МАЗ-547 «Ураган»
МНОГОНОГИЙ И ВЕЗДЕХОДНЫЙ БЕЛОРУССКИЙ БОГАТЫРЬ-РАКЕТОНОСЕЦ
МАЗ-547 – это семейство пяти- и шестиосных специальных грузовых автомобилей из семейства «Ураган», серийное производство которых осуществлялось в Минске с 1974 по 1984 гг. Данные грузовики изготавливались для передвижных стратегических ракетных комплексов «Темп-2С» (американское название SS-16 «Sinner» («Грешник») и РСД-10 «Пионер» (американское название SS-20 «Saber» («Сабля»).
Узкая специализация МАЗ-547 решила их судьбу
По Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-2, подписанному в июне 1979 года руководителями СССР и США Брежневым и Картером, Советский Союз брал на себя обязательства в дальнейшем больше никогда не производить, не испытывать и не развёртывать ракетный комплекс «Темп-2С».
В 1985 году, после десяти лет эксплуатации, последний ракетный комплекс «Темп-2С» был снят с так называемой «программы длительного хранения», и весной 1997 года полностью утилизирован.
По Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, подписанному Михаилом Горбачёвым и Рональдом Рейганом в декабре 1987 года в Вашингтоне, Советский Союз взял на себя обязательства не только не производить в дальнейшем, но и уничтожить все существующие комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000–5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности.
К июню 1991 года Договор был выполнен.
Поскольку типы ракет, базировавшихся на шасси МАЗ-547, были постепенно выведены из эксплуатации и полностью уничтожены – производство этих грузовиков было прекращено. У существующих шасси при утилизации ракеты отрезалась задняя часть рамы длиной 700 мм, что не позволяло в дальнейшем использовать грузовик для транспортировки ракет.
Попытки приспособить МАЗ-547 под гражданские нужды
Но попытки приспособить столь специальный автомобиль для гражданских нужд были обречены на провал. Незначительное (очень малое) количество демилитаризованных шасси было переоборудовано в тяжёлые автокраны грузоподъёмностью 120 тонн. Сделано это было на одесском заводе тяжёлого краностроения имени Январского восстания, в рамках совместного предприятия «Кранлод» (альянс c немецким машиностроительным концерном «Liebherr»).
Также известно о пяти машинах, использованных в качестве шасси автокранов: КА-80, КС-8561 (100-тонной грузоподъёмности, выпущено три единицы) и КС-8562 (47-тоннойгрузоподъёмности, выпущено две единицы). Также изготовлено было около десяти автокранов типов КШТ-50.02 и КШТ-80.01 (50- и 80-тонные соответственно), в ходовой части которых были использованы узлы от МАЗ-547А.
Один, или, максимум два МАЗ-547 «Ураган» были переоборудованы в самосвал. Также единичные, штучные экземпляры данных автомобилей несколько раз использовались в нефтегазовой отрасли для монтажа установок гидроразрыва пластов, ремонтно-буровых агрегатов, мобильных буровых вышек и цементировочных комплексов.
Также было изготовлено два карьерных самосвала. Это был совсем уже экзотический эксперимент. Самосвал СК-М547-55-У грузоподъёмностью 55 тонн на базе шасси МАЗ-547В был создан на Сарненском заводе мостовых технологических конструкций (в Ровенской области Украины), путём приделывания самодельного кузова на место ТПК ракеты.
В принципе, конструкция работала, но как? В том смысле, что ракетовоз создавался для учений раз в год, а остальные 360 дней в году его драили и обслуживали солдаты, чтобы в решающий момент он не подкачал. А самосвалу – надо, наоборот, 360 дней в году вкалывать, и в две смены, чаще всего. При том, что техперсонала не 20 человек на один ракетовоз, а два механика на двадцать самосвалов.
Понятно, что тем, кто получил этот МАЗ-547В, он достался «на халяву». Но в дальнейшем, непосредственная эксплуатация показала крайнюю экономическую неэффективность его использования в качестве самосвала.
Безумный расход дизтоплива (военных этот момент абсолютно не волнует); малый ресурс перенапряженных узлов и механизмов (гарантийный ресурс МАЗ-547В — всего лишь 18 тысяч километров). Для грузовика, наматывающего по 200 км в день как минимум (если взять всего 20 ходок по 5 км в каждую сторону за две смены), – это чрезвычайно мало. 90 дней эксплуатации – и привет.
Моторесурс многотопливного танкового двигателя до капремонта – всего лишь 500 часов. Однако, кроме постройки «классического» карьерного самосвала (под крупные глыбы породы) — была также создана оптимизированная под сыпучие грунты версия, с коробообразным кузовом. Сколько тонн туда войдёт, точно неизвестно, но можно предположить, что тоже около 55-ти, – примерно столько остается от грузоподъемности шасси после установки сварного кузова. Но на этом и остановились, охладев к данной идее – видимо, подоспели экономические результаты эксплуатации первого варианта самосвала.
Кировский машиностроительный завод (КМЗ) собирал также единичные образцы тяжёлого дизель-электрического автокрана КС-8467 грузоподъёмностью до ста тонн с длиной стрелы сорок метров. Этот супер-кран использовался в береговых подразделениях ВМФ Российской Федерации для погрузки вооружения и тяжёлых грузов на подводные лодки.
Возможно, Северная Корея и сегодня, в 2020-х годах, ещё использует несколько единиц МАЗ-547 «Ураган» для подвижных ракетных комплексов с баллистическими ракетами средней дальности «Мусудан».
Модификации МАЗ-547
Первый опытный МАЗ-547 – пятиосный, с колёсной формулой 10×8 – появился в 1968 году. В процессе доработки этого вооружения масса ракеты возросла.
Это потребовало создания более грузоподъёмного, уже шестиосного и полноприводного МАЗ-547А, испытания которого пришлись уже на 1970-е годы. 15-метровое шасси с дизелем В-58 (650 л.с.) при снаряжённой массе 28 тонн имело полезную нагрузку в 58 тонн.
Далее для ракетных комплексов «Пионер» была разработана модификация МАЗ-547В. В 1976 году начались испытания МАЗ-547Д с 795-сильным газотурбинным двигателем, а в 1980-м – был выпущен МАЗ-547Э с электротрансмиссией.
Семейство «Ураган». Предшественники, аналоги, сам МАЗ-547
Первенцем Специального конструкторского бюро, разрабатывавшего минские многоосники, стал не грузовик, а тягач МАЗ-528 (4х4), позже превратившийся в одноосный МАЗ-529. При собственной массе 9 тонн он мог буксировать 25-тонный прицеп. Разумеется, его использовали сугубо для военных нужд.
В 1956 году появился опытный образец тяжелого четырёхосного тягача МАЗ-535, который заложил основу всех последующих грузовиков. По тем временам это была неслыханно передовая машина. Многое было использовано впервые в отечественной практике: гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва потока мощности, оригинальная конструкция рамы с Z-образными лонжеронами, торсионная подвеска, дифференциальная система силового привода, гидроусилитель рулевого управления.
После всесторонних испытаний МАЗ-535А (балластного тягача) и МАЗ-535В (седельного тягача), эти машины пошли в серию и стали широко применяться в Советской Армии. Эти продукты впервые смогли увидеть и гражданские — на военных парадах в Москве.
В связи с появлением более мощного двигателя Д12-525 машину усовершенствовали, и вскоре появился усиленный вариант МАЗ-537. Он был унифицирован по многим узлам с предшественником, но имел бо́льшую мощность двигателя (525 л.с.), и в связи с этим – усиленные раму и тормозную систему.
В Советской Армии эти машины оснащались десятками надстроек в зависимости от назначения, кроме того, в небольших количествах они поступали в народное хозяйство для перевозки особо тяжёлых неделимых грузов по бездорожью.
Семейство «Ураган» – по-настоящему эпохальное, обязано своим появлением ракетчикам, которые в 1960 году создали первую управляемую твердотопливную оперативно-тактическую ракету «Темп».
Специально для нее СКБ-1 в кратчайшие сроки разработало шасси-носитель, поскольку было доказано бесспорное преимущество колёсного несущего шасси перед гусеничным – конкретно для этих нужд. На свет появился знаменитый МАЗ-543, получивший второе, уже неофициальное, название – «Ураган».
Он был эволюционным наследником предыдущей серии – принципиальная конструкция и ряд агрегатов сохранились. Но его технические характеристики – скорость, динамика, проходимость – были более высокими, нежели у предшественников.
Одной из самых главных особенностей, создавшей автомобилю его «фирменный» узнаваемый облик, стала уникальная компоновка кабины (вернее, кабин). При классической компоновке расположенная сзади ракетная установка заметно увеличивала высоту и центр масс машины.
В связи с этим конструкторами было применено простое и эффективное решение: использовать две кабины со свободным местом между ними. Они изготавливались из лёгкого, но при этом сверхпрочного композитного материала – стеклопластика с полиэфирной смолой (и это в 1962 году!) Поразительной была и звукоизоляция кабин МАЗ-547: шумность в кабине не превышала 85 дециБелл – это неплохой показатель даже для современных грузовиков.
Серия многоосных МАЗов-«Ураганов» насчитывала три поколения и бесконечное множество модификаций – как военных, так и гражданских. Это исходный МАЗ-543 (грузоподъёмностью 19,1 тонны), МАЗ 543А (грузоподъёмностью 19,4–22,2 тонны), МАЗ 543М (грузоподъёмностью 22,2 тонны, без правой кабины), МАЗ 543П, и многие другие. Более шестидесяти специальных военных надстроек монтировались на такие шасси. Среди них – тактические ракеты, зенитно-ракетные комплексы ПВО С-300, системы залпового огня «Смерч», артиллерийские комплексы «Берег» и противокорабельные комплексы «Рубеж».
При разработке автомобилей всегда применялись не только сугубо отечественные детали, выпускаемые в СССР, но и инновационные (для своего времени) прогрессивные идеи конструкторов:
- Рама, состоящая из двух несущих частей изогнутой формы, созданная путём сварных и клёпочных работ;
- Подвеска торсионная с рычагами, которая обеспечивает плавный ход;
- Гидромеханическая четырёхступенчатая коробка передач с возможностью переключения без провала мощности;
- Колёса, обладающие функцией автоматической подкачки, а также дополненной системой регулировки давления (для повышения проходимости при любых условиях эксплуатации);
- Двенадцатицилиндровые дизельные многотопливные силовые установки от танков Д-12А-525, с рабочим объёмом свыше 38-ми литров и номинальной мощностью более 500 л.с.;
- Два топливных бака для дизтоплива объёмом 250 литров, плюс ещё третий резервный топливный бак на 180 литров.
Масса грузового автомобиля из семейства «Ураган» составляла, в среднем, 20 тонн (точная – зависит от модификации и конкретного предназначения). Тормозной путь такой машины составлял не менее 21 метра.
В последующие годы специальное конструкторское бюро продолжило разработки не имевших аналогов в мире специальных шасси, получивших общее название «подвижные грунтовые ракетные комплексы» (ПГРК). Первым из них стал пятиосный транспортёр МАЗ-547.
Затем в процессе работы был изготовлен шестиосный МАЗ-547А. Для МАЗ-547 было разработано множество новых узлов, он получил более мощный двигатель (680–710 л. с.), усиленную гидромеханическую трансмиссию и ходовую часть с пневмогидроподвеской на поперечных рычагах с гидравлическими балансирами. Увеличенная нагрузка каждую на ось достигла 15-ти тонн.
Особенности эксплуатации грузовиков МАЗ-547 «Ураган»
К управлению такими огромными транспортными средствами допускались военные водители, прошедшие программу соответствующего обучения. Прежде всего, необходима была сдача экзаменов на знание технической части, техники безопасности и, конечно же, само вождение.
Подразумевалось, что стандартный экипаж машины МАЗ-547 «Ураган» состоит из двух человек, то есть, что водителей есть двое – основной и запасной, которым необходимо действовать сообща.
Новая техника МАЗ-547 «Ураган» и их собратья – обязательно обкатывались. Сначала, через 1000 километров пробега, производилось первое техническое обслуживание. Далее, через каждые две тысячи километров, производилось техобслуживание с заменой моторного масла.
Перед тем как запустить двигатель, водитель в обязательном порядке прокачивал систему смазки, при помощи специального насоса (под давлением до 2,5 атмосфер), – в течение одной минуты. В тех случаях, когда температура окружающего воздуха была ниже пяти градусов, двигатель перед запуском обязательно подогревался: для этого у машины имеется специальная система подогрева.
После остановки двигателя повторный его запуск допускался только через 30 минут. После мойки при низких температурах силовая установка запускалась, в целях выведения воды из турбины.
Бывало так, что транспортное средство стояло без дела продолжительное время при низких температурах окружающей среды. В таких случаях, гидромеханическая коробка переключения передач с повышенной передачей самостоятельно отключалась.
Стоит заметить, что задняя скорость включалась только после полной остановки. При езде по твёрдому покрытию и сухому грунту включалась повышенная передача, а в условиях бездорожья – задействовалась передача пониженная.
При остановках на склонах более семи градусов, дополнительно к ручному тормозу использовался привод главного цилиндра тормозной системы. Стоянка не должна была превышать четырёх часа, в противном случае – необходимо было установить специальные противооткатные упоры под колёса.
Силовой агрегат МАЗ-547 «Ураган»
Грузовые автомобили данной модели оснащались танковыми дизельными моторами типа В-38. Это четырёхтактный, V-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигателем жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом, с непосредственным впрыском дизтоплива.
Его основные технические параметры таковы:
- Рабочий объём: 38,88 литров.
- Мощность двигателя без сопротивления на впуске и выпуске: 478 кВт (650 лошадиных сил).
- Частота вращения: 33,3 с-1 (2000 об/мин).
- Запас крутящего момента: 18 процентов.
- Удельный расход дизтоплива: 225 г/кВт*ч (165 г/л.с.*ч).
- Масса двигателя: 1100 кг.
- Удельная мощность: 0,47 кВт/кг (0,64 л.с./кг).
- Диаметр цилиндра: 150,0 мм.
- Ход поршня в цилиндре с главным шатуном: 180,0 мм.
- Ход поршня в цилиндре с прицепным шатуном: 186,7 мм.
- Объём топливных баков: у МАЗ-547А – 380+380 литров; у МАЗ-547В – 440+440 литров дизельного топлива.
- Средний расход дизтоплива в смешанном режиме работы – 260 литров на 100 км пути.
Минимальная температура надёжного пуска мотора без привлечения предварительного разогрева: 5°C. Допустимые условия эксплуатации двигателя В-58-7: температура окружающего воздуха – от -50°С до +50°С, относительная влажность воздуха – до 98%, при 20°С, высота над уровнем моря – до 2000 метров.
Порядок чередования вспышек – равномерный, через 60 градусов поворота коленчатого вала. Степень уравновешенности – полная динамическая уравновешенность.
Производились данные танковые двигатели на Челябинском тракторном заводе, Барнаултрансмаше и Уральском дизель-моторном заводе в городе Свердловске (Екатеринбурге).
Габаритные параметры, показатели массы и скорости МАЗ-547 «Ураган»
- МАЗ-547А: длина – 15 370 мм, ширина – 3 200 мм, высота – 2 465 мм.
- МАЗ-547В: длина – 16 810 мм, ширина – 3 160 мм, высота – 2 840 мм.
- Колёсная база у обеих модификаций одинакова – 10 900 мм.
- Ширина колеи – 2 526 мм.
- Дорожный просвет – 475 мм.
- Диаметр разворота: у МАЗ-547А – 25 метров, у МАЗ-547В – 22 метра.
- Масса снаряжённая – 27 500 кг.
- Масса полная – 82 700 кг.
- Максимальная скорость – 40 км/час.
- Угол въезда – 15 градусов.
Дальнейшее развитие семейства МАЗ «Ураган»
На основе МАЗ-547 был построен следующий тяжёлый грузовика семейства «Ураган» – МАЗ-7916. Первый такой автомобиль вышел на испытания в ноябре 1979-го года, а потом вслед за ним последовали ещё четыре опытных шасси.
Все эти автомобили оборудовали дизельным силовым агрегатом В-58 мощностью в 710 лошадиных сил, модернизированным гидротрансформатором, четырёхступенчатой гидромеханической трансмиссией (используемой и в МАЗ-547), ведущими мостами с допустимой нагрузкой по 14,7 тонны на каждый и системой регулирования давления в шинах.
В целом, МАЗ-7916 сохранил компоновочные решения шасси 547-й модели МАЗа. По своему внешнему виду эта новая машина отличалась от предшественников только несколько бо́льшими габаритами и кабинами экипажа новой конструкции. Расчетный пробег составил не менее 18 тысяч километров, в части силового агрегата – 500 моточасов, а гарантийный срок эксплуатации и хранения – десять лет.
оценивших 155, оценка: 2,75 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ГАЗ-АА: технические характеристики
- Закабинные спальники: чей лучше?
- Volvo FL 240: технические характеристики
- КрАЗ-6322: технические характеристики
- МЗКТ-7930: характеристики
- Грузовики ЗИЛ: модельный ряд
- ГАЗ-33106 «Валдай»: технические характеристики
- ЗИЛ-131: технические характеристики
- КамАЗ-63501: технические характеристики
- Foton Ollin BJ10xx: технические характеристики
- Ford F-Max: технические характеристики
- Грузовой автомобиль ЗИЛ-132