МАЗ-5336: технические характеристики
ОДИН ИЗ ГЕРОЕВ «ДАЛЬНОБОЯ» – «МАЗУРИК», НЕРАЗЛУЧНЫЙ С ПРИЦЕПОМ
Автомобиль МАЗ-5336 – одна из получивших самое широкое распространение на постсоветском пространстве моделей Минского автомобильного завода. Это универсальное среднетоннажное двухосное шасси, максимальная техническая грузоподъемность которого установлена в 10,9 тонн. Колёсная формула – 4х2. С успехом используется для установки разнообразного специального оборудования и надстроек. Однако основным применением семейства стало использование в составе автопоезда, на «дальнобойных» грузоперевозках.
Об истории модели
Период с 1981 по 1988 годы стал для Минского автозавода временем широкомасштабной реконструкции, когда была полностью обновлена вся линейка выпускаемой продукции. Новые кабины с откидными решётками передней панели и другой приборной доской; модернизированные передние оси, задние мосты, иные рама и тормозная система… С конца 80-х годов начался период серийного производства обновлённых, модернизированных семейств МАЗов, в числе основных из них – и МАЗ-5336.
Данную модель можно назвать в линейке предприятия преемником МАЗ-5335, который стоял на конвейере Минского автомобильного завода с 1977-го года. Это также одно из базовых семейств предприятия, поэтому его изменения прорабатывались особенно тщательно. Новый автомобиль МАЗ-5336 уже полностью соответствовал современным нормам Международной таможенной системы T.I.R., предусматривающей транспортировку грузов на транзитных перевозках, в том числе и в составе автопоезда.
Главными отличиями МАЗ-5336 от его предшественника стали: набор более мощных двигателей; модернизированная, более мягкая подвеска; увеличенная грузоподъёмность; улучшенные показатели экономичности, усовершенствованные вибро- и шумоизоляция, более просторный грузовой отсек и увеличенная, изменённая в соответствии с велениями времени, кабина. А также наличие уже в базовой комплектации солнцезащитного козырька. В 1990 году МАЗ-5335 уже окончательно уступил своё место на конвейере Минского автомобильного завода семейству МАЗ-5336.
Предназначение МАЗ-5336. Обзор модификаций
МАЗ-5336 предназначен для выполнения внутригородских, пригородных и межрегиональных перевозок грузов самых различных видов, по автодорогам с твёрдым покрытием. Все модификации в рамках данного семейства полностью соответствуют требованиям Международной таможенной системы T.I.R.
В своей базовой модификации автомобиль МАЗ-5336 представляет собою средне-тоннажное двухосное универсальное шасси, имеющее штатную грузоподъёмность в 10,9 тонн. Колёсная формула модели – 4х2. Данное универсальное шасси автомашины предназначено для установки надстроек и спецоборудования разнообразной направленности: автоцистерн, строительной и коммунальной техники, автоэвакуаторов, топливозаправщиков, пожарного оборудования и т.д. Это существенно расширяет сферу применения техники, делая её не только грузовой, но и многопрофильной.
За счёт этой универсальности Минский автозавод небезуспешно пытался расширить аудиторию сбыта своей продукции в кризисные годы «выживания» 90-х. Однако, несмотря на обилие различных вариантов использования шасси, наиболее востребованной, конечно, оказалась бортовая версия, всем нам прекрасно известная; часто и повсеместно встречаемая на дорогах. Её популярность вскоре стала неуклонно расти не только в России, но и в Восточной Европе.
Основные модификации МАЗ-5336 следующие:
- МАЗ-53361 – базовая версия с 330-сильным дизельным двигателем;
- МАЗ-53362 – более экономичный вариант с 300-сильным мотором;
- МАЗ-53363 – модель также с дизелем мощностью 330 лошадиных сил;
- МАЗ-53366 – специальная двухосная версия грузовика, с мотором ЯМЗ-238М2 (240 лошадиных сил). Грузоподъёмность – 8,28 тонн.
В настоящее время эти модификации уже не выпускаются. В линейке продукции Минского автомобильного завода значатся модификации МАЗ-5336А3-320 / МАЗ-5336А5-320 и МАЗ-5336А3-321 / МАЗ-5336А5-321, комплектуемые более современными шести- и восьмицилиндровыми двигателями ЯМЗ, соответствующими экологическим стандартам Евро-3.
МАЗ-5336 – это бортовой грузовой автомобиль с металлической платформой, пол которой – деревянный, а борта – металлические, открывающиеся. Знакомый всем вид грузовик приобретает после установки тента. Чаще всего МАЗ-5336 использовался и продолжает использоваться вместе с прицепом, в составе автопоезда. Снаряжённая масса грузовика составляет 18 тонн, а в составе автопоезда – 40 тонн.
Особенности устройства и технические характеристики МАЗ-5336
МАЗ-5336 позаимствовал общую конструкцию своего предшественника, но получил и целый ряд изменений, в том числе и совершенно ощутимо проявляемых в эксплуатации. К примеру, благодаря улучшенной передней подвеске со стабилизаторами поперечной устойчивости, состоящей из амортизаторов, стоек, полукруглых рессор, ход грузовика стал гораздо более плавным и мягким.
Двигатели МАЗ-5336
Все модификации грузовиков семейства МАЗ-5336 оснащались только дизельными двигателями ЯМЗ производства Ярославского моторного завода. В линейку агрегатов, устанавливаемых на данную модель грузовика, входят четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые, 14,86-литровые, с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива, турбированные (кроме одного) дизельные двигатели.
На классических МАЗ-5336:
- МАЗ-5336» – дизель ЯМЗ-238Б, номинальная мощность – 300 лошадиных сил.
- МАЗ-53361 и МАЗ-53363 – моторы ЯМЗ-238ДЕ, номинальная мощность – 330 лошадиных сил.
- МАЗ-53366 – НЕтурбированный агрегат ЯМЗ-238М2, номинальная мощность которого – 240 лошадиных сил.
На «МАЗ-5336» «XXI века»:
- МАЗ-5336А3-320 / МАЗ-5336А5-320 – новые 330-сильные турбированные дизели ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-6582.10Е3 (Евро-3), с новой же коробкой передач ЯМЗ-2381(8).
- МАЗ- 5336А3-321 / МАЗ-5336А5-321 – новые 250-сильные дизельные моторы ЯМЗ-6562.10Е3 (Евро-3), также связке с МКПП ЯМЗ-2381(8).
Кроме того, небольшая часть «МАЗ»ов 5336-го семейства (под индексом МАЗ-533632-321) в начале двухтысячных была выпущена с дизельными двигателями немецкого производства «Дойтц BF 6M1013 FC (Euro-3)», 245 лошадиных сил. Эти моторы работают с коробками передач «ZF 9S75».
Трансмиссия грузовика
Трансмиссия МАЗ-5336 отличается внушительным ресурсом работы и заслуженно считается одним из наиболее надежных элементов конструкции автомобиля данного семейства. Производителем трансмиссии также является Ярославский моторный завод. В составе трансмиссии – двухдисковое сцепление, с гидроусилителем, механическим приводом выключения и периферийными пружинами; 4-х ступенчатая механическая коробка передач ЯМЗ-2381 с демультипликатором (общее количество передач – восемь). За счёт демультипликатора, повышающего крутящий момент, число передач и увеличивается в 2 раза. Все передачи, за исключением задней, оснащены синхронизаторами.
Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача – двухступенчатая и разнесённая. Передаточное число ведущего моста – 5,49.
Подвеска, ходовая часть
Подвеска на автомобилях МАЗ-5336 – рессорная. Конструкция передней подвески построена на продольных полу-эллиптических рессорах. Передняя подвеска снабжена также амортизаторами и стабилизаторами, обеспечивающими поперечную устойчивость. Задняя подвеска выполнена на двух базовых и двух дополнительных рессорах, и также снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.
На грузовиках МАЗ-5336 установлены бездисковые колеса. Размер шин –«11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Подобная конструкция сокращает вероятность полного отказа тормозной системы и уменьшает тормозной путь. Стояночный тормоз, естественно, также присутствует в конструкции. Основной прицеп, применяемый для формирования автопоезда с МАЗ-5336 – модели МАЗ-837810.
Технические характеристики в цифрах
Габаритные размеры:
- Длина – 8,6 м; ширина – 2,57 м; высота – 3,16 м.
- Колёсная база – 4,9 м;
- Дорожный просвет – 230 мм;
- Минимальный радиус поворота – 9,1 м;
- Площадь платформы – 14.35 кв.метров;
- Внутренние размеры платформы – 6,1 х 2,42 х 2,330 метра;
- Штатный объём стандартной платформы – 34,5 кубических метра.
Параметры массы:
- Масса снаряженного автомобиля – 8,2 тонн;
- Штатная допустимая грузоподъёмность – 9,8 тонн;
- Допустимая полная масса автопоезда – 40 тонн;
- Допустимая полная масса автомобиля – 18 тонн;
- Распределение полной массы: на переднюю ось – 6,5 тонн; на заднюю ось – 11,5 тонн.
Динамические характеристики:
- Максимальная скорость – 100 км/час;
- Время разгона до 60 км/час – 50 секунд;
- Торможение со скорости 60 км/час до нуля – 36,7 метров.
Кабина МАЗ-5336
Кабина на МАЗ-5336 – двухместная, подрессоренная, откидываемая вперёд посредством гидроцилиндра с ручным приводом. В базовой комплектации на МАЗ-5336 имеются ремни безопасности, антиблокировочная система торможения ABS (НП РУП «Экран»), подрессоренное водительское кресло и предпусковой подогреватель силового агрегата.
Кресло водителя грузовика не только подрессорено, но и снабжено регулировками по длине, высоте, наклону подушки и спинки. Рулевая колонка также оборудована системой регулировок. В кабине для дальних рейсов предусмотрено два спальных места. Внутреннее пространство отличается от предшествующей модели МАЗа более существенным простором и множеством дополнительных полочек.
Также, кабина грузовика семейства МАЗ-5336 оборудована задним защитным устройством; продвинутой системой шумоизоляции; электро- и пневмо- выводами.
Отзывы владельцев об автомобиле
По словам экспертов и непосредственных владельцев МАЗ-5336, этот автомобиль, конечно, нельзя назвать образцом в плане комфорта и тем более – дизайна. Это просто надёжная «рабочая лошадка», которая служит на грузоперевозках долгие годы, стойко перенося любые тяжёлые условия труда.
К достоинствам МАЗ-5336 знающие люди относят:
- Высокую ремонтопригодность. Конструкция МАЗ-5336 – гораздо более простая и знакомая, чем у европейских грузовиков. Подобрать запчасти и комплектующие не является проблемой, тем более, что взаимозаменяемость элементов на различных моделях МАЗов позволяет тратить на это минимум времени. К тому же, все узлы и автозапчасти на МАЗ-5336 гораздо доступнее по цене, чем у европейских «одноклассников».
- Солидный ресурс работы. Пробег автомобиля до первого капитального ремонта длиной в 1 миллион километров – это не рекорд, а обычное дело для ЯМЗ-238 и МАЗ-5336. Практически любые возникающие по ходу эксплуатации поломки и неисправности обычно доступны для быстрого устранения и не требуют привлечение высококвалифицированной помощи.
- Выносливость и неприхотливость. Грузовик превосходно приспособлен к тяжёлым условиям работы и без проблем «ест» дизтопливо любого качества.
На следующие недостатки «МАЗ-5336» указывают чаще всего:
- Не огромный, но всё же достаточно большой расход топлива. Наиболее экономичным вариантом «умельцы от дальнобоя» называют сочетание двигателя ЯМЗ-238М2 без турбонаддува и коробки передач не ярославской, а КамАЗовской. В Татарстане делают и специальные наборы для стыковки КПП «КамАЗ» с дизелем ЯМЗ. Но это актуально только для использования автомобиля без прицепа.
- Далеко не идеальный, в особенности по современным меркам, уровень комфорта для работы водителя. Да, МАЗ-5336 очень вынослив и неприхотлив в условиях напряжённой эксплуатации. Однако и сам водитель при этом находится в довольно аскетичных условиях. И это чувствуется во время длительных поездок. Некоторым образом выправить ситуацию помогает регулировка или полная замена водительского кресла. Однако полностью эту проблему она не решает.
Автомобили 90-х годов выпуска зачастую содержали многочисленные мелкие дефекты сборки и отдельных деталей, но на рубеже 90-х и двухтысячных ситуация с качеством выправилась.
оценивших 13, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Капотный КамАЗ-65223: характеристики
- Грузовик ЯГ-12
- КамАЗ-44108: технические характеристики
- SANY STC 250-5: технические характеристики
- Ford Cargo: технические характеристики
- Isuzu NQR75R: технические характеристики
- Грузовики Isuzu: модельный ряд
- ГАЗ-3344-20 «Алеут»: технические характеристики
- БелАЗ-75131: технические характеристики
- JAC N56: технические характеристики
- ЗИЛ-135ЛМ: технические характеристики
- Renault Midlum: технические характеристики