МАЗ-7916: технические характеристики
ВТОРОЕ ШЕСТИОСНОЕ СЕМЕЙСТВО В ИСТОРИИ МИНСКИХ РАКЕТОНОСЦЕВ
МАЗ-7916 – это семейство пяти и шестиосных тяжёлых грузовых автомобилей с колёсными формулами 10х8, 12х10, 12х12, которые серийно производились специально для ракетных частей стратегического назначения с 1972 года. Конструкцией данные автомобили схожи с моделью МАЗ-543: расположенный спереди, между двумя стеклопластиковыми кабинами, двигатель; поворотные первые три оси. На шасси МАЗ-7916 размещались самоходные пусковые установки ракетных комплексов «Темп» и «Пионер». Машина имела 12 односкатных колёс, оснащённых широкопрофильными шинами.
Ракетоносец специального стратегического назначения
В конце 1970-х годов в УГК-2 под руководством Владимира Ефимовича Чвялева (будущего главного конструктора МЗКТ) было спроектировано новое специальное тяжёлое шасси МАЗ-7916 для перевозки ракетных пусковых установок. Его грузоподъёмность составляла 63 тонны. Проектировался он под конкретное вооружение – в качестве пусковой установки ракетного комплекса 15П642 «Темп-2C» с МБР 15Ж42.
«Темп-2С» был советским подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) стратегического назначения, с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой. Он был предназначен для нанесения ударов по хорошо защищённым средствами ПВО и ПРО; расположенным в глубине территории противника важнейшим объектам его военной и промышленной инфраструктуры.
Годы разработки: 1965–1976; стоял на вооружении советских РВСН с 1976-го по 1985-й год. Всего этим комплексом было вооружено семь полков ракетных войск стратегического назначения.
На основе ракетного комплекса «Темп-2С» был создан ракетный комплекс «Пионер» с баллистической ракетой средней дальности. Он стоял на вооружении до 1991 года.
Место модели МАЗ-7916 в производственной линейке завода
Новый ракетовоз был создан на базе уже производившихся автомобилей МАЗ-7905 и МАЗ-547А, однако получил новые агрегаты и иной, «умеренный» передний свес рамы, который составлял всего лишь З960 мм. Создавалась новая модель с учётом выявленных в процессе эксплуатации недостатков предыдущих машин данного типа.
В частности, в процессе эксплуатации грузовиков МАЗ-547В с ракетными комплексами «Пионер» проявился ряд серьезных недостатков. А именно, неудачное размещение специального технологического оборудования, две тесные и неудобные одноместные кабины для водителя и командира экипажа, одна из которых была приподнятой и не обеспечивала широкого обзора, а также отличалась серьёзной вибрацией. При этом вообще не было предусмотрено постоянного собственного места для третьего члена экипажа — оператора пусковой установки.
В 1980 году в УГК-2 Минского автомобильного завода был разработан шестиосный автомобиль МАЗ-7905 грузоподъёмностью в 58 тонн, созданный на шасси 547А и на некоторое время занявший промежуточное положение между грузовиками 547-й серии и новейшим семейством семиосных ракетных шасси.
Учитывая, что его главной задачей являлась замена грузовика МАЗ-547В, на новом шасси передний свес был удлинён почти до 5 метров, и на него были перенесены технологическое спецоборудование и 2 идентичные одноместные кабины от модели 547А. Это решение полностью ликвидировало вибрации в кабинах, улучшить условия работы экипажа, с достижением невероятно высокой плавности хода. Свидетели тех событий с удивлением и удовольствием вспоминали, что эта плавность хода оказалась настолько выразительной, что во время движения водителей иногда укачивало и тянуло в сон, а оставленные на плоских поверхностях мелкие предметы оставались на месте в течение всего испытательного цикла.
Однако вот существенно угол преодолеваемого подъема заметно сократился, а возможности проходимости серьезно пострадали. Но на нормальных грунтовых дорогах эти качества определяющими не являлись.
Самой главной технологической новинкой грузовика МАЗ-7905 стало применение двигателя В-58-7 V12 танкового типа – мощностью 710 лошадиных сил. Полная масса шасси данной модели составила 30 тонн.
До 1982-го года было собрано шесть опытных машин МАЗ-7905, которые поступили на государственные испытания в 21-е НИИИ, и в то же время на 5-ти из них в опытном порядке стартовал монтаж ракетных систем «Пионер УТТХ». Однако результаты испытаний оказались не впечатляющими: они продемонстрировали ухудшение показателей шасси по проходимости и маневренности, недостаточную полезную нагрузку и плохую управляемость.
Следствием чего и стало закрытию данного проекта. Предпочтение было отдано МАЗ-7916.
Данный новый и передовой вариант грузовика-ракетоносца послужил хорошей опытной базой для опробования перспективных конструктивных идей и кабин, для изучения возможностей применения новых дизельных силовых агрегатов – с последующим воплощением выработанных в ходе эксплуатации результатов на семиосном ракетном шасси МАЗ-7917.
Однако в итоге, в соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанным Горбачёвым и Рейганом в декабре 1987 года, все эти ракетные комплексы были уничтожены. Их в буквальном смысле слова варварская Ликвидация была какой-то варварской: заднюю часть рамы отрезали на длину 78 см (как раз то место в автомобиле, где были смонтированы подъёмный и опорный механизмы ракеты). Впоследствии этот способ заменили на более простой, дешёвый и менее трудоёмкий метод взрывания ракет непосредственно внутри пусковых контейнеров.
Проекту, таким образом, пришёл конец, однако в результате работ по дальнейшему поэтапному развитию систем «Темп-2С» и «Пионер» в 1980-х годах был создан мобильный ракетный комплекс 15П158 «Тополь».
Но вернёмся назад, к началу производства грузовиков МАЗ-7916.
Об истории создания и производства МАЗ-7916
Первый опытный образец тяжёлого грузовика МАЗ-7916 был построен в ноябре 1979-го года, а потом вслед за ним последовали ещё четыре опытных шасси. Все эти автомобили оборудовали дизельным силовым агрегатом В-58-7 мощностью в 710 лошадиных сил, модернизированным гидротрансформатором, четырёхступенчатой гидромеханической трансмиссией (используемой в 547-й серии), ведущими мостами с допустимой нагрузкой по 14,7 тонны на каждый и системой регулирования давления в шинах.
В сравнении с предшественниками – грузовыми автомобилями МАЗ-547 – снаряжённая масса модели МАЗ-7916 выросла на четыре с половиной тонны, достигнув 32-х тонн. Её габаритная длина увеличилась на 820 мм и достигла величины 16 320 мм. Минимальный радиус поворота увеличился с 22-х до 27 метров, наибольшая скорость по шоссе составляла 45 км/час. Эксплуатационные испытания шасси МАЗ-7916 выдержало с успехом.
Имеются сведения, что их результатам в последующие годы в Минске была произведена следующая партия – двадцать шесть машин, специально рассчитанных на монтаж оснащения модернизированной пусковой установки СРК «Пионер-3» нового поколения.
Подвижный ракетный комплекс «Пионер-3» среднего радиуса действия (до 7,5 тысяч километров) разрабатывался с 1983 года и размещался на специально подготовленном шасси МАЗ-7916, переоборудованием которого занимался оборонный завод «Баррикады» в городе Волгограде.
Комплекс имел два опытных базовых исполнения, с различными видами новых семнадцатиметровых ракет: вариант 15П655 с моноблочной ракетой 15Ж55 с термоядерной головной частью и 15П657 с ракетой 15Ж57, оборудованной тремя разделяющимися боеголовками индивидуального наведения.
Конкретные полигонные испытания данный ракетный комплекс прошёл в мае 1985 года, вслед за которыми в 1988-м году были проведены его окончательные государственные испытания. В отличие от предшествующих ему систем первых лет выпуска, «Пионер-3» оборудовался новой аппаратурой управления и обрёл повышенную точность в стрельбе.
Комплекс снабжался новыми системами прицеливания, управления пусковой установкой с бортовой цифровой вычислительной машиной и гидростабилизированной платформой на основе поплавковых гироприборов, которые обеспечивали строго горизонтальное положение ракеты при несении боевого дежурства и заданную точность стрельбы без разворота всей установки.
Полная масса СПУ составляла 83 т, максимально допустимая скорость передвижения – 40 км/ч.
Пусковая установка на шасси МАЗ-7916 имела в своей кормовой части устройства, предназначенные для приведения транспортно-пускового контейнера из походного положения в боевое положение и обратно. Дополнительно автомобиль оборудовался специальными гидравлическими домкратами, которые использовались для разгрузки ходовой части, горизонтирования и обеспечения устойчивости пусковой установки при выполнении пуска ракеты.
В целом, МАЗ-7916 сохранил компоновочные решения шасси 547-й модели МАЗа. По своему внешнему виду эта новая машина отличалась от предшественников только несколько бо́льшими габаритами и кабинами экипажа новой конструкции. Расчетный пробег составил не менее 18 тысяч километров, в части силового агрегата – 500 моточасов, а гарантийный срок эксплуатации и хранения – десять лет.
В перспективном производственном плане на 1986-1990 годы планировалось спроектировать ещё более передовой и совершенный ракетный комплекс «Пионер-4», однако данные разработки были прерваны и окончательно перечёркнуты подписанием в декабре 1987-го Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США. В результате него, все работы по новым ракетным системам и шасси были прекращены, и до мая 1991 года несколько опытных образцов СПУ «Пионер-3» были уничтожены вместе с остальными системами «Пионер» первых выпусков.
А автомобили МАЗ-7916 от них отправились «на консервацию». Проще говоря, были оставлены ржаветь под открытым небом в воинских частях, которые в ходе военных реформ ждало расформирование. Те МАЗ-7916, которые сохранились на такой «консервации», постепенно заросли кустарником и деревьями и начали неудержимо растаскиваться на металлолом.
Несколько шасси МАЗ-7916 были проданы в Пакистан, где в переделанном виде, со специальными кузовными надстройками и кабинами, стали носителями тамошних стратегических ракетных систем «Шахин» и «Хатф Бабур». А в КНДР на самостоятельно доработанном варианте тяжелого шасси, сочетавшего в себе элементы автомобилей МАЗ-7916 и МАЗ-547В, стали монтировать оборудование пусковых установок с баллистическими ракетами «Мусудан».
Лишь малому количеству этих многоосных повезло больше, чем другим: их шасси после демонтажа специального военного оборудования, было использовано в гражданских целях: для монтажа кранового оборудования большой грузоподъемности (КС-7571). Переоборудование ракетовозов в краны большой грузоподъёмности (25 тонн) было произведено на Одесском заводе имени Январского восстания, в содружестве с фирмой Liebherr.
Кроме того, в 1994 году на базе данного шасси был создан многоосный грузовик МЗКТ-79161 – пятидесятитонный вариант автомобиля, предназначенный для монтажа военного и гражданского спецоборудования. С итоге, было выпущено целых две модели исполинских автокранов: КС-5571 – военного назначения; а на его основе – КС-5573, уже гражданского назначения. Но это были, разумеется, буквально штучные экземпляры, раритетные.
Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал также единичные образцы тяжёлого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъёмностью до ста тонн с длиной стрелы сорок метров. Этот супер-кран использовался в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжёлых грузов на подводные лодки.
Модификации семейства
Наряду с МАЗ-7916, в начале 1980-х годов в качестве перспективной замены прежнему шасси 547В в Минске было изготовлено несколько опытных грузовиков МАЗ-7905 с усовершенствованным 710-сильным дизелем и двумя одноместными кабинами, которые были вынесены далеко вперёд, на передний свес рамы.
После завершения их испытаний, было принято решение о постановке на серийное производство модернизированного варианта МАЗ-7916, с кабинами для всех трёх членов экипажа, на котором впоследствии и монтировались СПУ усовершенствованного ракетного комплекса «Пионер-3».
- МАЗ-547 – стартовая модификация шасси, с колёсной формулой 10х8. До её серийного производства дело не дошло, в связи с необходимостью увеличения грузоподъёмности шасси, из-за роста массы самой ракеты в ходе проектирования ракетного комплекса «Темп-2С». Опытные экземпляры, с двигателем В-З8 мощностью 478 кВт, были изготовлены в 1968 году.
- МАЗ-547А – модификация шасси, которая стала базовым вариантом, с увеличенным на одну единицу количеством осей (12 × 10) и соответственно увеличенной длиной агрегата под возросшую с 32-х до почти 41-й тонны массу ракеты. Опытные экземпляры были выпущены в 1970 году, а в серийное производство модель пошла в 1971 году.
- МАЗ-547Б – модификация шасси с колёсной формулой 12х12, с силовым агрегатом В-38, опытные экземпляры которого были изготовлены в 1973 году.
- МАЗ-547В – полноприводное шасси колёсной формулы 12х12, которое было разработано для применения в самоходной пусковой установке 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Мотор при этом остался тем же – В-38, изменена была правая кабина. Опытные экземпляры этого шасси были изготовлены в 1974 году, в следующем году модель была запущена в серийное производство.
- МАЗ-547Д – экспериментальное полноприводное шасси с газотурбинным двигателем (ГТД) завода имени Климова мощностью 584,6 кВт. Опытные образцы данной модели были изготовлены в 1976 году.
- МАЗ-547Э – экспериментальное полноприводное шасси с газотурбинным двигателем и алюминиевой рамой. Его опытные образцы были выпущены в 1980 году.
- МАЗ-7916 – созданная в 1980 году модель, при модернизации комплекса «Пионер». В целом, схема осталось той же, грузовик был полноприводным, только в очередной раз изменилась конструкция его кабин.
Танковый дизельный двигатель В-58-7
Автомобиль оборудован четырёхтактным, V-образным, 12-цилиндровым многотопливным дизельным двигателем жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом, с непосредственным впрыском дизтоплива.
Его основные технические параметры таковы:
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске: 522 кВт (710 лошадиных сил).
- Частота вращения: 33,3 с-1 (2000 об/мин).
- Запас крутящего момента: 18 процентов.
- Удельный расход дизтоплива: 225 г/кВт*ч (165 г/л.с.*ч).
- Масса двигателя: 1100 кг.
- Удельная мощность: 0,47 кВт/кг (0,64 л.с./кг).
- Диаметр цилиндра: 150,0 мм.
- Ход поршня в цилиндре с главным шатуном: 180,0 мм.
- Ход поршня в цилиндре с прицепным шатуном: 186,7 мм.
- Рабочий объём: 38,88 литров.
- Минимальная температура надёжного пуска мотора без привлечения предварительного разогрева: 5°C.
- Допустимые условия эксплуатации двигателя В-58-7: температура окружающего воздуха – от -50°С до +50°С, относительная влажность воздуха – до 98%, при 20°С, высота над уровнем моря – до 2000 метров.
- Порядок чередования вспышек – равномерный, через 60 градусов поворота коленвала.
- Степень уравновешенности – полная динамическая уравновешенность.
Технические характеристики МАЗ-7916 в цифрах
- Длина – 16320 мм
- Колёсная формула: 10х8, 12х10 или 12х12.
- Мощность двигателя: 710 лошадиных сил.
- Снаряжённая масса – 32000 кг.
- Грузоподъёмность – 63000 кг.
- Полная масса – 95000 кг.
- Максимальная скорость, при передвижении по шоссе – 45 км/час.
- Запас топлива – 825 литров.
- Запас хода автомобиля – 400 километров.
оценивших 15, оценка: 3,20 из 5
Смотрите также статьи по теме
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- КамАЗ-43118: технические характеристики
- DAF 105 XF: технические характеристики
- МАЗ-5440: технические характеристики
- МАЗ-5337: технические характеристики
- БелАЗ-7547: технические характеристики
- ЗИЛ-164: технические характеристики
- Scania G400: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики
- HINO-700: технические характеристики
- МАЗ-5549: технические характеристики
- ЗИЛ-133ГЯ: технические характеристики