ЗИЛ-49061 «Синяя птица»: технические характеристики
Лучший отечественный вездеход-амфибия
ЗИЛ-49061 «Синяя Птица» – это трёхосный полноприводный вездеходный грузовой автомобиль-амфибия. Данная модель была предназначена для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов советских космических кораблей и их экипажей. Этот специальный вездеходный эвакуационный комплекс работал в составе двух отдельных машин. Одна из них (ЗИЛ-49061) была оборудована пассажирским салоном на 7 мест и должна была перевозить только людей, а другая (ЗИЛ-4906) – оснащена крановой установкой и ложементом для перевозки спускаемого аппарата.
1. Об истории модели
2. Особенности конструкции
3. Подвеска и ходовая часть
4. Двигатель
5. Трансмиссия
6. Кабина водителя и пассажирский салон
7. Грузовая платформа (на ЗИЛ-4906)
8. Технические характеристики в цифрах
9. Современная пресса о «Синих птицах»
«Синяя Птица» – это, конечно, неофициальное название данного вездехода-амфибии. В ходе разработки проекта ЗИЛ-4906/49061 специалисты Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва выбрали новый вариант окраски своей спецтехники.
Предыдущие поисково-эвакуационные и вездеходные машины СКБ ЗИЛа получали яркую окраску в красно-оранжевых тонах, которая была очень заметной на снежном фоне. Новые амфибии было решено окрашивать иначе: с учётом их возможной эксплуатации на самых разнообразных природных ландшафтах. Им подарили ярко-синий цвет, который обеспечивал хорошую видимость и на снегу, и в степи, и в пустынных местностях. Из-за такой расцветки вездеходы и получили почётное прозвище «Синяя птица».
К месту работы эти поисково-спасательные машины доставлялись военно-транспортным самолётом АН-12.
Об истории модели
К началу разработки поисково-спасательного комплекса ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» (1970) у коллектива Специального конструкторского бюро Завода имени Лихачёва уже был накоплен солидный опыт создания универсальных вездеходных автомобилей. ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в мире.
На основе опыта их использования, было принято решение: поисково-спасательный комплекс должен состоять из двух отдельных автомобилей – грузового и пассажирского. Также решено было применить маленький шнекороторный вездеход для «крайних случаев», который мог бы перевозиться грузовым модулем (ЗИЛом-4906).
Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной при жизни выдающегося автоконструктора ЗИЛовского СКБ Виталия Андреевича Грачёва.
Первый прототип данного автомобиля был построен на ЗИЛе в 1971 году. В серийном производстве «Синие птицы» находились с 1975-го по 1991-й гг. Официально поисково-спасательные комплексы «Синяя птица» поступили на службу в ПСС ВВС СССР в 1981 году годов, заменив собой семейство ПЭУ-1.
Кроме работ по эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов, «Синие птицы» привлекались к спасательным операциям в местах крушения авиационной техники и при других чрезвычайных ситуациях.
Уже в процессе эксплуатации серийной техники, в 1983 году, исходный проект ЗИЛ-4906/49061 подвергся модернизации, с заменой части оборудования. В частности, был создан новый транспортёр ЗИЛ-49062 – с усиленной рамой и доработанной рулевой системой. Улучшили систему охлаждения двигателя, разработали новый гребной винт. Одна из машин получила, в порядке эксперимента, новый двигатель ЗИЛ-550 с турбонаддувом.
На ней же установили подъёмный кран-манипулятор с одной стрелой, который по своим характеристикам не уступал серийному. Опорно-поворотное устройство этого крана разместили в корме корпуса. В 1985 году машина ЗИЛ-49061 получила более современную навигационную аппаратуру и системы связи. А пассажирскую кабину оборудовали более эффективным климатическим оборудованием. Данный вариант вездехода был назван ЗИЛ-49065.
После распада Советского Союза эти вездеходы не ушли на покой, а остались на службе в ВВС России. Одиннадцать «Синих птиц» (5 — ЗИЛ-4906 и 6 — ЗИЛ-49061) и сейчас в строю. Они поддерживаются в хорошем техническом состоянии и, как и прежде, в готовности вылететь на военно-транспортном самолёте к месту работы.
Один из серийных ЗИЛ-49061 стал экспонатом Государственного военно-технического музея и был выставлен в селе Ивановское Московской области. Он окрашен в «фирменные» цвета МЧС России – белый с трёхцветными полосами. Нет уже ни Завода имени Лихачёва, ни страны, а эти вездеходы продолжают оставаться на ходу. Что наглядно демонстрирует, какой внушительный запас прочности заложен в данные машины.
Замены данной технике в контексте специальных поисково-спасательных операций для эвакуации космонавтов и спускаемых аппаратов разработано не было и по сей день.
Особенности конструкции
Задачи конструкторы СКБ решили непростые: они сделали всепроходимый и плавающий автомобиль, при этом достаточно лёгкий, но и вместительный. Стеклопластиковый кузов-лодка; огромные колёса с шинами И-159 и системой централизованной подкачки обеспечивают машине плавучесть. Трёхосная конструкция позволяет проезжать по пересечённой местности с самым сложным и неоднородным ландшафтом, а возможность их стравить – по непрочным грунтам, которые не выдерживают большого удельного давления.
Вездеходы ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 имеют максимально унифицированную конструкцию. Они отличаются только оборудованием грузовой площадки (ЗИЛ-4906) или пассажирского блока (ЗИЛ-49061) в кормовой части корпуса. В первом случае вездеход оснащался подъёмным краном и подходящим по форме ложементом для спускаемого аппарата, а во втором – герметичной, оборудованной всеми медицинско-спасательными средствами и климатической установкой, пассажирской кабиной.
Корпус, силовая установка, трансмиссия, шасси обеих этих машин – совершенно одинаковые. Согласно опыту предыдущих подобных проектов, вездеходы-амфибии ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 были построены на основе корпуса рамной конструкции.
В его составе – сварная облегчённая рама из алюминиевого сплава, составленная из продольных и поперечных профилей, плюс нескольких косынок и раскосов в наиболее нагруженных местах. Рама скреплена со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом амфибии. Передний свес корпуса выполнен изогнутым, с несколькими продольными ребрами жёсткости. Над колёсами разместили вертикальный борт с крупными колёсными арками. Задняя часть корпуса, с вертикальной кормовой панелью, имеет поднимающееся днище. Данное решение было связано с конструктивной необходимостью монтажа пары наружных гребных винтов.
Для передвижения по водной поверхности вместо танковых водомётов, которые применялись на экспериментальных ЗИЛовских вездеходах, в «Синих птицах» применили гребные винты.
Поскольку вездеходы ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 – аэромобильные, за счёт материалов кузова их постарались сделать как можно более лёгкими: раму сдалали из алюминиевых профилей, сам кузов – из стеклопластика. Для ЗИЛовцев этот материал уже в середине 1960-х был не чем-то инновационным, а вполне знакомым, поэтому кузов был выполнен очень профессионально, и получился очень качественным.
Те, кому удалось покататься на «Синих птицах» в наше время, рассказывают, что сегодня этот кузов утратил часть своих свойств. Он просто-напросто постарел. Дело в том, что с течением времени эпоксидная смола, которая соединяет многочисленные слои стеклопластикового кузова, утратила свою эластичность. И если «молодой» кузов ЗИЛ-49061 с лёгкостью валил деревья толщиной в руку, прогибался и деформировался, как угодно, возвращаясь потом в исходное состояние; то сегодня его приходится беречь: кузов неэластичный и хрупкий стал.
Интересным было выполнено крыло, которое идёт вдоль борта автомобиля. Оно сделано откидным. Его не сломаешь в кустах или непролазной чаще, а на воде его можно откинуть, получив мостик, по которому можно проходить вдоль всего борта. А когда крылья висят, они закрывают доступ к двум бензобакам, которые расположены симметрично по обоим бортам машины.
Подвеска и ходовая часть
Автомобили ЗИЛ-4906/49061 характеризуются трёхосной ходовой частью с полным приводом на все оси и колёсами большого диаметра. Колёса всех трех осей, в отличие от экспериментальных моделей оснастили независимой торсионной подвеской.
Колёса первой и третьей осей – управляемые, контруемые при помощи гидравлического усилителя. Для оптимизации маневренности рулевая система поворачивала задние колёса с небольшим опозданием, относительно колёс первой оси.
Колёса с шинами большого диаметра были связаны с централизованной системой регулировки давления. Все колёса снабжены дисковыми тормозами, размещёнными внутри корпуса машины. Для передвижения по воде вездеход оборудован парой гребных винтов, которые помещены под кормой корпуса. Позади каждого из винтов размещается собственный подвижный руль, который обеспечивает маневрирование. Они тоже контролировались с рабочего места водителя.
Двигатель
Как грузовой ЗИЛ-4906, так и грузопассажирский ЗИЛ-49061, оснащён базовым двигателем ЗИЛ-130. Не совсем серийным, конечно: он немного отличается по конструкции от двигателя обыкновенного массового грузовика, из-за его амфибийных характеристик.
Собирали двигатели для «Синих птиц» не на конвейере. Некоторые детали для данных моторов изготавливали поштучно и вручную. В процессе сборки конвейерных моторов картер сцепления и блок цилиндров обрабатывают отдельно, а для моторов этой спецтехники была добавлена ещё одна операция – совместная обработка картера сцепления и блока, с одновременной проверкой их на соосность. И ещё – сам «колокол» тут не от ЗИЛ-130, а от ЗИЛ-137.
Ещё одно отличие состоит в приводе спидометра. Здесь имеется выход для датчика тахометра, которого нет на ЗИЛ-130. Это всё то немногое, что отличает мотор «Синей птицы» от серийного силового агрегата.
В целом, это практически обычный восьмицилиндровый V-образный бензиновый двигатель ЗИЛ-130 максимальной мощностью 150 л.с. (110,3 кВт), при 3200 об/мин.
- Рабочий объём – 6 литров (5969 см куб).
- Диаметр цилиндра – 100 мм; ход поршня – 95 мм.
- Количество клапанов – 16 (по 2 на каждый цилиндр).
- Степень сжатия – 6,5…6,7.
- Газораспределительный механизм – OHV
- Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Максимальный крутящий момент – 401,8 Н•м, при 1800…2000 об/мин.
- Сухая масса двигателя – 440 килограммов.
- Ёмкость системы охлаждения – 28 литров.
- Ёмкость топливных баков – 2 по 250 литров.
Двигатель «Синей птицы» размещён за водительской кабиной. Доступ к нему организован очень удобный.
Трансмиссия
От автоматической коробки переключения передач, которая применялась на экспериментальных спасательных вездеходах ЗИЛ предыдущих поколений, несмотря на её прогрессивность, решили всё же отказаться, в пользу более привычной и простой в обслуживании пятиступенчатой МКПП.
Поэтому не только двигатель, но и коробка передач тут стоит практически такая же, как и у обыкновенного народного грузовика ЗИЛ-130. Отличия состоят в удлинённом вале под двухдисковое сцепление (как у автопоезда ЗИЛ-137).
Однако всё, что идёт после коробки передач, здесь уникальное, выполненное специально для поисково-спасательных машин. Тут имеется бортовой блокированный привод всех колёс. Таким образом, все три колеса одного борта всегда вращаются вместе, приводимые в движение карданами.
Соответственно, блокировка в данном случае может быть только одна – блокировка межбортового дифференциала. Единственный планетарный дифференциал в раздаточной коробке используется для блокировки, обеспечивающей одинаковую скорость вращения всех шести колёс при работе в сложных дорожных условиях. Разумеется, присутствуют у ЗИЛ-49061 и колёсные редукторы.
С коробки переключения передач крутящий момент поступает на раздаточную коробку, при помощи которой реализуется так называемое бортовое распределение мощности. Межбортовой дифференциал раздаточной коробки распределяет крутящий момент на колёса правого и левого бортов. При помощи системы карданных валов и бортовых передач обеспечивается привод всех шести колёс машины. Также от раздаточной коробки отходят специальные валы для кормовых гребных винтов.
Кабина водителя и пассажирский салон
Кабина у «Синей птицы» стеклопластиковая, с развитым остеклением. Доступ в кабину осуществляется через два люка в крыше. Обычных боковых дверей не предусмотрено. Для того, чтобы уменьшить габариты автомобиля в транспортном положении, стеклопластиковую кабину можно было в любой момент демонтировать. Это опция нужна для того, чтобы ЗИЛ-49061 можно было без проблем размещать в брюхе военно-транспортного самолёта.
В левой части кабины расположен водительский пост управления, который оснащён полным набором необходимых приборов и устройств для управления и контроля за всеми системами автомобиля.
Некоторые водители невысокого мнения об удобстве посадки в кабины бескапотных грузовиков. Но это ничто по сравнению с искусством попадания в кабину «Синей птицы». Здесь необходимо для начала по колесу взобраться на платформу позади кабины, с неё – залезть на крышу, с которой через люк и «провалиться» на водительское или пассажирское сиденье. А ведь высота кабины – практически три метра.
Водительское кресло выполнено отдельное, а для двух пассажиров предусмотрен «диванчик». Два человека, практически любой комплекции, могут усесться на нём совершенно спокойно. Если худощавых – то поместиться и три. Между сиденьями расположен рычаг коробки переключения передач, который так же, как и руль, в амфибии абсолютно такой же, как на ЗИЛ-131. Да и приборный щиток циферблатными указателями на нём вполне знаком и легко узнаваем.
Поскольку тормозная система у автомобиля гидравлическая, центральные места на приборном щитке занимают не манометры пневматических контуров тормозов, а спидометр и манометр давления воздуха в шинах. В остальном – всё как в «классике»: амперметр, указатель уровень горючего в баке, указатели давления масла в двигателе, температуры охлаждающей жидкости и тахометр. Сигнальные лампочки демонстрируют включение света, блокировку дифференциала, включение пониженного ряда раздаточной коробки.
Посадка за рулём удобная и комфортная, заметно, что проработали конструкторы этот вопрос очень хорошо. В кабине ЗИЛ-49061 гораздо тише, чем в обыкновенном грузовике ЗИЛ-130 или ЗИЛ-131. Благодаря тому, что мотор стоит за спиной.
Смотреть под ноги, примеряясь к педалям, не приходится. Они оптимально выверены по высоте, взаимному расположению и даже по адекватности усилий на них. Нет необходимости постоянно «топтать» педаль сцепления (КПП синхронизированная), не приходится напрягать руки при повороте руля: гидравлический усилитель делает управление схожим с управлением легковым автомобилем.
Независимая торсионная подвеска сглаживает все неровности дороги, и те, кому приходилось ездить в кабине «Синей птицы», остались под впечатлением: идёт она исключительно мягко, даже не похоже на вездеход с го неизбежной тряской.
На асфальте ЗИЛ-49061 без проблем набирает максимальную скорость в 75 км/ч. При этом девятитонная машина, со скромным казалось бы мотором в 150 л.с. (в современных легковушках обозначено больше мощности) чутко и безупречно слушается руля, сразу и максимально адекватно реагирует на нажатие педали газа или тормоза. Разумеется, на дороге больше приходится тормозить двигателем, и это нормально для тяжёлой вездеходной техники.
Всю заднюю половину корпуса грузопассажирской модификации ЗИЛ-49061 занимает закрытый пассажирский салон – стеклопластиковая «будка» серьёзных размеров. В его бортах сделаны ряды крупных окон. Попасть внутрь можно через люк в невысокой передней стенке, или через заднюю дверь. Поскольку она находится на большой высоте, предусмотрена специальная откидная лесенка.
Внутри, вдоль бортов салона, размещены раскладные диваны, на которых можно разместить и медиков-спасателей, и эвакуируемых космонавтов или лётчиков. Салон считается семиместным: при трёх лежачих пассажирах четыре человека могут сидеть. Если сесть всем, без лежачих, то мест получится больше.
В ящиках-сундуках под диванами размещена куча всякого снаряжения: запас всевозможных медикаментов, комплекты медицинских шин, носилки, комплекты тёплого зимнего обмундирования для лётчиков, грелки, термосы, запасы воды и провианта на несколько суток, поильники, шанцевый инструмент и многое другое. В потолке – крепления для медицинских капельниц.
Комфортные климатические условия как в кабине, так и салоне обеспечиваются мощными отопителями и кондиционерами. Запас воды и продовольствия позволял космонавтам и спасателям работать на удалении от баз в течение нескольких суток. Имеется переговорное устройство с водительской кабиной.
Грузовая платформа (на ЗИЛ-4906)
Грузовая модификация поисково-спасательной машины – ЗИЛ-4906 – вместо пассажирского блока оборудована открытой кормовой площадкой с целевым оборудованием. Для перевозки спускаемого аппарата на грузовой платформе сделали ложемент соответствующей конфигурации.
Также автомобиль укомплектован набором строп для прочной фиксации спускаемого аппарата на его месте. При необходимости, грузовая версия вездехода могла принимать на борт и другие объекты. Прежде всего – компактный шнекороторный снегоболотоход ЗИЛ-29061.
Также на грузовой платформе размещены опорные устройства двухбалочного подъёмного крана, выводимого на левый борт. Пользуясь стрелами, балкой с крюком и другого оснащения экипаж мог загружать на грузовую платформу спускаемый аппарат, снегоболотоход или другой груз. На общем основании со стрелами монтировались откидные опоры-домкраты, которые стабилизировали вездеход во время погрузки.
Технические характеристики в цифрах
- Длина – 9 метров, ширина – 2,480 м, высота – 2,944 м.
- Дорожный просвет – 590 мм.
- Колёсная база – 2400+2400 мм.
- Ширина передней и задней колеи равная – 2000 мм
- Масса снаряжённая – 8400 кг.
- Масса полная – 11 800 кг.
- Грузоподъёмность – 3500 кг.
- Максимальная скорость – 75 км/ч – на дороге с твёрдым покрытием; 10 км/ч — на плаву.
Современная пресса о «Синих птицах»
В ноябре 2019 года в российских СМИ прошла информация о том, что в 2020 году остающиеся на службе автомобили ЗИЛ-4906/ ЗИЛ-49061 пройдут модернизацию. В поисково-спасательной и парашютно-десантной службе 14-й армии ВВС и ПВО, базирующейся в Сибири, пояснили, что в процессе модернизации будет в очередной раз частично обновлено оборудование радиосвязи и навигации, а также системы кондиционирования и отопления. Будет проведена проверка и, при необходимости, ремонт корпусов машин. Вот и всё: сами автомобили как-либо переделывать не будут.
оценивших 11, оценка: 3,45 из 5
Смотрите также статьи по теме
- КамАЗ-78504: технические характеристики
- КАЗ-4540: технические характеристики
- КрАЗ-214: технические характеристики
- КрАЗ-65101: технические характеристики
- Mercedes-Benz Atego: технические характеристики
- Peugeot Partner: технические характеристики
- JAC N120: технические характеристики
- Грузовики МАЗ: модельный ряд
- Урал-583100: технические характеристики
- КамАЗ-43255: технические характеристики
- Mercedes-Benz 814: технические характеристики
- Ford F-Max: технические характеристики