ЗИЛ-45065: технические характеристики
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПАКТНЫЙ САМОСВАЛ ИЗ 90-Х
ЗИЛ-45065 – это популярный в конце ХХ века и в самом начале 2000-х заднеприводный автомобиль–самосвал, предназначенный для перевозки насыпных и навалочных грузов по всем видам автомобильных дорог. Платформа у данной машины прямобортная, кузова ставились не только с задней, но и с трёхсторонней разгрузкой. Данная модель была создана на базе шасси ЗИЛ-494560 (ЗИЛ-494582 / ЗИЛ-497442). Машина является дальнейшим развитием линейки ЗИЛ-4505. Шасси разработано конструкторами завода имени Лихачева специально для установки на него самосвальных кузовов и технического оборудования специального назначения.
Производством самосвалов ЗИЛ 45065 занимался Мытищинский моторостроительный завод (там на ЗИЛовское шасси устанавливался самосвальный кузов). Модель выпускалась в единственной модификации с возможностью установки дополнительного оборудования.
Управление гидравлическим опрокидывающим устройством: включение коробки отбора мощности и насоса – дистанционное, электропневматическое из кабины водителя; включение гидрораспределителя – ручное из кабины водителя. Управление направлением разгрузки: ручное, путем перестановки осей поворотных опор.
Максимальная нагрузка на шасси составляет 7060 кг, масса снаряженного шасси – 3915 кг. Распределение нагрузки по осям: передние колеса – 2190 кг, задний мост – 1725 кг. Полная допустимая масса машины равняется 11200 кг. Распределение нагрузки по осям при полной массе: передние колеса – 3000 кг, задние колеса – 8200 кг. Предельная масса перевозимого груза – 5500 кг.
Данный автомобиль способен разгоняться до 90 км/час, по хорошей дороге с твёрдым покрытием.
Двигатель самосвала ЗИЛ-45065
Самосвал ЗИЛ-45065 комплектовался карбюраторным верхнеклапанным восьмицилиндровым двигателем ЗИЛ-508.10, работающим на бензине. Мотор крепился к раме в трёх точках. В качестве передней опоры выступал кронштейн крышки распределительных колёс, задней опорой являлись лапы картера сцепления. Силовой агрегат ЗИЛ-508.10 имеет V-образное расположение цилиндров (под углом в 90 градусов).
Особенности двигателя ЗИЛ-508.10:
- блок цилиндров – чугунный, повышенной прочности с легкосъемными гильзами и уплотнительными кольцами из резины;
- поршни – из алюминиевого сплава;
- головки блока цилиндров – алюминиевые, с направляющими клапанов и вставными сёдлами;
- смазочная система – смешанного типа (и разбрызгиванием, и под давлением);
- охлаждение масла происходит в радиаторе;
- система питания – принудительная;
- система охлаждения – жидкостного типа;
- топливный насос – Б10 диафрагменного типа;
- карбюратор – К-90, с экономайзером принудительного холостого хода.
Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508.10:
- Рабочий объем – 5.97 литра;
- Максимальная мощность – 150 лошадиных сил (110 килоВатт);
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
- Максимальный крутящий момент – 402 Н.м (при 1800-2000 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Данный двигатель отличается высокой надёжностью и ремонтопригодностью. Если ранее грузовик работал в основном только на бензине, то впоследствии практически все остававшиеся на ходу экземпляры данного самосвала были оснащены газобаллонным оборудованием, так как использовать их на бензине уже стало нецелесообразно в финансовом отношении затратах.
Кроме того, под капот самосвалов ЗИЛ-45065 впоследствии нередко устанавливались и другие, более экономичные, двигатели. Наибольшим спросом в этом плане пользовался минский дизельный четырехцилиндровый силовой агрегат марки ММЗ Д-245, с промежуточным охлаждением воздуха и турбонаддувом. Рабочий объем двигателя – 4,75 литра, номинальная мощность – 136 лошадиных сил. (Как у МТЗ-80/82, или у ЗИЛа Бычка).
Доступ к двигателю. ЗИЛ-45065 отличается довольно-таки простым техническим обслуживанием. В первую очередь это обусловлено тем, что такие элементы кабины, как крылья, капот и радиаторная решетка соединены в единую конструкцию, которая откидывается вперед. Благодаря этому предоставляется свободный доступ практически ко всем элементам двигателя и прочим узлам, расположенным в моторном отсеке.
Трансмиссия ЗИЛ-45065
Самосвальный грузовик ЗИЛ-45065 оснащался пятиступенчатой механической коробкой передач, оснащённой синхронизаторами на второй, третьей, четвёртой и пятой передачах. В используемой КПП отсутствует повышающая передача, а прямой является пятая.
КПП предполагает возможность отбора мощности до 22 кВт.
С двигателем коробка передач взаимодействовала посредством сухого однодискового сцепления, имеющего пневмогидравлический усилитель.
Крутящий момент с коробки передач на ведущие колёса передавался двумя карданными валами, имеющими шарниры с игольчатыми подшипниками. Ведущий мост имеет одноступенчатую конструкцию с гипоидной главной передачей (передаточное число – 6,33). На машине используется открытая карданная передача с промежуточной опорой и скользящим шлицевым соединением. Число карданных валов – 2 (балансированные, трубчатые).
Тормозная система
За торможение самосвала отвечала двухконтурная тормозная система, имеющая пневматические приводы. На всех колёсах были установлены тормозные механизмы барабанного типа.
В тормозной системе используются барабанные механизмы с разжимным кулаком и 2 внутренними колодками, которые устанавливаются на все колёса. Пневматический тормозной привод имеет раздельное воздействие на элементы переднего и заднего мостов. Для заднего моста доступно автоматическое регулирование тормозной силы.
Рабочие тормоза функционируют от основного контура системы. В случае появления каких-либо неисправностей, торможение автомобиля осуществляется посредством дополнительной линии, которая механическими энергоаккумуляторами притормаживает задние колёса. Стоит отметить, что основным предназначением дополнительной тормозной линии является в первую очередь включение стояночного тормоза, где также задействованы энергоаккумуляторы.
Для большей надежности в тормозную систему был добавлен специальный спиртовой предохранитель. Благодаря такому оснащению образуемый конденсат не замерзает, что в свою очередь сохраняет работоспособность тормозов.
Ходовая часть
Спереди самосвал оснащён зависимой подвеской, состоящей из продольно расположенных полуэллиптических рессор со скользящими торцевыми частями и двух гидравлических телескопических амортизаторов двунаправленного действия.
Сзади конструкторы применили аналогичную конструкцию. Здесь также используются продольно расположенные полуэллиптические рессоры и дополнительные механизмы.
На машину устанавливались дисковые колёса (7,00-20) с радиальными камерными шинами 260R508. Задний мост оборудован сдвоенными колесами, для крепления используются футорки. Запасное колесо расположено под откидной грузовой платформой, смонтировано на специальной опоре.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6370 мм;
- Полная ширина – 2420 мм;
- Высота по кабине – 2810 мм;
- Длина колёсной базы – 3800 мм;
- Ширина передней колеи – 1930 мм;
- Ширина задней колеи – 1850 мм;
- Наименьший радиус разворота – 6900 мм;
- Дорожный просвет – 230 мм;
- Длина грузовой платформы – 2990 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2270 мм;
- Высота бортов – 800 мм.
- Вместимость – 3,8 кубометра / 12,5 кубометра (с надставными бортами);
- Время подъёма грузовой платформы вместе с грузом – 15 секунд.
- Радиус поворота – 6900 мм.
- Габаритные размеры кузова (с надставными бортами) – 3,35х2,3х0,78 (1,63) м.
- Габаритные размеры самосвала (с надставными бортами) – 6,46х2,5х2,66 (3,29) м.
Особенности данной модели самосвала
ЗИЛ-45065 в своё время пользовался большой популярностью как в сельских хозяйствах, так и в городских жилищно-коммунальных хозяйствах. Это обусловлено тем, что стандартная грузовая платформа изначально имеет полезный объем в шесть кубометров, однако если установить на кузов стандартные надставные борта, то он возрастает до 12,5 кубометров.
В строительстве этот показатель мало что значит, так как всё упирается в первую очередь в грузоподъёмность самого самосвала, которая составляет 5700 килограммов. Кроме этого, автомобиль может разгружаться в трёх направлениях, что является важной опцией для всех зерновозов.
Но только лишь сельским хозяйством и ЖКХ применение данной модели всё же не ограничивается. Технику такую нередко можно было встретить в работах в самых разнообразных сферах, включая строительство каких-либо объектов и вывоз различных материалов
Благодаря дешевизне, надёжности, выносливости, простой конструкции, доступности запасных частей универсальный компактный самосвал ЗИЛ-45065. Конечно, этот грузовик обладал морально устаревшей конструкцией и многие технические решения; чрезвычайно низким уровнем комфорта в кабине, даже по меркам конца 90-х годов; очень большим расходом топлива, по современным меркам уже совершенно непростительным.
В автомобиле ЗИЛ-45065 применяется однопроводная электрическая система с напряжением 12 В. В состав электрооборудования входят стартер напряжения с дистанционным управлением и электромагнитным тяговым реле, генератор переменного тока с выпрямителем и аккумулятор.
Источниками напряжения являются аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с полупроводниковым выпрямителем. Используется 1-проводная схема проводки, отрицательный полюс источников и потребителей подсоединен к корпусу автомобиля.
Кабина в самосвале ЗИЛ-45065
По уровню комфорта ЗИЛ 45065 далек от идеала. Автомобиль комплектуется цельнометаллической двухдверной трёхместной кабиной. Для водителя устанавливается отдельное подрессоренное кресло с настраиваемой жёсткостью. Сиденье имеет регулировки наклона спинки, подушки и положения в продольном состоянии.
Работу в суровых климатических условиях делает более комфортной эффективная отопительная система, совмещенная с системой охлаждения силовой установки.
Условия для пассажиров менее комфортные – им предлагается 2-местный «диванчик» – сиденье без каких-либо регулировок. Кабина оборудована световыми приборами (фары, поворотники, габаритные огни), омывателем ветрового стекла и трёхщёточным электрическим стеклоочистителем.
Рулевой механизм представлен рабочей парой – винт с гайкой на циркулирующих шариках. Руль имеет гидравлический усилитель для облегчения поворотов.
Включение насоса и коробки отбора мощности выполняется дистанционно из салона. Гидрораспределитель также включается из кабины, но имеет ручное управление.
Что касается обзорности с рабочего места водителя, то она намного лучше, чем у того же ЗИЛ-130. Однако в связи с капотной компоновкой присутствуют также и слепые зоны. Но в целом какие-либо особые затруднения при маневрировании это не вызывает.
Как и на многих других подобных грузовиках, здесь вся конструкция кабины крепится к раме на четырех амортизаторах, что позволило снизить уровень вибраций при передвижении.
Грузовая платформа
За кабиной установлена металлическая грузовая платформа с тремя откидными бортами. В отличие от модификации ЗИЛ-450850, здесь кузов имеет именно прямые борта. В стандартном исполнении высота бортов составляет 800 миллиметров. При этом полезный объем платформы достигает 6 кубометров. Для увеличения полезного объема используются надставные борта, благодаря которым кузов способен вместить в себя до 12,5 кубометров груза. (Как уже было отмечено выше).
Механизм разгрузки кузова. Разгрузка кузова осуществляется в трех направлениях. Для этого на раме предусмотрена специальная конструкция. Для подъёма платформы используется гидравлическая система, включающая в себя такие элементы, как: гидравлический насос; распределительное устройство; ограничитель клапанов; гидравлический телескопический цилиндр; бак для рабочей жидкости; трубопровод высокого давления; трубопровод низкого давления; рычаг управления; крепежные элементы; вал отбора мощности.
Данный механизм позволяет поднять кузов на угол в 50 градусов.
Какие дополнительные опции были предусмотрены для ЗИЛ-45065?
Дополнительно к грузовой машине ЗИЛ-45065 предлагались следующие опции: блокировка дифференциала, с электропневматическим приводом блокировки; утеплительный чехол; жидкостный предпусковой подогреватель мотора ПЖБ-18; стабилизатор задней подвески; микропроцессорная система зажигания; спальная полка (в том числе и с подогревом).
Немного о Мытищинском машиностроительном заводе
Предприятие в подмосковных Мытищах ведёт свою историю с 1897 года. Первоначально это был вагоностроительный и трамваестроительный завод. Именно здесь с 1934 года и по сей день серийно выпускаются вагоны для Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной на производственных мощностях предприятия выпускались самоходки САУ-76, СГ-122, лёгкие танки Т-80.
В первые же послевоенные годы, не прекращая выпуск вагонов, ММЗ наладил серийное производство самосвалов на шасси ЗИС-05. Впоследствии Мытищенский машиностроительный стал крупнейшим производителем самосвалов на шасси ЗИС/ЗИЛ – с задней, двух- и трёхсторонней разгрузкой. В 1970-80-х годах объём производства достиг фантастических для нынешних времён цифр: двухсот самосвалов в сутки (около 50 тысяч автомобилей в год).
В настоящее время основной продукцией ОАО «ММЗ» являются гусеничные шасси для военной техники. Полномочия Единоличного исполнительного органа ОАО «Мытищинский машиностроительный завод» переданы Управляющей организации – АО «Концерн «Калашников». Сегодня выпускается одиннадцать модификаций таких машин для монтажа различных вооружений и спецсредств.
Что касается производства гражданской продукции (вагонов и самосвалов), то оно в 2009 году было отделено в отдельное предприятие – «Метровагомаш», с соответствующим размежеванием и разделом имущества. Поэтому юридически Мытищинский машиностроительный завод является в наше время уже сугубо оборонным предприятием, и выпуском самосвалов давным-давно уже не занимается.
Цена подержанного автомобиля ЗИЛ-45065
До сих пор на электронных досках объявлений полно предложений о продаже подержанных самосвалов данной модели. За ЗИЛ-45065 1994-2007 гг. выпуска просят от 200 тысяч до 1 миллиона рублей (в зависимости от технического состояния).
оценивших 6, оценка: 4,00 из 5
Смотрите также статьи по теме
- ЗиЛ-4502: технические характеристики
- Урал-532362: технические характеристики
- МЗКТ-7930: характеристики
- DAF 95 XF 430: технические характеристики
- Грузовики ЗИЛ: модельный ряд
- КамАЗ-65201: технические характеристики
- Foton Ollin BJ10xx: технические характеристики
- ГАЗ-4301: технические характеристики
- HINO 300: технические характеристики
- ЗИЛ-131: технические характеристики
- ГАЗ-63: технические характеристики
- ЗИЛ 43276Т: технические характеристики