ИЖ-2715: технические характеристики
«Вкусный пирожок»
Почти тридцать лет, с 1972 по 2001 год, на Ижевском автозаводе серийно выпускался ИЖ-2715 — грузопассажирский автомобиль малого класса с типом кузова «фургон / пикап». За это время было выпущено 1 076 954 таких машин. Уже неизвестно, почему этот автомобиль получил в народе прозвище «пирожок». По основной версии – потому, что в СССР его часто использовали для перевозки продукции хлебозаводов и кондитерских. Другое прозвище ИЖ-2715 – ещё более странное: кроме общепринятого «каблучок», эту машину звали ещё и «шиньон». Почему? Если вам известны другие версии происхождения этих названий – пожалуйста, напишите об этом в комментариях. Ну, а в этой статье можно найти подробный обзор модели ИЖ-2715, который мы начнём с развенчания устойчивых мифов об ижевском «пирожке».
О различных модификациях и двух поколениях «пирожка»
Во-первых — технически пикапы и фургоны ИЖ-2715 никак не отличались от седанов того же завода. Более того: это один и тот же автомобиль, на который просто приварили кузов и надели «будку». База, на которой был создан «пирожок» — это Москвич-412. Заднюю половину кузова Москвича полностью переработали, в результате чего и получился прямоугольный фургон с удобными пропорциями и съёмным жёстким верхом (чтобы машину можно было превратить в пикап). Кстати, ИЖ-2715 — это один из немногих пикапов с несущим кузовом.
«Пассажирская» версия фургона ИЖ-2715, которую вначале породило воображение «кулибиных», была не только самодельной, но и выпускалась параллельно с грузовой. В 1987 году, желая расширить ассортимент продукции, и подражая доморощенным автомастерам, в «будке» «пирожка» вырезали три окна, разместили внутри две скамейки и вывели такую версию на рынок. За 13 лет было выпущено 19994 автомобиля.
ИЖ-2715 первого поколения
Для советской глубинки Ижевский автозавод выпустил версию машины с двигателем уменьшенной мощности, рассчитанным на бензин А-76. Интересно, что в производстве «пирожок» был дороже не только «головастика» УАЗ-452Д, но даже ГАЗовских грузовиков. Но выигрывал у них в окупаемости, за счёт меньших расходов на топливо, масло, техобслуживание.
В целом, выпускалось два поколения автомобилей ИЖ-2715 в различных модификациях.
Первое поколение производилось в 1972—1982 годах. Передняя часть автомобиля была позаимствована от Москвича-412, производившегося на том же заводе. На ряд экспортных модификаций ИЖ-2715 устанавливалась передняя облицовка и фары (производства ГДР) от выпускавшегося в те же годы в Ижевске ИЖ-2125 «Комби».
ИЖ-2715 второго поколения
В 1982 году было сделано обновление всего модельного ряда автомобилей ИЖ, и вместо унаследованной от АЗЛК решётки радиатора они получили новую чёрную решётку собственной разработки Ижевского автозавода (с круглыми фарами). Также, новое поколение ИЖ-2715 получило новый капот, утопленные ручки и дверцы без треугольных форточек.
Экспортная продукция
Во-вторых – изначально ИЖ-2715 создали для экспорта. В Советском Союзе ведь все грузы, даже самые небольшие, развозили на ГАЗах и ЗиЛах. И это было нормально: на улицах городов было свободно, а бензин стоил дешевле минеральной воды, и расходы на него никого не беспокоили.
А вот в западных странах компактные развозники — пикапы и фургоны — были очень популярными. Почему бы не воспользоваться этим? — решили в советском «Автоэкспорте». Ведь наши «Москвичи» широко известны на европейском рынке. Предложим европейцам их грузопассажирскую версию! и Ижевскому автозаводу в самом начале 1970-х было выдано соответствующее техническое задание.
Ижевские пикапы-фургончики прошли государственные испытания с 4 января по 30 апреля 1971 года. По итогам этих испытаний, ИЖ-2715 были рекомендованы Межведомственной комиссией к серийному производству.
Первая промышленная партия серийных «пирожков» была выпущена 20 ноября 1972 года, а всего до конца года было сдано 829 ИЖ-2715. Уже в 1975 году ежегодный объём выпуска автомобилей данной модели достиг отметки в 45 тысяч штук.
ИЖ-2715 вывели на автомобильный рынок Западной Европы. Большой популярности он там не снискал (в отличие от той же «Нивы», например). Хотя продавался даже в Великобритании, где в те годы любили недорогие и надёжные Москвичи. Для этого специально была сделана версия ИЖ-2715 с правосторонним рулевым управлением.
Помимо Европы, «пирожки» поставляли на экспорт в страны Азии, Африки и Латинской Америки.
А в своей родной стране – «пирожок» и вовсе стал абсолютным бестселлером.
Это неудивительно, потому как у пикапа ИЖ-2715 в СССР долгое время, можно сказать, не было конкурентной альтернативы: Волжский автозавод не делал грузовых версий «Жигулей». Малосерийные пикапы и фургоны на базе «Жигулей» и «Волг», которые в малом количестве делали авторемонтные заводы, а также грузопассажирский Москвич-434 в кузове универсал – не в счёт. Следовательно, не имевший конкурентов «пирожок» был обречён на успех в Советском Союзе.
Ещё один миф заключается в том, что ИЖ-2715 в СССР якобы покупали частные потребители. Нет, в розничную продажу «пирожки» до горбачёвской «перестройки» не поступали, все они принадлежали разным государственным предприятиям и организациям. Но люди, естественно, вовсю использовали их и для своих частных целей.
По паспорту грузоподъёмность «пирожка» — всего лишь 450 кг. А по факту в ИЖ-2715 можно было загрузить до 800 кг. Он кряхтел, но вёз. Лишь при систематической перегрузке кузов «пирожка» начинал проявлять признаки усталости. В активе ИЖ-2715 только обычное днище легкового кузова с длинными, идущими от подмоторной рамы до кронштейнов рессор лонжеронами. Если эту машину перегружать ежедневно, то довольно скоро дадут о себе знать усталостные разрушения. При эпизодической же перегрузке – всё проходило без пагубных последствий.
О предприятии-изготовителе
Строительство автомобильного завода в Ижевске началось в 1965 году, в связи с ростом благосостояния населения и огромным спросом на легковые автомобили. Автозавод проектировали французы (компания «Рено»). Renault же был и генподрядчиком, который при строительстве и техническом оснащении использовал не только французское, но и немецкое, и японское оборудование.
Первый автомобиль ижевского производства сошёл с конвейера в декабре 1966 года. Это был Москвич-408. Все детали и комплектующие сначала поставлялись с московского АЗЛК. Но с 1971 года Ижевский автозавод стал полностью самостоятельным предприятием. Основной и самой массовой его продукцией стал Москвич-412. Их выпустили с 1968 по 2001 гг. целых 2 317 493 штук!
В 1973-м, через год после запуска серийного производства «пирожка», в Ижевске поставили на конвейер другую знаменитую собственную разработку, которую мы уже упомянули выше — первый и единственный в СССР легковой автомобиль с типом кузова лифтбек — ИЖ-2125 (он же «ИЖ Комби»). Их тоже, кстати, было сделано очень немало: 414 187 штук, с 1973 по 1997 гг.
Модификации ИЖ-2715 по заводской номенклатуре
В первом поколении (1972—1982):
- ИЖ-2715 — легковой цельнометаллический фургон, с двухстворчатой задней дверью. Мог трансформироваться в пикап.
- ИЖ-27151 — только пикап, у которого задний борт откидывался вниз.
Во втором поколении (1982—2001):
- ИЖ-2715-01 — легковой цельнометаллический фургон.
- ИЖ-2715-016-01 — легковой цельнометаллический фургон с двигателем УЗАМ-331 объёмом 1.6 литра 80 л. с., рулевым колесом от ВАЗ-2108-09 и сиденьями от Иж-2126.
- ИЖ-2715-011-01 – модификация, двигатель которой потреблял бензин АИ-76. (-014-01 – бензин АИ-93.
- ИЖ-27151-011-01 — пикап.
- ИЖ-27156 — шестиместный грузопассажирский вариант. Конструкция отличалась трансформируемым задним грузовым отсеком, вдоль бортов которого были установлены две откидные двухместные скамейки. А на месте глухих боковин будки было сделано два больших окна со сдвижными стёклами для притока воздуха. Окно разместили также и на левой створке задней двери. Стекло в перегородке, отделяющей кабину от грузового отделения, также стало сдвижным. В салоне на уровне голов пассажиров разместили дополнительные мягкие накладки и под потолком — плафон освещения. В соответствии с требованиями пассивной безопасности, были усилены многие силовые элементы кузова.
- ИЖ-27151-013-01 (он же ИЖ-27151 «Elite PickUp») — экспортная модификация, пикап с удлинённой платформой.
Все выпускавшиеся варианты дизайна ИЖ-2715 делятся на 4 основных вида:
- Боковина «будки» имеет 3 ребра жёсткости, на кузове автомобиля рёбер нет, бампер и облицовка радиатора хромированные, задние двери — гладкие, с металлической эмблемой «ИЖ 1500 ГР». Вместо заднего бампера — трубка, состоящая из трех частей.
- Боковина «будки» имеет 3 ребра жёсткости, и на кузове автомобиля есть одно. Облицовка радиатора и передний бампер окрашены в цвет автомобиля. Остальное — аналогично первому варианту.
- Боковина «будки» имеет 3 ребра жёсткости, на кузове автомобиля — 2 ребра, задние двери – гладкие, с выштамповкой «ИЖ-2715». Облицовка радиатора и передний бампер окрашены в цвет автомобиля. Передний бампер мог быть с «клыками», а на передней части будки могло иметься ребро жесткости. Задний бампер — представлял собою 2 трубки по бокам кузова.
- Автомобили с новой чёрной решеткой радиатора (но могли иметь и решётку, окрашенную в цвет кузова), с утопленными ручками дверей, выштамповкой на крыше и боковине кабины водителя. Есть ребро жёсткости на передней части «будки», 3 выштамповки в форме окон на боковинах будки, 2 ребра жёсткости на задних дверях и выштамповки «ИЖ-2715» на правой половине задней двери и в форме окна на левой. Вместо заднего бампера — трубка по центру кузова (трубка больше, она же подножка, устанавливалась на 27156, на 2715 сохранялись две дуги по бокам), боковых трубок нет. Передний бампер окрашен в цвет автомобиля. Но на автомобилях последних лет выпуска — был просто чёрный пластиковый бампер. Именно на базе четвёртого варианта и выпускался ИЖ-27156 — с одним окном на каждой боковой панели «будки» и сзади на левой двери, сзади по центру — подножка, передний бампер и облицовка радиатора — в цвет кузова или чёрным.
Варианты двигателей
ИЖ-2715 выпускался в комплектации с двигателями модификации УЗАМ-412Э (1,487 л, 75 л.с.) и УЗАМ-412ДЭ (1,487 л, 67 л.с.). Это бензиновый, четырёхтактный, карбюраторный мотор производства Уфимского завода автомобильных моторов, выпускавшийся в 1966—2001 специально для Москвичей завода АЗЛК и Ижевского автозавода.
Это рядный верхнеклапанный (SOHC) двигатель с «мокрыми» гильзами, запрессованными в алюминиевый блок. Коленвал — стальной кованый, с резиновыми сальниками-манжетами на обоих концах. Привод ГРМ осуществлялся двухрядной роликовой цепью с натяжителем-звёздочкой, клапаны размещались V-образно под углом 52° по бокам распредвала.
Оригинальным решением был распредвал с «широкими» фазами газораспределения 280/280. Такой редко встречается на гражданских моторах — чаще в сфере автоспорта. Столь широкие фазы, при идеально настроенной системе топливоподачи и зажигания, позволяют получить «эффект псевдо-турбонаддува» на высоких оборотах — цикловое наполнение цилиндров улучшается за счёт инерционного движения смеси во впускном тракте.
Однако на низких оборотах эффективность работы мотора существенно снижается — поток смеси во впускном коллекторе на этих режимах не развивает больших скоростей и эффект получается полностью противоположным — часть смеси выталкивается из цилиндра обратно во впускной трубопровод.
Картер двигателя для улучшения охлаждения масла имеет как наружное, так и внутреннее оребрение, что позволило отказаться от установки масляного радиатора.
Для удобства обслуживания навесного оборудования посредством лап, двигатель устанавливался в моторный отсек с завалом на 20 градусов вправо, что также несколько уменьшило его высоту в подкапотном пространстве.
Двигатель УЗАМ вполне мог прослужить 200 тыс. км без капитального ремонта. На нем реже, чем у моторов ВАЗ, требуется регулировка клапанов, зато для замены распредвала нужно снимать головку. Хуже всего то, что от частого перегрева может деформироваться алюминиевый блок.
С 1994 г. вместо традиционного 1,5-литрового двигателя машины ИЖ-2715 комплектовали его вариантом с увеличенным до 1,6 л рабочим объёмом.
На ранних ИЖ-2715 стояли карбюраторы К-126, а на более поздних выпусках — ставили модификацию «волговского» К-151.
Бензобак, рассчитанный на 46 литров горючего, расположен в задней части кузова автомобиля, под полом багажного отсека.
По сравнению с современными автомобилями, в ИЖ-2715 была предусмотрена конструктивная особенность двигателя, которая позволяла запускать его ручкой, используя «кривой стартер». (На случай разрядки АКБ или при неисправном стартере).
Трансмиссия
Диафрагменное сцепление от Москвича-412 отличается надёжной корзиной, способной служить даже в условиях городских пробок. Но на грузовой машине чаще, чем на легковой, приходилось менять ведомый диск.
Коробка переключения передач – четырёхступенчатая, механическая (естественно).
Правда, меняется коробка на «пирожке» сравнительно легко. Сама коробка не велика по размерам и весу, а ее снятие и установку упрощает то, что, в отличие от «Жигулей», картер сцепления, в народе именуемый «колоколом», остаётся на своем месте.
Текущее обслуживание коробки сводится к двум основным операциям. Во-первых, поскольку подтекание масла неустранимо, его приходилось регулярно доливать.
Вторая операция – регулировка тяг механизма переключения передач. Все они находятся снаружи, и для правильной регулировки нужно просто внимательно прочесть и выполнить соответствующий раздел инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно регулировки нарушались из-за износа пластиковых сухарей и резиновых втулок. Все эти детали продаются в виде дешёвого и занимающего минимум места ремонтного комплекта.
Карданная передача обладает важным преимуществом: в ней нет промежуточной опоры (соответственно и подвесного подшипника), а также резиновой муфты. Ну а чего нет, то и не ломается. Благодаря отсутствию муфты, автомобиль «прощает» небрежному водителю грубое пользование педалью сцепления. Редуктор заднего моста у одних машин становится источником головной боли, но у других — служит долго и без особых проблем.
Подвеска, тормоза
Передняя подвеска ИЖ-2715 — независимая, с установленным стабилизатором поперечной устойчивости. Многорычажный тип передней подвески в обслуживании и ремонте доставлял немало хлопот автослесарям.
Задняя подвеска – зависимая на двух полуэллиптических рессорах. При этом задняя подвеска грузовых ИЖей, по сравнению с легковыми версиями, никак не усиливалась. Единственное отличие заключалось в отсутствии у рессор грузовых модификаций противоскрипных межлистовых шайб.
Тормозная система автомобиля ИЖ-2715: передние тормоза дисковые, задние — барабанные. Ручник выведен с помощью троса на задние тормоза.
Кабина и рабочее место водителя
Кабина автомобиля двухместная, сиденья — раздельные с регулировкой сиденья водителя по длине и наклону спинки.
В целом, кабина «пирожка» представляет собою просто часть салона Москвича-412. У Москвича, в силу особенностей компоновки, моторный щит сильнее, чем у «Жигулей», смещен вперёд относительно сиденья водителя. Поэтому места для ног высокого человека в кабине «пирожка» заметно больше. По той же причине «баранка» в нём наклонена сильней. Вследствие чего некоторые водители считают, что у «пирожка» эргономика рабочего места водителя — лучше, чем у «Жигулей».
На ИЖ-2715 устанавливались три разных рулевых колеса. Первое, самое массовое – очень старое, от Москвича-408, с кольцевой кнопкой сигнала. Его большой размер несколько облегчает руление. Второй вариант — руль от Москвича-2140, который полностью взаимозаменяем с «родным». Третью модель руля устанавливали на последние партии ИЖ-2715. Это «баранка» от ВАЗ-2108.
Водитель, не ездивший ни на чем, кроме отечественных малолитражек, легко адаптируется к компактному пикапу, только надо привыкнуть сдавать задним ходом и перестраиваться направо «по зеркалам». Машина обладает важным для развозного автомобиля преимуществом: маневренностью. Ей способствуют и более короткая база, и больший угол поворота управляемых колёс. «Каблук» менее устойчив в повороте, чем легковые «Москвичи», потому что у него выше центр тяжести.
В районе стыка капота и лобового стекла ИЖ-2715 расположен лючок воздухозаборника, с помощью которого можно отрегулировать необходимый объем воздуха, поступаемого в салон автомобиля через систему отопления.
К примеру, в жаркое время года, перекрыв кран отопителя салона, при открывании лючка на максимум, то при движении в салон автомобиля будет стремиться поток встречного воздуха (вместо кондиционера).
Некоторые технические параметры в цифрах
- Размеры грузового отсека: в длину 1.6 м, в ширину 1.44 м, в высоту 1.16 м.
- Размер заднего дверного проёма: в ширину 1.04 м.
- Снаряжённая масса автомобиля — 1600 кг.
- Рабочий объём двигателя — 1480 см³.
- Мощность двигателя — 67 л. с., при оборотах 5500 /об. мин. (версия для бензина АИ-76 – немного меньше: 66,6 л.с.)
- Максимальная скорость — 125 км/час.
- Время разгона до 100 км/час — 19 секунд.
- Размер шин: 6,40 / 13 (170/80 R13).
Преемником классического советского «пирожка» стал на рубеже 1990-2000х годов ИЖ-2717 («Ода Версия»). Но в новых реалиях он, конечно, уже даже близко не мог стать массовым автомобилем.
оценивших 2, оценка: 3,50 из 5
Смотрите также статьи по теме
MAN TGА 40.480: технические характеристики
УАЗ-220695-04: технические характеристики
КрАЗ-65055: технические характеристики
ГАЗ-2752 «Соболь»: технические характеристики
Volvo F12: технические характеристики
БелАЗ-75581: технические характеристики
КамАЗ-5410: технические характеристики
КрАЗ-260: технические характеристики
Hyundai HD 120: технические характеристики
Грузовики MAN: модельный ряд
МАЗ-5549: технические характеристики
ГАЗ-3309 (дизель): технические характеристики