Volvo A60H: технические характеристики
Самый большой сочленённый самосвал в мире, грузоподъёмностью 55 тонн
С момента выпуска Volvo Gravel Charlie (1966) — первого в мире серийного сочленённого самосвала, и до сегодняшнего дня компания «Вольво» продолжает лидировать в производстве грузовиков данного типа. Модель A60H, ставшая самым большим сочленённый самосвалом на рынке грузовой техники, – стала очередным достижением на этом пути. Увеличенные межсервисные интервалы, более короткие рабочие циклы и комфортность работы водителя на его рабочем месте помогают этой машине достичь минимально возможного уровня затрат в пересчёте на тонну перевозимого груза.
Самосвал Volvo A60H, созданный на основе проверенной временем технологии «Вольво», с сочленённым рулевым управлением, полным приводом и блокировкой дифференциалов стал ещё больше и мощнее, чем когда-либо прежде.
Этот выведенный в 2016-м году на мировой рынок грузовик стал самым крупным сочленённым самосвалом из ныне доступных. Его полезная грузоподъёмность составляет 55 тонн.
Автомобили Volvo A60H, предназначенные для перевозки тяжёлых грузов в условиях сильно пересечённой местности, обладают длительным сроком службы, серьёзным запасом надёжности и прочности.
Использование на горных разработках самосвалов с жёсткой рамой требует предварительного обустройства дорог в карьерах и на подъездных путях. В отличие от обычных дорожных самосвалов, карьерные работают на пределе своих технических возможностей – закладывать в их конструкцию дополнительный запас прочности, увеличивая и без того солидную массу, нерационально.
Эксплуатация «однорамников» высокой грузоподъёмности по неровным дорогам, где перераспределение веса на отдельные колёса неизбежно значительное, вызывает резкое сокращение сроков службы узлов ходовой части и трансмиссии. Как следствие, техника простаивает в ремонте, объемы отгрузки падают, а горнодобывающее предприятие несёт значительные убытки.
Приемлемая долговечность карьерных самосвалов с жёсткой рамой достигается только при работе на подготовленных технологических дорогах с неровностями глубиной (высотой) не более 10 см и продольными уклонами в пределах 8 процентов.
Если же по ряду причин строить такие дороги невыгодно, то единственным рациональным решением будет использование самосвалов с шарнирно-сочленённой рамой. До 2016 года пределом грузоподъёмности «сочленёнников» была величина 50 тонн. Рекорд поставила компания Volvo Construction Equipment, предложив горнякам эту 55-тонную модель A60H.
Особенности конструкции
Самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой составляют особый сегмент карьерной техники – такие машины покупают предприятия, которым важна высокая проходимость транспорта на пересеченной местности
Концепция сочленённого самосвала предоставляет возможность работать там, где другие уже не смогут. В модели Volvo A60H в полной мере воплощена эта концепция, которая обеспечивает непревзойденную универсальность; позволяет работать на самых сложных площадках и преодолевать крутые склоны. Предлагаемые для этой 60-тонной машины оптимизированные конфигурации и колёса позволяют адаптировать её к любым климатическим условиям, поверхностям и областям применения.
Превосходная проходимость при движении по бездорожью, признанная технология «Вольво» и большая полезная загрузка Volvo A60H позволят повысить прибыль, работая эффективней и с меньшими затратами. Этот самый большой сочленённый самосвал на рынке обеспечивает на 40 процентов бо́льшую продуктивность и обладает исключительной топливной экономичностью.
A60H оснащен активной гидравлической передней подвеской, позволяющей двигаться с высокой скоростью по бездорожью. Она повышает комфорт водителя и улучшает устойчивость самой грузовой машины во время её движения. Есть возможность перевозить больше материала за меньшее время, достигая высочайшей степени производительности.
Работа шарнира в горизонтальной и вертикальной плоскостях обеспечивает машине недостижимую для «однорамников» проходимость. При снижении сцепления колёс задней тележки с грунтом нагруженное силовым агрегатом и кабиной переднее звено служит тягачом.
И наоборот – если передок забуксовал, зарываясь колесами в промокшую насквозь глину крутой стенки оврага, его заталкивает вверх пока еще расположенная горизонтально задняя тележка. При вращении рулевого колеса машина складывается на угол до 45 градусов, демонстрируя отличную для своей 12-метровой длины маневренность.
Благодаря сбалансированной силовой установке, автоматическим комбинациям передач с возможностью полной блокировки дифференциалов, внедорожным мостам и гидромеханическому рулевому управлению этот грузовик поистине не имеет себе равных.
Бортовая система взвешивания гарантирует оптимальную нагрузку для каждого рабочего цикла. Это помогает повысить производительность, увеличить топливную эффективность и уменьшить износ техники в любых условиях и при любых видах работ.
Двигатель грузовика Volvo A60H
Грузовики Volvo A60H оснащаются шестицилиндровыми рядными дизельными двигателями собственного производства компании – модель мотора: Volvo D16F.
Этот дизель обладает рабочим объёмом 16,1 литра; оборудован системой турбонаддува; имеет по четыре клапана на каждый цилиндр, верхний распределительный вал и насос-форсунки с электронным управлением. В двигателе установлены заменяемые гильзы цилиндров мокрого типа, заменяемые направляющие и сёдла клапанов.
Mаксимальная полная мощность дизеля Volvo D16F, по стандарту SAE J1995, составляет 495 килоВатт (673 лошадиные силы) – при оборотах двигателя: 1 800 об/мин.
Полезная мощность на маховике — по ISO 9249, SAE J1349: 492 кВт, при оборотах двигателя: 1 800 об/мин.
Максимальный крутящий момент — по SAE J1995: 3 200 Н.м. Максимальный полезный крутящий момент по стандартам ISO 9249, SAE J1349: 3 177 Н.м, при оборотах двигателя 1 050 об/мин.
Рядная «шестёрка» Volvo D16F получилась довольно компактной и весит относительно немного – 1422 кг. Конструктивная особенность двигателя – расположение распредвала в головке блока. Как правило, на промышленных и автомобильных дизелях такого объема распредвал располагают в блоке цилиндров.
Головка блока общая, 24-клапанная, гильзы цилиндров «мокрые», легко заменяемые при ремонте. Привод распредвала – шестернями со стороны маховика.
Силовая передача
Трансмиссия самосвала включает гидротрансформатор со встроенной блокировкой, гидромеханический шестиступенчатый «автомат» Allison модели 6630 ORS, двухступенчатую раздаточную коробку собственного производства Volvo с кулачковой блокировкой межосевого дифференциала и свои же, «вольвовские» ведущие мосты с планетарными ступичными редукторами.
Полностью автоматическая планетарная трансмиссия обладает шестью передними и двумя задними передачами. Внутренний демпфер крутильных колебаний гидротрансформатора.
Раздаточная коробка: Volvo IL3 ATC — двухступенчатая, разработанная компанией «Вольво» продольная конструкция с большим клиренсом и 100-процентной блокировкой межосевого дифференциала типа «кулачковая муфта».
Мосты: специальной конструкции «Вольво», для особо тяжёлых режимов работы, с полностью разгруженными полуосями, планетарными колёсными редукторами и 100% блокировкой дифференциала типа «кулачковая муфта».
Система автоматического распределения тягового усилия (ATC).
Гидротрансформатор — 1.85:1. Мосты — Volvo AHW80.
Скорость: передний ход – 1: 7 км/час; 2: 10 км/час; 3: 13 км/час; 4: 19 км/час; 5: 26 км/час; 6: 55 км/час; задний ход – 1: 5 км/час; 2: 8 км/час.
Замечательная особенность трансмиссии, свойственная всем машинам с сочленённой рамой, – отсутствие карданов и ШРУСов в приводах колес. Ни на одном из мостов нет поворотных кулаков, ведь самосвал поворачивает благодаря складыванию полурам в горизонтальной плоскости усилием двух гидроцилиндров двустороннего действия.
Таким образом, полуоси в мостах – «вечные», поскольку представляют собой прутки легированной стали со шлицами на концах. Конструкция балансирной, с резиновыми упругими элементами подвески задней тележки также заточена на суперпроходимость – здесь применены две А-образные рамы, и поэтому обе оси качаются в двух плоскостях независимо друг от друга.
То есть «плавают» и перекрещиваются, а их четыре колеса постоянно и надёжно опираются на грунт.
Тормозная система
Это полностью гидравлическая система с герметичными многодисковыми тормозами мокрого типа, с принудительным масляным охлаждением. Двухконтурная тормозная система грузовика Volvo A60H соответствует стандарту ISO 3450 по общему весу машины.
Распределение контуров: по одному контуру для переднего моста и для мостов тележки.
Стояночный тормоз: подпружиненный дисковый тормоз на карданном валу, спроектированный с возможностью удерживания машины на уклоне до 18-ти процентов.
При включении стояночного тормоза выполняется блокировка межосевого дифференциала.
Ретардер: функция ретардера рабочих тормозов и тормоз-замедлитель Volvo (VEB).
Система рулевого управления
В конструкции данного автомобиля применена гидромеханическая система рулевого управления с самокомпенсирующейся конструкцией.
Два цилиндра рулевого управления двустороннего действия.
Угол рулевого управления: полный диапазон поворота рулевого колеса составляет 3,4 оборота (±45 градусов).
Система рулевого управления, включая вспомогательную систему рулевого управления, отвечает стандарту ISO 5010.
Шасси и подвеска
Рамы: особо прочные коробчатого типа. Сделаны из особо высокопрочной стали, роботизированной сварки.
Поворотный шарнир рамы: не требует технического обслуживания, полностью герметизированный с коническими роликовыми подшипниками, смазанными на весь срок эксплуатации.
Подвеска. Передняя подвеска: уникальная, полностью гидравлическая подвеска, с автоматическим выравниванием и стабилизатором.
Задняя подвеска: не требующая технического обслуживания. Закреплённые на двух опорах балки тележки. Независимое движение колёс за счет трёхточечной системы крепления.
Гидравлические цилиндры (стойки) — передние/задние, 2/0.
Аккумуляторы — передние, гидроазотные, высокого давления, 2 шт.
Датчики уровня – два.
Гидравлическая система
В состав гидравлической системы грузовика Volvo A60H входит пять поршневых насосов переменного рабочего объёма с приводом от вала отбора мощности (ВОМ) с маховика. А также один поршневой насос с приводом от колёс для вспомогательной системы рулевого управления, установленный на раздаточной коробке.
Два возвратных масляных фильтра с магнитными сердечниками обеспечивают эффективную фильтрацию масла. Максимальное рабочее давление системы составляет 28 Мпа.
Электрическая система
Все кабели, разъёмы и контакты данного сочленённого грузовика имеют маркировку. Кабели уложены в пластиковые кабелепроводы и прикреплены к основной раме. Галогенные фары. Выполнена предварительная разводка кабелей для дополнительного оборудования.
Разъёмы отвечают стандарту водонепроницаемости IP67. Напряжение составляет 24 Вольта. Аккумуляторы: 2 шт по 12 Вольт. Ёмкость аккумулятора составляет 2×225 Ампер-часов. Генератор: 2,264 кВт / 80 Ампер. Двигатель стартера: 9 кВт.
Кузов сочленённого грузовика
Материал, из которого изготовлен кузов: сталь HB400. Толщина стенок кузова: передняя часть – 8 мм; боковые стороны – 14 мм; нижняя часть – 16 мм. Загрузочный бункер – 16 мм.
Предел прочности на растяжение: 1 000 Н/мм². Предел прочности на разрыв: 1 250 Н/мм².
Грузоподъёмность: стандартный кузов — 55 000 кг; кузов, наполненный до краёв — 25.8 кубометра; кузов, «с горкой» 2:1 — 33.6 кубометра.
С подвесным задним откидным бортом: кузов, наполненный до краёв — 26.5 кубометра; кузов, «с горкой» 2:1 — 35.1 кубометра.
Система выгрузки: запатентованный тормоз для погрузки и выгрузки. Цилиндры для выгрузки: два одноступенчатых цилиндра двойного действия.
Угол наклона составляет 70 градусов. Время наклона с грузом составляет 13 секунд. Время опускания равно 10 секунд. Умная электроника защищает самосвал от опрокидывания при выгрузке – она не позволит поднять кузов выше определённого уровня, если грузовик стоит с недопустимым креном.
Особенности эксплуатации и техобслуживания
Сочленённый самосвал Volvo требует смазки только через каждые 250 часов эксплуатации – это является лучшим показателем в отрасли – и имеет максимальное время безотказной работы.
В течение своего срока службы A60H требуется более чем в два раза меньше масла, чем аналогичным моделям, в результате чего уменьшаются вредное воздействие на окружающую среду и эксплуатационные затраты.
Все основные процессы техобслуживания Volvo A60H выполняются быстро и удобно благодаря отличной доступности для техобслуживания и доступу к основным точкам обслуживания с уровня земли. Передняя решётка радиатора откидывается вниз, открывая доступ на сервисную платформу со ступеньками с противоскользящим покрытием; капот с электроприводом открывается на 90 градусов, предоставляя полный доступ к моторному отсеку.
Система постоянно следит за уровнями жидкостей и своевременно выводит на информационную панель уведомления о необходимости техобслуживания, позволяя оператору всегда быть в курсе текущих требований к техобслуживанию машины.
Кабина и рабочее место водителя
Кабина грузовика Volvo A60H смонтирована на резиновых опорах. Она отличается эргономичной конструкцией. Обеспечен удобный доступ в кабину и выход из неё. Имеется широкий обзор в переднем направлении.
Водитель расположен по центру, над передним мостом. В его распоряжении — регулируемое сиденье, с инерционным ремнём безопасности; регулируемое (наклон/телескопирование) рулевое колесо; органы управления с эргономичным расположением.
Кабина сочленённого грузовика Volvo A60H оборудована системами фильтрации воздуха и климат-контроля.
Работает система информирования оператора «Contronics». Крупный цветной дисплей с простой и понятной информацией позволяет оперативно отслеживать все основные функции машины.
Имеются надёжные конструкции для защиты кабины при опрокидывании/падении предметов (ROPS/FOPS) – уже в стандартной комплектации, соответствующие стандартам ISO 3471, SAE J1040 / ISO 3449, SAE J231.
Уровень шума в кабине (ISO 6396): LpA 72 дБ. Внешний уровень шума (ISO 6395) — LWA 113 дБ. Внешний уровень шума с установленной звукоизоляцией: 111 дБ.
Машина всегда находится под полным контролем водителя. Система помощи при разгрузке, динамическое торможение двигателем Volvo, погрузочно-разгрузочный тормоз и система облегчения начала движения на подъеме помогают человеку сохранять контроль над машиной в любых ситуациях, ещё больше повышая производительность и безопасность.
Эргономичные, удобные и интуитивно понятные органы управления оценят по достоинству все операторы, а дополнительные автоматические функции ещё больше повысят удобство работы.
Комфорт оператора находится на высоком уровне. Расположенное по центру рабочее место оператора, отличное рулевое управление, великолепная подвеска, низкий уровень шума, климат-контроль, простор и хорошая обзорность снижают усталость оператора и способствуют эффективной работе.
Безопасность — прежде всего! Для водителей, инструкторов, механиков, рабочих – безопасность на объекте имеет фундаментальное значение. Великолепный обзор и эффективное освещение сочленённого грузовика Volvo A60H, в сочетании с дополнительными функциональными возможностями, такими как контроль тормозов и система помощи при выгрузке, обеспечивают неизменно высокий уровень безопасности персонала при работах в непосредственной близости от тяжёлой машины.
Технические параметры Volvo A60H в цифрах
- Полезная нагрузка — 55 000 кг.
- Загрузка по SAE с шапкой 2:1 — 33,6 кубометра.
- Масса пустого автомобиля — 43 400 кг.
- Передняя часть — 22 350 кг.
- Задняя часть — 21 050 кг.
- Полная масса грузовика — 98 400 кг.
- Передняя часть — 28 700 кг.
- Задняя часть — 69 700 кг.
- Максимальная скорость — 55 км/час.
- Шины — 33.25R29.
- Давление на грунт — без груза передняя часть: 125 кПа, задняя часть: 58 кПа; с грузом передняя часть: 159 кПа, задняя часть: 193 кПа.
Заправочные ёмкости:
- Топливный бак – 750 литров.
- Система охлаждения – 75 литров.
- Картер двигателя – 55 литров.
- Система охлаждения тормозов – 131 литр.
- Трансмиссия – 58 литров.
- Раздаточная коробка – 12 литров.
- Мосты, передний / тележки – 74 литра / 147 литров.
- Гидравлический бак – 198 литров.
Среди дополнительного оборудования, поставляемого и устанавливаемого на данный грузовик в качестве отдельно оплачиваемых опций: камера заднего вида, с монитором в кабине; задний откидной борт; фильтр предварительной очистки с масляной ванной; быстрозаполняемая топливная система; специальная противопожарная система «Вольво»; комплект надставных бортов, предназначенный для перевозки лёгких материалов.
В целом, идея применения шарнирно-сочленённых рам на высокопроходимой технике различного назначения (в том числе и военной) — отнюдь не новая. В нашей стране «двухрамники» с промежуточным шарниром широко известны по тракторам «Кировец», выпущенным тиражом почти полмиллиона экземпляров и трудившимся почти в каждом колхозе бывшего СССР. Другой пример массового использования «сочлененников» – огромная армия фронтальных погрузчиков.
Однако своих самосвалов-«двухрамников», как ни странно, у нас не было. В Союзе их производство, несмотря на потребность могучей горно-добывающей отрасли именно в таких машинах, так и не освоили.
Позднее, после распада СССР, выпуск трёхосных сочлененных «карьерников» грузоподъемностью до 50 тонн наладили в Белоруссии под марками «БелАЗ», «МОАЗ» и «Амкодор» – это самые доступные по цене машины в данном сегменте. Но лидером в производстве сочленённых самосвалов остаётся компания Volvo Construction Equipment с заводом в городе Браас на юге Швеции. Разумеется, её машины весьма недёшевы. А конкретно флагманский самосвал Volvo A60H, о котором шла речь в этой статье — очень даже дорог. Но если доходы предприятия сильно зависят от надёжности техники, то, может быть, переплата за премиум-бренд того и стоит.
Карьерные самосвалы относятся к самоходной спецтехнике категории A III и подлежат регистрации в Гостехнадзоре с оформлением Паспорта самоходной машины (ПСМ). Максимальная скорость самосвала Volvo A60H по технической характеристике составляет 54,9 км/час, а значит, на машину требуется оформить полис ОСАГО.
Габаритная ширина 3884 мм, да и осевые нагрузки исключают транспортировку на объект своим ходом, поэтому по дорогам общего пользования A60H перевозят на низкорамных тралах, предварительно сняв колёса.
оценивших 4, оценка: 3,75 из 5
Смотрите также статьи по теме
ГАЗ-3409 «Бобр»: технические характеристики
MAN TGА 40.480: технические характеристики
ГАЗ-2752 «Соболь»: технические характеристики
Praga V3S: технические характеристики
Komatsu HM400: технические характеристики
ГАЗ-3307: технические характеристики
МАЗ-5551: технические характеристики
Грузовики МАЗ: модельный ряд
Урал Некст: технические характеристики
Isuzu Forward: технические характеристики
КамАЗ-4326: технические характеристики
Скрепер МОАЗ-6014: технические характеристики