Санитарный ГАЗ-55
ОТ СОВЕТСКО-ФИНСКОЙ ВОЙНЫ ДО «КАВКАЗСКОЙ ПЛЕННИЦЫ»
Специальные модификации автомобилей, предназначенные для «скорой помощи» и других медицинских служб, делались в СССР на основе легковушек, грузовиков, и даже правительственных лимузинов. Первый серийный советский санитарный автомобиль ГАЗ-55, запущенный в массовое производство в середине 1930-х, сделали на грузовом шасси ГАЗ-АА. До этого каретами скорой медпомощи служили иномарки и машины на базе АМО-Ф15, но их было очень мало. ГАЗ-55 стал первой массовой «неотложкой» в СССР. Каким он был?
Санитарный ГАЗ-55 был автобусом на базе грузовика- полуторки ГАЗ-АА – с четырёхцилиндровым двигателем рабочим объемом 3,3 литра мощностью 50 лошадиных сил. Однако с более мягкой подвеской – с удлинёнными рессорами и амортизаторами от легкового ГАЗ-М1.
В салоне автобуса можно было закрепить четверо носилок или усадить 10 человек. Это указывает на то, что санитарный автомобиль этот был двойного назначения – предназначенным как для службы в армии, так и для работы на гражданке. На этом горьковском шасси ГАЗ-АА немного отличающиеся автомобили (иногда даже с более элегантными очертаниями автобуса) делали авторемонтные заводы в разных городах Советского Союза.
Массовые объёмы производства ГАЗ-55 всё равно не удовлетворяли гигантских потребностей огромной страны, которую «с нуля» нужно было полностью оснастить каретами «скорой помощи». Тем более что потребность в массовых и относительно дешёвых санитарных машинах имелась и в армии. А вооружённые силы, в условиях неизбежно надвигающейся войны с западными странами, пользовались в СССР приоритетом.
Об истории создания ГАЗ-55
В 1935 году, в результате совместной работы Наркоматов обороны и здравоохранения Советского Союза, появилась идея создания унифицированного санитарного автомобиля.
Технические требования предусматривали использование только недавно освоенного 1,5-тонного шасси грузовика ГАЗ-АА. Закрытый кузов автобусного типа позволял разместить 4-х лежачих больных, находящихся на носилках.
Спереди же сохранялась стандартная кабина, рассчитанная на водителя и сопровождающего медицинского работника. Разработку передали на завод ГАЗ, на котором уже существовал проект автобусного фургона санитарной машины, созданный в инициативном порядке.
Ведущий конструктор ГАЗа Юрий Наумович Сорочкин, получив задание – создать недорогой, но надёжный специальный санитарный автомобиль, работал с оглядкой на американский санитарный (и полицейский) автобус компании «Форд», образца 1930-1931 годов.
В том же 1935 году был сделан первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился дополнительного мощного светового фонаря на крыше.
Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входившему в состав автозавода имени Молотова (бывшего Первого автосборочного завода и будущего Горьковского автобусного завода), который находился в непосредственной близости от самого ГАЗа. В качестве дополнительного завода, дублёра производства ГАЗ-55, был выбран Казанский кузовной завод.
К 1938 году новая серийная машина была готова и получила индекс ГАЗ-55. Официальное название «санитарки» – ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая – модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру просто опустили. Машины, предназначенные для поставки в Красную Армию, в документах назывались М-55 («Молотовец-55»).
Казанские автомобили получили дурную славу из-за отвратительного качества кузовов. Из Казани ГАЗ-55 поставлялись только гражданским организациям. Дошло до того, что после получения нового автомобиля новый казанский кузов с него демонтировался и заменялся аналогом, изготовленном на каком-нибудь местном авторемонтном предприятии, либо собственными силами медучреждения. Наркомат здравоохранения был в курсе проблемы казанских бракоделов, но конкретных мер по искоренению этого безобразия до войны так и не принял.
А в военное время ГАЗ-55 уже выпускался только в Горьком, причём санитарные фургоны стали устанавливать на обычные жёсткие грузовые шасси, без доработанной мягкой легковой подвески. С началом войны Горьковский автозавод ведь стал испытывать серьёзные проблемы с поставками различных материалов и комплектующих от смежных предприятий. Из-за этого пришлось запустить программу упрощения выпускаемых автомобилей, которая не обошла и санитарную машину ГАЗ-55.
В 1942 году конструкцию машины дополнительно существенно упростили и удешевили. Передние крылья делали уже не методом глубокой штамповки, а, также как на ГАЗ-ММ-В – гнули из плоского листа, аналогично выполняли и задние брызговики. На ГАЗ-55 выпуска 1943 года устанавливалась только левая фара, передние тормозные механизмы отсутствовали. Так же, как и отсутствовали остекление кузова и вентиляционные люки на крыше. На некоторых ГАЗ-55, сделанных в 1942-м коду, были деревянные двери вместо металлических.
Однако уже в 1943 году завод начал возвращаться к «нормальной» довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов. Выпуск санитарных ГАЗ-55 не останавливался на заводе даже во время бомбёжек и связанной с ними воздушной тревоги.
«Санитарки» ГАЗ-55 выпускались на Горьковском автобусном заводе и в послевоенные годы, пока им на смену не пришла более совершенная модель ГАЗ-653 на базе грузовика ГАЗ-51.
За всё время производства только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55, а в Казани – порядка 1 тысячи таких автомобилей.
С 1946 года ГАЗ-55 делались на ставшем самостоятельным Горьковском автобусном заводе – ГЗА. Окончательно снята с производства данная модель была в конце 1950 года, уступив место аналогичному санитарному автомобилю ГЗА-653, но уже на базе более современного грузовика ГАЗ-51.
Особенности ГАЗ-55, по сравнению с базовым шасси ГАЗ-АА
Для санитарной машины использовали не совсем обычное шасси (что видно уже из индекса). От стандартного ГАЗ-АА оно отличалось доработанной подвеской с удлиненными задними рессорами и шестью рычажными гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1 (два спереди и четыре сзади).
С такой подвеской ход машины становился намного мягче, что было актуально при перевозке больных или раненых. Также были внесены изменения в выхлопную систему, так как медицинский отсек обогревался с помощью выхлопных газов, проходящих в салоне через два калорифера, установленных на полу, под лавками.
Но были у системы отопления и недостатки. При жёстком режиме эксплуатации, выхлопные трубы у ГАЗ-55 могли прогорать и разгерметизироваться. Из-за этого угарный газ начинал поступать в кузов. Поэтому от подобной отопительной системы в скором времени решили отказаться. В качестве безопасной альтернативы приняли обычные печки-буржуйки.
В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л.с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталью и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).
В салоне фронтовой «неотложки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках. Носилки свободно перемещаются в салоне санитарного автобуса ГАЗ-55 с помощью направляющих труб, установленных на потолке и на полу. К направляющим носилки крепятся четырьмя амортизаторами.
К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 были прикреплены откидные трехместные сидения с мягкой подушкой и спинкой. На переборке, отделяющей кабину водителя от санитарного отсека, есть еще два сидения, рассчитанные на одного раненого каждое. В перегородке за спинкой правого переднего сиденья также находится двухстворчатая дверь, для того, чтобы санитар мог быстро перемеситься при необходимости в санитарный отсек.
В комплект машины входили четыре ящика-укладки. Два из них были расположены у задней стенки внутри кузова и предназначались для подвесных гамаков. Два других крепились снаружи, у подножек, и служили для прочего оборудования.
Гражданские санитарные машины окрашивались в белый, серый, кремовый либо песочный цвета, а машины, предназначенные для использования в Красной Армии – в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту обозначал фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделять медицинскую машину в потоке и предоставлять ей право преимущественного проезда.
У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стёкла). В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты и наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.
Двигатель и трансмиссия ГАЗ-55
В качестве силового агрегата без изменений перешёл с полуторки её 50-сильный четырёхцилиндровый карбюраторный мотор (мощность 50 л.с. при 2800 об/мин). Рабочий объём двигателя – 3,28 литра.
Трансформация крутящего момента осуществлялась четырёхскоростной коробкой передач, сцепление – сухого трения с одним рабочим диском. Между коробкой и картером моста расположена карданная передача, состоящая из двух валов, закрытых сверху защитным кожухом.
Редуктор не отличается от используемого на обычных хозяйственных грузовых шасси ГАЗ-ММ, состоит из пары конических шестерён, устанавливалось две разновидности пар, которые немного отличались передаточным числом (6,67 и 6,6 соответственно).
Особенности конструкции более подробно
В основе ГАЗ-55 лежит рамное шасси грузовика ГАЗ-ММ с доработанными подвесками, обеспечивавшими повышенную плавность хода. Передняя балка оснащена дополнительной поперечной листовой рессорой и парой рычажных амортизаторов, позаимствованных у легкового М1.
Задний мост сохранил подвеску на кантилеверных продольных рессорах с увеличенной длинной и уменьшенным весом. Задний мост ГАЗ-55 оборудован четырьмя амортизаторами, аналогичными применённым спереди.
На кормовой поперечине рамы на части автобусов имеется упрощенный буксировочный прибор, предназначенный для установки санитарной повозки. Машины, выпущенные после 1939 года, получали передние проушины, прикрепленные к лонжеронам рамы.
Кузов санитарного автобуса ГАЗ-55, состоящий из деревянного каркаса с металлической обшивкой, имеет сниженную высоту. Внутренняя поверхность кузова обшивалась листами фанеры.
Для подачи свежего воздуха на крыше ГАЗ-55 выполнены 2 приточных канала, расположенных по ходу движения. Дополнительный кормовой раструб развернут на 1800, отвечает за отвод воздуха из внутреннего объема кузова. Регулировка интенсивности потока воздуха осуществляется поворотной заслонкой. Для хранения различного оборудования используются два ящика со съёмными крышками, установленных за подножками.
Для погрузки больных использовались распашные дверцы, находящиеся на кормовой части машины. На части довоенных машин в задних дверях выполнены окна. Для облегчения доступа имеется откидная подножка. Санитарный отсек на ГАЗ-55 имеет по три боковых окна, причём крайние из них закрыты глухими вставками.
Над ветровым стеклом ГАЗ-55 отсутствует козырек, что позволило установить сигнальный фонарь санитарной машины.
Автомобиль сохранил штатные двери в передней части, через которые в кабину попадали водитель и санитар. Запасные колёса в количестве двух штук симметрично монтировались в нишах, выполненных в передних крыльях. Примерно в конце 1940-го года правое запасное колесо ставить перестали, оставили одну запаску, и на крыле поэтому убрали нишу.
К боковым стенкам санитарного отсека ГАЗ-55 прикреплены откидные 3-местные сидения с мягкой подушкой и спинкой. Внутри имеется переборка, отделяющая зону управления от санитарного отсека, к ней прикреплены еще 2 сидения, рассчитанных на 1 пассажира каждое.
В перегородке имеется распашная двухстворчатая дверь со стёклами, находящаяся за спинкой сидения санитара. Точная конструкция узла неизвестна, но, по всей видимости, для доступа в санитарный отсек необходимо сдвинуть кресло вперед и сложить спинку, в противном случае человек к двери не пройдёт.
В перегородке также имеется дополнительно окно, размещенное над головой водителя.
Для перемещения носилок в салоне ГАЗ-55 предусмотрены направляющие трубы. Носилки удерживаются на четырёх амортизаторах, которые свободно передвигаются по направляющим. Для поддержания комфортной температуры установлены два калорифера, которые прогреваются теплом от выхлопных газов двигателя.
Освещение санитарного отсека ГАЗ-55 состоит из 1 плафона, размещенного на переборке. Лампа подключена к бортовой сети постоянного тока напряжением 6 Вольт.
Массогабаритные и динамические характеристики
- Длина – 5425 мм.
- Ширина – 2040 мм.
- Высота – 2340 мм.
- Дорожный просвет – 200 мм.
- Колёсная база – 3340 мм.
- Ширина колеи задней – 1405 мм.
- Ширина колеи передней – 1405 мм.
- Максимальная скорость – 70 км/час.
- Дальность автономного пробега без заправки – 215 км.
- Снаряжённая масса автомобиля – 2370 кг.
Непосредственное применение
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 хорошо зарекомендовал себя не только в городах, но и на сложных фронтовых дорогах. В отличие от стандартных грузовиков, также применявшихся для вывоза раненных, ГАЗ-55 более плавно, без подскоков и тряски преодолевал разбитые участки дорог.
Его не так сильно трясло на кочках и ямах, значительно меньше раскачивало на ухабах. При помощи ГАЗ-55 из полевых медсанбатов в госпитали на лечение было эвакуировано значительное количество раненых военнослужащих, тем самым – спасено много жизней.
Большое количество выпущенных в довоенное время «неотложек» было потеряно во время отступления летом 1941 года. Часто данную технику немцы захватывали прямо в автопарках, практически без пробега, в новом состоянии. Такие «санитарки» ГАЗ-55 охотно использовались оккупантами, и даже получали от них немецкие автономера, маркировку и символику.
Вплоть до окончания войны парк санитарного транспорта Красной Армии укомплектован как следует не был. Горьковский автозавод до победного мая 1945-го отправил в вооружённые силы 8 тысяч машин ГАЗ-55, но этого было мало.
Часть ГАЗ-55 применялась в санаториях и сельских больницах, эти машины дотянули исправными вплоть до конца 1960-х годов, пока не были списаны на металлолом по старости.
Считается, что один из санитарных автомобилей ГАЗ-55 представлен в экспозиции музея на Поклонной горе (Москва). Однако это не так: тот автомобиль является не ГАЗ-55, а санитарным автомобилем на базе легкового шасси ГАЗ-А, также имевшего «фордовские» корни.
На данный момент, возможно, единственный действительно подлинный уцелевший экземпляр ГАЗ-55 отреставрирован и находится в Музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме. Это музей, созданный в 2006 году по инициативе генерального директора Уральской Горно-Металлургической Компании (УГМК) Андрея Козицына, который согласно Forbes входит в ТОП-30 богатейших людей России с состоянием в 6,3 млрд. долларов.
До наших дней не дошло даже технической документации на машину, которая была уничтожена вместе со всем архивом ГЗА в 70-е годы.
Санитарный автомобиль ГАЗ-55 в знаменитой комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница»
В 1939 году началась советско-финская война, в которой впервые в боевой обстановке опробовали новые санитарные автобусы ГАЗ-55. При этом часть техники была брошена, а впоследствии ещё годами использовалась хозяйственными финнами.
В 1941 году по сценарию Сергея Михалкова был снят фильм «Фронтовые подруги», посвященный событиям советско-финской войны, и в нём фигурирует один из ГАЗ-55. Фильм этот вышел в прокат в мае 1941-го.
В число фильмов, в которых «снялся» ГАЗ-55, входят «Повесть о настоящем человеке» (1948 г.), «Сталинградская битва» (1949 г.)
Но главное – данная модель санитарного автомобиля «запечатлелась» в любимом народном кинофильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (Студия «Мосфильм», 1966 год).
Все, кто смотрел фильм, помнят слова расстроенного и рассерженного шофёра Эдика: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса! Один Аллах ведает, куда девается искра у этого недостойного выродка славной семьи двигателей унутреннего изгорания!»
На экране перед нами одна из многих «санитарок» ГАЗ-55 с «самодельным» кузовом, немного отличавшимся от стандартного – из тех, что делали авторемонтные заводы в разных городах Советского Союза. Об этом я говорил в начале статьи.
Автомобиль, судя по номерам образца 1946 года «ЦЧ 09-82», был крымский (где, собственно, и снимался фильм «Кавказская пленница»). За пару десятилетий работы в Крыму этот ГАЗ-55 был заметно переделан.
В фильме явственно видно, что «родной» задний мост у него был заменён на мост более современного ГАЗ-51, а передняя подвеска с поперечной рессорой — на традиционную, из 2-х полуэллиптических.
Диски у этого ставшего легендарным ГАЗ-55 были разные: спереди стоят американские, из ленд-лизовских поставок, задний правый с двумя отверстиями – от раннего ГАЗ-51, а задний левый с шестью отверстиями – от УралЗИС.
Этот же автомобиль снимался в фильме «Весна на Одере» (1967 г.), после чего его дальнейшая судьба уже неизвестна.
оценивших 265, оценка: 2,96 из 5
Смотрите также статьи по теме
- Isuzu NMR 85H: технические характеристики
- Одноосный тягач МАЗ-529
- КрАЗ-6322: технические характеристики
- FAW J6 CA3310: технические характеристики
- ГАЗ-322132: технические характеристики
- МАЗ-5516: технические характеристики
- Mercedes-Benz Unimog: технические характеристики
- БелАЗ-7555В: технические характеристики
- Komatsu HM400: технические характеристики
- MAN TGX 18.400 4x2 BLS: технические характеристики
- Урал-583100: технические характеристики
- Iveco EuroCargo: технические характеристики