Грузовой автомобиль МАЗ-200
ПЕРВЫЙ МИНСКИЙ, ПЕРВЫЙ КРУПНОСЕРИЙНЫЙ ДИЗЕЛЬНЫЙ В СССР
МАЗ-200 – советский грузовой автомобиль самого первого поколения производства Минского автомобильного завода. За годы выпуска (с 1947-го по 1965-й) было сделано более 230 тысяч таких машин. Они внесли большой вклад в развитие советской экономики. МАЗ-200 «засветились» во многих кинофильмах. В картинах «Дело Румянцева» и «Большая руда» на них работают главные герои. В фильме «Берегись автомобиля» при помощи автокрана на шасси МАЗ-200 персонаж Смоктуновского угоняет очередную «Волгу» ГАЗ-21. Грузовик легендарный, интересный, как и его история.
Перед Великой Отечественной близ деревни Красное Урочище (до 1923 года — Архиерейская роща), в 7 км юго-восточнее центрального Минска, существовал военный городок. В нём располагались танковые полки и ремонтные службы 26-й танковой дивизии, которая входила в Западный Особый военный округ (в составе 20-го механизированного корпуса РККА).
В период немецкой оккупации на базе ремонтных мастерских этого военного городка компания Daimler-Benz, используя труд помещённых в местный концлагерь «Панцерказарма» военнопленных, организовала автосборочный завод. Его строительством и запуском руководил официальный представитель Daimler-Benz по поставкам автомобилей для рейхсканцелярии – Якоб Верлин.
Развёрнутая летом 1944 года наступательная операция по освобождению Белоруссии «Багратион» развивалась неожиданно стремительно – гитлеровцы бежали, не успев ни вывезти оборудование, ни разрушить производственные постройки.
Всего через 6 дней после освобождения Минска от войск гитлеровского «Евросоюза», 9 августа 1944 года, вышло постановление ГКО №6360 «Об организации автосборочного завода и завода по ремонту танков в районе города Минска». В нём Наркомсредмашу поручалось организовать Минский автосборочный завод, и уже в IV квартале 1944 года поставить там на поток сборку импортных и отечественных грузовых автомобилей.
Об истории создания МАЗ-200 и запуска этой модели в серийное производство
Будущая, первая основная модель нового предприятия – МАЗ-200 – в то время разрабатывалась в Ярославле, на Ярославском автомобильном заводе (преобразованном потом в моторный). Так что, изначально грузовик назывался не МАЗ, а ЯАЗ-200.
Внешность у ярославской и минской машин была одинаковой, с очень незначительным отличием – решёткой радиатора. На ЯАЗе решётка была с горизонтальными прорезями, на МАЗе – с вертикальными.
Ну, ещё на выставочных «образцово-показательных» грузовиках кабину ЯАЗ-200 украшала фигурка медведя на крышке капота, а кабину МАЗа – барельефы-зубры на боковинах капота (прозванные в обиходе «окороками»). На самых ранних выставочных образцах МАЗ-200 эмблема в виде зубра также размещалась на капоте: фигурка зубра была целой, а не «располовиненной». Для обычных серийных автомобилей так не заморачивались: никаких фигурок на них не навешивали.
История этой модели началась в 1943-м году. Была ещё только середина жестокой войны, а советское государство уже поставило вопрос о создании для народного хозяйства универсального грузового автомобиля, обладающего значительной тяговой силой. Правда, по-настоящему к выполнению этого решения приступили лишь спустя полтора года. Усилия механиков, инженеров и конструкторов были объединены распоряжением Наркомсредмаш: активизировать «зависший» проект, и собрать прототип нового автомобиля уже к началу 1945-го года!
Проектный образец, с рабочим названием ОП-200, собирался вручную. Сроки начальство начало поджимать, а материалов в воюющей стране не хватало. Ярославские жестянщики и фрезеровщики не могли использовать штампы, а потому вырезали оси и оперение автомобиля прямо на станках!
Действовавшая в военные годы программа лендлиза, по которой на ЯАЗ поступило передовое американское машиностроительное оборудование, чертежи, схемы и детали, стала хорошим подспорьем и значительно сэкономила время советским инженерам.
Не желая умничать и «изобретать велосипед», они оснастили свой ОП-200 кабиной, которая по форме повторяла американский грузовик MACK L 1940 года разработки. Двигатель скопировали с мотора «4-71» производства «Дженерал Моторс», а тяжёлые дисковые колёса – с Мерседес L4500. Общая концепция автомобиля ЯАЗ-200 была разработана с оглядкой на аналогичный американский грузовик GMC-803.
Через пять месяцев усиленной работы, в конце декабря 1944 года, грузовой автомобиль заданной грузоподъёмности в 7 тонн был готов. Он успешно прошёл всесторонних заводские испытания, и ещё через полгода он был выведен на суд советской правительственной комиссии – уже не как ОП-200, а под маркой ЯАЗ-200.
В 1951 году производство всех двухосных грузовиков ЯАЗ было передано из Ярославля в столицу Белоруссии Минск. Соответственно, изменилась марка автомобилей – МАЗ-200. На Ярославском же тем временем стартовало производство новых, уже трёхосных грузовых автомобилей – семейства ЯАЗ-210.
31 декабря 1965 года выпуск МАЗ-200 был прекращён, потому что ему на смену пришёл первый минский бескапотник МАЗ-500 – очень технологичная и современная для своей эпохи модель грузовика.
Некоторые особенности грузовика МАЗ-200
Официальная грузоподъёмность автомобиля МАЗ-200 составляла 7 тонн, но на практике в процессе эксплуатации часто этим ограничением пренебрегали и грузили больше. Машина справлялась с этой перегрузкой достойно, запас прочности ей позволял это делать. Хоть официально перегруз, конечно, не приветствовался.
Сцепление на грузовике «сухое», однодисковое. На МАЗ-200 были впервые в СССР применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, насос-форсунки, тахометр.
Впервые в советском автопроме на грузовике появилась пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами и повышающей передачей. Правда, максимальная скорость, которую можно было выжать из грузовика с низкооборотистым дизелем, составляла всего лишь 60 км/час. Коробка передач ЯАЗ-200 впоследствии, с небольшими изменениями, применялась на бензиновом Урале-375. Карданный вал ЯАЗ-200 устанавливался на трамвайные вагоны КТМ-2
На приборной панели появился тахометр – новинка для советских шоферов, до этой машины тахометр на советских машинах не устанавливался. Дизельный мотор не любил высоких оборотов, поэтому прибор предназначен был для того, что бы не перекручивать мотор.
Двигатель МАЗ-200
Изначально двигателем для ЯАЗ / МАЗ-200 стал мотор ЯАЗ-204, который был создан по аналогии с двигателем американского тягача GMC-4 71, мощностью 110 лошадиных сил. В дальнейшем, после доработок и модернизаций, его мощность была повышена до 120 лошадиных сил.
ЯАЗ-204 – это рядный двухтактный четырёхцилиндровый дизель, с прямоточной оконно-клапанной продувкой. Его рабочий объём равен 4654 см3. Диаметр цилиндра составляет 108 мм, а ход поршня равен 127 мм. Степень сжатия – 17 единиц.
Блок цилиндров и головка блока цилиндров – чугунные, со стальными сменными гильзами «сухого» типа. Воздухоочиститель – двухступенчатый, циклонного типа и инерционно-масляный.
Двигатель ЯАЗ-204 имел трёхлопастной двухроторный нагнетатель воздуха типа Рутс с приводом от коленчатого вала, при помощи чугунных шестерён. Роторы нагнетателя –пустотелые, отлитые из алюминиевого сплава. Корпус нагнетателя также отливался из алюминиевого сплава.
Топливный насос высокого давления у двигателя отсутствуовал. Вместо него имелись четыре насоса-форсунки (по числу цилиндров) с приводом плунжеров от распределительного вала через штанги (толкатели) и коромысла.
Регулирование подачи дизельного топлива – зубчатой рейкой, связанной с малыми шестернями плунжеров всех четырёх насос-форсунок. Зубчатая рейка проходит вдоль головки блока цилиндров.
Распределительный вал установлен в блоке цилиндров, привод чугунными шестернями. Выпускные клапаны (по два на цилиндр) приводятся от распредвала через штанги (толкатели) и коромысла.
Двигатель имел двухрежимный регулятор оборотов: ограничивает максимальные обороты (2000 об/мин) и минимальные (380—400 об/мин). Регулятор оборотов изменяет также опережение впрыска дизтоплива.
Двигатель ЯАЗ-204 имел свойство заводиться «не в ту сторону», а также «уходить вразнос».
Остановка двигателя производилась передвижением зубчатой рейки в положение ниже минимальных оборотов. Аварийная остановка в случае «разноса» двигателя ЯАЗ-204 производилась опусканием воздушной заслонки перед двухроторным нагнетателем воздуха.
Двигатель ЯАЗ-204 отличался довольно значительным потреблением моторного масла.
В 1962 году эти грузовики получили новый чеырёхтактный шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236 мощностью 165 л. с. с повышенной экономичностью, в дальнейшем устанавливаемый на семейство МАЗ-500, выпускающийся в виде различных модификаций и применяемый по сей день. Это была очень серьёзная модернизация модели.
Соответственно этому, изменились и обозначения моделей: так, бортовой грузовик стал называться ЯАЗ-200П («переходный»), а седельный тягач — ЯАЗ-200М. Ещё один седельный тягач того периода — ЯАЗ-200Р имел гидроаппаратуру для управления опрокидыванием кузова самосвального полуприцепа МАЗ-5232В.
Рабочий объём камеры сгорания двигателя ЯМЗ-236 –11,15 литров (11 150 кубических сантиметров). Диаметр цилиндра: 130 мм; ход поршня: 140 мм; степень сжатия – 17,5. Шесть цилиндров двигателя ЯМЗ-236 расположены в два ряда, под углом в девяносто градусов.
Кабина МАЗ-200
При всех технических новшествах, этот автомобиль был оборудован архаичной деревянной кабиной, обитой снаружи тонкими стальными листами.
Это было сделано, конечно же, с целью упрощения и удешевления производства автомобиля, а также из-за дефицита в стране стального металлопроката. Кабина автомобиля ЯАЗ-200 / МАЗ-200 изготавливалась на деревянном каркасе, обшивалась деревянными планками («вагонкой»), а поверх них – листами из тонкой чёрной жести, окрашиваемыми в защитный цвет хаки. При этом поставлявшиеся на экспорт грузовики решено было окрашивать в голубой цвет.
Условия работы у шофёра на МАЗ-200 были исключительно спартанскими. Первое время серьёзную проблему вызывало отсутствие отопителя. Многие водители даже прорезали окошко в перегородке моторного отсека, – чтобы тепло от работающего двигателя поступало в кабину. Потом «печку» в салоне сделали, и чтобы стекло изнутри во время дождя не запотевало, ещё и обдув изнутри – тоже.
Регулируемое водительское сиденье на МАЗ-200 было в те годы верхом современного комфорта: хочешь, ближе к «баранке» можешь подвинуть, хочешь – спинку кресла подними. Штатные круглые зеркала заднего вида на МАЗ-200 были не больше тех, что в дамской пудренице, а щётки «дворников» – не больше ладони. Сейчас это всё уже странно и немыслимо. Но такими были стандарты той эпохи.
Модификации МАЗ-200
В первый же год выпуска на МАЗе был разработан специальный армейский вариант грузовика 4х2, который имел высокобортный кузов, надставки к бортам, откидные скамейки для перевозки людей и съёмные дуги для установки тента. Машина также имела задний мост с увеличенным передаточным числом.
В следующем году в серийное производство пошёл седельный тягач МАЗ-200В, предназначенный для буксировки полуприцепов (также производства МАЗа) по дорогам с усовершенствованным покрытием. На нём был установлен двигатель повышенной мощности ЯАЗ-204В, мощностью 135 лошадиных сил, отличавшийся от базового, в основном, насос-форсунками с увеличенной цикловой подачей.
Универсальное шасси под обозначением ЯАЗ-200Д широко использовалось для установки всевозможного специального оборудования и специальных надстроек: автоцистерн различного назначения (АЦ-8-200), топливозаправщиков (ТЗ-200), молоковозов (АЦ-525), поливочно-моечных машин (ПМ-9), подъёмных кранов (К-51, К-52, К-53), самозагружающихся автомобилей с наклонной платформой для перевозки контейнеров (АПК-6).
Были выпущены пожарные машины на базе МАЗ-200, двух основных типов – автоцистерны со стволами-лафетами либо без них (АЦ-30/205) и автолестницы 45- и 32-метровой длины (АМ-32).
На рамы грузовиков также устанавливались фургоны-рефрижераторы ЧАР-1-200 Черкесского завода холодильного оборудования и военные фургоны («кунги») производства Мытищинского механического завода.
На базе ЯАЗ-200 были разработаны полноприводные лесовоз МАЗ-501 и армейский грузовик МАЗ-502, а также наиболее распространённая модель семейства – самосвал МАЗ-205, который в итоге стал самой востребованной модификацией МАЗ-200, и был выпущен в количествах, превышающих все остальные модели, вместе взятые.
Некоторые технические характеристики МАЗ-200 в цифрах
- Длина – 7620 мм.
- Ширина – 2650 мм.
- Высота – 2430 мм.
- Дорожный просвет – 290 мм.
- Колёсная база – 4520 мм.
- Колея задняя – 1920 мм.
- Колея передняя – 1950 мм.
- Масса – 6500 кг.
- Грузоподъёмность – 7000 кг, плюс прицеп общей массой 9500 кг.
- Максимальная скорость – 65 км/час.
- Расход дизельного топлива – 35 литров на 100 км пути.
- Вместимость топливного бака – 225 литров.
Цена грузового автомобиля МАЗ-200
Отпускная цена на МАЗ-200 по прейскуранту начала 1960-х годов составляла 3460 руб., что соответствует розничной цене легковушки «Москвич-403» и значительно дешевле, чем «Волга» ГАЗ-21 (она стоила 5100 руб. в 1961 году). Поскольку автомобиль был грузовым, то в частные руки он не продавался. В условиях государственной экономики для этого не было никаких предпосылок.
Сложно переоценить объёмы работ, выполненный ими на крупнейших советских стройках этих десятилетий. Строили они гидроэлектростанции, заводы, каналы, строили дороги и мосты, работали в карьерах, работали на грандиозном строительстве Асуанского гидроузла в Египте, доставляли на стартовую площадку «Байконура» ракеты, выводившие в космос советские спутники и первого в мире космонавта – Юрия Гагарина. Трудились и на обычных стройках тягачами–панелевозами, и на лесозаготовках… Везде, где только можно.
Автомобили МАЗ-200 эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в дружественных Советскому Союзу странах «третьего мира». Основное списание грузовиков МАЗ-200 в СССР произошло во второй половине 1970-х годов, однако кое-где эти грузовики эксплуатировались без капитального ремонта даже в первой половине 1980-х гг.
оценивших 138, оценка: 2,83 из 5
Смотрите также статьи по теме
- DAF 105 XF: технические характеристики
- Газогенераторные автомобили ГАЗ-42 и ЗИС-21
- Mercedes-Benz 814: технические характеристики
- МАЗ-6312: технические характеристики
- Nissan Diesel Condor: технические характеристики
- Liebherr LTM 1100: технические характеристики
- Закабинные спальники: чей лучше?
- Mercedes Benz Actros 1844 LS: технические характеристики
- МАЗ-547 «Ураган»
- ЗИЛ-170: технические характеристики
- ГАЗ «Садко Некст» 4х4: технические характеристики
- Kenworth T600: технические характеристики