КамАЗ-5410: технические характеристики
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ ТРЁХОСНЫХ БОЛЬШЕГРУЗОВ
КамАЗ-5410 – выдающийся грузовой автомобиль, возглавивший славный род седельных тягачей, выпускаемых Камским автозаводом. Благодаря своей надежности и выносливости, функциональности и неприхотливости, данная модель была признана одной из самых удачных разработок советского автопрома. Различные модификации КамАЗ-5410 в течение нескольких десятилетий активно эксплуатировались не только на всей территории СССР, но и более чем в сорока зарубежных странах.
Универсальность конструкции седельно-сцепного механизма тягача позволяет его использовать с различными видами полуприцепов, предназначенных, например, для перевозки грузов различного назначения, сжиженного газа, топлива и прочих жидкостей, сельскохозяйственной продукции и т.д. Даже сегодня, несмотря на свой солидный возраст, еще немало этих грузовиков продолжает оставаться в строю.
История создания модели КамАЗ-5410
Седельный тягач КамАЗ-5410 принадлежит к числу автомобилей, созданных на базе первого трехосного большегруза, получившего индекс 5320. Дебют опытной модели состоялся в 1974 году, а уже в феврале 1976 года с конвейера предприятия сошли такие серийные машины, как седельный тягач 5410, самосвал 5511, грузовик с удлиненной бортовой платформой 53212, шасси 53213, а также их двухосные аналоги.
Выпуск этих автомобилей был приурочен к XXV съезду Компартии СССР. Все представители данного семейства обладали схожей конструкцией и по многим параметрам были унифицированы.
Благодаря своим уникальным техническим характеристикам, КамАЗ-5410 стал одним из самых популярных грузовиков в линейке. Эта модель еще долго оставалась востребованной и в постсоветское время, поэтому ее производство продолжалось аж до 2006 года. Достойным продолжателем рода трехосных седельных тягачей стал КамАЗ-54115, получивший ряд конструктивных новшеств, позволивших повысить его грузоподъемность, эксплуатационные качества и комфорт.
Технические характеристики
Модель КамАЗ-5410 относится к классу седельных тягачей с колесной формулой 6х4. Его конструкция включает седельно-сцепной механизм, имеющий две степени свободы. Автомобиль предназначается для работы в составе автопоезда, полная масса которого составляет 25,9 тонн.
Массовые характеристики
- Снаряженная масса автомобиля – 6 650 кг (3 350 кг – нагрузка на переднюю ось + 3 300 кг – на заднюю);
- полная масса тягача – 14 900 кг (3 940 кг – нагрузка на переднюю ось + 10 960 кг – на тележку);
- максимальная нагрузка на седло – 8 100 кг;
- максимальная масса полуприцепа – 14 500 кг.
Динамические характеристики
- Максимальная скорость – 85 км/час;
- время разгона автомобиля в составе автопоезда до 60 км/час – 70 сек.;
- пробег автопоезда накатом с 50 км/час до полной остановки – 800 м;
- длина тормозного пути на скорости 60 км/час – 38,5 м;
- угол преодоления подъема – 18˚.
Габаритные показатели
- Длина автомобиля – 6 180 мм;
- ширина – 2 500 мм;
- высота – 2 830 мм;
- высота с поднятой кабиной – 3 360 мм;
- колесная база – 3 350 мм
- радиус разворота – 7,7 м (по внешнему колесу), 8,5 м (габаритный).
Расход топлива
По нынешним меркам КамАЗ-5410 никак не тянет на звание экономичного автомобиля. В среднем расход топлива этой машины составляет около 41 литра на 100 км. Однако при полной загрузке, да еще зимой, этот показатель значительно возрастает.
В связи с таким нескромным «аппетитом» грузовика, конструкторы КамАЗа заменили 250-литровый бак, которым он изначально оснащался, на большие емкости. Так базовая версия тягача комплектуется топливным баком объемом в 350 литров, а более дорогая модификация располагает 500-литровым резервуаром.
Двигатель КамАЗ-5410
Изначально на все модификации КамАЗ-5410 устанавливался четырехтактный двигатель КамАЗ-740.10. Это V-образный 8-цилиндровый атмосферный дизельный агрегат с рабочим объемом 10,85 литров. Его номинальная мощность составляла 154 кВт (210 л. с.), а крутящий момент – 668 Нм.
За многие годы эксплуатации этот мотор доказал свою надежность и неприхотливость, но его экологические характеристики оставляли желать лучшего.
Со временем тягач стал оснащаться более усовершенствованными двигателями с турбонаддувом – КамАЗ-740.11 мощностью 240 л. с., соответствующими экологическому стандарту Евро-1.
Ныне на российских дорогах курсируют еще и КамАзы-5410 с рядными 6-цилиндровыми турбированными двигателями объемом 9,5 л и мощностью 260 л. с. БМЗ-31.06.01 (Евро-2), произведенными на Белгородском моторном заводе.
Трансмиссия
Двигатель автомобиля КамАЗ-5410 работает в паре с 5-ступенчатой МКП с дистанционным управлением механического типа. Конструкция трансмиссии включает делитель, представляющий собой дополнительную 2-ступенчатую коробку, расположенную между сцеплением и основной коробкой, которая обеспечивает увеличение количества скоростей вдвое, т.е. до 10.
Показатель передаточного числа главной передачи составляет 5,43. Крутящий момент от мотора на коробку передается посредством двухдискового фрикционного сухого сцепления, оснащенного гидравлическим приводом с пневматическим усилителем. Фрикционные накладки имеют диаметр 350 мм.
Ходовая часть
КамАЗ-5410, к сожалению, не может похвастаться плавностью хода на неровных дорогах. Однако, учитывая, что он и не является прогулочным автомобилем, то, в принципе, ходовая часть имеет очень даже неплохую конструкцию.
За мягкое преодоление дорожных неровностей передними колесами отвечают две полуэллиптические листовые рессоры, а за сокращение вертикальных колебаний – гидравлические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска – балансирного типа, выполненная на паре продольных полуэллиптических рессор с 6-ю реактивными штангами.
На передних и задних осях тягача располагаются бездисковые колеса размером 7,0-20 (178-508), «обутые» в пневматические радиальные шины 9.00R20 (260R508).
Тормозная система
Грузовик оснащен тормозами барабанного типа с пневмоприводом на все колеса. Тормозные барабаны в диаметре насчитывают 400 мм, а тормозные накладки по ширине – 140 мм. На всех модификациях тягачей у полуприцепов тормозная система с комбинированным приводом, кроме гидрофицированной версии для работы со специализированными полуприцепами – там задействована двухпроводная схема тормозов.
Рама КамАЗ-5410
Основные элементы рамы тягача КамАЗ-5410 выполнены из 8-миллиметровой листовой стали путем штамповки. Конструкция рамы включает два продольных лонжерона со швеллерным профилем и пять поперечен со сборной конструкцией. Все элементы скрепляются между собой посредством заклепок.
Передняя часть рамы оборудована буфером с парой буксирных вилок. Задняя рамная поперечина имеет жесткое тягово-сцепное устройство, предназначенное для буксировки неисправных автомобилей на короткие расстояния.
Кабина КамАЗ-5410: обзор рабочего места
Экстерьер
Внешний дизайн кабины КамАЗ-5410 предельно прост и лаконичен, как полагалось всем грузовикам советской эпохи. Главная задача конструкторов состояла в создании максимально функциональных автомобилей-трудяг, поэтому над эстетической составляющей никто не заморачивался.
Примитивные угловатые формы кабины, неброская решетка радиатора, нелепо висящий грубый металлический бампер, небольшие круглые фары, плоское лобовое стекло, состоящее из двух частей – эти характерные черты были свойственны всем моделям КамАЗов того времени. В общем, можно с уверенностью резюмировать, что внешность этого седельного тягача восторга не сможет вызвать даже у самых жизнерадостных оптимистов.
Интерьер
Не отличается какими-либо наворотами и внутренний дизайн кабины. Искать в салоне хотя бы намек на уют не стоит – здесь царит брутально-спартанский стиль.
К положительным моментам можно отнести большой объем внутреннего пространства, достигаемый за счет бескапотной конструкции кабины, а также удобное расположение и информативность приборов, регулируемое водительское сиденье с пружинами, обеспечивающими хоть и минимальный, но комфорт при езде по неровностям. К сожалению, пассажирские сидения этой «роскошью» не располагают.
Что касается компоновки внутреннего пространства кабины, то здесь производитель предлагал два варианта: без спального места и с таковым. Автомобили, которые были предназначены для эксплуатации на ближних дистанциях, оборудовались двумя или тремя сиденьями. Дальнобойные версии тягачей оснащались спальником для отдыха водителей, располагающимся за сидениями.
Как ни прискорбно, но за все те 30 лет, что выпускался КамАЗ-5410, какие-либо серьезные доработки, направленные на повышение комфорта в салоне, так и не были проведены.
Модификации КамАЗ-5410
С целью максимального расширения функциональных ресурсов тягача КамАЗ-5410, а также обеспечения возможности его использования в любых климатических условиях, Камский автозавод выпускал этот автомобиль в нескольких модификациях:
-
- гидрофицированная версия КамАЗ-5410 предназначалась для работы с полуприцепами специального назначения;
- модификации 5410, 54112 Тропический – для эксплуатации в жарких регионах;
- версия 54112ХЛ – для эксплуатации в условиях максимально низких температур;
- КамАЗ-54101 – модификация со специальным гидравлическим оборудованием для транспортировки полуприцепа-самосвала ГКБ-9575 с показателем грузоподъемности 13,5 тонн;
- Модификация с индексом 54102, характеризующаяся способностью выдерживать нагрузки на сдвоенных ведущих мостах в пределах 14 тонн. Предназначена для работы с полуприцепом бортового типа ОдАЗ-9385.
Отзывы владельцев КамАЗ-5410
Артем, 43 года, Магадан
Купил этот тягач два года назад. Год его выпуска – 1992, поэтому, говорить о каком-то удовлетворительном состоянии не буду. Прежний хозяин, похоже, не особо заботился о состоянии машины, пока она ему была нужна.
В общем, если бы не смешная цена и мой безграничный оптимизм, то вряд ли бы я остановил свой выбор на этом варианте, потому что это был не грузовик, а одна большая проблема. За это время я практически полностью восстановил машину.
Тот объем работ, который пришлось переделать, даже ремонтом не назовешь, потому что я фактически собрал новый автомобиль. Но самое страшное позади. Главное, сейчас тягач работает и приносит хорошие деньги, значит все мои усилия не пропали даром. Теперь хочу навести в кабине уют, да и стандартную камазовскую внешность сделать более привлекательной.
Николай Семенович, 60 лет, Самара
Пришлось поработать в 80-х года на КамАЗе-5410. Наше транспортное предприятие тогда обзавелось несколькими новыми камазовскими грузовиками, в числе которых был и этот тягач.
Проездил я на нем около пяти лет, причем, исколесил чуть ли не всю Россию. Насколько помню, проблем никаких не было. Машина надежная, в обслуживании легкая, в кабине удобно и не шумно. Конечно, мне повезло, что я на новый автомобиль сел, потому что, когда начинали выпускать эти грузовики, о качестве волновались.
Сегодня еще изредка вижу на дорогах эти тягачи и удивляюсь, как это они дожили до этих-то дней, ведь их давно уже не выпускают.
оценивших 20, оценка: 3,60 из 5
Смотрите также статьи по теме
- УАЗ-3303: технические характеристики
- КамАЗ-65225: технические характеристики
- ИЖ-2715: технические характеристики
- KIA Bongo III: технические характеристики
- Volkswagen Transporter T4: технические характеристики
- MAN TGX 18.400 4x2 BLS: технические характеристики
- КрАЗ-65101: технические характеристики
- Ford Cargo: технические характеристики
- Shacman SX3256DR384: технические характеристики
- БелАЗ-75306: технические характеристики
- Liebherr LTM 1050: технические характеристики
- Sany STC 550 T5: технические характеристики