ЗИЛ-431410: технические характеристики
ПОТОМОК СТО ТРИДЦАТОГО
В 1986 году самый массовый грузовик Завода имени Лихачёва – ЗИЛ-130 получил новое наименование. Согласно введённому ОСТу 37.001.269-83, автомобилю был присвоен индекс ЗИЛ-431410.
Переменилось не только название: в конструкцию машины был внесён целый ряд изменений, призванных упрочить позиции чрезвычайно удачного, но стремительно устаревавшего грузовика.
В итоге, ЗИЛ-431410 пережил и само своё славное предприятие, шагнув в XXI век уже в другом облике. На лихачёвском заводе его выпуск прекратили в 1994-м году. А на Урале он производился вплоть до 2014-го (включительно), с передком и оперением от другого славного ветерана – ЗИЛ-131.
История модели ЗИЛ-431410
ЗИЛ-130 считался (причём вполне заслуженно) моделью настолько совершенной, что его модернизация происходила не революционным, а эволюционным путём. И, хотя во внешнем облике существенных изменений не отмечалось, нововведения были регулярными и существенными.
Каждые три года, с начала 70-х, ЗИЛ-130 проходил государственную аттестацию на Знак качества. И эти мероприятия не были простой формальностью: нельзя было пройти аттестацию без значительных улучшений и нововведений в конструкции. Повышалась грузоподъёмность, маневренность, точность управления автомобилем. Вот и модификация 1986 года, – ЗИЛ-431410, был внешне всё тот же сто тридцатый, «только лучше». С новым мотором и рядом других отличий, о которых пойдёт речь в следующем разделе.
ЗИЛ-431410 производили в столице девять лет, с января 1986 года. «Последний из могикан» московского племени сто тридцатых – ЗИЛ-431410 сошёл с конвейера Завода имени Лихачёва 30 декабря 1994 года.
Однако это ещё не стало полным прекращением производства данной модели. С 1991 года выпуск ЗИЛ-431410 производился также в городе Новоуральске Свердловской области, на автомоторном заводе, который до этого собирал только армейский ЗИЛ-131.
Разумеется, масштабы этого предприятия с лихачёвским заводом несопоставимы, но тоже достаточно внушительны. Производственные мощности новоуральского автомоторного завода рассчитаны на изготовление 20 тысяч грузовиков и 40 тысяч двигателей в год! Оборудование завода позволяет самостоятельно изготавливать все узлы и агрегаты обоих семейств – и 131-го, и 130-го, за исключением редукторов ведущих мостов, которые поставляются извне.
Устаревший, но невероятно выносливый и надёжный, простой и неприхотливый в эксплуатации, и, к тому же, доступный по цене грузовик-шеститонник продолжал пользоваться стабильным спросом вплоть до начала 2010-х годов. Пока был спрос – продолжалось и его производство. Но теперь точка в истории модели поставлена. В 2014 году ЗИЛ-431410 был с причитающимся ему почётом окончательно отправлен «на пенсию».
Технические характеристики ЗИЛ-431410 и его отличия от прежних ЗИЛ-130
Двигатель ЗИЛ-508.10; его системы питания и зажигания
ЗИЛ-431410 был оснащён усовершенствованным двигателем ЗИЛ-508.10 с новой головкой блока цилиндров (130-1003012-20); с винтовыми впускными каналами и уменьшенным объёмом камер сгорания, в результате чего степень сжатия была увеличена до 7,1. Горючее осталось тем же – низкооктановый бензин А-76.
Этот же мотор, кстати, так и остался основным также и для ЗИЛ-4331 – преемника ЗИЛ-130 и ЗИЛ-431410. Несмотря на «наполеоновские» планы сделать ЗИЛ-4331 родоначальником нового семейства современных экономичных дизельных грузовиков.
На автомобиле стали монтировать новые карбюраторы К-88АТ, воздушные фильтры ВМ-21 и распределители зажигания 46.3706. На некоторую часть грузовиков ЗИЛ-431410 устанавливался карбюратор К-90 с системой автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода (САУ ЭПХХ), с электронным управлением. В этом карбюраторе подача топлива в каналы системы холостого хода регулировалась электромагнитными клапанами, управлявшимися электронным блоком управления.
В блок управления поступали сигналы от датчика частоты вращения коленчатого вала, в качестве которого использовался распределитель зажигания, датчика углового положения дроссельных заслонок и датчика температуры охлаждающей жидкости, в соответствии с которыми он выдавал команды на включение клапанов. Система срабатывала в режиме принудительного холостого хода (при торможении двигателем).
Кроме этого, на данном двигателе была внедрена замкнутая система вентиляции картера, которая совершенно исключала выброс картерных газов в окружающую среду. Поэтому был выведен из употребления фильтр вентиляции картера, располагавшийся в маслозаливной горловине, с этого времени оборудованной глухой крышкой. Очищенный воздух поступал в картер сквозь горловину через шланг, подключённый к воздушному фильтру двигателя.
Вместо 3-трёх компрессионных колец на поршнях ЗИЛовского двигателя начали устанавливать 2 из легированного чугуна повышенной прочности (верхнее – хромированное). Было ликвидировано заливное (смотровое) отверстие в верхней части картера главной передачи двухступенчатого заднего моста, а его роль стало исполнять контрольное отверстие в задней крышке картера. Существенный процент автомашин начали оборудовать бесконтактной системой зажигания.
Характеристики двигателя ЗИЛ-508.10
- Количество цилиндров – 8; клапанов – 16;
- Рабочий объём – 6 литров;
- Диаметр цилиндра 100 мм. Ход поршня – 95 мм.
- Максимальная мощность, при 3 200 об/мин – 150 л. с.
- Степень сжатия: 7,1.
- Максимальный крутящий момент: 402 Н•м, при 1800—2000 об/мин.
Многоконтурная тормозная система
С 1986 года на всю линейку грузовиков семейства ЗИЛ-431410 стали монтировать многоконтурную тормозную систему. Правда, параллельно продолжали выпускаться и автомашины с обычной одноконтурной системой. Но данное обстоятельство никоим образом не отразилось на индексации ЗИЛовских грузовиков.
Просто на модели с обычной тормозной системой по-прежнему устанавливали обычный приборный щиток типа КП204, а ЗИЛ-431410 с новым многоконтурным тормозным приводом (МТП) комплектовались новым щитком приборов, – типа 12.3805, с набором соответствующих сигнализаторов и переключателей.
На ЗИЛ-431410 был внедрён усиленный суппорт задних колёсных тормозов с одновременной отменой установки одного из болтов крепления; в заднем мосту внедрены чашки дифференциала из высокопрочного ферритного чугуна марки ВЧ/42-12 с повышенными механическими свойствами.
Дальнейшие нововведения, на стыке 80-х/90-х годов
В модификации ЗИЛ-431410 стартовала установка правой подножки кабины с лючком для доступа к воздушному баллону рабочей тормозной системы. С 1987 года ликвидировали вентиляционный люк кабины, признав его работу неэффективной, и на его месте осталась просто выштамповка. В том же году на модель внедрили новый фильтр тонкой очистки топлива, – повышенной производительности, с керамическим или бумажным фильтрующими элементами.
В 1989 году совместно с задними фонарями ФП-130 и ФП-130-Б начали устанавливать фонари 353.3716 (левый) – с рассеивателем для освещения номерного знака и 352.3716 (правый).
Центральная секция левых фонарей 353.3716 с двумя лампами А-12-5, красным рассеивателем и встроенным световозвращателем красного цвета предназначалась для обозначения габаритов; левая с лампой А-12-21-3 и оранжевым рассеивателем – для указания поворотов, правая с лампой А-12-21-3 и красным рассеивателем – в качестве сигнала о включении тормозов. Секции правых фонарей 352.3716 располагались в зеркальном отображении с левыми.
В том же году на смену термостатам ТС101-А пришли новые термостаты прямого действия марки ТС108-04. В тормозном кране вместо регулировочного винта теперь использовался регулировочный болт с контргайкой.
Поменяли конструкцию и места крепления брызговиков платформы: вместо прямых брызговиков, ставившихся под косым углом к полу кузова ЗИЛ-130 и крепившихся к его поперечинам, внедрили аналогичные, но прикреплявшиеся к основанию платформы и с перпендикулярным к ней участком в их верхней части. На автомобилях последних годов выпуска устанавливались пластиковые полукруглые брызговики платформы. Болты стоек и оковки платформы с резьбой М10 заменили на болты М8.
В многоконтурном тормозном приводе был внедрён новый одинарный защитный клапан, с деталями, унифицированными с применявшимися в тройном защитном клапане. А с 1990 года на автомобилях с МТП кнопочный тормозной кран аварийного растормаживания переместили с приборной панели на пол кабины, по левую сторону от сиденья водителя.
В этом же году выштамповку по контуру пластин стала производиться в бензонасосе Б-10. Это позволило улучшить герметичность клапанов и повысить надёжность работы бензинового насоса. На поршни компрессора начали установку компрессионных колец скребкового типа, для существенного уменьшения потери масла в системе смазки двигателя.
На значительном количестве автомобилей ЗИЛ-431410 были установлены карбюратор К-96, с электронным ограничителем максимальной частоты оборотов вместо пневмоцентробежного; системой автоматического управления экономайзером принудительного холостого хода. На ряде серийных машин внедрили и микропроцессорную систему зажигания, со специально разработанным контроллером.
На Заводе имени Лихачёва тоже строили планы по оснащению ЗИЛ-431410 более экономичными дизельными моторами КамАЗ-740, ММЗ Д-246 и Steyr (для экспортных машин). И более экономичных газобалонных версий грузовика было спроектировано и сделано даже больше, чем нужно. Однако широкого распространения и существенного воплощения в жизнь эти здравые и разумные планы не получили.
Технические характеристики ЗИЛ-431410 в цифрах
- Снаряжённая масса – 4,175 тонны;
- Полная масса – 10,4 тонн;
- Грузоподъёмность – 6 тонн;
- Масса прицепа – 8 тонн;
- Длина – 6,675 м; Ширина – 2,5 м; Высота – 2,4 м.
- Колёсная база – 3,8 м.
- Дорожный просвет – 275 мм.
- Передняя колея – 1,8 м; Задняя колея –1,79 м.
- Максимальный подъём – 31%;
- Радиус поворота: по внешнему колесу – 8,3 м.; габаритный – 8,9 м.;
- Контрольный расход топлива, при скорости 60 км/ч – 25,8 литров на 100 км.
В остальном, конструкция ЗИЛ-431410 повторяет своего «близкого родственника» – ЗИЛа 130-го. Это однодисковое сцепление с периферийными нажимными пружинами и механическим приводом выключения; пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах, кроме первой; дисковые колеса; передняя подвеска на двух полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами и амортизаторами, а также задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессорах, причем концы дополнительных рессор и задние концы основных — скользящие.
ЗИЛ-431410 оснащён тормозной системой с барабанными механизмами, с двухконтурным пневматическим приводом, с регулятором тормозных сил. Запасная тормозная система совмещена со стояночной. На некоторые автомобили устанавливался тормозной привод без разделения по осям и однопроводным приводом тормозов прицепа. Предусмотрен спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.
Обзор модификаций ЗИЛ-431410
На базе ЗИЛ-431410, как и ЗИЛ-130, за годы выпуска было построено огромное количество разнообразных модификаций. Условно их можно разделить на следующие группы:
- длиннобазные грузовики и шасси: ЗИЛ-431510, ЗИЛ-431511, ЗИЛ-431512, ЗИЛ-431513.
- самосвальные (ММЗ-555, ММЗ-45021, ММЗ-4505, ММЗ-450506, ММЗ-450507) шасси: ЗИЛ-495810, ЗИЛ-495816, ЗИЛ-495817, ЗИЛ-495710.
- седельные тягачи: ЗИЛ-441510, ЗИЛ-441610; ЗИЛ-441516; ЗИЛ-441517.
- машины и шасси с экранированным электрооборудованием: ЗИЛ-431917, ЗИЛ-431919, ЗИЛ-432317, ЗИЛ-432319.
- экспортные варианты для работы в условиях умеренного и тропического климатов: ЗИЛ-431416, ЗИЛ-431417, ЗИЛ-431418, ЗИЛ-431419, ЗИЛ-431516, ЗИЛ-431517, ЗИЛ-431518, ЗИЛ-431519; ЗИЛ-495716, ЗИЛ-495717.
- специальные версии для районов Крайнего Севера: ЗИЛ-431411, ЗИЛ-4314121, ЗИЛ-495711.
- шасси для специализированных автомобилей: ЗИЛ-431412.
- газобаллонные варианты: ЗИЛ-431610, ЗИЛ-431612, ЗИЛ-431613, ЗИЛ-431710, ЗИЛ-431712, ЗИЛ-431810, ЗИЛ-431812, ЗИЛ-496110, ЗИЛ-496210, ЗИЛ-496410.
На модификациях ЗИЛ-431450, ЗИЛ-431452, ЗИЛ-495850 был установлен двигатель ЗИЛ-157Д мощностью 110 л.с. На ЗИЛ-431630 – новый двигатель ЗИЛ-5096.10 мощностью 140 л.с., специально предназначенный для работы на сжатом природном газе и бензине.
В период ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции на Заводе имени Лихачёва построили и направили в район бедствия специальное шасси под установку поливомоечного оборудования, с герметизированной свинцовой капсулой в кабине и фильтровентиляционной установкой на крыше, для дезактивации радиоактивных загрязнений. Было изготовлено восемь автомобилей данной модификации, под индексом ЗИЛ-431420-86.
«ЗИЛ» после ЗИЛа
На новоуральском предприятии, кроме штатного 150-сильного бензинового двигателя ЗИЛ-508.10 (он же АМУР-456.10), на ЗИЛ-431410 (он же АМУР-53131) устанавливали ряд других силовых агрегатов. В частности, 108-сильный дизель Д-245.12 Минского моторного завода; V-образные 8-цилиндровые силовые агрегаты АМУР-0555 (7,6 л) и АМУР-5551 (6,28 л) собственной разработки, мощностью соответственно в 145 и 180 л.с. В 2006 г. модификацию АМУР-53131М оснастили 136-сильным дизелем Д-245.9Е2, соответствующим экологическим стандартам Euro-2.
Все указанные двигатели работают в связке с механической 5-ступенчатой коробкой передач. В модельный ряд ЗИЛов новоуральского завода «АМУР» входил, кроме бортового автомобиля, также промышленный и сельскохозяйственный самосвалы, вакуумные машины, топливозаправщики и автоцистерны для перевозки топлива и пищевых жидкостей, автогидроподъемники, автобетоносмесители, пожарная техника, коммунальные машины различных типов и прочая спецтехника.
Впрочем, ЗИЛ-431410 нового времени не только переименовали в АМУР-53131, но и даже перестали наносить на его кабину (капот) издавна знакомые всем в нашей стране стилизованные буквы «ЗИЛ».
Кабина ЗИЛ-431410
На ЗИЛ-431410 установлена хорошо знакомая кабина сто тридцатого – цельнометаллическая, трёхместная, оборудованная отопителем, устройством для омывания ветрового стекла и пневматическим стеклоочистителем с двумя щётками. Укомплектована одноместным регулируемым сиденьем для водителя и двухместным «диваном» для пассажиров.
Интерьер кабины поражает взгляд привыкшего к пластику современного водителя своей брутальностью: здесь по-прежнему царит ХХ век, и преобладает металл, а не пластмасса. Тем не менее, рабочее место тёплое, удобное, эргономичное, посадка высокая и комфортная. Обзорность, конечно, оставляет желать много лучшего: высокий массивный капот и объёмные крылья в значительной степени её затрудняют.
Отзывы владельцев ЗИЛ-431410 и АМУР-53131
В сети не так много отзывов владельцев автомобилей марок ЗИЛ-431410 и АМУР-53131. Те, что имеются – в большинстве своём положительные. Несмотря на свою архаичность, эти машины, даже подержанные, окупают себя достаточно быстро, при хорошем раскладе – за один сезон.
Есть удачные примеры перевода бензиновых ЗИЛ-431410 на газ; установки на них дизельных двигателей ММЗ Д-245 различных модификаций, и даже ЯМЗ-236. Однако отмечается, что при использовании дизелей акустический комфорт в кабине начинает страдать и неизбежно появляется дополнительная вибрация.
ЗИЛ-431410 надёжен и вынослив, эффективно работает при температуре от -50 до +50, спокойно реагирует на перегрузы. Хорош для бездорожья и просёлочных дорог. А вот в современном плотном городском транспортном потоке уже неуместен, и на трассе со своей небольшой скоростью (в загруженном состоянии) «всем мешается».
оценивших 12, оценка: 3,67 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗИЛ 43276Т: технические характеристики
- Scania G400: технические характеристики
- КамАЗ-44108: технические характеристики
- КамАЗ-53949 «Тайфун-К»
- ИЖ-2717: технические характеристики
- Renault Premium 420 DCI: технические характеристики
- Грузовики Scania: модельный ряд
- Урал-4320: технические характеристики
- МАЗ-547 «Ураган»
- УАЗ-3303: технические характеристики
- ГАЗ-3307: технические характеристики
- Iveco Stralis: технические характеристики