ГАЗ-52: технические характеристики
ВО ВСЕХ СФЕРАХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР
ГАЗ-52 – один из массовых среднетоннажных двухосных грузовых автомашин советской эпохи (в общей сложности, было выпущено 1 006 330 автомобилей данной марки). В линейке продукции Горьковского автозавода данную модель можно назвать гибридной, или переходной: кабина, большинство узлов и деталей унифицированы с ГАЗ-53, но двигатель использован менее мощный – как на ГАЗ-51, только форсированный. Об особенностях конструкции ГАЗ-52 и его конкретном применении в народном хозяйстве – далее в этой публикации.
История создания ГАЗ-52
Первая опытная партия грузовиков ГАЗ-52 была изготовлена ещё в 1958 году. Главным конструктором модели был Александр Дмитриевич Просвирнин; ведущими конструкторами – Борис Ильич Шихов и Владимир Дмитриевич Запойнов. Просвирнин разрабатывал и ГАЗ-51, тогда ещё в роли рядового конструктора. Новый грузовик ГАЗ-52 выставлялся не только на ВДНХ, но и на зарубежных автосалонах. И на международной выставке в Брюсселе 1958 года даже получил Гран-при среди грузовых машин. Для тех времён это был действительно прогрессивный, высокотехнологичный автомобиль.
Изначально планировалось, что машины данной модели будут комплектоваться двигателями совершенно новой передовой конструкции: с форкамерно-факельной системой зажигания. Это был рядный верхнеклапанный 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-51Ф мощностью 80 л.с. при 3000 об/мин, с максимальным крутящим моментом 21,5 кГм при 1600-1800 об/мин, степенью сжатия 6,7 и рабочим объёмом 3485 см3, с двухкамерным карбюратором К-104. Топливо – прежний низкооктановый бензин А-66.
В этом моторе использовалось раздельное охлаждение головки и блока цилиндров; для повышения износостойкости коленчатого вала были внедрены триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6-6) вместо биметаллических. Кроме того, были введены грязеуловители на коленчатом валу, вместо двух масляных фильтров (грубой и тонкой очистки) смонтирован один центробежный, а взамен обычного однокамерного карбюратора, как уже было отмечено, использовался двухкамерный, новой конструкции.
В прочих местах ГАЗ-52 также не являлся просто ГАЗ-51 с другой кабиной». В частности, на машине были установлены:
- новое усиленное сцепление с увеличенным диаметром ведомого диска и фрикционных накладок;
- четырёхступенчатая коробка передач с синхронизатором на третьей и четвёртой передачах,
- кулачковый дифференциал заднего моста повышенного трения, улучшавший проходимость и устойчивость на плохих дорогах, гололёде, бездорожье;
- подвеска с заделкой концов рессор в резиновые подушки.
Однако на практике, в непосредственной хозяйственной эксплуатации, мотор с форкамерно-факельным зажиганием показал себя с негативной стороны. Были выявлены существенные недостатки двигателя ГАЗ-51Ф: повторяющиеся с досадной регулярностью затруднения с пуском мотора; нестабильность в работе; многочисленные случаи выхода из строя без видимых причин; чрезмерная сложность регулировки карбюратора.
Отрицательный опыт эксплуатации автомобилей ГАЗ-52Ф и безуспешные попытки преодолеть проблемы мотора новой системы в конце концов вынудили специалистов ГАЗа отказаться от этого двигателя. И поставить на новую машину старый мотор ГАЗ-51. Но над ним поработали, форсировав до мощности в 75 л.с., и в меру возможностей модернизировав. Он и стал основным силовым агрегатом данной модели.
Следующим шагом стал выпуск предсерийной партии бортовых грузовиков ГАЗ-52 и многофункционального шасси ГАЗ-52А, общим количеством 2400 единиц. Это произошло в 1964 году. Параллельно велась работа над запуском в массовое серийное производство модели ГАЗ-53, оснащённой уже не шести-, а восьмицилиндровым V-образным 115-сильным двигателем ЗМЗ-53. В итоге ГАЗ-53 был запущен «в серию» на год раньше ГАЗ-52 – в 1965 году.
52-й продолжали придирчиво испытывать вплоть до июня 1966 года, пока наконец не поставили на массовый поток производство универсальных шасси ГАЗ-52А, с колёсной базой 3700 мм. Эта, первая серийная модель 52-го, которой присвоили заводской индекс ГАЗ-52-01, первое время использовалась только для монтажа фургонов Горьковского завода торгового машиностроения (ГЗТМ), и использовалась в качестве развозного автомобиля в торговой и смежных с ней отраслях. Но пройдёт совсем немного времени, и выносливые и неприхотливые ГАЗ-52 уже можно будет встретить в любом колхозе или совхозе. Форсированному двигателю от 51-го присвоили тот же индекс: ГАЗ-52-01.
ГАЗ-51А с приходом новых моделей не был снят с производства, а выпускался в массовых количествах вплоть до 1975 года включительно.
Обзор серийных модификаций и годы их выпуска
За время производства было разработано немало модификаций грузовиков ГАЗ-52. Но на производственный конвейер попали далеко не все из них. В силу многих причин, целый ряд вариантов так и остались в ранге «экспериментальных» либо «мелкосерийных». Серийными стали следующие модификации на колёсных базах 3,3 м (как у ГАЗ-51) и 3,7 м (как у ГАЗ-53):
-
- ГАЗ-52-01 (годы выпуска 1966-1993) – универсальное грузовое и автобусное шасси для установки различных специализированных надстроек, грузоподъёмностью 2,5 тонны. До 1975 года – с двигателем ГАЗ-52-01; затем – ГАЗ-52-04.
- ГАЗ-52-02 (выпускались с июня 1975 года по 1983 год) – шасси под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504 Саранского автосамосвального завода), с двигателями ГАЗ-52-04.
- ГАЗ-52-03 (с июня 1966 года по 1973 год) – базовый автомобиль с бортовой грузовой платформой, грузоподъёмность 2,5 т, колёсная база 3,7 м, двигатель ГАЗ-52-01.
- ГАЗ-52-04 (с апреля 1975 по 1989 год) – модернизированный базовый бортовой грузовик, колёсная база 3,3 м, двигатель ГАЗ-52-04.
- ГАЗ-52-05 (с апреля 1975 по 1989 год) – бортовой грузовик с тентом на металлических дугах («грузовое такси»);
- ГАЗ-52-06 (с 1977 года по 1985 год) – седельный тягач с колёсной база 3,3 м;
- ГАЗ-52-07 (с ноября 1976 года по 1984 год) – специальная модификация бортового ГАЗ-52-04, с мотором, адаптированным для работы на сжиженном газе, мощность такого двигателя – 73 л. с., максимальная скорость машины – не более 70 км/ч;
- ГАЗ-52-08 (с 1977 года до 1993 года) – специальная модификация универсального шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость также до 70 км/ч;
- ГАЗ-52-09 (с 1977 года по 1989 год) – специальная модификация «грузового такси» ГАЗ-52-05 на сжиженном газе;
- ГАЗ-52-27 (с 1984 года по 1988 год) – бортовой грузовик на сжатом природном газе, с двигателем мощностью 65 л. с.
- ГАЗ-52-28 (с 1984 года по 1988 год) – универсальное шасси с мотором на сжатом природном газе мощностью 65 л. с.
- ГАЗ-52-50 (до 1975 года) экспортная модификация ГАЗ-52-01 для стран с тропическим климатом.
- ГАЗ-52-54 (после 1975 года) – экспортная тропическая модификация ГАЗ-52-04.
- ГАЗ-52-70 (до 1975 года) экспортная модификация ГАЗ-52-01 для стран с умеренным климатом.
- ГАЗ-52-74 (после 1975 года) – экспортная модификация ГАЗ-52-04 для стан с умеренным климатом.
- ГАЗ-52-53 – экспортный вариант бортового грузовика для стран с тропическим климатом.
- ГАЗ-52-73 – экспортный вариант бортового грузовикадля стран с умеренным климатом.
Отличительные черты ГАЗ-52 и ГАЗ-53
Поскольку внешне ГАЗ-52 и ГАЗ-53 были чрезвычайно схожими, на боковые борта 52-х ГАЗов на протяжении нескольких лет прямо на заводе наносили краской специальную приметную маркировку: «2,5 тонны», во избежание возможного перегруза машины (у ГАЗ-53 штатная грузоподъёмность составляет 3,5 тонны). В чём же ещё состоят различия 52-й и 53-й моделей, кроме разных двигателей?
На ГАЗ-52 устанавливали колёса и шины, идентичные с ГАЗ-51: размером 220-508 (7,50-20 дюймов). Колёсные диски ГАЗ-52 имеют шесть отверстий по окружности. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера: 240-508 (8,25-20 дюймов). А колёсные диски имели три отверстия по окружности, размещённые под углом в 120 градусов Однако диски обеих моделей являются взаимозаменяемыми.
Другим признаком, позволяющим отличить автомобили ГАЗ-52 от ГАЗ-53, является глушитель, который располагается с правой стороны автомобиля. Впрочем, иногда поле ремонта или переделки на машинах ГАЗ-52 глушитель выводили также на левую сторону, как на 53-х.
Ещё одно внешнее отличие ГАЗ-52 от ГАЗ-53 заключается в различной ширине радиатора – с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор. Это хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53, с их восьмицилиндровыми двигателями, радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
Двигатель ГАЗ-52
Двигатель ГАЗ-52-01 представлял собою форсированный вариант мотора ГАЗ-51, но отличался от последнего не только повышенной до 75 лошадиных сил мощностью. В нём использованы новые поршни из высококремнистого алюминиевого сплава АЛ-30, триметаллические вкладыши коренных и шатунных подшипников с металлокерамическим подслоем (стальная лента, медно-никелевый подслой и антифрикционный свинцовистый сплав СОС-6/6).
Выпускные клапаны были выполнены из более жаростойкой стали 55Х20Г9АН4 (ЭП303). Использован двухкамерный карбюратор (К-84МИ либо К-126Е). Установлены изменённый впускной коллектор, бензиновый насос Б-9Б повышенной до 140 л/ч производительности. Вентиляция картера применена открытого типа. Внедрён новый комбинированный инерционно-масляный воздушный фильтр с фильтрующим элементом из капрона.
Степень сжатия мотора осталась прежней, как и у ГАЗ-51 – 6,2. Блок цилиндров, масляный картер, коленчатый вал, газопровод, фильтр вентиляции картера, воздушный фильтр и пусковой подогреватель были унифицированы с соответствующими деталями и узлами моторов автомобилей ГАЗ-53.
Двигатель ГАЗ-52-01 – 6-цилиндровый, карбюраторный, четырёхтактный, рядный, нижнеклапанный, мощностью 75 л.с. при 2800 об/мин (с ограничителем), максимальным крутящим моментом 21 кГм при 1600-2000 об/мин, степенью сжатия 6,2 и рабочим объёмом 3485 см3. Система смазки – комбинированная, под давлением и разбрызгиванием. Масляный фильтр – тонкой очистки, полнопоточный. Охлаждение – водяное, с принудительной циркуляцией.
После модернизации 1975 года, в головку блока цилиндров устанавливались свечи А-11 вместо М-8; камеры сгорания уменьшились, а степень сжатия – увеличилась до 6,7. Двигатель ГАЗ-52-04 перешёл с бензина А-66 на А-72 и А-76.
Решение подсказали сами «трудящиеся»: вкладыши от ЗИЛ-130 хорошо подходят по размерам, и выполнены они из сплава алюминия и стали. В них были прорезаны канавки 2х2 мм, и смазка сразу значительно улучшилась.
Если же ещё и повысить давление в системе, уменьшив зазор между шестернями масляного насоса, двигатель ГАЗ-52 становится практически «неубиваемым». С высоты долгих лет эксплуатации об этом можно говорить совершенно достоверно, без ненужных преувеличений. А то, что двигатель ГАЗ-52 «не любит» высоких оборотов, знали все, даже не особенно опытные водители.
В руководстве по эксплуатации ГАЗ-52, изданном в 1978 году, отмечалось, что экономичность работы двигателя и его износ в значительной степени зависят от температурного режима работы двигателя. В связи с чем водителям рекомендовалось поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80-90°С. В холодную погоду прикрывать жалюзи радиатора и надевать утеплительный чехол на его облицовку. Ёмкость жидкостной системы охлаждения составляет 16 литров.
В качестве основного топлива для ГАЗ-52 руководство 1978 года определяет бензин А-72 ГОСТ 2084-67. В качестве кратковременного допущения, называется возможность применения бензина А-76, с соответствующей корректировкой установки зажигания.
Контрольный расход топлива, установленный производителем, составлял 20 литров бензина на 100 км. Со следующей оговоркой: «при замере в летнее время для обкатанного автомобиля, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче с постоянной скоростью 30–40 км/ч по сухой ровной дороге с усовершенствованным покрытием». Вот так!
Параметры двигателя ГАЗ-52-04 в цифрах
- Рабочий объём – 3,48 л.
- Диаметр цилиндров – 82 мм; ход поршня – 110 мм.
- Порядок работы цилиндров: 1–5–3–6–2–4.
- Мощность максимальная, при 2800 об/мин –75 лошадиных сил.
- Крутящий момент наибольший, при 1400—1600 об/мин – 21 кгс-м.
- Масса двигателя (со сцеплением и коробкой передач) –306 кг.
Трансмиссия
Сцепление на ГАЗ-52 – усиленное, аналогичное с применявшимся на полноприводных ГАЗ-63. По сравнению с ГАЗ-51, изменён кожух, нажимные и ведомые диски –увеличенного диаметра, с фрикционными накладками и ступицей ведомого диска, оттяжными рычагами, нажимными пружинами и пластинами крепления дисков. Диаметр ведомого диска, снабжённого демпферными пружинами и гасителями крутильных колебаний, составлял 280 мм против 254 мм у ГАЗ-51А.
Четырёхступенчатая коробка передач ГАЗ-52 оснащена синхронизатором инерционного типа на III и IV передачах, предназначенными для облегчения переключения ступеней коробки путём выравнивания скоростей вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Бесшумность и долговечность работы КПП достигались за счёт применения косозубых шестерён постоянного зацепления на второй и третьей передачах.
Основной карданный вал, скользящая вилка со шлицевым концом, опора промежуточного карданного вала обеих машин, а также промежуточный карданный вал ГАЗ-52 полностью соответствовали таким же узлам ГАЗ-51А, промежуточный вал удлинённого шасси ГАЗ-52А (вследствие увеличения колёсной базы) – валу ГАЗ-53.
Рама, мосты, подвеска и ходовая часть, тормоза
Рама длиннобазных ГАЗ-52 (с колёсной базой 3700 мм) аналогична раме ГАЗ-53. На автомобилях с колёсной базой 3300 мм использовались лонжероны с меньшим сечением
Задний мост на ГАЗ-52 – унифицированный с мостом ГАЗ-51А, однако, в отличие от данной модели, на нём смонтированы кожухи полуосей с закалкой резьбовых концов.
По ходовой части: была внедрена усовершенствованная подвеска с заделкой концов новых рессор безушковой конструкции в резиновые подушки. В результате этого коренные листы разгружались от скручивающих усилий, что увеличивало эффективность работы и срок службы. Одновременно значительно повысилась долговечность кронштейнов рессор, а также уменьшилось количество точек смазки автомобиля, что упростило его техническое обслуживание.
Подвеска грузовика ГАЗ-52 на продольных полуэллиптических рессорах, спереди –телескопические амортизаторы, задняя – с дополнительной рессорой, без амортизаторов.
Рессоры передней подвески состоят из двенадцати листов (семь верхних листов толщиной 7 мм и пять нижних листов толщиной 6 мм). Эти рессоры, а также кронштейны амортизаторов были унифицированы с соответствующими деталями грузовика ГАЗ-53. На задней подвеске – десяти-листовые основные рессоры (семь верхних листов толщиной 10 мм и три нижних листа толщиной 9 мм).
Тип рулевого механизма – глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Рулевые тяги трубчатые. Шарниры – нерегулируемой конструкции. Механизм рулевого управления – основа от ГАЗ-51А, но с доработками и усовершенствованиями. В частности, вал руля и рулевая колонка удлинены.
Как и на ГАЗ-53, вместо двух одинаковых шаровых пальцев установлены короткий и длинный, а взамен служивших для предохранения отверстий тяги от грязи и пыли резиновых защитных накладок, заключённых в металлические обоймы, введены резинометаллические защитные муфты, полностью облегавшие наконечники тяги и крепившиеся на ней винтами с гайками.
Рабочая тормозная система – одноконтурная, с гидравлическим приводом и барабанными тормозными механизмами на всех колёсах. Усилитель привода – гидровакуумный. Стояночная тормозная система – трансмиссионная, с барабанным тормозным механизмом и механическим приводом.
Технические характеристики ГАЗ-52 в цифрах
- Грузоподъёмность – 2500 кг.
- Наибольшая масса буксируемого прицепа – 2500 кг.
- Масса снаряжённого автомобиля – 2520 кг.
- Полная масса автомобиля – 5170 кг (5465 кг – в длиннобазном варианте).
- Габаритные размеры автомобиля: длина – 5708 мм (6395 мм – длиннобазный); ширина – 2280 мм (2380 мм – у длиннобазного); высота (по кабине, без нагрузки) – 2150 мм (2190 мм – длиннобазный).
- Колёсная база: базовая – 3300 мм; удлинённая – 3700 мм.
- Колея колёс: передняя – 1650 мм; задняя (между серединами двойных скатов) – 1690 мм.
- Угол свеса: передний – 41 градус; задний (по буксирному крюку) – 31,5 градус.
- Радиус поворота (по колее наружного переднего колеса) – 7,5 метров.
- Наибольший угол подъема, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой – 15 градусов.
- Погрузочная высота грузовой платформы – 1,210 м (1,280 м – на длиннобазных машинах).
- Дорожный просвет в нижних точках, с максимальной нагрузкой: под передней осью – 335 мм; под картером заднего моста – 245 мм.
- Ёмкость топливного бака – 90 литров.
Изменения внешнего вида ГАЗ-52
За годы производства производители несколько изменяли дизайн кабины – формы облицовки радиатора. Выштамповка решётки радиатора меняла выражение своей «улыбки», пока не стала с конца 1984 года просто «прямоугольно-полосатой». Фары на ранних ГАЗ-52 располагались сверху, подфарники – соосно им внизу. Потом они «поменялись местами», а затем подфарники ещё и немного «разъехались в стороны».
С 1973 года на автомобили ГАЗ-52 начали устанавливаться боковые повторители указателей поворота УП-101 с лампами А-12-5 и рассеивателями оранжевого цвета, расположившимися на боковых поверхностях крыльев.
Кабина ГАЗ-52
Кабина цельнометаллическая, двухместная, с единым сиденьем-«диваном» для водителя и пассажира. По сравнению с двумя плоскими лобовыми стёклами ГАЗ-51, расположенными под углом друг к другу, новое панорамное лобовое стекло обеспечивало просто великолепный обзор.
Большие овальные зеркала появились на ГАЗ-52 не сразу: в первые годы они были маленькими и круглыми (первоначально – вообще всего одно, с водительской стороны). Лобовое стекло обдувается тёплым воздухом из отопителя. Стеклоочистители – вакуумные, с приводом от специального насоса.
На приборной панели размещены указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла, амперметр и спидометр. Здесь же разместились замок зажигания; контрольные лампочки аварийного давления масла, дальнего света и переключателя поворотов. Уровень комфорта в салоне кабины можно назвать достойным для начала семидесятых годов; впоследствии он, конечно, всё более и более отставал от мировых стандартов. В наши дни смотрится такое обилие металла и отсутствие пластмассы смотрится чрезвычайно по-спартански и аскетично.
Отзывы о ГАЗ-52
Отзывы об автомобилях ГАЗ-52, которые можно встретить на просторах интернета, носят, в большинстве своём, ностальгический характер. О ветеране отечественного автопрома отзываются как о простом, надёжном и неприхотливом автомобиле. Который, конечно, не дотягивает, по всем статьям, до уровня ЗИЛ-130, но тоже по праву входит в список автомобилей-«миллионников» и живых легенд советской промышленности.
По отзывам опытных водителей ГАЗонов, ГАЗ-52, благодаря склонности своего двигателя к более стабильной работе на низких оборотах, демонстрировал лучшую проходимость в условиях сильного бездорожья или глубокого снега, чем ГАЗ-53. Более мощный и оборотистый мотор 53-го «зарывал» колёса грузовиа в грязь, снег или песок в тех местах, где ГАЗ-52 потихоньку проезжал на своей тяге.
оценивших 29, оценка: 3,90 из 5
Смотрите также статьи по теме
- МАЗ-5337: технические характеристики
- Грузовики Татра: модельный ряд
- Mercedes-Benz Unimog: технические характеристики
- КрАЗ-6322: технические характеристики
- Iveco EuroCargo: технические характеристики
- Peugeot Partner: технические характеристики
- JMC 1032: технические характеристики
- MAN TGS-33.440 (6x4) BBS-WW: технические характеристики
- Грузовой автомобиль МАЗ-200
- МАЗ-64229: технические характеристики
- ГАЗ-34039: технические характеристики
- Liebherr LTM 1200: технические характеристики