МАЗ-5336: технические характеристики
Один из героев «дальнобоя» – «МАЗурик», неразлучный с прицепом
Автомобиль «МАЗ-5336» – одна из получивших самое широкое распространение на постсоветском пространстве моделей Минского автомобильного завода. Это универсальное среднетоннажное двухосное шасси, максимальная техническая грузоподъемность которого установлена в 10,9 тонн. Колёсная формула – 4х2. С успехом используется для установки разнообразного специального оборудования и надстроек. Однако основным применением семейства стало использование в составе автопоезда, на «дальнобойных» грузоперевозках.
1. Об истории модели
2. Предназначение «МАЗ-5336». Обзор модификаций
3. Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»
3.1 Двигатели «МАЗ-5336»
3.2 Трансмиссия грузовика
3.3 Подвеска, ходовая часть
3.4 Технические характеристики в цифрах
4. Кабина «МАЗ-5336»
5. Отзывы владельцев об автомобиле
6. Стоимость «МАЗ-5336»
Об истории модели
Период с 1981 по 1988 годы стал для Минского автозавода временем широкомасштабной реконструкции, когда была полностью обновлена вся линейка выпускаемой продукции. Новые кабины с откидными решётками передней панели и другой приборной доской; модернизированные передние оси, задние мосты, иные рама и тормозная система… С конца 80-х годов начался период серийного производства обновлённых, модернизированных семейств «МАЗ»ов, в числе основных из них – и «МАЗ-5336».
Данную модель можно назвать в линейке предприятия преемником «МАЗ-5335», который стоял на конвейере Минского автомобильного завода с 1977-го года. Это также одно из базовых семейств предприятия, поэтому его изменения прорабатывались особенно тщательно. Новый автомобиль «МАЗ-5336» уже полностью соответствовал современным нормам Международной таможенной системы «T.I.R.», предусматривающей транспортировку грузов на транзитных перевозках, в том числе и в составе автопоезда.
Главными отличиями «МАЗ-5336» от его предшественника стали: набор более мощных двигателей; модернизированная, более мягкая подвеска; увеличенная грузоподъёмность; улучшенные показатели экономичности, усовершенствованные вибро- и шумоизоляция, более просторный грузовой отсек и увеличенная, изменённая в соответствии с велениями времени, кабина. А также наличие уже в базовой комплектации солнцезащитного козырька J. В 1990 году «МАЗ-5335» уже окончательно уступил своё место на конвейере Минского автомобильного завода семейству «МАЗ-5336».
Предназначение «МАЗ-5336». Обзор модификаций
«МАЗ-5336» предназначен для выполнения внутригородских, пригородных и межрегиональных перевозок грузов самых различных видов, по автодорогам с твёрдым покрытием. Все модификации в рамках данного семейства полностью соответствуют требованиям Международной таможенной системы «T.I.R.».
В своей базовой модификации автомобиль «МАЗ-5336» представляет собою средне-тоннажное двух-осное универсальное шасси, имеющее штатную грузоподъёмность в 10,9 тонн. Колёсная формула модели – 4 х 2. Данное универсальное шасси автомашины предназначено для установки надстроек и спецоборудования разнообразной направленности: автоцистерн, строительной и коммунальной техники, автоэвакуаторов, топливозаправщиков, пожарного оборудования и т.д. Это существенно расширяет сферу применения техники, делая её не только грузовой, но и многопрофильной.
Мусоровоз на шасси «МАЗ-5336».
За счёт этой универсальности Минский автозавод небезуспешно пытался расширить аудиторию сбыта своей продукции в кризисные годы «выживания» 90-х. Однако, несмотря на обилие различных вариантов использования шасси, наиболее востребованной, конечно, оказалась бортовая версия, всем нам прекрасно известная; часто и повсеместно встречаемая на дорогах. Её популярность вскоре стала неуклонно расти не только в России, но и в Восточной Европе.
Основные модификации «МАЗ-5336» следующие:
- «МАЗ-53361» – базовая версия с 330-сильным дизельным двигателем;
- «МАЗ-53362» – более экономичный вариант с 300-сильным мотором;
- «МАЗ-53363» – модель также с дизелем мощностью 330 лошадиных сил;
- «МАЗ-53366» – специальная двух-осная версия грузовика, с мотором «ЯМЗ-238М2» (240 лошадиных сил). Грузоподъёмность – 8,28 тонн.
В настоящее время эти модификации уже не выпускаются. В линейке продукции Минского автомобильного завода значатся модификации «МАЗ-5336А3-320» / «МАЗ-5336А5-320» и «МАЗ- 5336А3-321» / «МАЗ- 5336А5-321», комплектуемые более современными шести- и восьмицилиндровыми двигателями ЯМЗ, соответствующими экологическим стандартам «Евро-3».
«МАЗ-5336» – это бортовой грузовой автомобиль с металлической платформой, пол которой – деревянный, а борта – металлические, открывающиеся. Знакомый всем вид грузовик приобретает после установки тента. Чаще всего «МАЗ-5336» использовался и продолжает использоваться вместе с прицепом, в составе автопоезда. Снаряжённая масса грузовика составляет 18 тонн, а в составе автопоезда – 40 тонн.
Особенности устройства и технические характеристики «МАЗ-5336»
«МАЗ-5336» позаимствовал общую конструкцию своего предшественника, но получил и целый ряд изменений, в том числе и совершенно ощутимо проявляемых в эксплуатации. К примеру, благодаря улучшенной передней подвеске со стабилизаторами поперечной устойчивости, состоящей из амортизаторов, стоек, полукруглых рессор, ход грузовика стал гораздо более плавным и мягким.
Двигатели «МАЗ-5336»
Все модификации грузовиков семейства «МАЗ-5336» оснащались только дизельными двигателями «ЯМЗ» производства Ярославского моторного завода. В линейку агрегатов, устанавливаемых на данную модель грузовика, входят четырёхтактные V-образные восьмицилиндровые, 14,86-литровые, с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива, турбированные (кроме одного) дизельные двигатели.
На «классических» «МАЗ-5336»:
- На «МАЗ-53362» – дизель «ЯМЗ-238Б», номинальная мощность – 300 лошадиных сил.
- На «МАЗ-53361» и «МАЗ-53363» – моторы «ЯМЗ-238ДЕ», номинальная мощность – 330 лошадиных сил.
- На «МАЗ-53366» – НЕтурбированный агрегат «ЯМЗ-238М2», номинальная мощность которого – 240 лошадиных сил.
Двигатель «ЯМЗ-238ДЕ».
На «МАЗ-5336» «XXI века»:
- На «МАЗ-5336А3-320» / «МАЗ-5336А5-320» – новые 330-сильные турбированные дизели «ЯМЗ-238ДЕ2», «ЯМЗ-6582.10Е3» («Евро-3»), с новой же коробкой передач «ЯМЗ-2381(8)».
- На «МАЗ- 5336А3-321» / «МАЗ- 5336А5-321» – новые 250-сильные дизельные моторы «ЯМЗ-6562.10Е3» («Евро-3»), также связке с МКПП «ЯМЗ-2381(8)».
Кроме того, небольшая часть «МАЗ»ов 5336-го семейства (под индексом «МАЗ 533632-321») в начале двухтысячных была выпущена с дизельными двигателями немецкого производства «Дойтц BF 6M1013 FC (Euro-3)», 245 лошадиных сил. Эти моторы работают с коробками передач «ZF 9S75».
Трансмиссия грузовика
Трансмиссия «МАЗ-5336» отличается внушительным ресурсом работы и заслуженно считается одним из наиболее надежных элементов конструкции автомобиля данного семейства. Производителем трансмиссии также является Ярославский моторный завод. В составе трансмиссии – двухдисковое сцепление, с гидроусилителем, механическим приводом выключения и периферийными пружинами; 4-х ступенчатая механическая коробка передач «ЯМЗ-2381» с демультипликатором (общее количество передач – восемь). За счёт демультипликатора, повышающего крутящий момент, число передач и увеличивается в 2 раза. Все передачи, за исключением задней, оснащены синхронизаторами.
Карданная передача представлена двумя последовательными валами с промежуточной опорой, главная передача – двухступенчатая и разнесённая. Передаточное число ведущего моста – 5,49.
Подвеска, ходовая часть
Подвеска на автомобилях «МАЗ-5336» – рессорная. Конструкция передней подвески построена на продольных полу-эллиптических рессорах. Передняя подвеска снабжена также амортизаторами и стабилизаторами, обеспечивающими поперечную устойчивость. Задняя подвеска выполнена на двух базовых и двух дополнительных рессорах, и также снабжена стабилизатором поперечной устойчивости.
«МАЗ-5336» с краном-манипулятором.
На грузовиках «МАЗ-5336» установлены бездисковые колеса. Размер шин –«11.00/R20». Рабочая тормозная система имеет барабанные механизмы и двухконтурный пневматический привод. Подобная конструкция сокращает вероятность полного отказа тормозной системы и уменьшает тормозной путь. Стояночный тормоз, естественно, также присутствует в конструкции. Основной прицеп, применяемый для формирования автопоезда с «МАЗ-5336» – модели «МАЗ-837810».
Технические характеристики в цифрах
Габаритные размеры:
- Длина – 8,6 м; ширина – 2,57 м; высота – 3,16 м.
- Колёсная база – 4,9 м;
- Дорожный просвет – 230 мм;
- Минимальный радиус поворота – 9,1 м;
- Площадь платформы – 14.35 кв.метров;
- Внутренние размеры платформы – 6,1 х 2,42 х 2,330 метра;
- Штатный объём стандартной платформы – 34,5 кубических метра.
Параметры массы:
- Масса снаряженного автомобиля – 8,2 тонн;
- Штатная допустимая грузоподъёмность – 9,8 тонн;
- Допустимая полная масса автопоезда – 40 тонн;
- Допустимая полная масса автомобиля – 18 тонн;
- Распределение полной массы: на переднюю ось – 6,5 тонн; на заднюю ось – 11,5 тонн.
Динамические характеристики:
- Максимальная скорость – 100 км/час;
- Время разгона до 60 км/час – 50 секунд;
- Торможение со скорости 60 км/час до нуля – 36,7 метров.
Кабина «МАЗ-5336»
Кабина на «МАЗ-5336» – двухместная, подрессоренная, откидываемая вперёд посредством гидроцилиндра с ручным приводом. В базовой комплектации на «МАЗ-5336» имеются ремни безопасности, антиблокировочная система торможения ABS (НП РУП «Экран»), подрессоренное водительское кресло и предпусковой подогреватель силового агрегата.
Кресло водителя грузовика не только подрессорено, но и снабжено регулировками по длине, высоте, наклону подушки и спинки. Рулевая колонка также оборудована системой регулировок. В кабине для дальних рейсов предусмотрено два спальных места. Внутреннее пространство отличается от предшествующей модели «МАЗ»а более существенным простором и множеством дополнительных полочек.
Также, кабина грузовика семейства «МАЗ-5336» оборудована задним защитным устройством; продвинутой системой шумоизоляции; электро- и пневмо- выводами.
Отзывы владельцев об автомобиле
По словам экспертов и непосредственных владельцев «МАЗ-5336», этот автомобиль, конечно, нельзя назвать образцом в плане комфорта и тем более – дизайна. Это просто надёжная «рабочая лошадка», которая служит на грузоперевозках долгие годы, стойко перенося любые тяжёлые условия труда.
К достоинствам «МАЗ-5336» знающие люди относят:
- Высокую ремонтопригодность. Конструкция «МАЗ-5336» – гораздо более простая и знакомая, чем у европейских грузовиков. Подобрать запчасти и комплектующие не является проблемой, тем более, что взаимозаменяемость элементов на различных моделях «МАЗ»ов позволяет тратить на это минимум времени. К тому же, все узлы и автозапчасти на «МАЗ-5336» гораздо доступнее по цене, чем у европейских «одноклассников».
- Солидный ресурс работы. Пробег автомобиля до первого капитального ремонта длиной в 1 миллион километров – это не рекорд, а обычное дело для «ЯМЗ-238» и «МАЗ-5336». Практически любые возникающие по ходу эксплуатации поломки и неисправности обычно доступны для быстрого устранения и не требуют привлечение высококвалифицированной помощи.
- Выносливость и неприхотливость. Грузовик превосходно приспособлен к тяжёлым условиям работы и без проблем «ест» дизтопливо любого качества.
На следующие недостатки «МАЗ-5336» указывают чаще всего:
- Не огромный, но всё же достаточно большой расход топлива. Наиболее экономичным вариантом «умельцы от дальнобоя» называют сочетание двигателя «ЯМЗ-238М2» без турбонаддува и коробки передач не ярославской, а КамАЗовской. В Татарстане делают и специальные наборы для стыковки КПП «КамАЗ» с дизелем «ЯМЗ». Но это актуально только для использования автомобиля без прицепа.
- Далеко не идеальный, в особенности по современным меркам, уровень комфорта для работы водителя. Да, «МАЗ-5336» очень вынослив и неприхотлив в условиях напряжённой эксплуатации. Однако и сам водитель при этом находится в довольно аскетичных условиях. И это чувствуется во время длительных поездок. Некоторым образом выправить ситуацию помогает регулировка или полная замена водительского кресла. Однако полностью эту проблему она не решает.
Автомобили 90-х годов выпуска зачастую содержали многочисленные мелкие дефекты сборки и отдельных деталей, но на рубеже 90-х и двухтысячных ситуация с качеством выправилась.
Стоимость «МАЗ-5336»
Цена на новый автомобиль «МАЗ-5336» Евро-3 в базовой версии с бортовой платформой начинается с отметки 1 миллион 620 тысяч рублей.
Подержанных вариантов семейства «МАЗ-5336» на рынке довольно большое количество. За автомобили конца 90-х / начала 2000-х годов выпуска просят от 300 до 800 тысяч рублей, в зависимости от пробега, комплектации и технического состояния.
Подержанный «МАЗ-5336» 2010-х годов выпуска будет стоить около миллиона рублей (+/– 150 000).
оценивших 12, оценка: 4,17 из 5
Смотрите также статьи по теме
ЗИЛ-133ГЯ: технические характеристики
Ford Transit Custom: технические характеристики
БелАЗ-75710: технические характеристики
JMC 1032: технические характеристики
Урал Некст: технические характеристики
Камаз-4308: технические характеристики
Iveco EuroCargo: технические характеристики
БелАЗ-75581: технические характеристики
КрАЗ-65055: технические характеристики
УАЗ-39094 «Фермер»: технические характеристики
Урал-43206: технические характеристики
КамАЗ 65116: технические характеристики