ИЖ-2717: технические характеристики
Бюджетное решение для малого бизнеса конца 90-х – начала 2000-х
ИЖ-2717 (он же «ИЖ Ода Версия») — это легковой грузопассажирский автомобиль, который относится к классу так называемых «каблучков» (при Советском Союзе именуемых «пирожками»). Это второе и пока последнее поколение собственных легковых автомобилей Ижевского автомобильного завода, «преемник» классического «пирожка» — модели ИЖ-2715. Выпускалась данная модель с 1995 по 2005 год.
ИЖ-2717 был создан на платформе чисто легковой модели ИЖ-2126 («ИЖ Ода», а немного ранее – «ИЖ Орбита»). «Оду» делали до 2005 года, выпустив 141 508 машин, а запущенный в 1995-м фургон Иж-2717 на базе «Оды» разошёлся по рынкам СНГ в количестве 77 135 автомобилей.
При всех недостатках этих автомобилей – даже спустя двадцать лет после их снятия с производства, открыв порталы автообъявлений, мы с лёгкостью найдём их в продаже – изрядно подержанные, но на ходу, исправно выполняющие свои работы по грузоперевозке.
Популярный в своё время коммерческий автомобиль ИЖ-2717 был широко распространён в сфере малого предпринимательства, особенно в области доставки продуктов питания. Фургон стоил в разы дешевле своих зарубежных аналогов, при этом предлагал ничуть не худшие габариты и грузоподъёмность.
Особенности конструкции
ИЖ-2717 отличался от ИЖ-2126 доработанной подвеской, специально приспособленной для грузоперевозок: дорожный просвет увеличен до 230 миллиметров; задняя подвеска сделана рессорной, вместо рычажно-пружинного типа; шины предусмотрены повышенной грузоподъёмности, позволяющие увеличить полезную нагрузку до 650 кг по «паспорту».
При помощи двух пневматических упоров задняя дверь легко фиксируется в верхнем (открытом) положении. Передняя подвеска — независимая, свечного типа (Макферсон)
Двигатели ИЖ-2717
В годы производства ИЖ-2717 оснащался двигателями нескольких типов. Наиболее распространёнными были моторы УЗАМ-3317, рабочим объёмом 1700 см³., мощностью 85 лошадиных сил, а также ВАЗ-2106, рабочим объёмом 1600 см³., мощностью 74,5 лошадиных сил.
На грузовом ИЖе уфимский двигатель объемом 1,7 л встречается чаще, чем мотор ВАЗ-2106. Он считается более «тяговитым», чем «жигулевский», ему реже требуются регулировки. Капитальный ремонт двигателя УЗАМ, когда до него дойдет дело, тоже проще.
В то же время, у этого мотора есть свои недостатки. Например, он более склонен к перегреву. Особенно это проявлялось у машин, выпущенных до августа 2003 г. Расположение патрубков системы охлаждения было неудачным, и нередко образовывались паровые пробки. Уфимский завод исправил свою ошибку, внедрив новую систему патрубков. Ее без проблем можно установить на двигатель прежнего выпуска.
Но на вторичном рынке встречаются тысячи машин с системой старого образца. Вполне возможно, что прежние хозяева автомобиля многократно «кипятили» двигатель. Это опасно, так как алюминиевые блок и головка цилиндров от перегрева могли деформироваться. Известны случаи, когда у подержанного ИЖа приходилось неоднократно менять прокладку между головкой и блоком.
Трансмиссия ИЖ-2717
Коробка передач — механическая, пятиступенчатая. Машины семейства ИЖ-2126 получили оригинальную пятиступенчатую коробку передач, которая пришла на смену устаревшей коробке «Москвича». Часто приходится слышать, что она не очень надежна: крупная поломка, после которой потребуется «переборка» коробки может последовать уже через 40–50 тыс. км. Однако ремонтники утверждают, что в этом часто виноват не завод, а безграмотная эксплуатация машины.
Владельцы дешевых автомобилей радуются тому, что «не нуждаются» в дорогом фирменном масле. В коробку ИЖей льют самую дешёвую «трансмиссионку». Но это серьёзная ошибка. В коробке передач ИЖ-2126 применяются игольчатые подшипники с пластиковыми сепараторами. Из-за некачественной смазки сепараторы разрушаются и иголки высыпаются.
Коробка еще какое-то время работает, но начинает все сильнее и сильнее шуметь. Она только ждет, чтобы машина забуксовала в грязи или снегу, а, может наоборот, разогналась на шоссе километров до 120 в час. Так что пока коробка свежая, лучше залить в неё высококачественное масло, а потом следить за его уровнем.
Кстати, ремонт коробки – это не катастрофа. При ее снятии, в отличие от «Жигулей», картер сцепления остается на машине. Сама коробка только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле, она очень технологична в ремонте.
Модификации ИЖ-2717
- ИЖ-27171 – отличался кузовом типа «пикап» без верхней жёсткой части тента («без будки»). По заказу, такая машина могла быть оснащена съёмным матерчатым тентом.
- ИЖ-27171-062(карбюратор), 063(инжектор), 064(дизель) «Охотник» — оснащался двигателем ВАЗ-2130 1,8; отличался полноприводной трансмиссией на основе узлов и агрегатов ИЖ-2126-060; а также удлинённой кабиной, в которой было предусмотрено место для перевозки собаки. Интересно, что о «гряземесительном» характере ИЖ-2717 4×4, находясь в салоне, не говорило ровным счетом ничего. Даже рычагов раздаточной коробки, которая была позаимствована от вазовской «Нивы», не было. Во всяком случае – на видном месте. Дело в том, что эти самые рычаги были определили в ящик-подлокотник, тот, что между креслами. Решение, мягко говоря, спорное, но, согласитесь, оригинальное.
- ЛуАЗ ИЖ-2717-90 — отличался наличием пассажирских сидений и окнами в грузовой части. Такая «ИЖ Ода Версия» собиралась на Луцком автозаводе, на Украине. Общий объем выпуска в Луцке фургонов ИЖ-2717 и грузопассажирских ИЖ-2717-90 за период 2002-2005 годов составил порядка 3.000 экземпляров.
Кабина ИЖ-2717
Кабина была спроектирована еще в 1980-х. Для своего времени ее эргономика считалась неплохой.
В целом, кабина Ижевского «каблука», как и у всех отечественных пикапов и «каблучков», является фрагментом кузова базового серийного легкового автомобиля, поэтому сохранила почти все особенности рабочего места водителя ИЖ-2126. Новый ИЖ шире «Москвича»-412, и кабина грузовой модификации получилась просторнее, чем у прежнего советского «пирожка»-«каблука» из Ижевска: значительно больше пространства оказалось на уровне плеч водителя и пассажира.
Взаимное расположение руля, сиденья и педалей в целом вызывало меньше нареканий со стороны водителей, чем у созданного на базе «Жигулей» ВАЗовского «каблучка».
Например, считалось, что угол наклона рулевой колонки и удалённость педалей от сиденья у ижевской машины были выбраны более удачно.
В то же время, некоторые водители жалуются на несколько смещённый к середине автомобиля педальный узел. На моторном щите слева от педали сцепления получился «бугорок». Из-за него педаль приходится «утапливать» в ямку. Особенно это ощущаешь зимой, когда едешь в тяжелой обуви с широкой подошвой. Край ботинка «цепляется» за бугорок, и от этого порой просто «недожимаешь» сцепление. У старого «каблучка» ничего подобного не было.
К счастью, привод сцепления остался гидравлическим, поэтому можно залезть под машину и удлинить шток, толкающий поршень рабочего цилиндра. Сцепление станет выключаться в начале хода педали, ещё до того, как ботинок водителя дойдет до злополучного бугорка.
Длинный рычаг переключения передач расположен близко от руля: не надо далеко тянуть руку. По точности работы механизма включения передач, этот ИЖ напоминает «Волгу» ГАЗ-24.
Руль получился очень легким благодаря реечному механизму. Для развозного автомобиля, на котором приходится много маневрировать в узких проездах, это большое достоинство. Благодаря большому углу поворота управляемых колёс, маневренность ИЖ-2717 осталась на том же уровне, что у меньшего по размерам ИЖ-2715.
Есть удобный дополнительный «бардачок» на старой панели.
Как у всех «каблучков», кабина ижевского ИЖ-2717 имеет один недостаток и одно достоинство. «Минус» в том, что спинки сидений упираются в заднюю стенку, что частично ограничивает регулировки кресла. Правда, это заметят только высокие водители.
А «плюс» – более эффективная, чем у легковой машины, «печка». Она протапливает меньшее по объёму пространство кабины гораздо быстрее. Запотевшее лобовое стекло ИЖа вентилятор отопителя, даже включенный на первую скорость, очищает буквально за считанные секунды.
Проблема современных кузовов – из-за гнутых боковых стекол в дождь вода попадает в открытое боковое окно. Поэтому пластиковые козырьки на окна ИЖ-2717 поставить полезно. Они же способствуют улучшению вентиляции кабины. В непогоду с ними можно смело приспустить оба боковых стекла на несколько сантиметров: и не дует, и вытяжка появится.
Кузов и «грузовые возможности»
У легкового ИЖ-2126 пружинная задняя подвеска, а у пикапа-«каблучка» – рессорная. Считается, что она жёстче. Но то ли из-за удлиненной колёсной базы, то ли из-за достаточно мягких рессор, по плавности хода порожний ИЖ-2717 не уступает легковому автомобилю.
С другой стороны, у гружёной машины рессоры заметно прогибаются, и кузов стремится «сесть» на балку моста. У тех, кому необходимо систематически возить тяжелые грузы, возникает соблазн усилить рессоры дополнительными листами, как это делали владельцы старых «Москвичей» и «Волг».
У ИЖ-2715 задняя дверь состояла из двух вертикальных створок. У новой модели, ради унификации пикапа и фургона, борт откидывается вниз, а верхняя половина поднимается наверх. Довольно массивную верхнюю часть поднимают два газовых упора. Непрочные кронштейны их крепления со временем просто отрываются от кузова.
Вернуть их на место можно только сваркой, лучше с усилением. Хуже всего – если кронштейн одной из опор оторвется, когда под открытой дверью стоит человек. Вторая опора в одиночку едва ли удержит створку двери. Зато, когда обе опоры на месте, никакой дождь не помешает выгружать поклажу. Только высокому человеку придется нагнуться.
Острая ручка, открывающая заднюю дверь, у знатоков вызывает ностальгию: она впервые появилась на фургоне «Москвич»-433 в 1966 г., ее много лет применяли на универсалах АЗЛК и ижевских «каблуках». Тяги и механизм замка задней двери, находящиеся с тыльной стороны верхней створки, не прикрыты никакими накладками или кожухами. Это упрощает их смазку.
Нижняя створка двери откидывается вниз, как борт грузовика, на 180°. Это хорошо, так как она не мешает погрузке. И в то же время, это не позволяет использовать откинутый на 90° борт как дополнительную опору при перевозке длинномеров.
Впрочем, на тех же грузовиках используется множество решений этой проблемы. Например, можно приделать крючки или цепи с петлями, удерживающие борт откинутым вровень с полом платформы.
Интересно, что при погрузке и разгрузке не всегда надо откидывать нижнюю створку. Иногда достаточно открыть верхнюю, а небольшой по размерам груз просто перенести над закрытым бортом. При движении автомобиля задний борт сильно и быстро загрязняется.
С этим справиться легко. Достаточно поставить на кузов под бортом, во всю ширину простейший фартук – кусок резинового коврика, листа линолеума. Иногда такой фартук набирают из нескольких колесных брызговиков.
Площадь платформы и полезная вместимость кузова у ИЖ-2717 стали ощутимо больше, чем у предшественника. Верх фургона снимается легко, достаточно отвернуть четыре болта. Только вот массивную металлическую надстройку не снять без помощника. После демонтажа будки, появится возможность пользования откидными бортами.
Технические параметры в цифрах
- Длина — 4400 мм.
- Ширина — 1677 мм.
- Высота — 1740 мм.
- Дорожный просвет — 169 мм.
- Колёсная база — 2700 мм.
- Ширина колеи задней — 1370 мм.
- Ширина колеи передней — 1390 мм.
- Размер колёс — 175/70/R13.
- Снаряжённая масса — 1100 кг.
- Полная масса — 1750 кг.
- Максимальная скорость — 120 км/час.
- Грузоподъёмность — 650 кг.
- Полезный грузовой объём – до 3,5 кубометров.
- Объём топливного бака — 60 литров.
Отзывы о втором поколении «пирожков» — «каблучков» из Ижевска
О семействе ИЖ-2126, куда входит новый «каблук», сложились противоречивые мнения. Много было жалоб и на низкое качество комплектующих, и на конструктивные недостатки, с которыми, правда, завод честно боролся. С другой стороны, этому дешёвому автомобилю, не лишённому и достоинств, за его цену прощали (да и теперь ещё прощают) многое.
Водителю этого пикапа важно уметь маневрировать «по зеркалам». Штатные зеркала ИЖ-2126, устанавливаемые и на пикап, по размеру достаточны для легковой машины, но для ИЖ-2717 слишком малы. Выход простой: купить и установить наружные зеркала от «Газели» или какого-то ещё небольшого грузовика.
Многие водители жаловались, что у ИЖей шумный редуктор заднего моста. Ходили слухи, что порой у машин с небольшим пробегом редуктор просто заклинивает. И коль уж достался автомобиль с «голосистым» мостом, специалисты рекомендуют, прежде всего, отрегулировать узел по инструкции. Потом, как и в коробку, надо залить качественное дорогое масло. Даже если полностью победить шум не удастся, полного выхода редуктора из строя можно избежать.
Карданная передача нового ИЖа унаследовала от «Жигулей» резиновую муфту и промежуточную опору – два лишних источника поломок, которых не было у ИЖ-2715. Особенно быстро они погибают у тех, кто любит лазить по бездорожью и цепляет «брюхом» грунт. Чтобы продлить жизнь промопоры, рекомендуется чаще смазывать подшипник.
Словно в насмешку над назойливой рекламой Ижевских автомобилей, про «кузов с оцинковкой!» — днище и все доступные места в этом «каблучке» ежегодно необходимо обрабатывать антикором. Потому как автомобиль ржавеет не по дням, а по часам! Есть у них такая беда, нельзя верить Якубовичу, который заливал про оцинковку кузова. Гниют они как «тазы». И ещё есть проблемы с проводкой.
Также, совсем не лишним будет самостоятельно сделать свет в грузовом отсеке (чуть стемнеет, и там вообще ничего не видно)
В целом, «каблучок» от Ижевского автомобильного завода завоевал своё место на рынке благодаря невысокой цене. Ведь даже не самый дорогой автомобиль данного сегмента европейского производства был эквивалентен чуть ли не десяти единицам ИЖ-2717.
Всё равно, этот автомобиль получался выгоднее, чем другие, и уж тем более на нём не переживаешь из-за всяких царапин и вмятин. А они в любом случае будут — так как это «рабочая лошадка», которая всегда возит много всяких-разных грузов и по всяким-разным местам и дорогам.
Достоинства
- №1 — Цена.
- Достойная грузоподъёмность. Вообще грузоподъёмность ИЖ-2717 составляет по паспорту 650 кг, но некоторые люди умудрялись перевозить на нём около тонны груза. Правда, с риском, что лопнет рессора.
- Мягкая подвеска – это очень плавная машина (правда при загрузке становится вообще кораблём).
- Надёжные шаровые и правильная подвеска (при желании можно увеличить дорожный просвет до уровня просвета кроссовера).
- Большое пространство для водителя.
- Для ротозеев: задний мост позволяет терять колесо без вырывания внутренностей под тормозным барабаном (автомобиль садится на упор амортизатора)
- Задний привод — вообще это правильнее для перевозящей грузы машины.
Недостатки
- Безопасность водителя и пассажира при ДТП оставляет желать много лучшего.
- Низкая надёжность: ломается в этой машине всё, и довольно часто, и ржавеет тоже всё.
- Высокая стоимость запасных частей (они существенно дороже жигулёвских).
оценивших 6, оценка: 3,83 из 5
Смотрите также статьи по теме
Volkswagen Crafter: технические характеристики
ИЖ-2715: технические характеристики
BAW Fenix 1044: технические характеристики
КамАЗ-65201: технические характеристики
Урал-63095 «Тайфун-У»
Грузовики Scania: модельный ряд
МАЗ-500: технические характеристики
Автомобили КрАЗ: модельный ряд
МАЗ-7916: технические характеристики
ГАЗ-2705: технические характеристики
Грузовые автомобили ГАЗ: модельный ряд
ЗИЛ-433362: Технические характеристики