Капотный КамАЗ-65223: характеристики
«Младший брат» Мерседеса Цетроса из Набережных Челнов
Осенью 2020-го года в интернете появились первые снимки нового капотного грузовика КамАЗ-65223, и вскоре были рассекречены характеристики этой новинки от Камского автомобильного завода. Это грузовик высокой проходимости, имеющий колёсную формулу 6×6, укомплектованный кабиной от немецкого вездехода Mercedes-Benz Zetros, который выпускается с 2008 года и является одним из основных грузовиков вооружённых сил Германии (бундесвера). КамАЗ-65223 унифицирован с Мерседесом Цетросом не только по кабине. Все подробности – далее в этой статье.
Об истории создания данной модели
Решение выпустить капотный грузовик было напрямую связанным с участием КамАЗа в престижном международном ралли «Дакар». С 2015 года у гоночной команды «КамАЗ Мастер» уже имеются капотные болиды КамАЗ-43509K с кабиной от того же Мередеса Цетроса. Однако они имеют право выступать только лишь в менее статусных соревнованиях «Шёлковый путь» и «Золото Кагана», поскольку по правилам «Дакара» и FIA требуется, чтобы кабина применялась от серийной модели собственной марки участника. Так что, серийный выпуск своего капотника позволит КамАЗу использовать свой гоночный грузовик и на «Дакаре».
Как только будет налажен хотя бы мелкосерийный выпуск этого автомобиля, спортсмены смогут использовать его для участия в раллийных гонках.
Капотная компоновка для раллийных грузовиков является более предпочтительной, потому что она позволяет разгрузить переднюю ось, и, таким образом, улучшить развесовку автомобиля. Кроме того, это решение снижает виброакустические и физические нагрузки на экипаж.
Ожидается, что не гоночный, а именно серийный КамАЗ-65223 способен заинтересовать нефтегазовый сектор экономики, для которого дорогая цена спецтехники не является большой проблемой, лишь бы она была надёжной и проходимой. Поэтому на Камском автозаводе поспешили заявить, что серийный КамАЗ-65223 будет пользоваться популярностью в северных районах нашей страны, и других регионах с суровым климатом и бездорожьем — из-за его высокой проходимости и удобства обслуживания, связанного с капотной компоновкой. Мол, «Уралу Next» в недалёком будущем, вероятно, придется потесниться на отечественном рынке грузовых автомобилей.
Широкое использование компонентов производства Mercedes-Benz не случайно — грузовое отделение компании Daimler AG с 2008 года является держателем 15-ти процентов акций КамАЗа, и немцы непосредственно участвовали в капитале автогиганта. Кроме того, грузовые Мерседесы (в том числе и Цетросы), предназначенные для российского рынка, собирались в Набережных Челнах, на совместном сборочном предприятии Daimler-КамАЗ.
У КамАЗа уже был непродолжительный опыт производства именно капотных грузовиков. В 2003-2004-м годах в ассортименте российского автогиганта уже существовала модель КамАЗ-4355, также вездеходная, с колёсной формулой 6×6.
В ней была реализована следующая идея: стандартная классическая кабина КамАЗов образца 1976 года была смещена назад, а двигатель — установлен перед нею. Его прикрывал объёмный стеклопластиковый капот интегрального типа.
КамАЗ-4355 тоже прочили для эксплуатации в условиях труднопроходимой местности и холодного климата. Он должен был стать массовым автомобилем для нефтяников и газовиков, спасателей, лесного хозяйства и прочих сфер деятельности в экстремальных реалиях северных и восточных регионов нашей огромной страны.
Хоть капотная кабина КамАЗ-4355 выглядела несколько старомодно — как нечто среднее между классикой ЗИЛа и ГАЗа, её функционал в данном случае был бесценен. Во-первых, за счёт этого решения производителю удалось снабдить кабину автономным отоплением, работающим без включенного двигателя. Во-вторых, для доступа к мотору водителю не нужно было её поднимать. В суровых условиях Севера дизайн легко можно отодвинуть на второй план, тем более если делать это в пользу здравого смысла.
Первым КамАЗом-4355 был крытый бортовой тягач, именно он и выставлялся на «Мосавтосалоне». А после успешных испытаний — весной 2004 года к нему примкнули автокран, пожарный автомобиль, вахтовый автобус и изотермический фургон КамАЗ-4355.
Однако в итоге таких машин собрали совсем немного, поскольку спроса на отечественном рынке они не нашли. Да и выяснилось, что у КамАЗ-4355 оказались «сырая» конструкция и неважное качество сборки.
Замдиректора по спецпроектам команды «КамАЗ-Мастер» Вадим Валеев, афишируя появление на свет коммерческой модели капотного тягача, отметил в своих социальных сетях:
«Я думаю, что это именно тот, совсем нетривиальный случай, когда сначала появился на свет «боевой» спортивный болид, а затем его коммерческий конвейерный аналог. Но, так бывает!
Мы благодарны нашим коллегам из Научно-технического центра ПАО «КамАЗ» за помощь в его создании и конечно же коллегам из Daimler AG как в Германии так и в России!»
О ближайшем «родственнике» — грузовике Мерседес Цетрос
Mercedes-Benz Zetros изначально создавался как армейский грузовик, но данная машина также работает и на «гражданке».
Впервые он был представлен на Eurosatory (выставка оборонной промышленности) в 2008 году в Париже. Новый Zetros стал собратом мерседесовских автомобилей для экстремального бездорожья, известных под именем Unimog.
Модель отличается капотной компоновкой, что облегчает ремонт и обеспечивает лучшую развесовку. В военных условиях эта компоновка позволяет одному водителю производить ремонт двигателя автомобиля, а второму вести оборонительные действия из кабины и обеспечивать быстрый уход из-под возможного обстрела (нет необходимости опускать кабину).
Кроме бундесвера, специально закупленные военные грузовики Mercedes-Benz Zetros используются в вооружённых силах ряда европейских стран, а также Алжира, Мексики, Чили.
Области применения Mercedes-Benz Zetros на «гражданке»: энергетический сектор, нефтегазодобыча, борьба с лесными пожарами, строительство (например, бетономешалки и бетононасосы), перевозка грузов и пассажиров в экстремальных условиях и на бездорожье, спасательные работы при катастрофах, эвакуатор, краны, люльки, мобильный генератор, самосвал, заправщик, перевозка опасных грузов, бурильные установки.
Капотный грузовик Mercedes-Benz Zetros выпускается в двух вариантах: двухосном (4х4) и трёхосном (6х6).
Особенности конструкции
Капотный КамАЗ-65223 имеет трёхосное шасси оригинальной конструкции с колёсной формулой 6×6. Это короткобазное полноприводное шасси типа «седельный тягач».
Лонжероны рамы у КамАЗ-65223 — собственные, по профилю и сечению они отличаются от мерседесовских. Машина имеет седельно-сцепное устройство, то есть является тягачом.
Двигатель КамАЗ-65223
Капотный КамАЗ-65223 построен на собственном отечественном шасси, однако он оснащается 12,0-литровым турбированным дизельным двигателем Mercedes-Benz OM457LA, из гаммы военных грузовиков Цетрос. В спецификации для КамАЗа-65223, мощность данного мотора составляет 400…428 лошадиных сил (в зависимости от конкретной модификации), а его крутящий момент при этом равен 2000… 2100 Н.м.
Тип двигателя – рядный.
- Количество цилиндров – 6.
- Диаметр цилиндра – 128 мм.
- Ход поршня — 155 мм.
- Степень сжатия — 18.5.
- Рабочий объём двигателя OM457LA — 11967 кубических сантиметров.
- Вес двигателя – 1045 кг (сухой).
- Размеры: длина – 1316 мм, ширина – 746 мм, высота – 1019 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4.
Двигатель OM457LA является четырёхтактным дизельным двигателем с водяным охлаждением, непосредственным впрыском дизтоплива и моторесурсом, достигающим 1 миллиона. километров.
Серийный двигатель OM 457 LA оснащен турбокoмпрессором, работающем от ОГ, полноэлектронной системой регулирования количества впрыскиваемого топлива и момента впрыска через электромагнитные клапаны и системой охлаждения наддувочного воздуха.
Максимальный крутящий момент достигается при низких оборотах, соответствующих низкому удельному расходу, благодаря чему достигается высокая топливная экономичность.
Высокая мощность и крутящий момент двигателя позволяют водителю эффективно набирать и поддерживать скорость на автомобильных дорогах.
Система нейтрализации отработавших газов снижает уровень выбросов вредных веществ и улучшает топливо-экономические показатели дизельного двигателя. Для зимних условий эксплуатации бак для жидкости Ad Blue оснащен подогревом. Благодаря технологии BlueTec и системе техобслуживания Telligent, соответствуют самым строгим нормам токсичности отработавших газов – в том числе и «Евро-5».
OM457LA оснащен горным тормозом, повышающим эффективность тормозной системы и уменьшающим затраты на замену тормозных колодок.
Другой вариант двигателя для КамАЗ-65223 (не основной, а дополнительный, «запасной») – это турбированный дизель V8 КамАЗ 740.735-400 (мощность 400 лошадиных сил, крутящий момент 1766 Н.м)
Двигатель КамАЗ 740.735-400 — это четырёхтактный восьмицилиндровый V-образный дизельный агрегат с повышенной мощностью в 400 лошадиных сил, экологическим стандартом «Евро-5», электронным управлением и топливной системой Common Rail (насос Bosch А413040178).
Данный двигатель успешно работает на тяжёлых КамАЗовских самосвалах последних годов выпусков (КамАЗ-6520, -6522, -65201, -65222 и других тяжёлых самосвалах). Добавлена функция обработки отработавших газов, ОНВ и бортовой диагностики. Новинка Е5 с CR рассчитана под интеркуллер и предназначена специально для связи с механической трансмиссией производства компании ZF. Заявленный Камским автомобильным заводом ресурс данного мотора, также как и у немцев, достигает одного миллиона километров. Экологический класс – соответствует «Евро-5». Была доработана выхлопная система, головки блока стали индивидуальными.
- Расположение и число цилиндров: V-8.
- Диаметр цилиндра: 120 мм.
- Ход поршня: 130 мм.
- Рабочий объём мотора: 11,76 л.
- Степень сжатия: 18.0.
- Номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81: не менее 400 л.с.
- Номинальная частота вращения коленчатого вала: 1900±50 мин-1.
- Максимальный крутящий момент брутто по ГОСТ 14846-81: не менее 1766 кгс×м.
- Частота вращения коленчатого вала: 1300±100
- Минимальный удельный расход дизельного топлива: 140 г/(л.с.×ч)
- Расход масла на угар на режиме номинальной мощности, в процентах от расхода дизтоплива: 0,06%.
- Масса незаправленного смазкой двигателя в комплектности поставки: 885 кг.
- Габаритные размеры двигателя: длина – 1212 мм, ширина – 908 мм, высота – 1050 мм.
Трансмиссия и мосты КамАЗ-65223
Дизельный двигатель Mercedes-Benz OM457LA работает в сочетании с механической 16-ступенчатой коробкой передач ZF (германского производства).
Шестнадцатиступенчатая коробка переключения передач модели ZF 16 S 151 / 16 S 1830 TO устанавливается на шасси, самосвалы, магистральные автомобили КамАЗ тяжёлых семейств. Состоит данная коробка переключения передач из следующих основных узлов: основного четырёхступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Высшая передача — повышающая.
Демультипликатор — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач — механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем -пневматическое.
- Серия: 16S.
- Тип КПП: механическая.
- Количество передач: 16.
- Передаточные числа: 13,80 – 0,84.
- Максимальный крутящий момент: 1850 Н*м (189 кгс*м).
- Объем масла для заливания — 13.4 дм3.
- Масса КПП, нетто — 278 кг.
- Первая замена масла после: 1500 км (максимум — после 5000 км).
- Вторичные замены масла – каждые 90000 км (максимум — 120 000 км).
В качестве раздаточной коробки используется ZF VG 2000/300 (тоже немецкая), или же собственная: КамАЗ-6522. Предусмотрены также понижающая передача и блокировка дифференциала.
Раздатка ZF VG 2000/300 применяется на грузовых автомобилях Камского автозавода. Трансмиссия оснащена круглыми фланцами под карданный вал (евростандарт). Вес оборудования – 502 килограмма.
Данное устройство обеспечивает технике стабильное и одновременное вращение всех мостов при поездках по бездорожью.
Технические особенности раздатки ZF VG 2000/300: смена скоростей с фиксированной нейтралью; монтаж индукционного датчика скорости на промежуточном валу; установка трубки системы смазки на наружной части корпуса.
Передаточные числа раздаточной коробки ZF VG 2000/300 – 0,89-1,536. Отбор мощности выполняется с заднего торца. Предусмотрена опция установки гидравлического насоса.
Объём заливаемого масла – 8,41 литра. Производитель рекомендует менять смазочную жидкость раз в 60 000 километров и применять масло SAE 90.
Раздаточная коробка (раздатка) КамАЗ-6522 применяется для оснащения одноимённой модели грузовика высокой проходимости, трёхосного 6х6, с 2010 года выпуска. Данный узел не взаимозаменяем со старыми и новыми импортными аналогами, хотя и считается конструктивным аналогом ZF 1600.
Масса раздаточной коробки КамАЗ-6522 составляет 320 кг. Её габаритные размеры: 0.745 х 0.53 x 0.68 мм. В конструкции использованы евро фланцы — круглые, со шлицами.
Раздаточная коробка предусматривает два режима движения автомобиля: по бездорожью (в раздаточной коробке включается низшая передача) и по дорогам общего пользования (в раздаточной коробке включается высшая передача). У раздаточной коробки КамАЗ 6522 есть три фиксированных положения: нейтраль, первая (низшая) и вторая (повышенная) передачи. Переключение происходит при помощи рукоятки.
Раздатка 6522 в первую очередь обеспечивает технике синхронное вращение всех мостов при эксплуатации на бездорожье.
Некоторые технические параметры в цифрах
Длина, ширина и высота грузовика КамАЗ-65223 составляют 7700 мм, 2500 мм и 3210 мм соответственно. Снаряжённая масса капотного КамАЗа составляет 12 400 кг, а его «паспортная» грузоподъёмность равна 18 750 кг.
В целом, какого-либо продолжения история с данной моделью капотного КамАЗа не получила. В актуальном каталоге продукции (2024-го года) автомобильного гиганта из Набережных Челнов такой модели, как капотный 6х6 КамАЗ-65223, не существует. По состоянию на конец 2024-го года, даже до мелкосерийного производства данной модели дело так и не дошло.
оценивших 26, оценка: 3,35 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Mitsubishi Fuso Fighter: технические характеристики
- КамАЗ-6520 (самосвал): технические характеристики
- Nissan Atlas: технические характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- Карьерные самосвалы Volvo
- Hyundai Porter: технические характеристики
- КрАЗ-256: технические характеристики
- Урал-375: технические характеристики
- КамАЗ 65116: технические характеристики
- ЗИЛ-49061 «Синяя птица»: технические характеристики
- SHACMAN SX3318DT366: технические характеристики
- Volvo FL 240: технические характеристики