БАЗ-69092: технические характеристики
ОХРАНЯЕТ МИРНОЕ НЕБО И ТРУДИТСЯ НА БЛАГО НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
БАЗ-69092 – это специальное колёсное шасси, предназначенное для монтажа вооружения и военной техники полной массой до 13-14 тонн, их транспортировки по любой местности и обеспечения боевого применения. БАЗ 69092 – продукция Брянского автомобильного завода (БАЗ).
Брянский автомобильный завод, выпускающий специальные колёсные шасси и тягачи высокой проходимости для военно-промышленного комплекса, с ноября 2015 года принадлежит государственному оборонному концерну «Алмаз-Антей».
Об истории данной модели
Свою историю специальный автомобиль БАЗ-69092 ведёт от начала девяностых годов двадцатого века. Реализация опытно-конструкторской работы, начиная с 1992 года, производилась на Брянском автомобильном заводе (БАЗ), уже имевшем опыт в сфере производства специальной колёсной техники.
Группа конструкторов завода, во главе с В.П. Трусовым и Ю.А. Шпаком, решила поставленную задачу и создала новое семейство автомобилей «Вощина-1», обладающих высокой универсальностью для выполнения различных функций. (Вощи́на – это искусственная основа для постройки пчелиных сот, представляющая собой тонкий прямоугольный лист из воска с выдавленными донышками ячеек).
Из-за экономических проблем и общего хаоса в стране, творившегося в 90-х годах, путь от проектирования до производства автомобиля затянулся. Только лишь к концу десятилетия новую технику удалось вывести на испытания, а затем и на производство. А первый опытный образец БАЗ-69092, пока ещё с пластмассовой кабиной, был изготовлен в апреле 1996 года.
Новое семейство БАЗ включило в себя несколько образцов техники, имеющих определённые отличия и предназначенных для решения разных задач. Это, в частности, четырёхосные машины БАЗ-6909, БАЗ-69091, БАЗ-6403 и БАЗ-6306, способные перевозить груз на платформе и (или) буксировать его. Это шестиколёсные шасси БАЗ-6402 и БАЗ-69092.
Техника всего этого семейства имеет максимально возможную степень унификации и строится на базе аналогичных технических решений. Авиационная транспортировка автомобилей БАЗ-69092 может производиться военно-транспортными самолётами следующих моделей: Ил-76, Ан-22, Ан-124.
Кроме того, на базе основного автомобиля было также разработано специальное шасси БАЗ-69095, ставшее гражданской версией машины БАЗ-69092. Этот мощный грузовой вездеход предлагается для использования в качестве автокрана, мобильной буровой установки и прочих машин нефтегазового комплекса. От базового шасси военного назначения БАЗ-69095 отличается менее мощным мотором, немного сниженной грузоподъёмностью и упрощённой комплектацией кабины.
На базе шасси БАЗ-69095 заводом нефтегазового машиностроения «Синергия» монтируется универсальная насосная установка для гидроразрыва пластов СИН-31 (УН-500х70). Ивановское ОАО «Автокран» на шасси БАЗ-690951 (г. Иваново) монтировало автокран КС-59711 грузоподъёмностью в 32 тонны.
На базе того же семейства «Вощина-1» был создан и специальный внедорожный тягач БАЗ-690902 с колёсной формулой 8х8. Он предназначен для монтажа различного оборудования заказчика массой до 26,8 тонн: агрегатов для ремонта скважин, мобильных буровых установок различного назначения, цементировочных агрегатов, КМУ для погрузки и транспортировки леса и прочих грузов, автоцистерн емкостью до 24 м3 — и его транспортировки по всем видам дорог и местности.
Особенности конструкции
Тип шасси – рамное. Рама – лестничного типа, лонжеронная, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная.
Подвеска всех колёс – независимая, торсионная. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колёса с шинами типа ИД-370, размер которых – 1350х550-533Р.
Для оптимального распределения массы автомобиля оси расположены с различными промежутками, и расстояние между двумя задними осями, которые поддерживают грузовую платформу, – минимальное.
В передней части рамы устанавливается бескапотная кабина экипажа, позади которой предусмотрено место для установки двигателя. Задняя часть рамы служит основанием для монтажа грузовой платформы или иной целевой надстройки. Компоновка ходовой части определяется с учётом создающихся нагрузок. В частности, передняя ось – располагается под моторным отсеком, а две задние – находятся непосредственно под центром грузовой платформы.
На случай поломки машина снабжена запасным колесом. Оно перевозится на специальных креплениях позади кабины, справа от двигателя. При этом некоторые автомобили на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений запасного колеса – из-за габаритов установленных на шасси корпусов.
Ходовая часть машины укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи со значительными нагрузками, рулевое управление имеет мощный гидравлический усилитель. Подача жидкости к гидроусилителю производится двумя насосами – основным и резервным.
Задняя часть рамы предназначена для монтажа на неё всевозможных специальных надстроек, того или иного оснащения. Различные модификации специального автомобиля БАЗ-69092 получают разное оборудование, которое соответствует требованиям заказчика. От обычной грузовой платформы до аппаратуры радиолокационных станций и пусковых установок зенитно-ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.
Собственная длина специального колёсного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 метров. Ширина автомобиля – 2,75 метра, высота – не более 2,9 метра. Снаряжённая масса находится в пределах 15,5 т, а грузоподъёмность составляет 13 т.
Специальные колёсные шасси БАЗ-69092 широко используются при производстве отечественных комплексов противовоздушной обороны: С-300, С-350, С-400. Их применяют в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в формате тягача, работающего вместе со специальными прицепами.
Есть также модификация БАЗ-69092-021, в которой машина выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться брезентовым тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15-ти тонн.
Двигатель грузовика БАЗ-69092
Непосредственно за кабиной БАЗ-69092, в отсеке уменьшенной высоты размещается многотопливный турбированный дизельный двигатель ЯМЗ-8491.10-032, мощностью 450 лошадиных сил, четырёхтактный, с V-образным расположением цилиндров под углом 90 градусов.
Технические характеристики мотора ЯМЗ-8491.10-032 в цифрах
- Количество цилиндров – 8.
- Рабочий объём цилиндров – 17.24 литра.
- Диаметр цилиндра и ход поршня – 140 мм и 140 мм.
- Степень сжатия – 15,2.
- Номинальная мощность – 450 л.с. (или 330,9 кВт).
- Номинальная частота вращения – 2100 об/мин.
- Частота вращения – 1200-1400 об/мин.
- Максимальный крутящий момент – 1764 Н•м (или 180 кгс•м).
- Часовой расход дизтоплива – 76 литров.
- Порядок работы цилиндров: 1-5-4-2-6-3-7-8.
- Минимальная частота вращения холостого хода – 600±50 мин-1.
- Масса незаправленного смазкой двигателя, без коробки переключения передач – 1410 килограммов.
Конструктивные особенности данного мотора – следующие.
Система смазки: наличие водомасляного радиатора (ВМР) охлаждения масла, установленного непосредственно на двигателе, позволяющего поддерживать температуру масла в оптимальных пределах 80-ти градусов. При этом масло проходит между трубками, а охлаждающая жидкость – внутри трубок. Наличие двух масляных полнопоточных фильтров со сменными бумажными элементами.
- редукционный клапан – 9…9,5 кг/см²;
- дифференциальный клапан – 4…4,5 кг/см²;
- перепускной клапан: разность давления 1,5-2,0.
Тип системы смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала, втулки коромысел клапанов, подшипники турбокомпрессора. ТНВД и регулятор частоты вращение, подшипники компрессора пневмотормозов.
Система охлаждения: присутствует гидродинамическая муфта привода вентилятора, 3 режима работы: автоматический «А» при t 72°…76°С; постоянный «П» или отключена «О». Температура охлаждающей жидкости – 70…90 градусов.
Система питания: наличие двух фильтров тонкой очистки дизтоплива (это бумажные элементы) и одного фильтра грубой очистки дизтоплива. Топливный насос высокого давления – восьмисекционный, с размерностью 12х14 мм, давлением впрыска дизтоплива 20 МПа.
Система впуска и выпуска отработавших газов: система турбонаддува с использованием турбокомпрессора марки К-36. Присутствие охладителя наддувочного воздуха (ОНВ) типа «вода-воздух» или «воздух-воздух».
Вспомогательные агрегаты: одноцилиндровый компрессор пневмотормозов.
Механизм газораспределения МГР: распределительный вал – 16 впускных и выпускных кулачков; роликовые толкатели, двигающиеся в направляющих; подвод масла через коромысла по штангам к толкателям; полые штанги с напрессованными наконечниками; вильчатые двуплечие коромысла впускных и выпускных клапанов; два впускных клапана 40Х10С2М 2 выпускных клапана из жаропрочного материала ст. 45Х14Н14В2М (ЭИ-69), наплавлен стеллитом ВЗК.
Головки цилиндров: индивидуальные, алюминиевые, четырёхклапанные. Металлическая прокладка уплотнения «газового стыка» между головкой и гильзой цилиндра.
Кривошипно-шатунный механизм: коленчатый вал азотированный, стальной, пять коренных шеек, четыре шатунные шейки. Шатун – стальной: двутавровое сечение, прямой разъём, имеет скосы в верхней головке, масляный канал в верхней головке.
Поршни (выпускаемые по технологии и на оборудовании фирмы «Мале», Германия): отличаются высококремнистым алюминиевым сплавом, имеют три канавки под кольца, нерезистовую вставку из жаропрочного чугуна, полость под охлаждение маслом, масляные форсунки для подачи масла в поршень, выточки под клапаны.
Центральное расположение камеры сгорания. Чугунные кольца: 1-ое – двусторонняя трапеция, хромированное, бочкообразная рабочая поверхность; 2-ое – плоское, хромированное, минутное; 3-е – маслосъёмное кольцо, коробчатого сечения, хромированные рабочие кромки.
Привод агрегатов: все шестерни цилиндрические прямозубые. Присутствует нитроцементация.
Небольшая часть машин (обозначенная как БАЗ-69092-011) комплектуется аналогичным двигателем Тутаевского моторного завода – ТМЗ-8424.10-032, 450 л.с.
Трансмиссия
Через механическую коробку переключения передач ЯМЗ-2393-10 и другие агрегаты трансмиссии крутящий момент двигателя распределяется на все шесть колёс автомобиля.
Используется двухступенчатая раздаточная коробка, с двумя пониженными передачами и дифференциалом с принудительной блокировкой. Вторая и третья оси оснащены блокируемыми межколёсными дифференциалами.
Кабина БАЗ-69092
Трехместная кабина экипажа имеет корпус, построенный по каркасно-панельной схеме. В базовой комплектации она делается из листового металла и не имеет никакой дополнительной защиты. Но при производстве определённых модификаций шасси возможна установка дополнительных бронированный панелей, которые прикрывают часть проекций и защищают экипаж от пуль и осколков.
Кабина БАЗ-69092 отличается развитым лобовым и боковым остеклением. Доступ в кабину производится через бортовые двери. Предусматривается использование фильтровентиляционной установки ФВУА-100А-24. Также кабина автомобиля может комплектоваться противорадиационными экранами, светозащитными шторками и так далее.
Внутри кабина аскетичная, что традиционно для всех армейских грузовиков. Видно, что с советских времён требования военных не сильно изменились, хотя кресло водителя – регулируемое, и некоторых демонстрируемых Брянских автозаводом машинах в кабине имеется кондиционер.
Дополнительное оборудование
Дополнительное оборудование включает в себя уже упомянутую фильтровентиляционную установку ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО, светозащитные шторы кабины.
Возможна установка комплекта локальной защиты кабины, изготовленного из стали 44 или 96. Также Брянский автомобильный завод разработал систему «мультилифт», которая устанавливается практически на шасси любых грузовых автомобилей.
Как ещё используется в армии и МЧС России автомобиль БАЗ-69092
Кроме грузовика и базы для зенитно-ракетных комплексов, машины марки БАЗ-69092 используются в Российской Армии в качестве артиллерийских тягачей, РСЗО «Ураган», понтонных парков, ремонтно-восстановительных машин, комплексов противокорабельных ракет, радиолокационных станций, мобильных антенных опор.
В 2018 году Брянский автомобильный завод выпустил образец специального шасси БАЗ-69092, предназначенного для работы МЧС в условиях вечной мерзлоты. Ходовые испытания машины были организованы в Якутии.
Это был первый образец техники, которую Брянский автозавод изготовил для МЧС. Предприятие постаралось максимально выполнить все пожелания северян в рамках оформленного генерального соглашения между БАЗ и Торгово-промышленной палатой Республики Саха (Якутия). С надеждой на дальнейшее сотрудничество с организациями, работающими в условиях Крайнего Севера.
Новый макетный образец техники в арктическом исполнении был разработан на основе шасси БАЗ-69092 (колёсная формула 6х6) с грузовой платформой для выполнения аварийно-спасательных работ, эвакуационных и гуманитарных операций, обеспечения жизнедеятельности в регионах.
Арктический образец по своей конструкции отличается от всех ранее изготовленных шасси на базе семейства «Вощина-1». Для успешной эксплуатации автомобиля в климатически сложных регионах Крайнего Севера и Арктики в конструкцию машины был внесён ряд важных изменений, касающихся систем жизнеобеспечения, конструкции шасси и самого каркаса.
Новый БАЗ-69092 был представлен и на форуме «Арктика. Настоящее и будущее», где российские компании демонстрировали свои проекты по активному освоению региона. Многие эксперты считают, что это более подходящее машина для льдов, чем «Урал» и «КамАЗ».
Ещё об особенностях автомобилей БАЗ-69092
- возможность эксплуатации в диаметрально различных климатических условиях – от Крайнего Севера до знойного и пустынного юга;
- экстремально высокая проходимость;
- разрезные мосты, независимая торсионная подвеска и колёсные редукторы несоосного типа = больший дорожный просвет, проходимость и отсутствие бульдозерного эффекта;
- осевая нагрузка не превышает 10 тонн, что делает возможным эксплуатацию данной техники на дорогах всех видов;
- низкая монтажная высота по раме, что позволяет разместить крупногабаритное технологическое оборудование и обеспечить низкий центр тяжести;
- централизованная система регулирования давления воздуха в шинах,
- система гидроусиления руля с дублирующим (аварийным) насосом, что повышает безопасность движения и обеспечивает возможность буксирования с неработающим двигателем;
- моторный замедлитель включен систему выхлопа, что повышает безопасность движения на длительных спусках.
Для повышенной проходимости предусмотрены блокировки межколесного, межосевого и межтележечного дифференциалов.
Технические характеристики в цифрах
- Габаритные размеры: длина – 10 923 мм, ширина – 2 750 мм, высота по кабине – 2 845 мм.
- Грузоподъёмность – 14 тысяч кг.
- Снаряжённая масса – 15 390 кг.
- Полная масса – 29 390 кг.
- Колёсная формула – 6х6.
- Формула рулевого управления: 1-00.
- Осевая формула: 1-2.
- Дорожный просвет – 485 мм.
- Ширина преодолеваемого рва – 0,9 м.
- Угол преодолеваемого подъёма – 30 градусов.
- Угол преодолеваемого косогора – 40 градусов.
- Глубина брода 1,4 м.
- Количество мест в кабине – 3.
- Максимальная скорость по шоссе – 80 км/час.
- Запас хода по контрольному расходу топлива – 1000 км.
Высокая проходимость и подвижность шасси БАЗ-69092 была многократно подтверждена на практике. В сентябре 2017 года Главное автобронетанковое управление Министерсва Обороны организовало пробег перспективных образцов военной и специальной техники из подмосковных Бронниц, через пески Каспия к горе Эльбрус, с частичным покорением автомобилями этой вершины.
Вместе с прочими отечественными автомобилями разных классов (различные Уралы, УАЗ «Патриот») в этом мероприятии поучаствовал и автомобиль БАЗ-69092-021. Перед выходом на маршрут в кузов этого грузовика поместили полезную нагрузку, соответствующую его максимальным характеристикам.
Тяжёлое шасси без поломок добралось до конечной точки маршрута, проехав около 2200 км, а затем своим ходом вернулось в Бронницы. Испытания были пройдены успешно.
Эти машины могут работать в любых, даже самых сложных природно-климатических условиях, и осиливать любые дороги.
оценивших 11, оценка: 3,73 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Hyundai HD 65: технические характеристики
- МАЗ-4371: технические характеристики
- Урал-5920 «Снегоболотоход»
- Грузовой автомобиль МАЗ-200
- MAN TGM 18.240: технические характеристики
- ГАЗ-33081: технические характеристики
- КамАЗ-53212: технические характеристики
- ЗИЛ 43276Т: технические характеристики
- Volvo FH12: технические характеристики
- Iveco Daily: технические характеристики
- КамАЗ-55102: технические характеристики
- ГАЗ-51: технические характеристики