ЗИЛ-4972: технические характеристики
ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ПРОХОДИМЕЦ
ЗИЛ-4972 – это грузовик повышенной проходимости, построенный на базе трёхосного шасси с равным расстоянием между его осями. Такие внедорожники были разработаны в начале 1990-х годов на Заводе имени Лихачева, а их мелкосерийным производством в 1995-1999 гг. занимался Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (Нижегородская область). Всего было выпущено сорок таких внедорожников. Некоторые из них, после долгих лет службы в МЧС, Министерстве гражданской авиации и РАО ЕЭС, были отреставрированы и заняли своё место в частных авто коллекциях.
В стандартном исполнении на трёхосное шасси вездехода ЗИЛ-4972 монтировали универсальный грузопассажирский кузов-фургон. Но выпускались грузовики и с обыкновенной бортовой платформой. От типа установленного кузова зависели и возможности грузоподъёмности машины. А именно – 2300 или 3100 килограммов «по паспорту».
В связи со специальной конструкцией и техническими особенностями, данная модель имела узкую специализацию: доставка грузов и людей в труднодоступные районы (даже для таких машин, как ЗИЛ-131, Урал, КрАЗ). Поэтому в перспективе ЗИЛ-4972 предназначался для широкого применения не только в спасательных службах, но и в нефтегазовой промышленности, в обслуживании электростанций и других промышленных объектов на бездорожье.
Об истории этой оригинальной модели
Сущность концепции новой серии трёхосных грузовиков повышенной проходимости, первый прототип которой именовался ЗИЛ-132К, заключалась в следующем: совместить трансмиссию и ходовую часть специального спасательного вездехода ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица» с кабиной и рамой обыкновенного серийного грузового автомобиля марки ЗИЛ. Получив в итоге машину не менее проходимую, но гораздо более дешёвую в производстве и эксплуатации.
Интересно, что корни «биографии» данной модели находятся не у МЧС-ников, у руководителей гражданской авиации Советского Союза. Именно из этого ведомства в 1989 году поступила первая просьба рассмотреть вопрос о создании грузопассажирской и грузовой поисково-спасательных машин для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов, с возможным серийным производством 250–300 таких машин в год.
Речь шла о создании более дешёвой версии легендарной «Синей птицы», разработанной в ЗИЛовском СКБ под руководством В.А. Грачёва специально для эвакуации космонавтов, которые вернулись на Землю в труднодоступном районе. Гражданская авиация хотела похожую машину, но попроще, сухопутную, без функции плавания, но тоже с отменной проходимостью.
В приложении поясняли, какие именно хотели бы иметь машины. От грузопассажирской версии хотели, чтобы она могла перевозить до 25-ти человек, а от грузовой – чтобы она была оборудована краном, который поднимает до 3,4 тонн и могла вести не менее 4 тонн. Оба автомобиля должны были иметь возможность их перевозки транспортными самолётами Ил-76 и вертолётами Ми-26. Указана была и желательная цена одного грузовика: 55 тысяч рублей.
Через несколько месяцев, в январе 1990-го, готовность приобрести новые перспективные вездеходы выразили и в Минэнерго СССР. Они сделали запрос на вездеходный грузовик, подходящий для строительства и обслуживания линий электропередач: транспортировки строительных материалов и оборудования; бригад, задействованных в этих работах.
Государственный комитет по чрезвычайным ситуациям (ныне МЧС) подключился к данному проекту лишь в начале 1992 года, когда концепция этой модели уже сложилась, и озвучил технические пожелания для своей версии вездеходного грузовика – автомобиля для аварийно-спасательных частей.
Наличие нескольких солидных заказчиков и предопределило создание целого ряда модификаций ЗИЛ-4972. Но времена к середине 90-х наступили лихие, поэтому должного развития перспективное вездеходное семейство так и не получило (в конечном итоге).
В течение нескольких месяцев 1992 года, под руководством ведущего конструктора М.И. Сугробова, были произведены разработка и изготовление пробного образца шасси ЗИЛ-132К. Этот новый внедорожник, в отличие от «Синей птицы», плавающим не был. Но в сравнении с тем же ЗИЛ-131, у него были намного сильнее и проходимость, и маневренность.
Первоначальные предсерийные ЗИЛ-132К оборудовались так: независимая торсионная подвеска переднего и заднего управляемых мостов, средний мост и трансмиссия от знаменитой «Синей птицы». Однако сделаны они были заметно проще и дешевле в плане себестоимости и производства.
Первые мелкосерийные партии данных внедорожных грузовых автомобилей были изготовлены всё-таки по заказу Государственного комитета по чрезвычайным ситуациям (впоследствии ставшего Министерством по чрезвычайным ситуациям, МЧС). И лишь затем заказы разместили Министерство гражданской авиации и РАО ЕЭС России (бывшее Минэнеро СССР).
В ходе эксплуатации в сложных бездорожных и погодно-климатических условиях грузовики ЗИЛ-4972 продемонстрировали серьёзное превосходство над многими другими многоцелевыми автомобилями высокой проходимости. И над гусеничной техникой – тоже.
По итогам этого успешного опыта эксплуатации, были выработаны достаточно «наполеоновские» планы: запуск модели ЗИЛ-4972 в серийное производство, с выпуском не менее двух тысяч таких автомобилей ежегодно.
К непосредственной реализации данного проекта изначально, сразу же, был привлечён ПЗРА – Правдинский завод радиорелейной аппаратуры в Нижегородской области. ЗИЛ тогда был ещё и без того загружен. На техническом совещании, прошедшем 30 марта 1992 года на ЗИЛе, приняли решение учредить отдельное специальное АО «Вездеход ГВА», в задачи которого входили разработка и согласование комплектаций выпускаемых машин с заказчиками, контролирование своевременного предоставления всей необходимой конструкторской документации с ЗИЛа на ПЗРА и реализация готовых автомобилей заказчикам.
Был у ЗИЛ-4972 ещё неплохой шанс войти в постоянное использование нефтяниками: в 1997 году этой моделью заинтересовалась АК «Транснефть». Но и он тоже как следует реализован не был.
В общей сложности, с 1995 по 1999 гг. ЗИЛ и ПЗРА выпустили всего лишь около сорока автомобилей ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-497205. Их, вплоть до устаревания и списания, эффективно использовали на всевозможных аварийно-спасательных и восстановительных работах; при доставке ремонтных, спасательных групп и различного специального оборудования в условиях сильного бездорожья.
Однако ни новых заказов, ни запланированных ранее средств для освоения полноценного серийного производства этого внедорожного семейства предприятия так и не получили.
Машины ЗИЛ-4972, которые ныне можно встретить в частных авто коллекциях, обычно имеют в прошлом службу в МЧС в качестве специального автомобиля, предназначенного для оперативного подвоза спасательной бригады со спецоборудованием в район техногенных и природных чрезвычайных ситуаций – для выполнения аварийно-спасательных работ. Пробег у них небольшой, и сохранились они неплохо. А с учётом проведённой реставрации и восстановления – смотрятся ещё более бодро.
На смену утилизированным грузовикам ЗИЛ-4972 пришли обычными КамАЗы и Уралы – техника отличная, но всё же не настолько «продвинутая» по проходимости.
Варианты модификаций
В конце 1992 года новый внедорожник прогнали по всесторонним испытаниям, и он убедительно доказал свою жизнеспособность. А в следующем году завод ЗИЛ уже сформировал семейство сделанных на такой агрегатной базе грузовых автомобилей. В него включили 4 варианта модификации:
- ЗИЛ-497200 – с грузопассажирским кузовом-фургоном (кунгом) для бригад рабочих и спасателей;
- ЗИЛ-4973 – с «бункеровозным» подъёмником от спецмашины «Синяя птица», который имел боковую разгрузку;
- ЗИЛ-4974 – с фургоном-кунгом – «походка» для ремонтных бригад энергетиков и прочих рабочих;
- ЗИЛ-497202 – бортовой грузовик с одноряднй кабиной и крано-манипуляторной установкой, расположенной между кабиной и грузовой платформой;
- ЗИЛ-4975 – грузовик с бортовой платформой и краном-манипулятором на ней, который был установленным сзади неё;
- ЗИЛ-497204 – бортовой грузовик с однорядной кабиной и крано-манипуляторной установкой, смонтированной в задней части;
- ЗИЛ-497205 – грузопассажирская версия, с двухрядной кабиной, рассчитанной на 7 человек, и крано-манипуляторной установкой между кабиной и грузовой платформой.
Также, в качестве «штучного товара», была выпущена модификация ЗИЛ-4972Н – с дизельным двигателем Caterpillar-3116 (САТ-3116). Она была по специальному заказу поставлена в Петропавловск-Камчатский и работала на Камчатке.
Особенности конструкции ЗИЛ-4972
От серийного грузовика ЗИЛ-4331, который сменил на конвейере Завода имени Лихачёва знаменитый ЗИЛ-130, трехосный вездеход ЗИЛ-4972 взял два варианта кабины (однорядную – для грузопассажирского варианта, двухрядную – для «чистого» грузовик; силовой агрегат – дизельный мотор ЗИЛ-645 мощностью в 185 лошадиных сил; девятиступенчатую коробку переключения передач ЗИЛ-4421. Всё остальное в трансмиссии, подвеске и ходовой части вездехода было взято у ЗИЛ-4906 – той самой «Синей птицы». В итоге получился её облегчённый, упрощённый и лишённый возможности плавать, но исключительно высокопроходимый вариант.
Для достижения синхронизации с узлами «донора» передаточные числа в коробке были изменены, и в совокупности унаследованная трансмиссия включала в себя: коробку переключения передач, раздаточную коробку, бортовые и колёсные редукторы, карданные передачи.
Рулевое управление было оборудовано двумя гидравлическими усилителями, рассчитанными на повороты колёс передней и задней осей, и механизм запаздывания поворота осей.
Аналогично «Синей птице», на ЗИЛ-4972 при передвижении по мягким грунтам колёса задней оси шли практически по траектории передних колёс, обеспечивая проходимость, которая недостижима для вездеходов с единственной управляемой осью.
В базовом оснащении автомобиля имелся предпусковой подогреватель. Им можно было обогреть кабину при неработающем моторе. А также электрофакельное устройство. Пассажирский отсек мог обогреваться отдельным отопителем; был оборудован плитой для приготовления и разогревания пищи.
В передний бампер была интегрирована лебёдка самовытаскивания, которая приводилась в действие карданным валом от коробки отбора мощности. Система электрооборудования была разделена 2 подсистемы – первая, напряжением 12/24 V, обеспечивала двигатель, а вторая (24 V) – дополнительных потребителей. Каждая из этих двух подсистем имела по 2 аккумуляторные батареи.
Во время испытаний и непосредственной эксплуатации ЗИЛ-4972 показал исключительно достойно. Всевозможные мелкие доработки велись на протяжении 2-3 лет, но в целом данный автомобиль сложился практически сразу.
На бездорожье он превосходил по запасу удельной силы тяги сравнимые с ним по показателям массы и техническим характеристикам КамАЗы. Также ЗИЛ-4972 мог развивать на бездорожье бо́льшую скорость, имел меньший радиус поворота (около 10 м), и там, где КамАЗы с трудом ехали и застревали даже при прямолинейном движении, ЗИЛ-4972 мог двигаться, маневрируя.
Контрольный расход дизтоплива при движении по сухой бетонной дороге со скоростью 50 км/ч был продемонстрирован в районе 25 литров на 100 км пути, а запас хода – тысячу километров. Эксплуатационный расход дизтоплива на сухом асфальтированном шоссе составил 36 л / 100 км, на мокрой грунтовке – 55 л / 100 км, вне дорог, на пересечённой местности – 101 л / 100 км, по снежной целине глубиной больше 40 см – 330 л / 100 км.
Двигатель ЗИЛ-4972
Основной и практически единственный вариант двигателя для грузового автомобиля данной модели – это дизельный восьмицилиндровый мотор ЗИЛ-645, имеющий V-образную конструкцию цилиндров и жидкостное охлаждение.
Его основные технические характеристики таковы:
- рабочий объём – 8.76 л;
- мощность – 185 лошадиных сил;
- диаметр цилиндра – 100 мм;
- ход поршня – 115 мм;
- степень сжатия в камере сгорания – 18.5;
- максимальный крутящий момент – 510 Н.м (при 1400-1600 об/мин).
Трансмиссия
Грузовики ЗИЛ-4972 оснащались девятиступенчатой механической коробкой передач модели ЗИЛ-4421, которая работала в связке с однодисковым сухим сцеплением. Кроме них, в составе трансмиссии также имеется двухступенчатая раздаточная коробка, с цилиндрическим межбортовым блокируемым дифференциалом (2,48:1 и 0,867:1).
Бортовая передача – механическая, одноступенчатая, коническая (2,09:1). Колёсный редуктор – механический, одноступенчатый, цилиндрический (4,27:1).
Тормозная система
В отличие от серийного обыкновенного грузовика ЗИЛ-4331, в вездеходе ЗИЛ-4972 не были использованы тормоза на колёсах. Вместо этой обычной системы, было использовано оригинальное техническое решение. Тормозные механизмы, которых установлено четыре, смонтированы в самой трансмиссии автомобиля.
Ходовая часть
Если на абсолютном большинстве любых грузовиков используются мосты, то во внедорожной модели ЗИЛ-4972 от них решено было отказаться. В результате данного решения, автомобиль получил независимую подвеску для каждого своего колеса, состоящую из торсионов. На первой и третьей паре колёс (поворотных) были размещены гидравлические усилители рулевого управления.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 9400 мм; ширина – 2550 мм; высота – 3200 мм.
- Длина колёсной базы между первой и второй осью – 2400 мм.
- Длина колесной базы между второй и третьей осью – также 2400 мм.
- Дорожный просвет – 475 мм.
- Ширина передней и задней колеи одинаковая – 2000 мм.
- Наименьший радиус разворота – 12 метров.
- Колёсная формула – 6 х 6.
- Количество мест – 3 в кабине, 8-12 в грузопассажирском отсеке.
- Масса снаряжённая – 9680 кг.
- Масса полная – 12034 кг.
- Ширина преодолеваемого рва – 2 метра.
- Величина преодолеваемого подъёма – 30 градусов.
- Величина максимального бокового крена – 15 градусов.
- Объём баков для горючего – 2 по 170 литров.
- Размерность шин – 16.00-20″/ ИЯ-333.
Кабина ЗИЛ-4972
Кабина у данного автомобиля – обычная от серийного грузовика ЗИЛ-4331, трёхместная в грузопассажирской модификации и двухрядная, двухдверная, семиместная – в грузовой версии. Оперение кабины (крылья, капот, облицовка радиатора) представляет собой общий блок, который откидывается вперёд.
Система отопления в кабине – воздушно-жидкостная, с набиранием тепла от системы охлаждения двигателя. Вентиляция производилась через заборник воздуха вентилятором системы отопления; а также сквозь люк в крыше, поворотные форточки и опускные стёкла в дверях. Ветровое стекло кабины грузовика ЗИЛ-4972 оснащено трёхщеточным стеклоочистителем с электрическим приводом.
Отзывы водителей
Водители, которым довелось работать на ЗИЛ-4972, единогласно подтверждают: по проходимости Уралы и КамАЗы не могут с ними сравниться. А иногда, особенно по влажным снегам, ЗИЛ-4972 идёт лучше даже гусеничных машин. ЗИЛ-4972, эксплуатировавшийся на Камчатке, всегда ставили впереди колонны. Случалось такое, что ЗИЛ-4972 нагонял вставшую колонну, обходил её по целине, а потом вёл за собою. В жуткую грязь и дождь вывозил не только один застрявший автомобиль, но и одной связкой ГАЗ-66 и две «Нивы», к нему прицепленные.
оценивших 15, оценка: 3,93 из 5
Смотрите также статьи по теме
- BAW Tonik: технические характеристики
- ГАЗ-АА: технические характеристики
- Камаз-4308: технические характеристики
- Закабинные спальники: чей лучше?
- ГАЗ-53: технические характеристики
- ГАЗ-47: технические характеристики
- Урал-44202: технические характеристики
- КамАЗ-4326: технические характеристики
- ГАЗ-3309 (дизель): технические характеристики
- Volvo FH12: технические характеристики
- Citroen Berlingo: технические характеристики
- КамАЗ-65225: технические характеристики