конечно, гораздо комфортнее. В её кабине практически нет вибраций, отсутствует рычание мотора, тормоза работают адекватно, без задержек, свойственных пневматическим системам не новых самосвалов.
Отзывы о самосвалах Татра-815
По словам некоторых опытных работников грузового автосервиса, Татра-815 – это, несомненно, один из лучших грузовиков на отечественном рынке. Как главное преимущество 815-й Татры отмечается её надёжность, и если специально не «гробить» автомобиль, то он исправно прослужит долгие годы. Владельцам и водителям данного самосвала советуют соблюдать определённую последовательность переключения передач, то есть не допускать рывков и не рвать сцепление.
Работниками автосервиса замечено, что листы рессор хватает на 250-270 тысяч километров, а затем они выпрямляются и трескаются из-за нагрузки. Но это скорее является плюсом, так как их замена при подобном пробеге исключает аварийный ремонт. Как отмечает один владелец Татры-815, снятие и установка рессор проходит быстро, но частого вмешательства тележка не требует.
Из выявленных недостатков Татры-815 модели отмечается расположение датчика антиблокировочной системы, который из-за езды по бездорожью покрывается грязью, и зазор между им и гребёнкой уменьшается. К минусам Татры относят и солидный расход горючего.
Ремонтировать мотор Татры гораздо проще, чем многие другие. Доступ к его агрегатам настолько удобен, что даже серьёзные работы можно производить без снятия двигателя. Кабина Татры-815, несмотря на всю свою простоту и аскетичность, заслуживает высоких похвал от абсолютного большинства водителей и владельцев. По их отзывам, поначалу «создаётся стойкое впечатление, что она гораздо просторнее внутри, чем выглядит снаружи». Как известно, это один из верных признаков любого хорошего автомобиля.
Ещё Татры-815 прославились одной интересной особенностью: они могут ехать без одного переднего колеса. Это неоднократно было проверено советскими и российскими шоферами. Лопнувшая шина на грузовике – это, к сожалению, не редкость и зачастую серьёзная проблема, надолго ставящая машину на обочину. Татра-815 в любом случае дотащит до АТП. Однако минус у машины, конечно, есть – в нагруженном виде она управляется ощутимо хуже, но к этому можно привыкнуть и приспособиться.
По поводу надёжности деталей передней подвески, которых не встретишь на других грузовиках – торсионов – тоже есть разные мнения. Кто-то говорит, что их легко сломать при наезде на препятствие одним колесом, в особенности, если машина гружёная. Кто-то считает, что эти поломки случаются при плохой работе амортизаторов, когда вследствие повышенной раскачки ломаются торсионы.
Говорят, что легко можно сломать и пыльники – защитные чехлы двух приводов, выходящих из картера. Достаточно будет одного неудачного наезда на арматуру – и пыльника нет. Менять его – удовольствие сомнительное, но ведь сломать привод, естественно, – ещё более скверный вариант. Это действительно можно записать в недостатки самосвала.
В целом, благодаря непревзойдённой жёсткости хребтовой рамы можно смело ехать на любой откос с диагональным вывешиванием, и Татра-815 от этого не перекашивается, как многие другие тяжёлые автомобили.
Итак, Татра-815 был и остаётся самым уникальным в своём роде тяжёлым самосвалом в мире. Разумеется, инженеров-разработчиков машины – граждан социалистической Чехословакии – нельзя заподозрить в маркетинговых трюках: все технологические решения вполне реальны, а не «рекламны», и подчинены чистой прагматике. И можно сделать вывод, что они успешно прошли проверку временем, потому что самосвал Татра-815 отмечает 40-летний юбилей на конвейере.
оценивших 36, оценка: 4,11 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Урал-43206: технические характеристики
- Volvo F12: технические характеристики
- Грузовики Volvo: модельный ряд
- Isuzu Elf: технические характеристики
- ЗИЛ-4972: технические характеристики
- Mercedes-Benz Unimog: технические характеристики
- МЗКТ-65151: технические характеристики
- Урал-4320: технические характеристики
- Isuzu NPR 75: технические характеристики
- ГАЗ-34039: технические характеристики
- SANY STC 250-5: технические характеристики
- ГАЗ-69: технические характеристики