ГАЗ-3344-20 «Алеут»: технические характеристики
ВЕЗДЕХОД ДЛЯ ОСОБЕННО СУРОВЫХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ГАЗ-3344-20 «Алеут» – это российский двухзвенный гусеничный снегоболотоход, с 2012 года выпускаемый Заволжским заводом гусеничных тягачей (входит в «Группу ГАЗ»). Данный автомобиль предназначен для перевозки людей, грузов и различного технологического оборудования в особо тяжёлых бездорожных и климатических условиях.
Об истории создания данной модели
Именно у нас в стране во второй половине прошлого века были созданы уникальные образцы вездеходной техники, позволившие не только освоить Арктику, но и надёжно её защитить. Но у такой техники была одна не очень благоприятная для эксплуатации особенность – очень большие габариты и масса.
В определённой степени проблему удалось решить за счёт небольших снегоходов и вездеходов, но вот для промежуточных задач, когда маленькая техника уже не справляется, а применение более крупных машин получается тактически и экономически нецелесообразным, необходимой техники, соответствующей всем специфическим требованиям Минобороны России, длительное время в наличии не было.
В 2012 г. Заволжский завод гусеничных тягачей запустил производство многоцелевого снегоболотохода ГАЗ-3344, предназначенного для широкого круга потенциальных заказчиков. Немного позже Министерство обороны РФ открыло опытно-конструкторскую работу «Коробочка», целью которой было создание снегоболотохода для воинских частей, работающих в регионах с особенно суровыми природно-климатическими и ландшафтными условиями.
Для участия в «Коробочке» Заволжский завод гусеничных тягачей немного доработал исходный проект ГАЗ-3344, в результате чего и появился транспортер ГАЗ-3344-20 «Алеут». Конструкция, состав агрегатов и комплектация этой машины были определены с учетом потребностей Вооруженных Сил России.
После этого образцы данной техники были воплощены в металле и вышли на испытания. Завод-изготовитель и Минобороны провели полный цикл разнообразных проверок, в том числе и в будущих регионах эксплуатации. ГАЗ-3344-20 «Алеут» неоднократно принимал участие в арктических пробегах и других подобных мероприятиях.
В том числе – в автономном переходе из самого северного порта России – города Тикси – до архипелага Новосибирских островов. Причём в ходе марша по ледовому покрытию моря Лаптевых и прибрежной зоне протяжённостью более 2,2 тысячи километров проверку в суровых условиях Арктики прошла не только техника, но и экипажи.
Как заявил журналистам заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков, «члены экспедиции Минобороны стали первыми в мире, кому удалось дойти на технике от материковой части до острова Котельный».
По результатам всех испытаний, в 2017 году этот снегоболотоход был принят на снабжение Вооружённых Сил РФ. Первые серийные ГАЗ-3344-20 «Алеут» пошли в береговые войска Северного флота (в 80-ю отдельную мотострелковую бригаду Северного флота и в 200-ю мотострелковую бригаду в составе 14-го армейского корпуса Северного флота с местом дислокации в Мурманской области.). Затем такие вездеходы были поставлены частям Восточного военного округа, начав с железнодорожных войск в Хакасии. Зоны их ответственности отличаются суровым климатом и, нередко, полным отсутствием каких-либо дорог.
Согласно контракту с Министерством обороны 2018 года, Заволжский завод гусеничных тягачей взял на себя обязательство передать заказчику 123 снегоболотохода данной модели до 2020 года включительно. В военной модификации вездехода был взят курс на использование деталей, узлов и агрегатов преимущественно отечественного производства (по возможности).
Общие потребности наших Вооружённых Сил в данной технике пока не оглашались.
Особенности конструкции
С точки зрения конструкции ГАЗ-3344-20 представляет собой типичный современный двухзвенный гусеничный транспортёр. В проекте использованы все решения и идеи, характерные для этого класса техники.
Снегоболотоход способен преодолевать очень сложные препятствия за счёт передачи крутящего момента двигателя на гусеницы обоих звеньев, низкого удельного давления на грунт, складывания звеньев без изменения тягового усилия и скорости, а также системы принудительного складывания звеньев в вертикальной плоскости.
Преимуществом «Алеута» перед многими вездеходами является способность передвигаться через густой кустарник и по трясине. При пересечении болота водитель лишь должен прибавить газа – всё остальное транспортёр делает сам за счёт размещённых на гусеницах грунтозацепов. Эти механические приспособления зачёрпывают воду, а специальный выступ на корпусе отводит её вниз, не давая буксовать.
Следует также подчеркнуть, что машина обладает амфибийностью, то есть, как и надлежит вездеходу – способна преодолевать водные преграды. По неподвижной водной глади транспортёр плывёт со скоростью 6 км/час, против течения – 3 км/час.
Защита автомобиля от проникновения воды обеспечивается высоким качеством сборки корпуса. Каждая машина проходит на заводе тщательную проверку на герметичность сварочных и стыковочных швов. Если же «Алеут» тем или иным образом подвергся подтоплению, то водитель может запустить откачивающие насосы в обоих звеньях.
В целом, серьёзная проходимость двухзвенных вездеходов данной модели связана с активным приводом на гусеницы обоих звеньев; с низким удельным давлением на грунт (специальные резиновые гусеницы позволяют даже передвижение по асфальту без порчи дорожного покрытия) и гибкостью сочленения звеньев в горизонтальной и вертикальной плоскости.
По дорожным магистралям общего назначения вездеход передвигается только на специальных шинах – асфальтоходных съёмных башмаках из резины, которые надеваются на четыре гусеничных полотна.
При движении по пересечённой местности двухзвенная гусеничная конструкция проходит такие участки, на которых однозвенная застревает. В то же время, конструктивное решение ГАЗ-3344-20 позволяет сделать сцепку жёсткой, что позволяет преодолевать траншеи шириной до 3-х метров.
Габариты ГАЗ-3344-20 подбирались не просто так, а из расчёта на условия, в которых будет эксплуатироваться эта грузовая машина. А именно, общая ширина корпуса (чуть больше двух метров) позволяет ей проходить по лесным дорогам, рассчитанным на тракторы «МТЗ Беларусь», у которых ширина составляет от 1,6 до 2 м, а ширина колеи соответствует принятой в России железнодорожной, таким образом обеспечивая возможность перемещения ГАЗ-3344-20 и по рельсам, при отсутствии других дорог.
Может данная машина передвигаться и вплавь – за счёт герметичности нижней части корпуса. Скорость её передвижения по воде составляет до 6 км/час.
Модульная конструкция второго звена позволяет устанавливать любое технологическое оборудование в пределах обозначенной производителем грузоподъёмности вездехода.
«Алеут» разделяется на два звена-модуля.
Первое звено снегоболотохода называется силовым (или, по-другому, «энергетическим») модулем, в котором расположены: кабина, рассчитанная на пять человек (включая и водителя), и моторно-трансмиссионное отделение.
За обитаемым отсеком помещается силовая установка в собственном кожухе. Заднее звено выполнено в виде трансформируемого пассажирского модуля. Его обитаемый отсек вмещает до 15 чел. Обе кабины получили шумо- и теплоизоляцию, а также автономные отопители.
Второе (заднее) звено выполнено в виде трансформируемого пассажирского модуля, который может быть изготовлен в различных вариантах:
- цельнометаллический пассажирский модуль (на 15 посадочных мест);
- грузовая платформа полезной нагрузкой до 2500 килограммов;
- аварийно-спасательный модуль;
- пожарный модуль;
- буровая установка;
- телескопическая вышка-подъёмник;
- лесопатрульный комплекс;
- медицинский модуль;
- пункт технической помощи.
Основной задачей армейского ГАЗ-3344-20 является перевозка личного состава в сложных местностях. Также обеспечивается достаточно комфортная ночёвка. При этом предусматривается возможность переоснащения заднего модуля, в результате чего снегоболотоход становится специализированной машиной.
Транспортёр можно при желании превратить в командный пункт, в санитарную машину и так далее. Полезная нагрузка модуля достигает 2500 килограммов, что даёт заказчику определённую свободу выбора.
Также, транспортёр оснащён мощной и неприхотливой гидравлической лебёдкой, способной вытягивать машины массой до 13-ти тонн.
Двигатель ГАЗ-3344-20 «Алеут»
Двухзвенный гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут» комплектуется двигателем Cummins ISB4.5E3 185. Это четырёхцилиндровый рядный дизельный мотор с турбонаддувом.
Его рабочий объём – 4,5 литра. Мощность двигателя: 138 кВт (185 л.с.) Максимальный крутящий момент, брутто: 650 кН·м. Диаметр цилиндра – 107 мм; ход поршня – 124 мм.
Второй вариант двигателя для ГАЗ-3344-20 – это ЯМЗ-53402-10, производства Ярославского моторного завода. Именно его, а не «Камминз», решено было использовать для комплектования ГАЗ-3344-20 «Алеут», предназначенного Вооружённым Силам РФ.
Он представляет собой четырёхцилиндровый дизельный двигатель семейства ЯМЗ-530, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров, жидкостной системой охлаждения, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на изделии (без системы EGR).
Рабочий объём данного мотора – 4,43 литра. Номинальная мощность, брутто – 140 кВт (190 л.с.) Максимальный крутящий момент, брутто – 710 Н·м (72,5 кгс·м). Диаметр цилиндра – 105 мм; ход поршня – 128 мм.
Наличие предпускового автономного подогревателя двигателя гарантирует лёгкий запуск двигателя зимой и быстрый прогрев салона до оптимально комфортной температуры. В условиях Крайнего Севера наличие такой опции — не прихоть, а суровая необходимость, от которой подчас будет напрямую зависеть своевременность и эффективность выполнения боевой задачи.
Ходовая часть
Гусеничное шасси двух звеньев имеет по шесть катков с независимой подвеской на борт. Ведущие колеса расположены в носу корпуса. Используется широкая гусеничная лента на основе резинометаллического шарнира. Для движения по твердому покрытию имеются съемные башмаки. Удельное давление на грунт в среднем составляет 0,2-0,21 кг/кв.см, что обеспечивает высокую проходимость на разных поверхностях.
Два корпуса соединяются при помощи узла сочленения с гидравлическими приводами. Это устройство обеспечивает управляемое взаимное перемещение звеньев в двух плоскостях.
Кроме того, через него проходят карданный вал привода заднего шасси, а также электрические и гидравлические линии. Горизонтальные перемещения узла отвечают за поворот машины, а вертикальные используются для преодоления препятствий.
Низкое удельное давление позволяет перемещаться по снегу и болотистой местности. Подвижное сочленение двух корпусов обеспечивает преодоление различных препятствий, в том числе и чрезмерно сложных для спецтехники иных классов.
Особо следует отметить и такие особенности ходовой части вездехода, как активный привод на все гусеницы, которые являются асфальтоходными, а также независимая торсионная подвеска ходовой части, которая создаёт уникальную плавность хода при движении по бездорожью.
На снегоболотоходе может устанавливаться и разнообразное лёгкое вооружение. В крыше переднего звена-модуля имеется люк, перед которым находится шкворневая установка под пулемёт стандартного калибра.
В случае необходимости, вездеход ГАЗ-3344-20 может получить и иное оружие. Следует учитывать, что «Алеут» не является полноценной боевой машиной. Он не оснащён никакой бронезащитой и имеет явные ограничения по устанавливаемому оружию. Однако такие качества подобному вездеходу не нужны. ГАЗ-3344-20 рассматривается как альтернатива грузовикам, но не бронетранспортёрам.
Куда может забраться этот снегоболотоход – туда никакой грузовик попросту и не сунется. Для машины данного класса, в принципе, нужна только лишь турель для манёвра огнём. В лобовые атаки ГАЗ-3344-20 ходить не будут, а вот заднюю и боковые полусферы иметь возможность прикрыть огневой мощью пулемёта было бы неплохо.
Технические характеристики в цифрах
- Масса снаряжённая – 7500 кг, полная – 10 000 кг.
- Грузоподъёмность первого звена – 500 кг.
- Грузоподъёмность второго звена – 2500 кг.
- Длина – 9890 мм.
- Ширина – 2020 мм.
- Высота – 2700 мм.
- Дорожный просвет – 430 мм.
- Ширина колеи – 1230 мм.
- Вместимость, посадочных мест: 5+15 шт.
- Спальных мест – 6 шт.
- Максимальная скорость на шоссе – 60 км/час.
- Максимальная скорость на плаву – 5…6 км/час.
- Расход дизтоплива по шоссе – 50 литров на 100 км пути.
- Запас дизтоплива – 400 литров.
- Запас хода по дизтопливу – 800 километров.
- Показатели проходимости: среднее удельное давление на грунт: 20,0 кПа (0,20 кгс/см2).
- Угол преодолеваемого подъёма – 35 градусов.
- Угол бокового крена – 25 градусов.
- Минимальный радиус поворота по оси машины – 10 метров.
Снегоболотоход рассчитан на эксплуатацию по назначению в любое время года, суток и хранение:
- в интервале рабочих температур от минус 40°C до плюс 40°С;
- при относительной влажности воздуха до 98 % при температуре плюс 25°С;
- при запыленности воздуха до 2 г/м3;
- при скорости ветра до 20 м/с;
- при осадках в виде дождя, снега и града с интенсивностью выпадения до 180 мм/ч;
- в горной местности с высотой над уровнем моря до 4000 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4155 м с соответствующим снижением тягово-динамических характеристик и топливной экономичности; в условиях солнечной радиации с интегральной плотностью теплового потока 0,027 кал/см2.
При своих компактных габаритных размерах, двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344 «Алеут» на значительные расстояния может без проблем транспортироваться в кузове автомобиля типа КамАЗ с полуприцепом, а также авиа- или железнодорожным транспортом.
В салоне ГАЗ-3344-20
Во-первых, следует отметить отличный обзор из кабины водителя, что самым непосредственным образом влияет на качество вождения. Плюс к этому — удобное и комфортное кресло для водителя.
Во-вторых, машина эта отличается чрезвычайно удобным управлением. При этом установленная на вездеходе автоматическая коробка передач позволяет обеспечить динамичное вождение машины, не отвлекая водителя от дороги, что особенно важно в боевой обстановке, когда приходится преодолевать не просто сложные участки местности, а, возможно, и минные поля, и системы заграждения.
Не забыт и остальной экипаж «Алеута». И первый, и второй модули оборудованы комфортабельными посадочными местами. При необходимости, второй отсек можно оперативно переоборудовать для перевозки крупногабаритных грузов или установить боевые средства.
***
В современную нам эпоху Вооружённые Силы Российской Федерации активно работают над установлением своего постоянного присутствия и наращиванием боевых возможностей в удалённых и труднодоступных регионах.
Крайний Север, Арктика и Дальний Восток отличаются специфическими природными условиями и имеют значительные ограничения по инфраструктуре. Как следствие, войскам в этих регионах просто необходима спецтехника с особыми возможностями.
Снегоболотоход ГАЗ-3344-20 «Алеут» является одним из основных средств решения этой проблемы, и он уже показал свои возможности на испытаниях и в начальный период несения службы. Двухзвенные снегоболотоходы хороши тем, что в них и передний, и задний модули являются ведущими — они одновременно и тянут, и толкают. Так степень проходимости оказывается гораздо выше, чем у обычных гусеничных машин.
Построено уже достаточно значительное количество таких спецмашин, и их производство будет продолжаться в дальнейшем. Также строится новая техника иных типов. Благодаря этому, мобильность подразделений в отдалённых регионах продолжает расти – и положительно влиять на оборону этих труднодоступных рубежей.
Кроме армии, этот снегоболотоход оказался востребованным в МЧС, различных силовых ведомствах и в гражданском секторе – нефтегазовом комплексе, геологии, геофизике, энергетике. В России широкий климатический спектр, позволяющий испытывать транспорт в засушливых пустынях Астраханской области и морозных районах Якутии. Практически любая машина получается универсальной, может передвигаться по снегам, болотам и пескам.
Для управления двухзвенным снегоболотоходом ГАЗ-3344 «Алеут» необходимо удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое Гостехнадзором, с открытой категорией «Е».
оценивших 6, оценка: 3,50 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗИЛ-5301: технические характеристики
- Kenworth T600: технические характеристики
- Scania G400: технические характеристики
- ГАЗ-53: технические характеристики
- HOWO T5G: технические характеристики
- МАЗ-6516: технические характеристики
- Грузовики Volvo: модельный ряд
- ГАЗ-3302: технические характеристики
- УАЗ-452: технические характеристики
- Komatsu 930E: технические характеристики
- Автомобили КрАЗ: модельный ряд
- ГАЗ-33081: технические характеристики