МАЗ-5549: технические характеристики
Самосвал-двухосник для любой стройплощадки
МАЗ-5549 – один из популярных советских компактных самосвалов, предназначенных для транспортировки песка, щебня и других сыпучих и кусковых строительных материалов. Выпускался на Минском автомобильном заводе в период с 1977-го по 1990-й годы. МАЗ-5549 – двухосный самосвал, с колёсной формулой 4х2. Кузов – с задней разгрузкой и задним бортом, открывающимся и закрывающимся автоматически. Не отличаясь чем-либо выдающимся или новым, грузовики данной модели показали себя не только выносливыми и работоспособными, но и долговечными при работе в тяжёлых условиях.
1. Немного об истории модели и её месте в ассортименте завода
2. Двигатель грузовика МАЗ-5549
3. Трансмиссия МАЗ-5549
4. Механизмы управления
5. Подвеска и ходовая часть
6. Грузовая платформа
7. Технические характеристики в цифрах
8. Кабина самосвала МАЗ-5549
9. Отзывы о самосвале МАЗ-5549
10. Цена подержанного самосвала МАЗ-5549
Немного об истории модели и её месте в ассортименте завода
Ближайшие «родственники» и предшественники автомобиля МАЗ-5549 в модельном ряду Минского автозавода – это грузовики МАЗ-503А и МАЗ-5335. Преемник – самосвал уже нового поколения МАЗ-5551. Несмотря на то, что последняя модель начала выпускаться в Минске с 1985-го года, более архаичный, по сравнению с ней, МАЗ-5549 задержался на заводском конвейере ещё 5 лет и сходил с него до 1990-го года включительно. Спрос на эти машины и в годы зарождающегося перестроечного лихолетья сохранялся стабильный.
МАЗ-5549, двухосный компактный самосвал быстро стал востребованным на стройках по всей стране. Повсюду его использовали для подвоза грунта, песка, щебня, всевозможный строительных материалов. Грузовик обладал отличной маневренностью на стройплощадках любой площади. Что там говорить: штатную грузоподъёмность 8 тонн мало где строго соблюдали – надставляли борта, систематически перегружали кузов. Рама стойко держала любые перегрузки… До поры до времени.
Эффективное применение самосвала отмечается при работе с экскаваторами, имеющими емкость ковша от 0,5 до 1 м3 – для разработки, перемещения и отсыпки грунта, щебня и песка, в том числе из карьеров на строительные площадки.
Двигатель грузовика МАЗ-5549
На автомобиле используется шестицилиндровый четырёхтактный 12-клапанный дизельный двигатель ЯМЗ-236 с V-образным, под углом 90 градусов, расположением цилиндров. Рабочий объём – 11,15 литров; мощность 180 лошадиных сил (132 кВт), при частоте вращения коленвала 2100 об/мин. Крутящий момент – 667 Н.м (68 кгс.м), при 1500 об/мин. Степень сжатия составляет 16,5. Минимальное число оборотов холостого хода – 450-550 об/мин. На «МАЗ-5549» устанавливали не турбированный, а обычный атмосферный вариант мотора «ЯМЗ-236» / «ЯМЗ-236М» / «ЯМЗ-236М2» (Евро-0).
Регулятор числа оборотов – центробежный, всережимный. Давление в системе смазки при номинальных оборотах составляет 4-7 кгс/см3. Масляных фильтров два. система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; охлаждение масла – с помощью масляного радиатора воздушного типа. Воздушный фильтр – инерционно-маляный, с контактным элементом. На двигателе ЯМЗ-236 установлен жидкостный пусковой подогреватель ПЖД-44.
Трансмиссия МАЗ-5549
На данный двигатель устанавливалось сцепление модели ЯМЗ-236К – сухое, фрикционное, двухдисковое. Механическая коробка переключения передач – ЯМЗ-236П, пятиступенчатая, трёхходовая, с синхронизаторами на II-III и IV-V передачах. передаточные числа следующие: 1 – 5,26; 2 – 2,90; 3 – 1,52; 4 – 1,00; 5 – 0,66; задняя – 5,48.
Карданный вал – открытого типа, средняя часть вала трубчатая. Шарниры с игольчатыми подшипниками. Главная передача представляет собой пару конических шестерён со спиральным зубом. Колёсная передача – цилиндрические прямозубые шестерни (центральная , три сателлита и коронная шестерня внутреннего зацепления). Общее передаточное число заднего моста составляет 8,28.
Механизмы управления
Рулевой механизм – с винтовой передачей и зубчатой парой. Передаточное число рулевого механизма – 23,6. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. У МАЗ-5549 силовой цилиндр усилителя является составляющей частью рулевого привода (трапеции). Максимальный угол поворота передних колёс составляет 38 градусов.
Тормозная система представляет из себя передние и задние барабанные механизмы с пневматическим приводом. Привод ножного тормоза – с раздельным торможением передних и задних колёс. Воздушный компрессор двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением. Ручной тормоз – центральный, также колодочного типа, расположенный на фланце ведущей шестерни заднего моста. Тормоз-замедлитель – компрессионный, с поворачивающейся заслонкой в выхлопной системе.
Подвеска и ходовая часть
Передняя подвеска состоит из продольных полуэллиптических рессор, задняя оснащается дополнительными рессорными частями (подрессорниками). Передняя подвеска грузовика МАЗ-5549 снабжена гидравлическими амортизаторами двойного действия.
Все листы рессор МАЗ-5549 изготавливались из полосовой рессорной стали 60 С2. Для увеличения усталостной прочности листы термически обрабатывались, закалялись в формах, фиксирующих заданную кривизну листа. Твёрдость листов после термической обработки составляет НВ 363–444. После термической обработки три первых листа рессор с вогнутой стороны также подвергались дробеструйной обработке.
У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом, что облегчает их сборку. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивали несколькими хомутиками из полосовой стали.
Колёса МАЗ-5549 – бездисковые, с бортовыми и замочными кольцами. Шины: 300-508Р (11,00-20) НС-14, модели И-68А. Возможна установка шин других моделей. К примеру, в официальном руководстве по эксплуатации МАЗ-5549 называются 302-508 (12,00-20) модели ИЯВ-12А и ИЯВ-12Б, а также 320-508р (12,00-20) модели И-109Б.
Самосвал может преодолевать уклон в 25 градусов вверх. Минимальный диаметр разворота составляет 15 метров.
Грузовая платформа
Грузовая платформа на МАЗ-5549 – металлическая, сварная, с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом. Самосвальная платформа оснащена механизмом подъёма кузова. Он гидравлический, одноцилиндровый, телескопического типа, с непосредственным воздействием цилиндра на платформу.
Управление самосвальным механизмом производится из кабины водителя, оно электропневматическое. Пневмопривод воздействует на коробку отбора мощности и клапан управления. Разгрузка производится только назад, с максимальным углом поднятия кузова в 55 градусов. В гидросистеме подъёмного механизма также предусмотрен специальный клапан, который обеспечивает встряхивание кузова в самом конце его подъёма вверх.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 7,25 м; ширина – 2,5 м; высота – 2,72 м.
- Колёсная база – 3,4 м.
- Ширина колеи: передней – 1,97 м; задней – 1,865 м (между серединами двойных скатов).
- Дорожный просвет – 270 мм.
- Минимальный радиус поворота – 7,5 м (по колее переднего наружнего колеса); 8,5 м (по бамперу).
- Снаряжённая масса – 7,225 т. Полная масса – 15,375 т.
- Распределение массы по осям: 3,6 т – на переднюю ось; 3,625 т – на задний мост (без нагрузки); 5,375 т – на переднюю ось; 10 т – на задний мост (с полной загрузкой).
- Штатная грузоподъёмность, на дорогах с твёрдым покрытием – 8 тонн.
- Объём кузова, без надставных бортов – 5,7 кубометров.
- Угол въезда (с полной нагрузкой): передний – 24 градуса; задний угол съезда – 48 градусов.
- Угол подъёма груза – 55 градусов.
- Ёмкость бака для дизтоплива – 200 литров.
- Ёмкость системы охлаждения – 30 литров.
- Ёмкость системы смазки двигателя – 25 литров.
- Максимальная скорость (с полной нагрузкой, на ровной сухой дороге) – 75 км/ч.
- Штатный контрольный расход дизтоплива – 22 литров на 100 км пути.
- Тормозной путь на скорости 40 км/ч – 18 м.
Кабина самосвала МАЗ-5549
На грузовики МАЗ-5549 устанавливалась унифицированная МАЗовская кабина тех времён. Это двухместная цельнометаллическая сварная кабина с боковыми дверями, не имеющая спального места позади водительского и пассажирского сидений. Спальное место на компактном строительно-промышленном грузовике – это, конечно, не типичная и вряд ли необходимая вещь для автомобилей такого класса.
Для беспрепятственного и удобного доступа к двигателю кабина опрокидывается вперёд, относительно передних шарниров. Единого панорамного ветрового стекла в этой кабине ещё нет. Здесь стоят два лобовых стекла, с разделением между ними, как на древних МАЗах и прочих грузовиках. Водительское сиденье установлено на подрессоренной подставке, а пассажирское – просто жёстко прикреплено к полу кабины.
Отзывы о самосвале МАЗ-5549
МАЗ-5549 никогда нельзя было назвать комфортным для работы автомобилем – ни в годы его производства, ни, тем более, в современную эпоху. Однако слабый, даже для самосвала, комфорт в салоне, задумчивый разгон и тяжёлое переключение передач тугим рычагом не смущали потребителей данной техники. Ведь эти явные недостатки компенсировались практичностью и функциональностью машины: низкой стоимостью покупки и дальнейшего обслуживания, чрезвычайной выносливостью и безотказностью, даже в условиях каждодневной интенсивной эксплуатации.
По отзывам водителей, в кабине МАЗ-5549 довольно шумно, тряско, особенно при езде с пустым кузовом – на кочках по кабине, в буквальном смысле, «всё летает». Хорошо, что водительское кресло подрессорено, однако всё равно является жестковатым. Рулевая колонка грузовика расположена практически вертикально, а рулевое колесо, соответственно — горизонтально. Трёхспицевый обод руля довольно тонкий. Однако благодаря эффективному гидравлическому усилителю работать с рулём достаточно удобно.
Скорости надо переключать обязательно при выключенном сцеплении плавным нажатием на рычаг, без рывков. Почувствовав сопротивление рычага (момент соприкосновения конических поверхностей синхронизаторов), нужно продолжать плавное давление на него до полного включения передачи. Резкие движения рычагом не помогают, а мешают корректному включению передач. Трогаться с места без груза рекомендуется со второй передачи, а с грузом – только с первой.
Поэтому и на погрузке песка или грунта главное – это удачно выехать из карьера. «Этот МАЗ двухосник очень любит копать. Копает везде, где стоит. Иногда, когда своими силами не выехать – экскаваторщик подталкивает ковшом. Именно поэтому у многих самосвалов задний борт весь мятый, – делится своими впечатлениями один из владельцев и, одновременно, водителей подержанного МАЗ-5549, – особенно бывает тяжко, если погрузка осуществляется на горке с хорошим уклоном и стартовать с грузом надо вверх. Тем у кого коробка с делителем – полегче».
А на разгрузке, рассказывает тот же опытный МАЗовед, главное – это разгружаться на ровной площадке. Если самосвал будет стоять криво, то есть риск порвать раму. Поэтому и трещины на раме для МАЗ-5549 и не являются редкостью: это последствия систематических перегрузов и «кривых» разгрузок.
Проходимость двухосного МАЗ-5549 слабая, поэтому он, в большинстве своём, является чисто «городским жителем». Здесь он всегда показывает себя с наилучшей стороны в плане маневренности и многофункциональности полезного применения.
Без сомнения, покупку самосвала МАЗ-5549 или работу на нём можно можно порекомендовать только исключительно опытным и квалифицированным водителям «старой закалки», которые готовы к любым сюрпризам в работе и бо́льшую часть ремонта смогут выполнять самостоятельно. Однако обвинять самосвалы МАЗ-5549 в какой-то ненадёжности или склонности к частым поломкам никаких оснований нет: всё как раз наоборот. Просто годы берут своё, и оставшиеся «в строю» грузовики данной модели уже зачастую неоднократно выработали свой штатный ресурс; часто являются «вареными/переваренными» из-за систематических перегрузов.
Большинство воспоминаний о работе на самосвалах МАЗ-5549 – положительные. Машина эта простая и надёжная, с безотказным и выносливым двигателем.
Цена подержанного самосвала МАЗ-5549
На вторичном автомобильном рынке ряда регионов Российской Федерации и СНГ можно встретить предложения о продаже самосвалов МАЗ-5549 последних годов выпуска (1988-1990). Разброс цен, которые просят за автомобиль данной модели – от 75 до 250 тысяч рублей. Бо́льшая часть самосвалов МАЗ-5549 предлагается по цене 120-150 тысяч рублей.
оценивших 10, оценка: 3,70 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Закабинные спальники: чей лучше?
- HOWO T5G: технические характеристики
- МАЗ-5440: технические характеристики
- ЗИЛ-4331: технические характеристики
- Volvo A60H: технические характеристики
- БелАЗ-7547: технические характеристики
- БелАЗ-75581: технические характеристики
- HINO 300: технические характеристики
- КамАЗ-43118: технические характеристики
- Volvo A35F: технические характеристики
- КамАЗ-6580: технические характеристики
- МАЗ-7916: технические характеристики