МЗКТ 7429: технические характеристики
Белорусский богатырь и для армии, и для «ударных отраслей» современной экономики
МЗКТ-7429 – это седельный тягач тяжёлого класса, который производится на Минском заводе колёсных тягачей (МЗКТ) и предназначается для перевозок разного рода тяжёлой спецтехники, а также крупногабаритных неделимых грузов в составе автопоездов. В немалой степени, это плод конверсии армейских вездеходов, поэтому он обладает негабаритной шириной 3180 мм. На нём можно перевозить грузы либо вне дорог общего пользования, либо по заранее согласованным маршрутам, с автомобилями сопровождения. У МЗКТ-7429 нагрузка на седло составляет 28 тонн, и он работает в составе автопоезда полной массой до 130-ти тонн, с полуприцепом полной массой до 100 тонн.
О предприятии-изготовителе
Историю данная модель белорусского производителя, и ей подобные, ведут с июля 1954-го года, когда на Минском автомобильном заводе было основано специальное конструкторское бюро по разработке высокопроходимых многоосных грузовых автомобилей для нужд Министерства обороны СССР.
Знаковой моделью этого КБ, а потом и созданного на его основе МЗКТ стал тяжёлый грузовик высокой проходимости МАЗ-535 8х8, а затем и модернизированная его версия МАЗ-537. Многие конструктивные решения, впервые применённые на нём, используются и поныне, не потеряв своей актуальности.
В постсоветскую эпоху продукция предприятия МЗКТ стала выпускаться под торговой маркой «Волат» (что по-белорусски означает «Богатырь»). На МЗКТ разрабатываются и производятся внедорожные и транспортные автомобили высокой проходимости, многоосные и полноприводные, с колёсными формулами от 4х4 до 16х16.
Кроме сугубо армейского назначения, шасси МЗКТ используются для монтажа оборудования нефтегазовых месторождений; всевозможного спецоборудования, кранового оборудования грузоподъёмностью до 160-ти тонн. В производственной программе завода – седельные тягачи для применения в составе автопоездов грузоподъёмностью до 130-ти тонн, балластные тягачи для транспортировки грузов до 400 тонн, самосвалы грузоподъёмностью до 45-ти тонн.
Среди этого широкого спектра специализированных тягачей выделяется универсальная модель полноприводных «четырёхосников»: МЗКТ-7429.
Некоторые основные технические параметры седельного тягача МЗКТ-7429 в цифрах
- Колёсная формула: 8х8; с управляемыми колёсами двух передних осей.
- Грузоподъёмность автопоезда: 48000 кг.
- Полная масса автопоезда: 70000 кг.
- Мощность мотора: 425 л.с.
- Максимальная скорость: 70 км/час.
- Максимальная скорость автопоезда полной массой – 55 км/час.
- Внешний минимальный габаритный радиус поворота тягача – 15 м.
- Нагрузка на седло: 18000 кг.
- Шины: 1500х600х635.
- Габаритные размеры: длина – 9710 мм, ширина – 3070 мм, высота — 3760 мм.
- База: 2200+2650+1700 мм.
- Колея передних / задних колёс: 2375 мм.
- Масса снаряженного транспортного средства: 20900 кг.
- Полная масса транспортного средства: 44050 кг.
- Допустимая полная масса буксируемого прицепа: 25000 кг; полуприцепа: 79000 кг.
- Полная масса автопоезда: 99900 кг.
Двигатель автомобиля МЗКТ-7429
Так уже давно исторически сложилось, что главным производителем дизелей для большинства белорусских грузовиков марок МАЗ и МЗКТ стал Ярославский моторный завод – ЯМЗ.
В середине 1970-х годов на этом ярославском предприятии были созданы дизельные двигатели V8 семейства ЯМЗ-840, увеличенной размерности цилиндра 140х140 мм, рабочим объёмом 17,24 литра. В конце 1980-х они были переданы в производство на Тутаевский моторный завод – тогда он был филиалом ЯМЗ.
С начала 1990-х ТМЗ стал самостоятельным заводом, который специализируется именно на выпуске дизелей семейства «840». Мощность этих двигателей в процессе разработки, модернизации и производства значительно выросла. Сегодня на Тутаевском моторном заводе изготавливают свыше сорока моделей и модификаций дизелей серии «840» мощностью от 350 до 600 л. с., объёмы производства составляют – около 1500 двигателей в год. Также, тутаевские моторы собирают и в Беларуси, на ММЗ – Минском моторном заводе.
Самым современным тутаевским двигателем считается ТМЗ-85431.10 мощностью 600 л. с., который выпускается с 2014-го года. Именно этот мотор ставят на тягачи МЗКТ-742910. А ранее – ставили дизель ЯМЗ-8424.10.
Главным отличием «восьмёрок» серии «840» от моторов ЯМЗ-238/ЯМЗ-7511/ЯМЗ-658, кроме размерности 140х140 (а не 130х140 мм и 14,86 литра рабочего объёма) – являются раздельные четырёхклапанные головки цилиндров. В Ярославле не запустили их в производство, сосредоточившись на новых двигателях ЯМЗ-650 и ЯМЗ-530, а также возвратившись к единой головке, с двумя клапанами на цилиндр.
В свою очередь, у Тутаевского завода нет в производственной программе моторов V6 меньшего объёма (по сравнению с «восьмёркой»); отсутствуют и дизели V12. В остальном конструкции этих моторов, более или менее, — совпадают. Разумеется, технологии производства на ЯМЗ более современные.
Однако и на тутаевском моторе применяют передовые поршневую группу и поршневые кольца, турбокомпрессоры, интеркулер и турбонаддув с двумя турбинами – иначе нужной мощности не достичь.
В системе смазки тутаевского мотора присуствует водомасляный теплообменник – с ним у масла стабильнее вязкость. Сменные картонные масляные фильтра более тонко очищают масло, чем только центрифуга. Но при этом центрифугу тоже сохранили, и это немаловажно для тяжёлых условий эксплуатации.
Топливная аппаратура – ярославского производства. В составе — механический ТНВД, но с электронным регулятором, и обычные форсунки с гидравлическим управлением.
Трансмиссия, мосты
Казалось бы – середина 50-х годов, страна только восстанавливается после войны, на дорогах самые распространенные грузовики – горьковская полуторка, в лучшем случае ГАЗ-51 и московские ЗИС-5 с ЗИС-150, а новые минские спецавтомобили создаются в полном соответствии с автомобильной наукой.
Сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения, что для полноприводного вездехода оптимальной будет коробка-автомат с гидромеханической передачей, переключением передач без разрыва потока мощности. А когда минские спецвездеходы разрабатывались, это было не только в новинку, но и сложно в осуществлении технологическом.
Тем не менее, уже на МАЗе-537 была установлена именно автоматическая коробка с гидротрансформатором, планетарными редукторами в механической части, хоть и обеспечивающими всего три диапазона. Но это был полноценный «автомат» собственного производства.
С тех давних пор на всех минских сверхтяжёлых вездеходах используются только АКПП, и выпускают их именно на предприятии МЗКТ. Современные минские «автоматы» с ГМП уже совсем другие: под различные двигатели, с различными крутящими моментами, и гораздо более технологичные: шестидиапазонные, с несколькими алгоритмами блокировки гидротрансформатора, которые обеспечивают экономичность автомобиля. Благодаря особенной трансмиссии, минимальная устойчивая скорость автопоезда с тягачом МЗКТ во главе может составлять всего 3 км/час.
Под тутаевские дизели мощностью 600 л.с. и крутящим моментом 2400-2600 Н.м, для тягачей МЗКТ-7416 и МЗКТ-7429, используют автоматическую коробку МЗКТ-6561 с диапазоном передаточных чисел от 4,4 до 0,65 – обычно примерно в 2,5 раза увеличивает числа гидротрансформатор. В зависимости от комплектации и требований заказчика, на вторичном валу коробки может быть установлен трансмиссионный гидродинамический замедлитель.
Ранее же, в связке со сцеплением ЯМЗ-151-10, использовалась КПП ЯМЗ-202-04 (производства МЗКТ). Сцепление — фрикционное, сухое, двухдисковое.
Раздаточные коробки и ведущие мосты МЗКТ также производит самостоятельно. На МЗКТ-7429 применяется раздатка – с прямой передачей на первой ступени и 1,88 на второй. Управление раздаткой – только электропневматическое.
Карданы выполнены по стандарту ISO – с торцевыми шлицами, крепежём четырьмя болтами, их производителем является гродненский завод «Белкард».
Ведущие мосты МЗКТ бывают только с разнесённой главной передачей – обязательно со ступичными планетарными редукторами. Но исполнение – разное. У МЗКТ-7429 независимая подвеска, и потому от центрального редуктора к планетарным момент подводится через приводные валы. Эти ШРУСы не что иное, как карданные валы со сдвоенными крестовинами.
Все центральные редукторы мостов, кроме первого и последнего – проходные. Иначе невозможно было бы создавать версии тягачей колесной формулой 10х10 или 16х16. Каждый мост нанизывается на валы, как на шампур.
Ходовая часть и подвеска
Такой рамы, как на минских вездеходах-тяжеловесах, не найти ни у кого в постсоветском автопроме. На поставляемых в нашу страну иномарках — тоже. Здесь рама с лонжеронами особого профиля, в сечении – буква «Z», а не привычный швеллер. Верхняя полка всегда ориентирована наружу, нижняя – вовнутрь.
Кроме ориентации в пространстве, есть разница и в размерах полок лонжеронов: верхняя 135 мм, нижняя — вполовину уже. Высота профиля у лонжерона – буквально огромная: 646 мм.
Несмотря на то, что с 60-х годов для изготовления рам используются высоколегированные стали, причём лонжероны сделаны двухслойными: 6+6 мм. Траверсы — крепятся болтами.
Важной особенностью рамы любых тягачей МЗКТ является то, что буксирные устройства могут быть расположены и спереди, и сзади. Поэтому тягач может и толкать, и тянуть, что важно при формировании особенных «упряжек» в автопоезде (из двух-трёх тягачей) для преодоления участков бездорожья или перевозки сверхтяжёлых грузов. Высота седла у МЗКТ-7429 – 2040 мм. Диаметр шкворня полуприцепа – либо 3,5 дюйма (89 мм), либо 100 мм.
На МЗКТ-7429 применена традиционная для минских большегрузных вездеходов подвеска – независимая, на двойных поперечных рычагах, с продольно расположенными круглыми торсионами и гидравлическими амортизаторами. На передних управляемых осях шкворневой узел состоит из двух коротких шкворней, вращающихся на игольчатых подшипниках. Между ними проходит приводной трансмиссионный вал. Рычаги подвески относительно осей вращаются на бронзовых втулках. Все это по-армейски крепко и надёжно, однако требует периодической смазки. Задняя подвеска (третьей и четвёртой осей) на МЗКТ-7429 выполнена на рессорах, по классической балансирной схеме.
Тормоза – барабанные; применён пневмогидравлический привод. Рулевой привод выполнен с маятниковым рычагом для второй управляемой оси, ГУР для него сделан с выносным силовым гидроцилиндром. На среднем ведущем мосту установлен дублирующий насос гидроусилителя для обеспечения управляемости автомобиля, в случае если на ходу заглохнет мотор.
Рабочая тормозная система — пневмогидравлическая, двухпроводная, двухконтурная, с раздельным приводом к тормозным механизмам передних и задних осей; тормозные механизмы всех колес — барабанного типа;
запасная — один из контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система;
стояночная — пружинный энергоаккумулятор на выходном валу раздаточной коробки;
вспомогательная — моторный тормоз-замедлитель.
На МЗКТ-7429 установлены широкопрофильные шины размерностью 23.5R25, которые обеспечивают тягачу полуметровый дорожный просвет.
Рулевое управление выполнено на основе рулевого механизма типа «винт — гайка на циркулирующих шариках – рейка — зубчатый сектор»; рулевой привод – гидравлический, с основной и дублирующей гидросистемами.
Кабина МЗКТ-7429
На грузовике МЗКТ-7429 кабина установлена полностью оригинальная: четырёхдверная, каркасно-панельная. У неё имеется каркас, сваренный из оцинкованного профиля, на который навешиваются облицовочные панели и двери. Вся эта навеска – либо из стеклопластика, либо стальная.
С 2017 года на автомобилях Минского завода колёсных тягачей начали устанавливать кабины МАЗ‑5440 с новым, разработанным именно для МЗКТ дизайном фасада и боковых обтекателей.
На обычную мазовскую кабину установили особую стеклопластиковую облицовку с надписью «VOLAT». Рисунок решётки радиатора не похож на МАЗовский, на облицовке есть рельефные пластмассовые накладки-обрамления, которые могут быть и металлизированными. Со своей окантовкой и блок-фары, установленные в бампере. Головная светотехника выполнена по четырёхфарной схеме. Бампер тоже был разработан заново, он стальной, с декоративными накладками.
Если вспомнить первые МАЗ-543 и последующие МАЗ-7410, то они были именно со стеклопластиковыми кабинами, поэтому опыт в подобном производстве у завода огромный. Панели крепятся к каркасу на клей или точечной сваркой. У этой кабины рекордная пассажировместимость для грузовика: в первом ряду сидят трое, включая водителя, а во втором – четверо.
Размеры её таковы: от лобового стекла до задней стенки 2070 мм, от стекла левой двери до стекла правой — 2320 мм. Если при работе планируется заночевать в кабине, то для этого предусмотрены версии с двумя спальными полками вместо заднего ряда сидений: размер спального места равен 1900х600 мм. Но кабина и в таком варианте исполнения всё равно остается четырёхдверной. Причём двери – парные: правая передняя устанавливается в проём левой задней двери. Передние открываются вперёд, а задние – назад.
Кресло водителя, оснащённое пневматической подвеской и подголовником, регулируется по высоте, а также по углу наклона спинки и подушки. Остальные сиденья – гораздо попроще, однако и они тоже оборудованы подголовниками и ремнями безопасности. У рулевой колонки имеется регулировка угла наклона.
В базовую комплектацию кабины входят зеркала заднего вида с электроподогревом, достаточно современная магнитола, солнцезащитная штора. Даже в стародавние времена, ещё на МАЗ-537, ставили автономный отопитель ОВ-15 – фактически, бензиновую печку «Запорожца», поэтому можно не сомневаться, что на современных тягачах МЗКТ микроклимат в кабине тоже обеспечен — только уже с привлечением «фенов» нашей эпохи. В кабинах всех тягачей данной модели имеется автономный отопитель, а может быть установлен и кондиционер.
Основной применяемый с данным грузовиком прицеп: МЗКТ-5247Д, МЗКТ-9378.
На практике, грузовики МЗКТ-7429 являются превосходным транспортом для перевоза любых нестандартных грузов по труднопроходимой местности, а также могут вытягивать на буксире любое другое транспортное средство.
Среди минусов данной спецтехники нельзя не отметить то, что вездеходный грузовик МЗКТ-7429 – это транспорт очень прожорливый и не самый быстрый. Однако тот факт, что ему не хватает в скорости и экономичности, компенсируется при эксплуатации его мощностью и безупречными внедорожными способностями.
https://ya.ru/video/preview/13256946137723473298
Смотрите также статьи по теме
- КамАЗ-5410: технические характеристики
- ЗИЛ-49061 «Синяя птица»: технические характеристики
- Renault Master: технические характеристики
- Урал-583100: технические характеристики
- БелАЗ-7547: технические характеристики
- Грузовой автомобиль МАЗ-200
- Nissan Atlas: технические характеристики
- БелАЗ-75306: технические характеристики
- Татра-813: технические характеристики
- Scania R440 технические характеристики
- MAN TGS-33.440 (6x4) BBS-WW: технические характеристики
- BAW Tonik: технические характеристики